Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы решения психологических проблем ветеранов




Методы психологической самопомощи. Для решения задач первого этапа пси­хологической реабилитации инвалидов и раненых эффективным методом рабо­ты является обучение участников методам психической саморегуляции, и прак­тическое выполнение их в психотерапевтических целях.

Как отмечалось выше, в качестве психологических последствий психотравми-рующего стресса часто наблюдаются симптомы нарушения баланса вегетативной нервной системы (группа симптомов гиперактивации). Это такие симптомы, как нарушения сна, тремор конечностей, головные боли, неприятные ощущения в желудке, общая мышечная скованность и т. п. Для снятия подобных нарушений наиболее адекватными и эффективными являются методы психической саморе­гуляции:

• нервно-мышечная релаксация (метод Джекобсона);

• аутогенная тренировка (метод Шульца);

• гипносуггестивная терапия с элементами саморегуляции по методу Куэ;

• медитативные техники [117].


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



Вкратце остановимся на их характеристиках.

Самовнушение по методу Куэ. Широкое распространение среди приемов са­мовнушения получила методика французского аптекаря Куэ, названная им «шко­лой самообладания путем сознательного самовнушения». Метод Куэ — метод са­мовнушения, основанный на многократном повторении формулы, содержащей утверждения о хорошем здоровье того или иного органа, хорошем самочувствии, настроении, уверенности в себе и т. д. Сознательное самовнушение по Куэ — ле­чебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим послед­ствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Согласно Куэ, формула самовнушения (лечебные представления) должна быть простой и не носить подавляющего характера. Например: «С каждым днем во всех отношени­ях мне становится все лучше и лучше». Произвольное самовнушение должно осу­ществляться без каких-либо волевых усилий.

Техника лечения включает в себя ряд последовательных действий, описанных ниже.

1. Лечение начинается с предварительной беседы, во время которой объясняет­
ся влияние самовнушения на организм, его целебного воздействия на послед­
ствия психотравмирующего стресса. Чтобы убедить больного в том, чтобы его
собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции
организма, используют ряд пробна внушаемость. Например: грузик, подвешен­
ный на нитке (маятник Шевроле), раскачивается в неподвижной руке пациен­
та только при одном представлении о его движении. Это усиливает внушае­
мость больного и убеждает его в действенности метода.

2. Составление формулы самовнушения, которая может меняться в процессе лечения. Требования к формуле: простота, немногословность (3-4 фразы), по­зитивное содержание (например, «Я здоров» вместо «Я не болен»). Для усиле­ния веры в свои силы может использоваться формула: «Я могу, Я могу, Я могу». В ситуации травматического стресса формула может быть расширенной, на­пример человек может внушать себе: «Мое решение победить стресс оконча­тельное. Как бы тяжело мне не было от перенесенной утраты, в любом случае не изменю своему решению».

3. Процесс самовнушения. Больной занимает удобную позу сидя или лежа, зак­рывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произ­носит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно мо­нотонно, не фиксируя внимания на ее содержании, не громко, но так, чтобы сам больной слышал то, что он говорит.

Сеанс самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель. Рекомендуется использовать для проведения сеансов про-соночные состояния утром при пробуждении и вечером при засыпании. Чтобы не отвлекать своего внимания на счет, используют шнур с двадцатью узелками, которые перебираются как четки.

Преимуществом метода Куэ является тот факт, что пациент сам активно уча­ствует в процессе лечения. Сеансы самовнушения можно проводить в любой об­становки и в любое время.


310 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Аутотренинг (метод Шульца). Активным методом психотерапии, психопро­филактики и психогигиены, направленным на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организ­ма человека, нарушенного в результате воздействия психотравмирующего стресса, является аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка (AT) — (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) и гипнотического транса (высшая ступень).

Как лечебный метод AT была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. Воздействие AT на организм сопровождается снижением общей тревож­ности и развитием антистрессовых тенденций.

Выделяют две ступени AT (по Шульцу):

1) низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направлен­ных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердеч­ной деятельности и дыхания;

2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень, АТ-1, составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются в одной из трех поз:

а) «поза кучера» — сидя на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и
предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно
расставлены;

б) положение лежа — на спине, голова на низкой подушке, руки несколько со­
гнуты в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

в) полулежа — облокотившись на спинку кресла, руки на передней поверхнос­
ти бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех
положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточен­
ности глаза закрыты.

Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5-6 раз) соответ­ствующих формул самовнушения. Каждое из упражнений заканчивается фор­мулой-целью: «Я совершенно спокоен».

Первая ступень AT состоит из шести стандартных упражнений:

1) вызывание ощущения тяжести в руках и ногах;

2) вызывание ощущения тепла в руках и ногах;

3) регуляция ритма сердечных сокращений;

4) нормализация и регуляция дыхательного ритма;

5) вызывание ощущения тепла в брюшной полости;

6) вызывание ощущения прохлады в области лба с целью расслабления и пре­дотвращения головных болей.

Показателем усвоения очередного упражнения является генерализация ощу­щений. Например, упражнение по внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу.

На проработку каждого упражнения уходит две недели. Весь курс АТ-1 длится около 3 месяцев. Занятия проводятся в группах 1-2 раза в неделю под руко­водством психотерапевта; продолжительность занятия 15-20 минут. Самосто-


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



ятельные тренировки пациентов проводятся дважды в день (утром, перед тем как встать, и вечером, перед сном).

В аутогенном погружении пациент приступает к направленному против опре­деленных психотравмирующих переживаний самовнушению. Выделяют пять типов формул-намерений:

1) нейтрализующие, использующие вариант самовнушения «все равно»: «По­теря работы — все равно» — при переживании увольнения;

2) усиливающие, например: «Я знаю, что проснусь, когда начнутся кошмары»;

3) абстинентно-направленные (абстиненция — синдром психических и физи­ческих расстройств, возникающий при внезапном прекращении употребле­ния алкоголя, наркотических веществ и т. п.), например: «Я знаю, что не при­му ни одной капли алкоголя, ни в какой форме, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах»;

4) парадоксальные, например: «Я хочу думать о своей психотравме как можно чаще» (при вторжении психотравмирующих воспоминаний);

5) поддерживающие, например: «Я знаю, что не завишу от полученной психо­травмы» (при сильной актуализации переживаний в повседневной деятель­ности человека).

Упражнения низшей ступени воздействуют по преимуществу на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психических функций Шульц разработал высшую ступень аутогенной тренировки (АТ-2), упражнения которой должны на­учить вызывать сложные переживания, приводящие к излечению через «аутоген­ную нейтрализацию» и «самоочищение» (катарсис). Стандартные упражнения АТ-1 считаются лишь подготовкой к основному лечению. К высшей ступени ауто­генной тренировки относят упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и ней­трализации психотравмирующих переживаний.

В основе упражнений АТ-2 лежит медитация. Медитация (meditor (лат) — размышляю, обдумываю) — всякое сосредоточение мысли, всякая концентрация внимания на чем бы то ни было.

Прежде чем приступить к аутогенной медитации, тренирующийся должен на­учиться удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное вре­мя — по часу и более.

Для лиц, перенесших психотравмирующий стресс, помимо упражнений АТ-1 и АТ-2 применяют приемы аутогенной нейтрализации (методика Лутэ): аутоген­ное отреагирование и аутогенную вербализацию.

Аутогенное отреагирование. Для нейтрализации отрицательных переживаний используются приемы повторения тех ситуаций, которые и явились причиной психической травмы. Пациент с закрытыми глазами рассказывает обо всех появ­ляющихся в состоянии аутогенного расслабления сенсорных образах.

Аутогенная вербализация осуществляется в тех случаях, когда психотравмиру-ющие переживания поддаются точному описанию. Вербализация определенной темы (например, «агрессия», «страх», «чувство вины» и т. п.) проводится в состо­янии аутогенного расслабления до тех пор, пока пациент не заявляет, что сказать ему уже нечего.



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


Вскрытие и отреагирование психотравмы ведет к ее нейтрализации и выздо­ровлению. Иногда процесс «воспроизведения» психотравмирующих причин за­вершается бурной аффективной реакцией (аутокатарсис).

Модификацией описанной методики Лутэ является «Аутогенная терапия па­мяти», предложенная В. С. Лобзиным и М. М. Решетниковым.

Авторы считают, что болезненные психотравмирующие переживания связаны с прошлым травматическим опытом пациента, «актуально присутствующим в его сознании в виде мучительных воспоминаний». Сами пациенты избегают расска­зывать об этих неприятных воспоминаниях. В подобных случаях психотерапевт разъясняет больному, что именно мучительные воспоминания являются причиной болезненных переживаний, которые могут пройти только после многократного образного их воспроизведения, выполненного как можно детальнее, с представ­лением обстановки, времени действия и ситуации. Воспоминания обязательно должны сопровождаться вербализацией, которая облегчается в состоянии ауто­генного погружения. Отреагирование психотравмирующих воспоминаний приво­дит к их нейтрализации и улучшает состояние психотравмированного человека.

Нервно-мышечная релаксация (метод Джекобсона). Эффективной методикой лечения страхов, фобических состояний, субъективного чувства тревоги, форми­рования более спокойной психологической установки у лиц, перенесших психо-травмирующий стресс, является прогрессивная нервно-мышечная релаксация Джекобсона. Метод Джекобсона — прогрессивная мышечная релаксация, достига­емая путем первоначального напряжения и последующего расслабления мышц. Это процесс формирования способности улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления, осуществляемые при помощи концентрации внимания.

Джекобсон называет свой метод «прогрессивным» по следующим причинам:

1. Человек обучается в определенной последовательности выборочно ослаб­лять напряжение в конкретной мышце. Для достижения максимального расслаб­ления в любой мышце может потребоваться несколько минут.

2. Человек напрягает и расслабляет определенные мышцы тела таким образом, что весь процесс прогрессирует: от расслабления основных мышечных групп до расслабления всего тела или какой-то его части.

3. При постоянных ежедневных занятиях у человека отмечается прогрессиру­ющая тенденция к развитию «привычки отдыхать» — психологической установ­ки, характеризующейся меньшей возбудимостью и стрессоустойчивостью. Релак­сация оказывает тормозящее воздействие на стрессовую реакцию, т. к. человек не может одновременно испытывать тревогу и состояние расслабления.

Основной принцип действия метода Джекобсона — обучение различению на­пряжения и расслабления.

Все мышцы тела делятся на шестнадцать групп. Выделяют следующую после­довательность упражнений: от мышц верхних конечностей (от кисти к плечу, начиная с доминантной руки), к мышцам лба (лоб, глаза, рот), шеи, грудной клетки и живота и далее к мышцам нижних конечностей (от бедра к стопе, на­чиная с доминантной ноги).

Упражнения начинаются с кратковременного, 3-5-секундного напряжения первой группы мышц, которые затем полностью расслабляются; внимание па­циента сосредотачивается на чувстве релаксации в этой области тела.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



После беседы с больным, в процессе которой психотерапевт объясняет меха­низмы лечебного воздействия мышечной релаксации, подчеркивая, что основ­ной целью метода является достижение расслабления поперечно-полосатых мышц в покое, с больным проводится обучающий сеанс, который включает ряд последовательных этапов.

В предварительных инструкциях сообщается о месте, времени, порядке напря­жения и расслабления мышц. В основных инструкциях пациенту предлагается устроиться поудобнее, закрыть глаза, снять с себя мешающую одежду и сосре­доточиться на дыхании. Упражнения начинаются со слов психотерапевта: «Го­товы? Начали».

В завершающей части психотерапевт перечисляет все мышцы, которые акти­визировались и расслаблялись, и заставляет пациента расслабить их еще боль­ше. Переход к бодрствованию осуществляется на счет до десяти.

Методика нервно-мышечной релаксации представляет собой навык, который может быть развит только посредством постоянной тренировки, осуществляемой под руководством психотерапевта и в домашних условиях.

Техника лечения включает три этапа.

Первый этап. Больной ложится на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук, вызывая тем самым ясное ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется не­сколько раз. При этом нужно зафиксировать внимание на ощущении мышечного напряжения и расслабления.

Следующее упражнение — сокращение и расслабление бицепсов. Сокращение и напряжение мышц должно быть сначала максимально сильным, а затем все более и более слабым (и наоборот). При этом упражнении необходимо зафик­сировать внимание на ощущении самого слабого напряжения мышц и полного их расслабления.

После этого пациент упражняется в напряжении и расслаблении мышц сгиба­телей туловища, шеи, плечевого пояса, наконец, мышц лица, глаз, языка, горта­ни, участвующих в мимике и акте речи.

Второй этап (дифференцированная релаксация). Больной в положении сидя учится напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержа­нии тела в вертикальном положении; далее — расслаблять при письме, чтении, речи мышцы, не участвующие в этих актах.

Третий этап. Больному предлагается путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у него более всего напрягаются при различных отрицатель­ных эмоциях (страх, тревога, волнение) или болезненных состояниях (боли в об­ласти сердца, гипертонии и т. п.). Затем посредством релаксации отдельных мы­шечных напряжений можно научиться избавляться от отрицательных эмоций или болезненных проявлений. Курс лечения длится от 3 до 6 месяцев. Групповые занятия 2-3 часа в неделю. Самообучение на дому 1-2 раза в день по 15 минут.

В зависимости от потребностей больного психотерапевт включает в упражне­ния специфические мышечные группы и даже отдельные мышцы. Важно на-


314 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

учить пациента расслаблять лицевые мышцы, особенно мышцы зева, глаз и рта для достижения максимального расслабления.

Медитативные техники. Эффективным методом психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс, является медитация. С ее помо­щью снимаются нервно-психическое напряжение, тревожные состояния, страхи, облегчается осознание психотравмирующих переживаний и реакций, усиливается процесс «самоактуализации». При высоком уровне овладения методикой медита­ции возможно достижение психического состояния, характеризующегося неэго­центрическим типом мыслительного процесса.

Начало любой медитации — концентрация, сосредоточенность ума, отрешение от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех второсте­пенных внутренних переживаний.

Основа медитации — концентрация внимания на определенном стимуле или предмете. В соответствии с природой объекта выделяют четыре вида медитации.

1. Повторение в уме. Объект сосредоточения — мантра (слово или фраза, по­вторяемая вновь и вновь, обычно про себя). Мантры могут состоять из стихотвор­ных отрывков, текстов народных песен, отдельных слов и звуков. Их воздействие на психику человека основано на специфическом воздействии звукосочетаний.

2. Повторение физического действия. Объект сосредоточения — какое-либо физическое действие. Это могут быть: повторяющиеся дыхательные движения, дыхательный контроль (подсчет вдохов и выдохов), использование поз (асан) хатха-йоги и т. п.

3. Сосредоточение на проблеме. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные задачи. В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наибо­лее известных коанов является такой: «Как звучит хлопок одной ладони?»

4. Зрительная концентрация. Объект для концентрации — зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сце­на или что-то другое. «Мандала» — геометрическая фигура, квадрат внутри кру­га, символизирующая единство человека и вселенной. В восточных культурах она часто используется для зрительной концентрации.

Успешной медитации способствуют: спокойное окружение, приспособление, облегчающее концентрацию, пассивная установка, удобная поза.

Специфический процесс медитации может быть очень эффективным психоте­рапевтическим подходом при травматическом стрессе. Наилучшие результаты получаются при применении до начала медитации несколько приемов нервно-мышечной релаксации.

Экспресс-методы психической саморегуляции. Выбор метода психической саморегуляции в решающей степени обусловливается особенностями ситуации переживания стресса. Так, в обстановке активного социального взаимодействия (например, на уроке) выполнять процедуры AT или медитации будет весьма про­блематично. В динамично протекающей экстремальной ситуации (катастрофа, боевые действия) некоторые из вышеперечисленных методов покажутся слож­ными и неуместными. В таких и некоторых других ситуациях наиболее эффек­тивными могут оказаться экспресс-методы психической саморегуляции. Они от-


Глава 9, Психологические последствия участия в боевых действиях _________________ 315

личаются следующими особенностями: просты в овладении и выполнении, не требуют много времени на выполнение процедур (1-3 минуты), эффективны (ре­зультат обнаруживается уже в процессе выполнения приемов), не влекут нега­тивных побочных явлений (например, сонливости) и др.

Наиболее эффективными из экспресс-методов являются следующие группы приемов.

1. Дърсателъные приемы. Известно, что нервные импульсы из дыхательных цент­ров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. При этом тип дыха­ния с коротким и энергичным вдохом и медленным выдохом вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, обусловливает снятие эмоционального напря­жения. Медленный вдох и резкий выдох тонизируют нервную систему, повышают активность ее функционирования. Таким образом, для того чтобы в стрессогенной ситуации обрести спокойствие, снять чрезмерную или неактуальную психическую напряженность, необходимо выполнить 8-10 коротких вдохов (используя движе­ния нижней части живота) и медленных продолжительных выдохов. И, напротив, для того чтобы максимально мобилизоваться, побороть сомнения в своих силах, преодолеть «мандраж», необходимо выполнить 8-10 дыхательных процедур с мед­ленным, продолжительным вдохом и резким, энергичным выдохом. Известны при­емы «Успокаивающее дыхание», «Мобилизующее дыхание» и др.

2. Приемы управления тонусом скелетной мускулатуры. Они основываются на том факте, что произвольное расслабление скелетной мускулатуры действует на человека расслабляюще, успокаивающе, а напряжение, напротив, активизиру-юще, мобилизующе.

Известны приемы «Расслабление по контрасту», «Релаксация» и др. Для «раз­рядки» негативных переживаний (страха, неуверенности в себе, беспокойства и других) необходимо выполнить упражнение по типу «Релаксация». Оно вы­полняется в три этапа.

На первом этапе, заметив негативные изменения в своем состоянии (тре­вога, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, раздраженность, сухость во рту, скованность, неспособность сосредоточиться на чем-либо и т. п.), нужно найти ту группу мышц, которая в данный момент наиболее напряжена.

На втором этапе необходимо прочувствовать, как непосредственно свя­заны между собой плохое самочувствие и напряжение в мышцах. На третьем этапе требуется волевым усилием расслабить напряженные мышцы. Для этого можно представить, что они становятся тестообразными, вя­лыми. Как правило, улучшение психического состояния происходит практи­чески мгновенно.

Разрядке негативных эмоциональных состояний и поддержанию бодрого на­строения поможет упражнение «Расслабление по контрасту». Здесь релаксация достигается через напряжение. Нужно напрячь, к примеру, кисти рук, а затем мак­симально их расслабить и т. п. Вместе с расслаблением должно прийти и ощуще­ние освобождения от напряжения, которое нужно всячески усиливать.

3. Воздействие на биологически активные точки и др. В процессе реабилитации
очень важным моментом является решение отдельных психологических проблем


316 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

инвалидов войны, например купирование актуальных болевых ощущений, избав­ление от ночных кошмаров и др. Для решения этих проблем также подходят экс­пресс-психотехники.

В процессе осуществления реабилитационных мероприятий с инвалидами вой­ны в реабилитационном центре «Русь» было выявлено, что одной из наиболее острых проблем участников является переживание болевых ощущений. В ходе ее купирования были практически апробированы методики «Рисунок боли», «Вы­дыхание боли», «Образ боли», «Контекст», «Перегрузка» и др.

Прием «Рисунок боли» предполагает в момент эскалации болевого ощущения детальное изображение образа боли на бумаги. На рисунке 2.10 представлены образы болевых ощущений участников реабилитационных мероприятий. Пси­хологическим механизмом купирования боли является отвлечение внимания от болевого ощущения.

Прием «Выдыхание боли». Находясь в любом положении, расслабиться, уста­новить ровное дыхание. Затем, делая вдох, представить, что в груди формирует­ся облако целительных жизненных сил, к примеру серо-голубого цвета. Далее представить болевой участок, «увидеть» больной орган, имеющий коричнево-черный цвет. После чего, делая медленный выдох, направить целительное обла­ко на больной орган, наблюдая, как оно обволакивает болевой участок, вырывает куски боли и выбрасывает из тела. Упражнение повторять до тех пор, пока оно не «вычистит» болящий орган и последний не приобретет естественный цвет.

Прием «Образ боли» предполагает работу с субмодальностями — качествами образа боли — последовательное изменение таких качеств образа боли, как тем­пература, цвет, материал — от неприятных до приятных. На последнем этапе целесообразно представить боль. Например, в виде воздушного шара, улетаю­щего от болезненного места.

Прием «Перегрузка» предполагает во время переживания боли детально опи­сывать все находящиеся в помещении предметы, последовательно перемеща­ясь из угла в угол.

Прием «Контекст» предполагает представление такого контекста пережива­ния боли, в котором человек перестает о ней думать. Например, при пережива­нии болевого ощущения следует представить ситуацию чрезвычайной опасно­сти (появление в комнате тигра). Важно рефлекторно закрепить («заякорить») болевое ощущение с ситуацией опасности.

Для избавления от ночных кошмаров применялись приемы «Рисунок сна», «Рассказ о сне», «Диалог со сном», «Модификация сна», «Завершение сна» и др. Главным корректирующим механизмом в этих приемах является инсайт — выход на понимание «функции» сна, его признание и прощание с ним.

Прием «Рисунок сна» состоит в детальной прорисовке сна и «понимании» его с позиции «художника».

Прием «Рассказ о сне» предполагает детальную вербализацию сна с выходом на понимание его «миссии» в жизни ветерана.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях _________________ 317

Прием «Модификация сна» заключается в таком изменении деталей сна, ко­торое делает его не травмирующим. Например, в наложении на сон успокаива­ющей музыки.

Прием «Завершение сна» предполагает такое его мысленное окончание, кото­рое разрешает психологическую проблему. Например, представить, что сон на самом деле — съемка фильма и она благополучно завершена.



Раздел И. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


Таким образом, методики саморегуляции состояний направлены на формиро­вание адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить спе­циальную деятельность по изменению своего состояния и преодолению стресса. По своему содержанию и направленности эти методы являются формами актив­ного самовоздействия.

9.6.3. Методы психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс

Существуют различные психологические концепции и взгляды на процесс оказа­ния психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.

Наиболее релевантными для психологической помощи лицам, пострадавшим от психотравмирующего стресса, являются методы когнитивно-поведенческой и лич-ностно-ориентированной психотерапии, осуществляемые как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Одним из наиболее эф­фективных и, вместе с тем, доступных для широкого освоения методов психоло­гической реабилитации является рациональная психотерапия. У истоков ее со­здания стоял швейцарский профессор Поль Дюбуа [53].

Он утверждал, что лечение психических расстройств должно быть прежде всего психическим, состоящим во влиянии на рассудочную деятельность больных и в воспитании их воли, что истинный специалист больше поможет пациенту словом, нежели лекарством и лечебными процедурами. При этом П. Дюбуа подчеркивал, что моральное влияние специалиста, осуществляющего реабилитацию больного, зависит от глубины убеждения и силы искренности.

В основе метода лежит правильная, доступная пониманию человека трактовка характера и причин возникновения травматического стресса путем логического переубеждения, обучения правильному мышлению. Цель психотерапевтической работы — разъяснение пострадавшему характера, причин и механизмов возник­новения негативных последствий психотравмирующего стресса, с тем чтобы убе­дить его, что такие состояния являются нормальной, естественной реакцией че­ловека на ненормальные обстоятельства.

Рациональная психотерапия — метод, в котором используется способность че­ловека проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность. Данным методом психотерапевт воздействует на искаженные представления па­циента, создающие дополнительный источник эмоциональных переживаний. Основными направлениями воздействия считаются: снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациен­та, прежде всего касающихся его болезни, убеждение пострадавшего, обучение его правильному мышлению, т. к. считается, что психические расстройства явля­ются следствием ошибочных суждений, умозаключений больного по причине не­достатка необходимой информации. Рациональная психотерапия проводится в форме беседы с военнослужащими, подвергшимися психотравматизации. В про­цессе беседы психолог, врач или другой подготовленный специалист решают ряд психокоррекционных задач:

• сообщают потерпевшему о происшедшем с ним событии, раскрывают сущ­ность данного вида психической травмы, механизм ее действия. При этом


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



главным является разъяснение того, что это расстройство — не уникальное, а широко распространенное явление;

• убеждение военнослужащего в возможности и неизбежности успешного пре­одоления возникшей неблагоприятной ситуации и полного выздоровления;

• демонстрация примеров волевого поведения сослуживцев в аналогичной си­туации;

• подкрепление продуктивных мыслей и высказываний военнослужащего;

• разъяснение пагубности безвольного поведения, самоподчинения недугу;

• доведение своего отношения к военнослужащему как к человеку, временно утратившему боеспособность и который обязательно будет возвращен в строй и пр.

Средствами психологического воздействия здесь выступают: убеждение, пере­убеждение, разъяснение, отвлечение, ободрение, авторитет, престиж и знания лица, осуществляющего психологическую помощь. Существенной характеристикой дан­ного вида психотерапии является его директивность, а, следовательно, небольшая продолжительность сеансов. В условиях боевой обстановки эта особенность при­обретает важное значение.

Изменение неправильных представлений больного достигается определенны­ми методическими приемами (объяснение, разъяснение, убеждение, переориен­тация и др.), которые построены на логической аргументации, что является суще­ственным качеством рациональной терапии.

Успех рациональной психотерапии зависит от учета индивидуальных установок больного и его возможностей, последовательной систематической работы с ним.

При развитии депрессии как реакции на психотравмирующий стресс наибо­лее эффективны методы, разработанные в рамках когнитивной психотерапии. Основная идея, заложенная в этих методах, заключается в предположении, что нормальные реакции опосредуются когнитивными процессами, которые дают возможность людям точно воспринимать окружающую действительность. Соответ­ственно при дестабилизации психического состояния эта способность нарушается, что, в свою очередь, приводит к когнитивным ошибкам. В реальном поведении это проявляется в так называемом «тоннельном видении», приводя к негативной оценке пострадавшим себя, своего окружения и своего будущего. Человек начи­нает руководствоваться в своем поведении жестко детерминированными ирра­циональными установками. Например: «меня никогда не поймет человек, не пе­реживший этого» или «после того, что я пережил, я никогда не смогу выполнять прежнюю работу» и т. п.

Исходя из этого основная психокоррекционная стратегия направляется на по­мощь человеку в поиске и идентификации дезадаптивных утверждений с после­дующим переосмыслением и заменой этих утверждений на более адаптивные. Наиболее эффективным приемом является выделение скрытого смысла дезада-паптивного утверждения с целью показать человеку всю алогичность и иррацио­нальность негативной установки мышления.

Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса (РЭТ), как один из мето­дов когнитивной психотерапии, основывается на положении о том, что непос­редственное основополагающее влияние на эмоциональные последствия (С)



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


оказывают не активизирующие события нашей жизни (А), а система убеждений и представлений (В). Задача РЭТ состоит в том, чтобы помочь человеку обрес­ти способность оспорить (D) свои иррациональные представления (iBs) и изме­нить их, а также обрести новую жизненную философию (Е), освободившись от идеи самообвинения. Рациональные представления — мысли, помогающие пере­живать уместные чувства и вести себя адекватно. Они бывают двух видов:

1) констатирующие размышления о том, что происходит в жизни человека. На­пример: «Человек, с которым я общаюсь, хмурится. Он может решить, что я плохой собеседник». В предложении говорится о том, что делает человек, а не о том, какую оценку ему дают;

2) выражающие желания и предпочтения человека. Например: «Я хочу общать­ся с этим человеком, и потому мне не нравится его хмурый взгляд. Я хочу, чтобы он перестал хмуриться и взглянул на меня с улыбкой».

Иррациональные представления — мысли, которые способствуют формирова­нию неадекватных (неуместных) чувств и несоответствующего поведения. Они бывают трех видов:

а) категоричное заключение («Похоже, этот человек меня явно не возлюбил!»);

б) категоричное оценочное утверждение («Я хочу, чтобы он относился ко мне
хорошо»);

в) категорическое требование («должномания»), например: «Любым путем я
должен произвести хорошее впечатление на этого человека, я просто обязан
это сделать».

Люди, перенесшие психотравмирующий стресс, могут жестко и неуклонно при­держиваться своих иррациональных представлений, считая, что у них все должно получаться хорошо, как раньше, что их должны жалеть окружающие и справед­ливо относиться к ним. Встречая несоответствие между своими представления­ми и реальностью, психотравмированный человек чувствует себя тревожно, по­давленно, он озлоблен, жалеет или ненавидит себя.

Задача психолога — помочь человеку осознать свои иррациональные представ­ления и изменить их.

РЭТ исходит из положения, что, находясь в состоянии паники или депрессии, люди путем изменения своего взгляда на вещи способны преодолеть разруши­тельные чувства и начать жить более счастливо и спокойно.

РЭТ представляет собой метод психотерапии, основанный на рациональном логическом убеждении клиента в возможности изменить свое отношение к «без­выходной» ситуации путем перевода его в проблемной ситуации с иррациональ­ных установок на рациональные.

Методы поведенческой психотерапии нацеливаются на формирование у по­страдавших адаптивных навыков и привычек поведения в психотравмирующих ситуациях. Наиболее приемлемыми из них для купирования симптомов стресса являются:

• метод систематической десенсибилизации (Joseph Wolpe);

• метод иммерсии, метод парадоксальной интенции;

• метод десенситизации движениями глаз (ДДГ);

• шестишаговый рефрейминг.


Глава 9, Психологические последствия участия в боевых действиях



Рассмотрим последовательно наиболее доступные для освоения из числа пред­ставленных методов.

Метод систематической десенсибилизации основывается на поведенческом принципе противообусловливания, утверждающего, что субъект может преодолеть дезадаптивное поведение, вызванное ситуацией или предметом, путем постепен­ного

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...