Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение документа в библиотековедении. Документ как объект библиотечного дела




При разработке государственных стандартов по терминоло­гии библиотечного дела и научно-информационной деятель­ности было решено, что с целью достижения единства в дис­циплинах, так или иначе касающихся проблем работы с документами, в них будет употребляться единая терминоло­гия. Это относилось и к определению понятия "документ", ко­торое предполагалось заимствовать из стандарта "Делопроиз­водство и архивное дело".

Недостатки отмеченного выше определения документа в ГОСТе 16487—70 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" побуждали ученых к поискам другой, спо­собной отразить особенности библиотечного дела, дефиниции. Значительный вклад в разработку такой дефиниции сделал российский библиотековед Юрий Николаевич Столяров. Сна­чала он попробовал очертить круг тех документов, которые по­падают в сферу деятельности библиотеки, через понятие "нооинформация", определив его как "информацию, созданную человеческим разумом, в отличие от информации, зафиксиро­ванной в явлениях неживой природы, или биологии"1. На пер­вый взгляд, в таком случае из объема понятия "документ" изы­мались объекты "неживой природы или биологии". Однако в понятии "документ" речь идет не о самих объектах, а об инфор­мации, которая передается. А вид информации зависит не от того, в каком объекте она "содержится" (точнее, с помощью ка­кого объекта она передается), а от того, кто ее передает и вос­принимает. Если информацию о явлениях живой или неживой природы передает человек путем экспонирования соответству­ющих объектов в специальных собраниях (коллекциях), то та­кая информация тоже является социальной (или нооинформацией), хотя она и добывается потребителем через наблюдение самих объектов, а не их условного отображения. Главная отли­чительная черта документа — наличие нооинформации, или социальной информации — присуща и значению Документа I в полном его объеме, потому что он является средством социаль­ной коммуникации, осуществляющейся в обществе, а не ком­муникации в неживой или живой природе.

Как способ конкретизации понятия "документ" можно счи­тать указание, что эта информация "зафиксирована на специ­альном вещественном носителе..."2. Но какой носитель счи­тать "специальным"? Такого уточнения не было. Дальше говорилось, что "форма и способ фиксации здесь допускаются любые", и хотя наводился их перечень: "то есть на бумаге, пленке, в виде кодекса, ленты, диска", — заканчивался этот ряд неопределенным "и т. п.". Думается, что в данном случае Ю.Н. Столяров пытался определить понятие "документ" в зна­чении Документа IV. Но объективно эта дефиниция может со­ответствовать Документу III, потому что на специальном носи­теле, то есть избранном человеком именно для воссоздания определенной информации (знаний, чувств, волевых импуль­сов), создаются и такие документы, как трехмерные произве­дения изобразительного искусства, модели, макеты и т. п. Как известно, сбор, хранение и организация использования таких объектов не относятся к обязанностям библиотек, хотя в неко­торых случаях отдельные библиотеки и выполняют подобные функции, характерные для музеев.

Несколько позже Ю.Н. Столяров стал сторонником широ­кой трактовки понятия "документ". Он пришел к выводу, что понятие "документ" может быть самым широким с точки зре­ния его объема, то есть приравниваться значению Документа I, а в фондах библиотек могут быть представлены не только доку­менты, созданные любым способом записи информации, но и трехмерные произведения искусства (например, скульптуры), и образцы предметов материальной культуры человечества, и образцы естественных объектов (например, горных пород). В 2005 г. Ю.Н. Столяров предложил: "1. Признать правомер­ность наличия разномасштабных определений документа — от космического до самого узкого...; 2. Признать условность, от­носительность, конвенциональность понятия "документ" и принципиальную необходимость разных определений для документаризации разнородных явлений действительности; 3. Для каждой научной или практической задачи исходить из наиболее общего определения документа, вводя соответст­вующие для данного случая, наиболее существенные ограни­чения"1.

Самым общим определением "документа" Ю.Н. Столяров предложил считать следующее: "Объект, позволяющий из­влечь из него требуемую информацию". Ю.Н. Столяров счита­ет, что такое определение "документа" учитывает трактовку ИСО. С нашей точки зрения, такая дефиниция превышает не только объем понятия "документ", соответствующий определению ИСО, то есть "записанную информацию", но и более ши­рокое значение Документа I, потому что в нем предусматрива­лось, что материальные объекты, выполняющие функцию документов, должны быть включены в определенные собра­ния, — следовательно, отобраны и обработаны человеком-ком­муникантом. По определению Ю.Н. Столярова документом можно было бы считать любой объект материального мира, что все же является преувеличением.

Одновременно Ю.Н. Столяров предлагает "в прикладном, социальном смысле считать документом информацию, знаково зафиксированную искусственным способом на материальном носителе, способную служить единицей семантического про­цесса". Какой объем понятия "документ" предполагал автор в этом определении? Возможно, это Документ III, учитывая "ис­кусственный способ" фиксации информации. Это значение тоже шире предлагаемого международным стандартом, кото­рый охватывает только "записанную информацию".

Очевидно, приближаясь к общей с Ю.Н. Столяровым трак­товке документа, Е.А. Плешкевич отметил: "Под термином "документ" мы понимаем социальную, семантическую, мате­риализованную информацию, которая имеет форму сообщения и включена в определенную информационно-документационную систему"1. К сожалению, это определение так же нуждает­ся в комментариях, потому что не известно, что автор понима­ет под "формой сообщения".

Поиски такой дефиниции документа, которая бы наилуч­шим образом отражала особенности объекта библиотечного дела, продолжаются.

Рассматривая понятие "документ", следует вспомнить, что для разных отраслей деятельности, которые имеют дело с до­кументом, его определение может быть специфическим, пото­му что существуют разные требования к тому, каким должен быть настоящий документ.

Так, для библиотечного дела, которое занимается хранени­ем документов и организацией их использования, очень важное значение имеет материальная форма документов, потому что от нее зависят условия хранения и использования докумен­тов. Поэтому в определениях документа, предназначенных для использования в библиотековедении, особое внимание уделя­ется характеристике документа как материального объекта, или, по предложению С.Г. Кулешова, как вещевого изделия.

Приведем полностью это определение: "...для библиотеко­ведения, библиографоведения и книговедения документ — это текст (как логическая последовательность языковых и неязы­ковых знаков), зафиксированный на вещевом изделии, основ­ной функцией которого является сохранение и распростране­ние (передача) информации в пространстве и времени"1.

Что касается понятия "текст", когда оно охватывает как языковые, так и неязыковые знаки, то с таким определением "документ" будет приравниваться Документу I. Если мы хотим оставить только значение Документа IV, то нужно заменить слово "текст" словами "записанная информация".

Можно согласиться с уточнением, что записанная информа­ция зафиксирована на вещевом изделии, так как это подчерки­вает материальную форму документа. В частности, к докумен­там С.Г. Кулешов относит такие "вещевые изделия", которые своей основной функцией имеют передачу информации, и эта функция "предопределяет их специальную, специфическую материальную конструкцию, представленную, как правило, в форме книг, брошюр, листов бумаги, записных книжек, букле­тов, микрофиш, магнитных дискет и т. п.". "Специальная конс­трукция обеспечивает выполнение ими [документами — Г. Ш.] их основной функции, предоставляя возможность этим издели­ям быть удобными для перемещения в пространстве, прочными для сохранения информации во времени, приспособленными для физиологических возможностей чтения текста"2.

Эта функциональная предназначенность позволяет отде­лить документы, которые "функционируют в документальных коммуникациях, являются объектами обработки, хранения и выдачи в библиотеках, книжных магазинах, органах инфор­мации и т. п.", от вещевых изделий, на которых также зафик­сирована информация (то есть они также передают ее в про­странстве и времени), но для последних эта функция является второстепенной, вторичной. "Например, проездной билет на городской транспорт, удостоверение личности или бумажные деньги тоже имеют зафиксированную информацию, которую они передают в пространстве и времени, но основная функция этих вещевых изделий — давать право на проезд, удостоверять особу и быть платежным средством"1.

С.Г. Кулешов вполне правомерно ограничивает круг доку­ментов, с которыми работают (и должны работать) учрежде­ния, имеющие дело с документационной деятельностью. Это — документы, принадлежащие к категории Документа IV, но не все, а те, которые имеют определенные признаки. Поэтому считаем, что дефиницию документа, данную С.Г. Кулешовым, действительно нужно использовать в библиотековедении, библиографоведении и книговедении, но после замены слова "текст" на словосочетание "записанная информация" или "за­пись информации". Кроме того, в формулировке "основной функции" документа как вещевого изделия целесообразно в первую очередь указать на передачу информации во времени, потому что это — функция любого документа.

Таким образом, документ, с которым работают библиотеч­ные, библиографические и другие информационные учрежде­ния, это записанная информация, имеющая реквизиты, соответствующие требованиям определенного жанра и вида документа, зафиксированная на (в) вещевом изделии, основная функция которогосохранение и передача ин­формации во времени и пространстве.

Сравнивая это определение с приведенными выше, можно отметить, что документ в библиотечном деле — это Доку­мент IV за исключением Документов VIII, VII, VI, потому что сохранение документов, которые имеют только правовое (юридическое) значение и не предназначаются для широкого рас­пространения, не входит в сферу деятельности библиотеки.

Отсутствие необходимых реквизитов на материальном объек­те с записью информации не означает, что он не может использо­ваться для передачи информации во времени и пространстве, но этот недостаток мешает точной идентификации документа, ли­шает его необходимой достоверности, вызывает трудности в пользовании документом; в конечном итоге, не позволяет ис­пользовать этот материальный объект с записью информации "как единицу в ходе осуществления информационной (документационной) деятельности". Поэтому при отсутствии необходи­мых реквизитов в документе специалист — коммуникационный посредник — прилагает усилия для того, чтобы идентифициро­вать документ, используя средства и источники информации, находящиеся вне данного документа. Найденные в результате такого поиска данные вносятся в документ как его реквизиты.


Выводы

В современном документоведении значительное внимание уделяется определению "документа" как объекта делопроиз­водства, архивного и библиотечного дела, библиографии, лю­бой информационной деятельности.

Среди зафиксированных в государственных стандартах и терминологических словарях дефиниций документа наиболее пригодным для сферы деятельности библиотек является опре­деление документа как "записанной информации", то есть зна­чение Документа IV.

Определения документа как записанной информации не до­статочно для того, чтобы отделить документы, с которыми имеют дело в библиотечной деятельности, от других объектов, формально подпадающих под такую дефиницию. В определе­нии документа как объекта библиотечного дела нужно подчер­кнуть, что он является записанной информацией, зафиксиро­ванной на (в) вещевом изделии, основной функцией которого является хранение и распространение информации во времени и пространстве.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. В каких государственных стандартах приводилось опре­деление документа? Какие преимущества и недостатки каждо­го из этих определений?

2. Как определяется документ в международных стандар­тах?

3. Какое значение документа принято в современной ин­формационной деятельности и информационной науке?

4. Как определяется документ с точки зрения библиотеко­ведения?

5. Объясните понятия "официальные документы", "доку­менты личного происхождения" и "личные документы".

6. Каковы отличия делопроизводственных и архивных до­кументов?

7. Какие термины, обозначающие понятие "документ", употребляются в международной архивной практике и тео­рии?

8. Найдите определения документа в современных слова­рях, монографиях и учебниках по библиотечному делу, инфор­матике и смешанным отраслям знания. Объясните их соотно­шение с понятием Документ IV.


Тема 4

ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ДОКУМЕНТА

 

 

Понятия функций и свойств документа тесно связаны с его определением. Иногда они перечисляются в определении, иногда выводятся из него.

Трактовки функций и свойств документа так же разнооб­разны, как и значения понятия "документ". Среди функций и свойств документа есть такие, которые присущи самому широ­кому значению понятия "документ" (то есть любой трактовке документа); такие, которые характеризуют значение "доку­мента" того или иного низшего уровня, и такие, которые при­сущи лишь документам определенного вида. Понятия функ­ций документа принадлежат к дискуссионным вопросам документоведения, разные авторы определяют и комментиру­ют их по-разному.

Рассмотрим функции и свойства документа, присущие лю­бому его значению.

 

4.1. Понятие "функции документа". Главная (сущностная) функция документа и производные от нее

Понятие "функция" имеет разные значения (обществен­ное, математическое, физиологическое, лингвистическое). Поскольку документ — это объект, создаваемый обществом, к нему применяют общественное значение понятия "функции": "обязанность, круг деятельности; назначение, роль"1. "Функ­ция документа — это его общественная роль, социальное на­значение, цель, задача", — пишет Наталья Николаевна Куш-наренко2.

Анализ показывает, что документ выполняет не одну функ­цию, а несколько, или определенное множество функций. По­этому документ является полифункциональным объектом (от лат. "поли", что означает "много"). Разные функции докумен­та не являются однопорядковыми. Есть функции главные и производные (подчиненные); общие (присущие всем докумен­там) и специальные (присущие отдельным группам, видам, до­кументов), а также есть конкретные функции, присущие определенным ограниченным группам (жанрам, видам) доку­ментов.

В теоретическом плане вопрос о функциях документа изу­чался, прежде всего, применительно к определенным жанрам и видам документа (то есть изучались конкретные и специаль­ные функции). Но в последнее время появились труды, посвя­щенные, главным образом, общим функциям документа3. Характеристика функций документа настолько разнообразна, что автор данного пособия решил отойти от традиционного спо­соба изложения материала (сначала — изложение мнений раз­ных авторов, потом их критическое рассмотрение, и только после этого — собственные предложения). В данной теме будет излагаться позиция автора, которую желающие могут само­стоятельно сравнить с другими мнениями.

На наш взгляд, нужно сначала выделить главную, сущнос­тную функцию любого документа — социально-коммуника- ционно-информационную. Эта функция вытекает из определе­ния документа как единства информации и материального (вещественного) носителя, которое используется в качестве ка­нала передачи информации в обществе. Это определение явля­ется функциональным, потому что показывает роль (назначе­ние) документа в обществе.

Следовательно, функциональная сущность документа за­ключается в том, что он является особой формой канала пере­дачи информации в системе социальных коммуникаций: такой формой, в которой переданное сообщение фиксируется на (в) материальном (вещественном, субстанциальном) носителе, обеспечивающем передачу сообщения во времени и делающем возможной передачу сообщения (вместе с документом) в про­странстве.

Социально-коммуникационно-информационная функция — это единая функция документа, но иногда ее характеризуют как соединение двух (в частности, коммуникационной и ин­формационной), а то и трех отдельных функций (добавляя к названным выше еще и социальную функцию). Первая часть этого слова — "социально" — указывает на то, что документ является средством (каналом) именно социальной коммуникации, которая осуществляется в обществе (социуме) и служит для передачи социальной информации, то есть информации, функционирующей в обществе. Документ не может существо­вать вне общества.

Информационная и коммуникационная — это две стороны названной выше функции, обусловленной местом документа в системе социальных коммуникаций, однако их можно харак­теризовать как самостоятельные.

Коммуникационная функция заключается в том, что доку­мент является средством (каналом) коммуникации; обеспечи­вает один из видов социальной коммуникации (документаль­ную), которая без него была бы невозможна. Между понятиями "средство" и "канал" здесь нет противоречия; второе служит для уточнения, конкретизации первого. "Средство" понимает­ся как орудие, предмет (или совокупность устройств), необхо­димое для осуществления определенной деятельности, а "ка­нал" — как устройство, средство для передачи (движения) информации и достижения ею цели коммуникации.

Иногда эту функцию документа называют коммуникатив­ной, а характеризуют ее в значительной мере так же, как и коммуникационную. На наш взгляд, термин "коммуникатив­ная" больше подходит характеристике документа как средства общения, а это значение несколько иное.

Коммуникационная функция документа состоит из четырех подфункций: во-первых, документ является приемником вы­раженной передатчиком и предназначенной для передачи ин­формации; во-вторых, он представляет собой хранилище пере­данной информации, в котором она сохраняется и не исчезает с течением времени; в-третьих, документ является передатчи­ком информации, полученной от коммуниканта как источни­ка информации, к реципиенту; в-четвертых, он является не­посредственным источником информации для реципиента.

Информационная функция документа тесно связана с ком­муникационной, потому что функция передачи информации выполняется документом только в коммуникационной систе­ме. Соответственно, документ характеризуется как средство (или канал) передачи информации, которое может выступать как приемник, хранилище, передатчик или источник инфор­мации.

 

В имеющейся литературе, посвященной функциям доку­мента, информационная функция выдвигается на первый план как "наиболее обобщающая", но, на наш взгляд, она является лишь стороной единой социально-коммуникационно-инфор­мационной функции.

Нет также необходимости выделять отдельно "социальную функцию" документа, потому что все функции документа яв­ляются социальными, или общественными, поскольку доку­мент функционирует в обществе, возникает в ответ на потреб­ности общества и удовлетворяет их. А особый — социальный — характер коммуникации и информации, с которыми связа­но возникновение документа, можно подчеркнуть в названии его главной функции — социально-коммуникационно-инфор­мационной.

Эта главная функция отражает функциональную сущность понятия "документ". Однако она не показывает отличий доку­мента от других средств (каналов) коммуникации, обусловлен­ных материальной формой документа. Эту задачу выполняют общие функции документа, производные от главной. К таким функциям, обусловленным материальной формой докумен­та, отнесем: 1) функцию фиксации (закрепления) информа­ции на материальном (вещественном, субстанциальном) носи­теле, отчужденном от человека; 2) функцию сохранения информации, то есть передачи ее во времени в неизменном виде. Благодаря этим функциям документ обеспечивает диа-хронную коммуникацию (в отличие от синхронной, которая происходит при непосредственном контакте коммуникаторов или при передаче информации с помощью энергетических ка­налов). На выделении этих функций основано определение до­кумента, данное Анджеем Суски: "Документ — субстанциаль­ный временной коммуникант"1.

У некоторых авторов функции "сохранения информации" соответствует другое название: "кумулятивная функция". Эта функция объясняется таким образом: "Способность доку­мента накапливать, концентрировать, собирать и упорядочивать информацию с целью ее сохранения для нынешнего и гря­дущего поколений"1. На наш взгляд, это название и его трактовка свидетельствуют больше о функции определенных собраний (фондов) документов, производной от изначальной функции любого документа, — функции сохранения информа­ции.

4.2. Другие общие функции документа. Понятие специальных и конкретных функций документов

Итак, общими мы называем функции, присущие всем доку­ментам. Среди них на первом месте — главная, сущностная функция документа (социально-коммуникационно-информа­ционная) и производные от нее функции, обусловленные мате­риальной формой документа (фиксация информации на вещес­твенном носителе, отчужденном от человека; сохранение информации). Некоторые авторы этим перечнем ограничива­ют общие функции документа.

Но наряду с названными функциями, отражающими сущ­ность документа и его особенности, связанные с материальной формой, можно выделить ряд функций более частного характе­ра, обусловленных назначением коммуникации, то есть конеч­ной целью передачи информации. Поскольку конечная цель может формулироваться по-разному, выделяют соответственно несколько таких функций. К ним относятся пять функций:

— познавательная;

— свидетельства;

— мемориальная;

— культурная;

— управленческая.

В отдельных видах документа одна или две-три из перечис­ленных функций преобладают, что дает основание считать их специальными функциями. Однако, на наш взгляд, все эти

функции присущи всем документам, хотя и выполняются в разной степени теми или иными разновидностями документа. Вместе с тем в некоторых документах преобладают одна или несколько таких функций, поэтому они могут быть основани­ем для классификации документов, то есть выделения их ви­дов с учетом преобладания той или иной функции.

На первом месте среди данной группы функций следует назвать познавательную, или когнитивную (от лат. cognitio — знание, познание). Важнейшее значение этой функции подтверждается этимологией слова "документ", которое про­исходит от лат. docere — учу, обучаю.

Познавательная функция документа имеет несколько ас­пектов. Первый и наиболее очевидный из них: документ слу­жит средством передачи знаний от одного субъекта коммуни­кации (коммуниканта) к другому (реципиенту). Большинство документов создаются именно для того, чтобы передать опре­деленные знания, и используются они потребителями инфор­мации для того, чтобы получить знания, содержащиеся в доку­ментах. Отметим, что о передаче "знаний" мы говорим здесь условно, имея в виду содержание всех форм общественного со­знания, а не только науки. Эту функцию документа определя­ют также другими словами: "усвоение общественного опыта", "обмен идеями", "передача мыслей" и т. п.

Второй аспект познавательной функции документа состоит в том, что документ является отражением объективной дей­ствительности. Очевидно, что содержание информации, или знаний, зафиксированных в документе, возникает не само по себе, "ниоткуда", в сознании коммуниканта. Документ являет­ся результатом познания объективной реальности, данной по­знающему субъекту как непосредственно, в форме явлений или эмпирической реальности, так и опосредованно, в создан­ных ранее другими людьми документах — отражениях этой реальности — или в виде устной передачи опыта.

Третий аспект познавательной функции документа опреде­ляется ролью процесса документирования (то есть процесса со­здания документа) в завершении процесса познания, или, точнее, в осознании субъектом того, что познано. Эта роль до­кумента наиболее ярко проявляется при создании документов, отражающих результаты научных исследований или художес­твенного творчества: произведение окончательно формируется именно в процессе документирования. Этот же аспект познава­тельной функции документа можно заметить и в процессах до­кументирования "для себя" (то есть в автокоммуникации): конспектировании учебной или научной литературы, ведении личных дневников и т. п. (поскольку во время документирова­ния завершается осмысление полученной информации). Во всех подобных случаях документируемое знание становится личностным знанием автора документа именно в момент доку­ментирования.

Следовательно, познавательную функцию документа мож­но определить как "получение и передачу знаний в обще­стве". Документ является завершающим этапом процесса познания объективной реальности и началом, источником процесса передачи знаний из индивидуального в обществен­ное сознание, то есть процесса обобществления знаний. Извес­тно, что разные виды документов занимают разные места в процессе познания, в частности в научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственной деятельности, от поиска принципиальных решений до обобщения имеющих­ся знаний, производства и сбыта продукции. Но в любом слу­чае, на любом этапе познания именно документ служит сред­ством подытоживания приобретенного знания, его изложения в доступной для других членов общества форме и благодаря этому передачи в общественное сознание. "Истина, увиденная однажды, хотя бы даже одним умом, в конечном счете станет достоянием коллективного человеческого сознания", — писал Пьер Тейяр де Шарден, один из разработчиков теории ноосфе­ры1. Считаем, что в этом процессе важная роль принадлежит документам.

Познавательная функция свойственна всем документам, но существует и особый класс документов, в которых она явля­ется главной, — научные документы (точнее, докумен­тальные источники научной информации, как их называет С.Г. Кулешов)1. Это документы, отражающие процесс функци­онирования науки как сферы человеческой деятельности и на­учное сознание как форму общественного сознания. Научные документы дифференцируются в соответствии с конкретной целью создания и особенностями потребителей информации (читателей), для которых они создаются. Типологии научных документов и функциям их отдельных видов (типов, жанров) уделяют значительное внимание информатика (особенно так называемая научная информатика), книговедение, теория ре­дактирования и другие научные дисциплины.

Следующей наиболее существенной функцией документа является функция свидетельства, которая означает, что до­кумент служит средством доказательства, подтверждения ка­ких-то фактов (сведений), их реального существования в дейс­твительности. Наиболее ярко эта функция проявляется в документах, относящихся к значениям Документа VIII, Доку­мента VII, Документа VI. В них она четко выделилась в глав­ную функцию и получила название правовой, или юридичес­кой функции.

В тех случаях, когда документу придается соответствующее значение, правовая функция подчиняет себе все другие и рас­сматривается почти как единственная функция документа. Например, Анатолий Борисович Венгеров, оспаривая наиболее широкое значение Документа I, писал: "Именно такой признак документа, как его юридическое значение, отличает документ от других носителей информации, фиксирующих объективную действительность и мыслительную деятельность человека"2. По его мнению, "документом является носитель такой инфор­мации, содержанию и способам фиксации которой действую­щее законодательство придает определенное правовое значе­ние". Правовое значение таких документов "выражается в их способности вызывать юридические последствия, то есть определенным образом влиять на возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений в сфере упра­вления. Право закрепляет за соответствующими документами их роль в правоотношениях". Особое внимание уделяется до­стоверности информации о фактах объективной действитель­ности, содержащейся в таких документах.

В значении Документ V (запись, являющаяся непосредс­твенным результатом (остатком) какой-либо деятельности и свидетельствующая о ней) функция свидетельства также очень важна. Документы как результат человеческой деятельности свидетельствуют о том, что деятельность, которая их создала, реально существовала в действительности. В этом значении до­кументы рассматривают как разновидность исторических источников, подтверждающих существование тех собы­тий, в результате которых возникли документы. Они от­личаются от повествовательных источников, в которых только рассказывается об исследуемых исторических событиях.

Как видим, отличие это вызвано подходом историка, изуча­ющего определенные события, — следовательно, имеет относи­тельный характер. Если рассматривать любой Документ IV с точки зрения того, результатом какой деятельности он являет­ся, то можно сказать, что любой документ-запись свидетель­ствует о существовании той деятельности, в результате которой он возник, а также о том, что те сведения, которые отражены в документе, действительно были в голове его творца.

Особая форма отражения действительности свойственна кинофотофонодокументам. Она часто характеризуется как "не­посредственная" запись воспроизводимых явлений. Имеется в виду, что воспроизводимые события сразу фиксируются на пленку, не проходя этапа отображения в голове (в сознании) творца документа. И это якобы обеспечивает кинофотофонодокументам особую достоверность. Однако известно, что кинофо-тофонодокументы могут создаваться по-разному. События, ко­торые фиксируются на пленку, могут быть предварительно "организованы" режиссером или фотографом; многое из того, что и как будет "увидено" и "услышано", зависит от способа съемки и качества аппаратуры; сам выбор объекта съемки или звукозаписи определяется человеком — творцом документа.

Поэтому и для кинофотофонодокументов функция свидетельс­тва означает, в первую очередь, то, что они свидетельствуют о деятельности своих авторов, и только во вторую очередь — об объективной действительности, отразившейся в их содержа­нии.

В этом смысле функция свидетельства присуща и Докумен­ту III, и Документу II, Что касается значения Документа I, то и в нем присутствует функция свидетельства, поскольку любой материальный объект, используемый для передачи информа­ции в обществе, свидетельствует, как минимум, о самом себе, а также о том, что все материальные объекты, принадлежащие к данному виду, имеют такие же свойства, как и объект, исполь­зуемый для экспонирования.

В этимологии слова "документ" наряду с его познавательной функцией одновременно подчеркивалась функция свидетельс­тва: "то, что является доказательством". Особенно широко тер­мин "документ" применялся в значении "письменного свиде­тельства".

Итак, функция свидетельства исконно присуща докумен­там, и все документы так или иначе ею обладают. Однако на­иболее развитая ее форма — правовая функция — по-разному свойственна разным видам документов. Для одних эта функ­ция означает их главное назначение; для других — подтверж­дение их правового статуса, принадлежности определенным авторам, авторской ответственности; для третьих — значение документа как подтверждения определенной деятельности, определенных событий, в целом возможности выполнять функ­цию исторического источника. Благодаря функции свидетель­ства все документы могут рассматриваться как исторические источники. Иногда эту способность документов считают осо­бой функцией — источниковой.

Одна из важнейших целей, которые выполняют документы в системе социальной коммуникации, — быть "внешней памя­тью" человека и человечества в целом. Известно, что знания и опыт, накопленные человечеством в ходе своего исторического развития, передаются от одного поколения к другому в форме сведений, переданных в процессе учебы и воспитания, и сохра­няются в человеческой памяти. Но память человека не совершенна: она не может хранить достаточно большой объем знаний, ей свойственно забывать. Документы позволяют нейтра­лизовать эти недостатки, успешно выполняя мемориальную функцию (от англ. memory, франц. memorie — память). Поль Отле, известный теоретик документации, определил документ и книгу как "материализованную память человечества, которая день за днем регистрирует факты, идеи, действия, чувства, меч­ты, запечатлевшиеся в сознании человека"1.

Борис Семенович Илизаров, вероятно, первым специально выделил и охарактеризовал данную функцию документа, но назвал ее "мнемонической"2. Однако термин "мнемоника" озна­чает "совокупность приемов, которые имеют целью облегчить запоминание наибольшего числа сведений, фактов... "3 Назва­ние функции "мнемоническая", на наш взгляд, меньше подхо­дит для характеристики функции памяти, выполняемой доку­ментами, чем "мемориальная".

Третья общая функция документов — мемориальная — тес­но связана с познавательной и функцией свидетельства, вы­полняется на их основе и одновременно с ними. Ее значение очень велико. По словам П. Тейяра де Шардена, "коллектив­ная память и коллективный ум человеческого биота" обнару­живает себя в ноосфере как "наследственность, перенесенная человеком в мыслящий слой Земли", которая сводится к "пе­редаче приобретенных духовных сокровищ" и обнаруживает себя в наивысшей степени активно, значительно убыстряя темп развития человечества.

Четвертая общая функция документов — культурная. Вы­ясняя вопрос: "Для чего следует сохранять духовные сокрови­ща в памяти человечества?", — мы приходим к обоснованию культурной функции документа, если понимать культуру ши

роко, как все, созданное человеческим умом и трудом, в отли­чие от окружающей человека природы. Культурная функция документа особенно явно раскрывается в определении, кото­рым характеризуется значение Документа II — "предмет мате­риальной культуры человечества" (всякий материальный объ­ект "второй природы"). Поскольку это значение охватывает все другие, более узкие, понятно, что в каждом из них доку­мент также выполняет культурную функцию. Но и в значении Документ I культурная функция тоже присутствует, так как любой предмет, используемый для передачи информации в об­ществе, служит целям обогащения данного общества знания­ми об окружающем мире и, в итоге, развитию культуры общества.

Культурную функцию документа Мария Петровна Илю-шенко характеризовала так: "В данной функции он [д

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...