Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место документоведения в системе наук




Документоведение связано со многими научными дисцип­линами (всеми перечисленными выше), что обусловлено его сложной историей и многогранным объектом исследования — документом. Но наиболее тесны его связи с дисциплинами, связанными с происхождением документоведения (см. п. 8.1).

В частности, документоведение тесно связано с информа­тикой (социальной), которая изучает общие проблемы инфор­мационных процессов. Общее документоведение тесно контак­тирует также с книговедением, в частности, с общей теорией книги.

Основные положения и выводы документоведения активно используются библиотековедением и библиографоведением. Точнее, можно сказать так: основные проблемы общего доку­ментоведения (или документологии) исследуются, преимущес­твенно, библиотековедами и библиографоведами.

Кроме того, документоведение связано с дисциплинами ис­торического источниковедения, архивоведением, теорией делопроизводства, а также со многими научными дисципли­нами, изучающими разные отрасли деятельности, в которых создаются, функционируют и используются документы (на­пример, теориями менеджмента, бухгалтерского учета, бан­ковского дела и т. п.).

Н.Н. Кушнаренко в учебнике утверждает, что документо­ведение — это "метанаука для всех наук документно-комму­никативного цикла". По ее словам, "документоведение как интегративная научная дисциплина тесно связано с делопро­изводством, книго-, библиотеко-, бибфлиографо-, архивоведе­нием, информатикой и др." Как именно связано? В другом па­раграфе оказывается, что все перечисленные дисциплины (вместо "информатики" — "информациеведение") входят в со­став "особенного документоведения". Отмечено, что "при более широком подходе в состав документоведения входят истори­ческое источниковедение и музееведение, семиотика, тексто­логия, кодикология и другие науки", но в "структуре документоведения" эти науки отсутствуют. На наш взгляд, это утверждение является преувеличением возможностей доку­ментоведения.

Место общего и специального документоведения среди дру­гих научных дисциплин характеризуется С.Г. Кулешовым как их "связи" с целым рядом наук. Для общего документоведения это: науки документально-коммуникационного цикла, семи­отика, информология, языкознание, информатика, филосо­фия, культурология, социология, общая теория коммуника­ции, историческое источниковедение, история письменности, история культуры, общая теория классификации, психоло­гия1. Для специального документоведения это: архивоведение, языкознание (документная лингвистика), теория и практика менеджмента, правоведение, историческое источниковедение, технология делопроизводства, информатика, информология, теория коммуникаций, теория научно-информационной де­ятельности, история делопроизводства, дипломатика, неодип­ломатика, филигранология (история бумаги), сфрагистика, палеография, кодикология и т. п. "Связи" здесь означают об­щность объекта исследования (в некоторых случаях), общность проблематики, общность методов и т. п.

В заключение можно сказать, что документоведение одно­временно относится к разным циклам наук. Такой вывод С.Г. Кулешов делает относительно управленческого докумен­товедения, но он вполне правомерен и относительно докумен­товедения вообще.

Связи документоведения с другими науками, по мнению Н.Б. Зиновьевой, обусловлены прежде всего происхождением документоведческих концепций, в частности, из книговедения, фондоведения, научно-информационной деятельности, библио-графоведения, науки об управленческой деятельности. Н.Б. Зи­новьева считает, что документоведение составляет "органичное единство" с науковедением, архивоведением, библиотекове­дением, книговедением, библиографией, информатикой, патен­товедением, делопроизводством и другими дисциплинами, "нацеленными на изучение мира документов, их отдельных разновидностей, процессов их производства, хранения и исполь­зования". Вместе с тем, с этими науками документоведение сов­падает лишь в определенных границах, то есть пересекается.

По мнению Н.Б. Зиновьевой, "документоведение служит методологической платформой для библиографии". Оно также "включает теоретические разделы книговедения в собствен­ную структуру", но отмежевывается от книговедения как са­мостоятельная область знания. С другой стороны, из докумен­товедения выделяются как самостоятельные дисциплины патентоведение и технология документационного обеспечения управления (делопроизводство).

Н.Б. Зиновьева отмечает сложные взаимосвязи документо­ведения с историческими науками: исторические документы являются объектами исследования историографии, текстоло­гии, палеографии, филигранологии, сфрагистики, археогра­фии. К смежным с документоведением наукам она относит также "комплекс естественнонаучных дисциплин, решающих проблемы сохранности документов".

Преимуществом концепции Н.Б. Зиновьевой является по­пытка определить характер связей документоведения с други­ми науками, но она недостаточно аргументирована, не показа­но отношение к другим концепциям.

М.С. Слободяник четко определяет "фундаментальную относительно документоведения науку"информациологию. К сожалению, статус этой науки в данное время остает­ся дискуссионным, следовательно, нужны объяснения относи­тельно ее трактовки. Среди "родственных и смежных наук" М.С. Слободяник называет только библиотековедение и библио-графоведение (сопровождая перечень неопределенным "и др."). Взаимосвязь с книговедением не определена, хотя книга при­знается документом.

Все, сказанное выше, позволяет предложить еще один взгляд на место документоведения в системе наук. В чем-то этот взгляд опирается на уже существующие достижения, но не ограничивается ими, добавляет новые нюансы.

Полагаем, что место документоведения в системе наук нуж­но рассматривать в разных комплексах научных дисциплин.

Во-первых, среди дисциплин, изучающих сферу информаци­онной коммуникационной деятельности общества; во-вторых, среди дисциплин, изучающих отдельные виды и типы доку­ментов, их функционирование в обществе (исторические, кни­говедческие дисциплины); в-третьих, среди дисциплин, изуча­ющих знаковые системы и, в частности, язык (документная лингвистика, теория редактирования).

На наш взгляд, весь комплекс дисциплин, исследующих ин­формацию, можно объединить названием информология (до­словно: наука об информации). Информология должна стать обобщающей наукой для дисциплин, которые используют ин­формационный подход и изучают информационные явления разного рода и во всех аспектах. Далее этот комплекс разделяет­ся на такие части, как теория информации, информатика соци­альная и информатика прикладная (или компьютерная наука).

Информатика социальная приравнивается к теории соци­альной информационной коммуникации и может быть иначе названа ноокоммуникологией. Название "ноокоммуниколо-гия" его автор (Юрий Петрович Буданцев) предложил не для теории социальных коммуникаций, а для теории журналисти­ки1, однако это название больше соответствует именно теории социальной информационной коммуникации, в процессе кото­рой в обществе передается нооинформация. Известно также, что для теории журналистики другими авторами предложено название "коммуникативистика"2. Это название также не кон­кретно, не указывает на то, что в такой науке речь идет именно о теории массовой коммуникации, с которой отождествляется теория журналистики. Теорию информационной коммуника­ции можно было бы назвать и коммуникативистикой, но оста­вим последнюю для журналистов, которые первыми употреби­ли этот термин.

В пределах ноокоммуникологии можно выделить теорию со­циальной информации и документологию как комплекс наук о документе, рассматривающемся как средство передачи соци­альной информации. Особое место занимает научная информа­тика (наука о научно-информационной деятельности), относя­щаяся к комплексу наук ноокоммуникологии (социальной информатики), но не полностью отделенная от документоло-гии, частично пересекающаяся с ней, поскольку изучает зако­номерности создания и функционирования научных докумен­тов.

Также в пределах ноокоммуникологии выделяется теория журналистики (наука о подготовке информации для средств массовой коммуникации), которая тоже рассматривает вопро­сы, характерные для документологии, потому что значитель­ную часть теории журналистики составляет учение о жанрах сообщений в средствах массовой коммуникации, к которым, безусловно, относятся такие виды документов, как газеты и журналы, а также о разных видах периодических и продолжа­ющихся изданий. На родство теории журналистики или тео­рии массовой коммуникации с наукой о книге (документе) ука­зывали также другие авторы1. Ясно, что теория журналистики лишь частично пересекается с документологией, а в научном сознании ученых — "журналистиковедов" — эта связь почти не отражается.

В пределах документологии выделяем такие комплексные науки, как документоведение (наука о подготовке и функци­онировании документа), архивоведение (наука об архивном деле), библиология, или книговедение (наука о книжном деле). Таким образом, документоведение предстает как одна из доку-ментологических наук, относящихся в свою очередь, к наукам ноокоммуникологическим и информологическим. Для нагляд­ности представим все эти соотношения в виде таблицы 8.1 "Место документоведения среди смежных отраслей знания".

В отзыве М.С. Слободяника на предложенную схему содер­жится такое критическое замечание: "Знают ли и признают ли ученые, исследующие журналистику, архивное дело, изда­тельскую и книготорговую деятельность, что они работают в области документологии?"1 Ответ, очевидно, будет негатив­ным. Для того, чтобы знали, нужна более широкая популяри­зация этой идеи. А для того, чтобы признали, популяризации будет недостаточно. Как правило, каждая научная дисципли­на стремится заявить о своей самостоятельности и независи­мости от других, а попытки создания обобщающих наук вос­принимаются неоднозначно. Однако это не означает, что научным работникам не следует искать место своей науки сре­ди других дисциплин. Если оно будет определено правильно, появится надежда, что обобщающая наука принесет пользу и другим, традиционным, дисциплинам, и тогда может быть признана ими.

Эта схема, как и любая другая, касающаяся представлений о системе научных знаний, очень упрощенная, условная. Сре­ди разнообразных дисциплин, с которыми связано документо­ведение, здесь представлен только один срез: науки информологические. Как известно, именно этот цикл наук пока еще не определен достаточно четко. Однако генетические связи доку­ментоведения с этим циклом неопровержимы.

Предлагаем документологией называть именно цикл наук о документе, а не отдельную научную дисциплину. Возможно, в пределах этого цикла еще должна сформироваться "общая тео­рия документологии".

К изложенной точке зрения, на наш взгляд, близка позиция Е.А. Плешкевича, который прогнозирует "формирование но­вой научной отрасли, занимающейся проблемами информации и ее различных форм, в том числе и документированных форм с их теоретическими и практическими аспектами" и предлага­ет "объединить дисциплины, изучающие различные аспекты документированной информации, в новую научную отрасль, условно назовем ее информационно-документологической на­укой"1.

Непосредственно документоведение предлагается разделять на общее (касающееся любых документов) и специальное (по­священное определенным видам или типам документов). В со­ставе общего документоведения можно выделить следующие частные дисциплины: теория документа (в том числе его типо логия и история), теория документных ресурсов, документная лингвистика, документальные автоматизированные информа­ционно-поисковые системы (в том числе документографичес-кие и полнотекстовые), технология хранения документов. В составе специального документоведения выделить: теорию до­кументных потоков (касающуюся опубликованных докумен­тов), управленческое документоведение, кинофотофонодоку­ментоведение, электронное документоведение, картоведение, учение о научно-технической документации, учение о спецви­дах документов. Этот перечень могут дополнить: музыкальное документоведение, изобразительное документоведение, дру­гие дисциплины, посвященные конкретным видам или типам документов. Все названные частные дисциплины уже практи­чески существуют и проводят свои исследования, но не всегда в пределах конкретной дисциплины и даже не всегда в преде­лах документоведения. Данный перечень является условным, приблизительным.

Все перечисленные дисциплины и их подчиненность пока­заны в таблице 8.2 "Подчиненность и структура документове­дения".

Вопрос "входит ли книговедение в документоведение?" нуж­но рассматривать с определенных позиций в зависимости от того, что такое книговедение, документоведение и документо-логия. Известно, что даже ответ на первый вопрос (что такое книговедение) не является однозначным. Для одних авторов это — комплексная наука, для вторых — комплекс наук. Тре­тьи (неявно) трактуют книговедение как его общую теорию (например, в названии учебной дисциплины "Книговедение и история книги"). Как следует понимать название научной спе­циальности "Книговедение, библиотековедение, библиографо-ведение", если первое — это комплекс дисциплин (или комп­лексная наука), который охватывает вторую и третью? То же самое можно сказать о названии учебной специальности "Кни­говедение, библиотековедение и библиография". К этим вопро­сам добавляется еще один: что такое книга как объект книгове­дения? Это только печатное издание определенной формы, периодичности и объема или что-то другое? Перечисленные вопросы являются предметом дискуссий, однозначного ответа на них пока еще не существует.

Что касается документоведения, нужно определиться, ка­кой концепции относительно трактовки его главного объекта — документа — мы придерживаемся: широкой или узкой. Мо­жет ли документоведение рассматривать книгу как документ? Казалось бы, ответ на последний вопрос уже ясен: да, может. Будет ли это документоведение или книговедение? И то, и дру­гое. Лишить документоведение книговедческой части нельзя, так же, как избежать документоведческого (или документологического) подхода в книговедении.

Таблица 8.1. Место документоведения среди смежных отрас­лей знания

      ИНФОРМОЛОГИЯ    
Теория         Информатика
информа-   Информатика социальная   прикладная(или
ции   (ноокоммуникология)   компьютерная
          наука)
      ДОКУМЕНТОЛОГИЯ    
            'я' я       я    
      „, Я"       Ён  
      CD оЗ       о    
Я     £ 2 Я 'аГ   Р  
ая информаци : информации информации Я ft ° о о •& Й- я ° Z я >я 2 ё 03 Л и Ч а о подготовке документа) архивном дел иговедение м деле) аучная иной деятельн  
а п Я •я о 03 Ен Я Я &'я Ю о к 2 м Я 2 §  
екая те( ;ая теор циальн стики (докуме ведение (на;;ионировани (наука ИЯ ИЛИ 0 КНИЖ    
а> к о s я     0) 1-1 СИ й* я  
тич [чес О с? нал ОЙ ]     ени оло аук; я о  
£ К X sopi рия жур [ентальн о я вед Я к Ч w ю sl  
Мат си н       хивс яW оЗ Яо  
      Тео недокум о     (наука  

 

Таблица 8.2. Подчиненность и структура документоведения

ИНФОРМОЛОГИЯ
  НООКОММУНИКОЛОГИЯ  
    ДОКУМЕНТОЛОГИЯ    
      ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ      
      Общее документоведение Специальное документоведение      
      Частные дисциплины Частные дисциплины        
      Теория документа Теория документных ресурсов Документная лингвистика Документальные АИПС Технология хранения документов Теория документных потоков Управленческое документоведение Кинофотофонодокументоведение Электронное документоведение Картоведение Учение о научно-технической документации Учение о спецвидах документов и т. п.      
                                     

 

Напомним, что структура документоведения как науки не всегда равнозначно отражается в структуре комплекса учеб­ных дисциплин, посвященных преподаванию содержания до­кументоведения. Некоторые частные научные дисциплины (как общие, так и специальные) уже сформировались и опреде­лились как отдельные учебные дисциплины. Некоторые су­ществуют как части других учебных дисциплин или диффе­ренцируются на несколько учебных дисциплин.

Документоведение в представленном здесь виде никоим об­разом не посягает на сферы научных исследований и учебных дисциплин, относящихся к теории журналистики, архивове­дению или библиологии (книговедению), хотя, безусловно, опирается на их исследования и аккумулирует то, что относит­ся непосредственно к документоведению.

В сфере учебной деятельности при подготовке специалистов по архивоведению, библиотековедению, издательскому делу, книжной торговле и т. п. содержание документоведческих учебных дисциплин может и должно специализироваться. Сле­довательно, учебная дисциплина "Документоведение" (или комплекс учебных дисциплин) должна быть специализиро­ванной в соответствии с тем, каким будущим специалистам она преподается.

Представленный здесь взгляд на структуру документоведе­ния и его место среди смежных научных дисциплин направлен на то, чтобы интегрировать позитивные моменты разных кон­цепций и, по возможности, снять или уменьшить отрицательные черты, которые вызывали замечания. Безусловно, он нуждается в последующем обсуждении наряду с другими предложениями.

Методы документоведения

В документоведческой литературе охарактеризовано мно­жество методов исследования, однако единства относительно их классификации, полного перечня, названий отдельных ме­тодов и их сущности пока еще не достигнуто. Проблема мето­дов документоведения находится в стадии исследования.

Документоведение использует разные методы научного по­знания документационной деятельности. Всю совокупность методов, используемых документоведением, принято делить на несколько уровней, но разные авторы называют разное их количество и разные уровни.

На наш взгляд, первый, наивысший уровень методологии документоведения, как и других наук, — общефилософский, диалектике-материалистический метод. Диалектика как метод познания раскрывает объективную диалектику самой действительности, помогает раскрыть противоречия действи­тельности и способы их преодоления, рассмотреть любые явле­ния действительности в их развитии. Методологическая роль материализма в научном познании заключается в том, что он ориентирует науку на познание объективной действительнос­ти, надежно установленных фактов.

Диалектико-материалистический метод познания преду­сматривает применение научных методов, которые определя­ются как философские категории теории познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, идеали­зация, классификация, восхождение от абстрактного к конк­ретному и т. д. Эти методы могут использоваться в любой науке или познавательной деятельности, приобретая специфические черты в зависимости от объекта и предмета познания.

Второй уровеньобщенаучные методы. На этом уров­не методы разделяют на эмпирические (описательные), кото­рые только фиксируют существующее состояние действитель­ности (описание, наблюдение, эксперимент, моделирование), и методы теоретические, связанные с обобщением эмпири­ческих данных, проникновением в сущность изучаемых явлений. К общенаучным теоретическим методам познания относятся: системный подход, деятельностный подход, функ­циональный подход, типологический подход и т. п. (синерге-тический, информационный, культурологический, аксиоло­гический)1.

Согласно системному подходу определенное явление рас­сматривается как система, состоящая из взаимосвязанных частей — подсистем. Соответственно, система имеет опреде­ленную структуру. Задача исследования — обнаружить эту структуру, выяснить функциональные связи между подсисте­мами и элементами структуры. Важно также обнаружить функциональные связи изучаемой системы с другими система­ми внешней среды.

Разновидностью системного подхода является структурно-функциональный анализ, или функциональный подход. Как видно по его названию, он состоит в анализе структуры системы и функций отдельных подсистем и элементов внутри системы.

Деятельностный подход основан на представлениях о струк­туре человеческой деятельности, которая должна состоять из таких компонентов: субъект, объект, средства, методы, про­цессы, результаты, конечная цель деятельности. Выявление этих компонентов, их анализ, установление связей между ними являются сущностью деятельностного подхода. Кроме того, деятельностный подход предусматривает установление места изучаемого явления в общей структуре человеческой де­ятельности.

Третий уровеньспециально-научные (или специаль­ные) методы. Это методы, разработанные в отдельных науч­ных дисциплинах, которые стали общенаучными: логические, социологические, психологические, математические методы, исторический подход, библиографический и библиометричес-кий (наукометрический) методы и т. п.

Для документоведения особенно важным является истори­ческий подход, или принцип историзма. "Принцип историзма предусматривает анализ процессов, явлений, событий, отдель­ных фактов исторического бытия в том контексте и измерении, в котором они происходили"1. К общеисторическим методам относятся: историко-генетический, хронологический (или рет­роспективный), проблемно-тематический, сравнительно-исторический (или историко-сравнительный), историко-систем-ный, историко-классификационный (историко-типологичес-кий), синхронический, диахронический или диахронный анализ (метод периодизации) и т. п.1

Четвертый уровеньметоды, специфические для ряда родственных научных дисциплин, изучающих общий объ­ект. Например, специфическими методами книговедческих дисциплин считают: книговедческо-функциональный метод, требующий рассмотрения любых явлений книжного дела с точки зрения их функции в системе "книга — читатель"; ана-литико-тематический метод (анализ тематики изданий); струк­турно-типологический метод (определение типов и видов изда­ний); типографический метод (анализ изданий с точки зрения их типографических особенностей) и др.

На этом уровне считаем необходимым выделить также прин­ципы методологии документоведения, то есть исходные по­ложения, которые должны учитываться в документоведческих исследованиях.

Во-первых, это социально-коммуникационно-ипформаци-онный подход, или принцип. Он означает, что документацион-ную деятельность нужно рассматривать как часть системы со­циальных информационных коммуникаций, направленных на передачу информации в обществе.

Во-вторых, это документологический подход, или при­нцип, который означает, что объект документоведения нужно рассматривать как часть именно документальных коммуника­ций.

Пятый уровеньконкретные методы, применяемые в документоведческих исследованиях. Этот уровень не дает ка­ких-то принципиально новых методов, которых нет на преды­дущих уровнях. Это — уровень, на котором все перечисленные выше методы и принципы применяют для познания конкрет­ных явлений документационной деятельности. Этот уровень можно обозначить как методику документоведческих исследо­ваний.

Например, системный подход применяется для определе­ния места документа во внешней системе и для его анализа с целью определения подсистем и элементов документа, систем­ных связей между ними. Структурно-функциональный анализ используется для исследования документа вообще и его разно­видностей, в частности. Деятельностный подход требует опре­делить, в процессе какой деятельности создается документ и какую деятельность он обеспечивает. Исторический подход по­могает понять, как возник документ (или определенная его разновидность), как развивался, чем стал теперь и какие имеет перспективы развития. Социально-коммуникационно-инфор­мационный подход (или принцип) применяется для опреде­ления и анализа системы информационной коммуникации общества, в которой возникает и действует документ; для опре­деления места документа в этой системе, его зависимости от коммуниканта и способности реципиента воспринять содержа­ние переданной информации. Документологический подход или принцип заключается в анализе любой деятельности с точ­ки зрения того, какое место занимает в ней документ.

Н.Б. Зиновьева считает, что наиболее приспособленными к документоведческой специфике и популярными в использова­нии являются такие методы:

1. Методы, рассматривающие документ в единстве его фор­мы, содержания, функционирования в социуме:

— совокупность системных методов исследования;

— типологический.

2. Методы, направленные на формальное изучение текста документа:

— информационный анализ;

— терминологический анализ;

— контент-анализ.

3. Методы, направленные на изучение восприятия и пони­мания текста документа читателем:

— психолингвистический метод;

— совокупность методов конкретно-социологических ис­следований.

4. Методы, направленные на изучение количественной сово­купности документов:

— библиографический;

— наукометрический1.

Типологический метод трактуется ею как "выявление сходс­тва и различия множества объектов, в данном случае — докумен­тов, поиск способов их идентификации, устойчивых сочетаний свойств, группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели". "Информационный анализ документа" рассматривает­ся как формальная характеристика его текста по нескольким па­раметрам: физическому объему (габаритам), информационному объему, информационной емкости, информативности и т. д. Ин­формационный анализ в данной трактовке не равноценен поня­тию "информационный подход" как общенаучному методу, в ко­тором используется категория информации и теоретические представления о структуре информационной коммуникации.

"Терминологический анализ" заключается в определении ключевых понятий и соответствующих им терминов, анализе их происхождения, развития и включения в терминосистему науки, нормализации терминосистемы. Другие авторы соот­ветствующий метод исследования называют "понятийным" или "категориальным"2.

Контент-анализ направлен на количественное изучение со­держания документа: подсчитывается количество содержа­щихся в тексте определенных слов, терминов, словосочетаний, упоминавшихся фамилий отдельных лиц и т. д. Результаты подсчетов обрабатываются по специальным правилам в зави­симости от цели исследования.

Психолингвистический метод позволяет исследовать осо­бенности восприятия человеком текста документа. Методы конкретно-социологических исследований помогают изучить влияние документов или их совокупности на социальные структуры и процессы.

Библиографический метод заключается в выявлении и со­ставлении библиографической характеристики документов, их группировке и создании библиографических пособий (ука­зателей, списков, обзоров и т. п.).

Библиографическая информация адекватно отражает доку­ментные потоки и массивы, позволяет исследовать их по раз­ным параметрам. Документоведение изучает закономерности создания и функционирования документов и их совокупностей (документных потоков и массивов).

Библиографическим методом изучают:

— тематику документов (чему посвящена информация: ка­кому вопросу, проблеме, направлению, отрасли знаний или техники, отдельной персоне, приборам, технологиям и т. п.);

— авторскую и организационно-фирменную принадлеж­ность документов;

— время издания или написания документов;

— географическую принадлежность происхождения доку­ментов (страна, регион, город, в котором созданы документы);

— место издания документов;

— типо-видовую принадлежность документов;

— картину использования документов теми или иными группами потребителей1.

Наукометрический (библиометрический) метод основыва­ется на библиографическом. Библиографическое отражение потока или массива документов помогает определить их струк­туру и тенденции развития отрасли (или исследований по опре­деленной проблеме): интенсивность развития, актуальность отдельных направлений и проблем, возникновение новых на­правлений, взаимосвязи данной отрасли со смежными, вклад отдельных специалистов, коллективов, стран в развитие отрас­ли и исследование проблемы.

Анализ документных потоков используется также для изу­чения цитирования и определения на этом основании наиболее влиятельных трудов, исследователей, их значения для разви­тия науки. Кроме того, он служит установлению количест­венных показателей временного промежутка старения доку­ментов, а также выявлению основных и дополнительных источников, в которых публикуются документы по определен­ной теме, проблеме, отрасли.

Все перечисленные методы конкретных документоведчес-ких исследований не являются особыми методами, характер­ными только для документоведения, но, учитывая специфику применения того или иного общенаучного или специального метода в исследованиях по документоведению, С.Г. Кулешов считает возможным трактовать их как специальные методы документоведения (или документологии)1.

Перечисленные уровни методологии документоведения от­ражены в таблице 8.3.

Таблица 8.3. Методы документоведения

1 уровень Диалектико-матсриалистический метод
    Категории теории познания: анализ и синтез, индук­ция и дедукция, сравнение, обобщение, идеализация, классификация, восхождение от абстрактного к конк­ретному и т. д.
2 уровень Общенаучные методы
    Эмпирические методы: описание, наблюдение, экспе­римент, моделирование
    Теоретические методы: системный подход, деятельнос-тный подход, функциональный подход, типологичес­кий подход
3 уровень Специально-научные методы
    Логические, социологические, математические мето­ды, исторический подход, библиографический, библио­метрический (наукометрический) методы
4 уровень Методы, специфические для рзща родственных науч­ных дисциплин
    Функциональный, аналитико-тематический, структур­но-типологический методы. Социально-коммуникационно-информационный, доку-ментологический подходы
5 уровень Конкретные методы документоведческих исследова­ний    
Методы изучения документов: структурно-функцио­нальный анализ, понимание, осмысление, источнико­ведческий анализ, статистический анализ, психологи­ческий анализ и т. п. Методы изучения деятельности коммуникационных посредников или потребителей информации: наблюде­ние, самонаблюдение, эксперимент, социологический опрос, экспертная оценка. Методы обработки полученных данных  
       

 

Конкретные методы документоведческих исследований

можно сгруппировать в три категории:

1) методы изучения документов;

2) методы изучения деятельности коммуникационных по­средников или потребителей информации;

3) методы обработки полученных данных. К первой категории относятся:

— структурно-функциональный анализ, с помощью кото­рого изучают структуру документа и функции его отдельных частей, а также структуру деятельности, в процессе которой создавался документ, и принадлежность документа к опреде­ленным этапам и процессам этой деятельности; выполнение документом функций, обусловленных этой деятельностью;

— методы понимания и осмысления, связанные с непо­средственным изучением содержания документа с целью опре­деления его вида и возможностей его использования в комму­никационно-информационном процессе;

— источниковедческий анализ, разработанный в истори­ческом источниковедении;

— статистический анализ, что позволяет применить коли­чественные методы для характеристики отдельной совокуп­ности документов;

— психологический анализ, разработанный психологичес­кой наукой и используемый в документоведении с целью определения возможного влияния документа на потребителя информации.

Методы изучения деятельности коммуникационных по­средников или потребителей информации — это библиографи­ческий и историографический анализ имеющейся литературы об этой деятельности; изучение документации, регламентиру­ющей и сопровождающей соответствующую деятельность; на­блюдение и самонаблюдение, эксперимент, социологический опрос, экспертная оценка.

Методы обработки полученных данных предусматривают их описание, сравнение и обобщение, в отдельных случаях применение математических методов обработки данных. Ко­нечная цель — подтвердить или опровергнуть выдвинутые в начале исследования гипотезы, сделать необходимые выводы относительно методики создания документов и их использова­ния в процессе общественной деятельности, дать рекоменда­ции для последующего развития практической деятельности или научных исследований.


Выводы

Документоведение на современном этапе развития имеет все признаки науки. Идет активный процесс самоопределения документоведения в целом, а также его отношений с другими на­учными дисциплинами, связанными с документоведением по происхождению или объекту исследования. Многие вопросы остаются еще недостаточно выясненными, поэтому следует ожидать активного развития науковедческого знания о доку­ментоведении в будущем.

 


Вопросы и задания для самоконтроля

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...