Место документоведения в системе наук
Документоведение связано со многими научными дисциплинами (всеми перечисленными выше), что обусловлено его сложной историей и многогранным объектом исследования — документом. Но наиболее тесны его связи с дисциплинами, связанными с происхождением документоведения (см. п. 8.1). В частности, документоведение тесно связано с информатикой (социальной), которая изучает общие проблемы информационных процессов. Общее документоведение тесно контактирует также с книговедением, в частности, с общей теорией книги. Основные положения и выводы документоведения активно используются библиотековедением и библиографоведением. Точнее, можно сказать так: основные проблемы общего документоведения (или документологии) исследуются, преимущественно, библиотековедами и библиографоведами. Кроме того, документоведение связано с дисциплинами исторического источниковедения, архивоведением, теорией делопроизводства, а также со многими научными дисциплинами, изучающими разные отрасли деятельности, в которых создаются, функционируют и используются документы (например, теориями менеджмента, бухгалтерского учета, банковского дела и т. п.). Н.Н. Кушнаренко в учебнике утверждает, что документоведение — это "метанаука для всех наук документно-коммуникативного цикла". По ее словам, "документоведение как интегративная научная дисциплина тесно связано с делопроизводством, книго-, библиотеко-, бибфлиографо-, архивоведением, информатикой и др." Как именно связано? В другом параграфе оказывается, что все перечисленные дисциплины (вместо "информатики" — "информациеведение") входят в состав "особенного документоведения". Отмечено, что "при более широком подходе в состав документоведения входят историческое источниковедение и музееведение, семиотика, текстология, кодикология и другие науки", но в "структуре документоведения" эти науки отсутствуют. На наш взгляд, это утверждение является преувеличением возможностей документоведения.
Место общего и специального документоведения среди других научных дисциплин характеризуется С.Г. Кулешовым как их "связи" с целым рядом наук. Для общего документоведения это: науки документально-коммуникационного цикла, семиотика, информология, языкознание, информатика, философия, культурология, социология, общая теория коммуникации, историческое источниковедение, история письменности, история культуры, общая теория классификации, психология1. Для специального документоведения это: архивоведение, языкознание (документная лингвистика), теория и практика менеджмента, правоведение, историческое источниковедение, технология делопроизводства, информатика, информология, теория коммуникаций, теория научно-информационной деятельности, история делопроизводства, дипломатика, неодипломатика, филигранология (история бумаги), сфрагистика, палеография, кодикология и т. п. "Связи" здесь означают общность объекта исследования (в некоторых случаях), общность проблематики, общность методов и т. п. В заключение можно сказать, что документоведение одновременно относится к разным циклам наук. Такой вывод С.Г. Кулешов делает относительно управленческого документоведения, но он вполне правомерен и относительно документоведения вообще. Связи документоведения с другими науками, по мнению Н.Б. Зиновьевой, обусловлены прежде всего происхождением документоведческих концепций, в частности, из книговедения, фондоведения, научно-информационной деятельности, библио-графоведения, науки об управленческой деятельности. Н.Б. Зиновьева считает, что документоведение составляет "органичное единство" с науковедением, архивоведением, библиотековедением, книговедением, библиографией, информатикой, патентоведением, делопроизводством и другими дисциплинами, "нацеленными на изучение мира документов, их отдельных разновидностей, процессов их производства, хранения и использования". Вместе с тем, с этими науками документоведение совпадает лишь в определенных границах, то есть пересекается.
По мнению Н.Б. Зиновьевой, "документоведение служит методологической платформой для библиографии". Оно также "включает теоретические разделы книговедения в собственную структуру", но отмежевывается от книговедения как самостоятельная область знания. С другой стороны, из документоведения выделяются как самостоятельные дисциплины патентоведение и технология документационного обеспечения управления (делопроизводство). Н.Б. Зиновьева отмечает сложные взаимосвязи документоведения с историческими науками: исторические документы являются объектами исследования историографии, текстологии, палеографии, филигранологии, сфрагистики, археографии. К смежным с документоведением наукам она относит также "комплекс естественнонаучных дисциплин, решающих проблемы сохранности документов". Преимуществом концепции Н.Б. Зиновьевой является попытка определить характер связей документоведения с другими науками, но она недостаточно аргументирована, не показано отношение к другим концепциям. М.С. Слободяник четко определяет "фундаментальную относительно документоведения науку" — информациологию. К сожалению, статус этой науки в данное время остается дискуссионным, следовательно, нужны объяснения относительно ее трактовки. Среди "родственных и смежных наук" М.С. Слободяник называет только библиотековедение и библио-графоведение (сопровождая перечень неопределенным "и др."). Взаимосвязь с книговедением не определена, хотя книга признается документом. Все, сказанное выше, позволяет предложить еще один взгляд на место документоведения в системе наук. В чем-то этот взгляд опирается на уже существующие достижения, но не ограничивается ими, добавляет новые нюансы.
Полагаем, что место документоведения в системе наук нужно рассматривать в разных комплексах научных дисциплин. Во-первых, среди дисциплин, изучающих сферу информационной коммуникационной деятельности общества; во-вторых, среди дисциплин, изучающих отдельные виды и типы документов, их функционирование в обществе (исторические, книговедческие дисциплины); в-третьих, среди дисциплин, изучающих знаковые системы и, в частности, язык (документная лингвистика, теория редактирования). На наш взгляд, весь комплекс дисциплин, исследующих информацию, можно объединить названием информология (дословно: наука об информации). Информология должна стать обобщающей наукой для дисциплин, которые используют информационный подход и изучают информационные явления разного рода и во всех аспектах. Далее этот комплекс разделяется на такие части, как теория информации, информатика социальная и информатика прикладная (или компьютерная наука). Информатика социальная приравнивается к теории социальной информационной коммуникации и может быть иначе названа ноокоммуникологией. Название "ноокоммуниколо-гия" его автор (Юрий Петрович Буданцев) предложил не для теории социальных коммуникаций, а для теории журналистики1, однако это название больше соответствует именно теории социальной информационной коммуникации, в процессе которой в обществе передается нооинформация. Известно также, что для теории журналистики другими авторами предложено название "коммуникативистика"2. Это название также не конкретно, не указывает на то, что в такой науке речь идет именно о теории массовой коммуникации, с которой отождествляется теория журналистики. Теорию информационной коммуникации можно было бы назвать и коммуникативистикой, но оставим последнюю для журналистов, которые первыми употребили этот термин. В пределах ноокоммуникологии можно выделить теорию социальной информации и документологию как комплекс наук о документе, рассматривающемся как средство передачи социальной информации. Особое место занимает научная информатика (наука о научно-информационной деятельности), относящаяся к комплексу наук ноокоммуникологии (социальной информатики), но не полностью отделенная от документоло-гии, частично пересекающаяся с ней, поскольку изучает закономерности создания и функционирования научных документов.
Также в пределах ноокоммуникологии выделяется теория журналистики (наука о подготовке информации для средств массовой коммуникации), которая тоже рассматривает вопросы, характерные для документологии, потому что значительную часть теории журналистики составляет учение о жанрах сообщений в средствах массовой коммуникации, к которым, безусловно, относятся такие виды документов, как газеты и журналы, а также о разных видах периодических и продолжающихся изданий. На родство теории журналистики или теории массовой коммуникации с наукой о книге (документе) указывали также другие авторы1. Ясно, что теория журналистики лишь частично пересекается с документологией, а в научном сознании ученых — "журналистиковедов" — эта связь почти не отражается. В пределах документологии выделяем такие комплексные науки, как документоведение (наука о подготовке и функционировании документа), архивоведение (наука об архивном деле), библиология, или книговедение (наука о книжном деле). Таким образом, документоведение предстает как одна из доку-ментологических наук, относящихся в свою очередь, к наукам ноокоммуникологическим и информологическим. Для наглядности представим все эти соотношения в виде таблицы 8.1 "Место документоведения среди смежных отраслей знания". В отзыве М.С. Слободяника на предложенную схему содержится такое критическое замечание: "Знают ли и признают ли ученые, исследующие журналистику, архивное дело, издательскую и книготорговую деятельность, что они работают в области документологии?"1 Ответ, очевидно, будет негативным. Для того, чтобы знали, нужна более широкая популяризация этой идеи. А для того, чтобы признали, популяризации будет недостаточно. Как правило, каждая научная дисциплина стремится заявить о своей самостоятельности и независимости от других, а попытки создания обобщающих наук воспринимаются неоднозначно. Однако это не означает, что научным работникам не следует искать место своей науки среди других дисциплин. Если оно будет определено правильно, появится надежда, что обобщающая наука принесет пользу и другим, традиционным, дисциплинам, и тогда может быть признана ими.
Эта схема, как и любая другая, касающаяся представлений о системе научных знаний, очень упрощенная, условная. Среди разнообразных дисциплин, с которыми связано документоведение, здесь представлен только один срез: науки информологические. Как известно, именно этот цикл наук пока еще не определен достаточно четко. Однако генетические связи документоведения с этим циклом неопровержимы. Предлагаем документологией называть именно цикл наук о документе, а не отдельную научную дисциплину. Возможно, в пределах этого цикла еще должна сформироваться "общая теория документологии". К изложенной точке зрения, на наш взгляд, близка позиция Е.А. Плешкевича, который прогнозирует "формирование новой научной отрасли, занимающейся проблемами информации и ее различных форм, в том числе и документированных форм с их теоретическими и практическими аспектами" и предлагает "объединить дисциплины, изучающие различные аспекты документированной информации, в новую научную отрасль, условно назовем ее информационно-документологической наукой"1. Непосредственно документоведение предлагается разделять на общее (касающееся любых документов) и специальное (посвященное определенным видам или типам документов). В составе общего документоведения можно выделить следующие частные дисциплины: теория документа (в том числе его типо логия и история), теория документных ресурсов, документная лингвистика, документальные автоматизированные информационно-поисковые системы (в том числе документографичес-кие и полнотекстовые), технология хранения документов. В составе специального документоведения выделить: теорию документных потоков (касающуюся опубликованных документов), управленческое документоведение, кинофотофонодокументоведение, электронное документоведение, картоведение, учение о научно-технической документации, учение о спецвидах документов. Этот перечень могут дополнить: музыкальное документоведение, изобразительное документоведение, другие дисциплины, посвященные конкретным видам или типам документов. Все названные частные дисциплины уже практически существуют и проводят свои исследования, но не всегда в пределах конкретной дисциплины и даже не всегда в пределах документоведения. Данный перечень является условным, приблизительным. Все перечисленные дисциплины и их подчиненность показаны в таблице 8.2 "Подчиненность и структура документоведения". Вопрос "входит ли книговедение в документоведение?" нужно рассматривать с определенных позиций в зависимости от того, что такое книговедение, документоведение и документо-логия. Известно, что даже ответ на первый вопрос (что такое книговедение) не является однозначным. Для одних авторов это — комплексная наука, для вторых — комплекс наук. Третьи (неявно) трактуют книговедение как его общую теорию (например, в названии учебной дисциплины "Книговедение и история книги"). Как следует понимать название научной специальности "Книговедение, библиотековедение, библиографо-ведение", если первое — это комплекс дисциплин (или комплексная наука), который охватывает вторую и третью? То же самое можно сказать о названии учебной специальности "Книговедение, библиотековедение и библиография". К этим вопросам добавляется еще один: что такое книга как объект книговедения? Это только печатное издание определенной формы, периодичности и объема или что-то другое? Перечисленные вопросы являются предметом дискуссий, однозначного ответа на них пока еще не существует. Что касается документоведения, нужно определиться, какой концепции относительно трактовки его главного объекта — документа — мы придерживаемся: широкой или узкой. Может ли документоведение рассматривать книгу как документ? Казалось бы, ответ на последний вопрос уже ясен: да, может. Будет ли это документоведение или книговедение? И то, и другое. Лишить документоведение книговедческой части нельзя, так же, как избежать документоведческого (или документологического) подхода в книговедении. Таблица 8.1. Место документоведения среди смежных отраслей знания
Таблица 8.2. Подчиненность и структура документоведения
Напомним, что структура документоведения как науки не всегда равнозначно отражается в структуре комплекса учебных дисциплин, посвященных преподаванию содержания документоведения. Некоторые частные научные дисциплины (как общие, так и специальные) уже сформировались и определились как отдельные учебные дисциплины. Некоторые существуют как части других учебных дисциплин или дифференцируются на несколько учебных дисциплин. Документоведение в представленном здесь виде никоим образом не посягает на сферы научных исследований и учебных дисциплин, относящихся к теории журналистики, архивоведению или библиологии (книговедению), хотя, безусловно, опирается на их исследования и аккумулирует то, что относится непосредственно к документоведению. В сфере учебной деятельности при подготовке специалистов по архивоведению, библиотековедению, издательскому делу, книжной торговле и т. п. содержание документоведческих учебных дисциплин может и должно специализироваться. Следовательно, учебная дисциплина "Документоведение" (или комплекс учебных дисциплин) должна быть специализированной в соответствии с тем, каким будущим специалистам она преподается. Представленный здесь взгляд на структуру документоведения и его место среди смежных научных дисциплин направлен на то, чтобы интегрировать позитивные моменты разных концепций и, по возможности, снять или уменьшить отрицательные черты, которые вызывали замечания. Безусловно, он нуждается в последующем обсуждении наряду с другими предложениями. Методы документоведения В документоведческой литературе охарактеризовано множество методов исследования, однако единства относительно их классификации, полного перечня, названий отдельных методов и их сущности пока еще не достигнуто. Проблема методов документоведения находится в стадии исследования. Документоведение использует разные методы научного познания документационной деятельности. Всю совокупность методов, используемых документоведением, принято делить на несколько уровней, но разные авторы называют разное их количество и разные уровни. На наш взгляд, первый, наивысший уровень методологии документоведения, как и других наук, — общефилософский, диалектике-материалистический метод. Диалектика как метод познания раскрывает объективную диалектику самой действительности, помогает раскрыть противоречия действительности и способы их преодоления, рассмотреть любые явления действительности в их развитии. Методологическая роль материализма в научном познании заключается в том, что он ориентирует науку на познание объективной действительности, надежно установленных фактов. Диалектико-материалистический метод познания предусматривает применение научных методов, которые определяются как философские категории теории познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, идеализация, классификация, восхождение от абстрактного к конкретному и т. д. Эти методы могут использоваться в любой науке или познавательной деятельности, приобретая специфические черты в зависимости от объекта и предмета познания. Второй уровень — общенаучные методы. На этом уровне методы разделяют на эмпирические (описательные), которые только фиксируют существующее состояние действительности (описание, наблюдение, эксперимент, моделирование), и методы теоретические, связанные с обобщением эмпирических данных, проникновением в сущность изучаемых явлений. К общенаучным теоретическим методам познания относятся: системный подход, деятельностный подход, функциональный подход, типологический подход и т. п. (синерге-тический, информационный, культурологический, аксиологический)1. Согласно системному подходу определенное явление рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных частей — подсистем. Соответственно, система имеет определенную структуру. Задача исследования — обнаружить эту структуру, выяснить функциональные связи между подсистемами и элементами структуры. Важно также обнаружить функциональные связи изучаемой системы с другими системами внешней среды. Разновидностью системного подхода является структурно-функциональный анализ, или функциональный подход. Как видно по его названию, он состоит в анализе структуры системы и функций отдельных подсистем и элементов внутри системы. Деятельностный подход основан на представлениях о структуре человеческой деятельности, которая должна состоять из таких компонентов: субъект, объект, средства, методы, процессы, результаты, конечная цель деятельности. Выявление этих компонентов, их анализ, установление связей между ними являются сущностью деятельностного подхода. Кроме того, деятельностный подход предусматривает установление места изучаемого явления в общей структуре человеческой деятельности. Третий уровень — специально-научные (или специальные) методы. Это методы, разработанные в отдельных научных дисциплинах, которые стали общенаучными: логические, социологические, психологические, математические методы, исторический подход, библиографический и библиометричес-кий (наукометрический) методы и т. п. Для документоведения особенно важным является исторический подход, или принцип историзма. "Принцип историзма предусматривает анализ процессов, явлений, событий, отдельных фактов исторического бытия в том контексте и измерении, в котором они происходили"1. К общеисторическим методам относятся: историко-генетический, хронологический (или ретроспективный), проблемно-тематический, сравнительно-исторический (или историко-сравнительный), историко-систем-ный, историко-классификационный (историко-типологичес-кий), синхронический, диахронический или диахронный анализ (метод периодизации) и т. п.1 Четвертый уровень — методы, специфические для ряда родственных научных дисциплин, изучающих общий объект. Например, специфическими методами книговедческих дисциплин считают: книговедческо-функциональный метод, требующий рассмотрения любых явлений книжного дела с точки зрения их функции в системе "книга — читатель"; ана-литико-тематический метод (анализ тематики изданий); структурно-типологический метод (определение типов и видов изданий); типографический метод (анализ изданий с точки зрения их типографических особенностей) и др. На этом уровне считаем необходимым выделить также принципы методологии документоведения, то есть исходные положения, которые должны учитываться в документоведческих исследованиях. Во-первых, это социально-коммуникационно-ипформаци-онный подход, или принцип. Он означает, что документацион-ную деятельность нужно рассматривать как часть системы социальных информационных коммуникаций, направленных на передачу информации в обществе. Во-вторых, это документологический подход, или принцип, который означает, что объект документоведения нужно рассматривать как часть именно документальных коммуникаций. Пятый уровень — конкретные методы, применяемые в документоведческих исследованиях. Этот уровень не дает каких-то принципиально новых методов, которых нет на предыдущих уровнях. Это — уровень, на котором все перечисленные выше методы и принципы применяют для познания конкретных явлений документационной деятельности. Этот уровень можно обозначить как методику документоведческих исследований. Например, системный подход применяется для определения места документа во внешней системе и для его анализа с целью определения подсистем и элементов документа, системных связей между ними. Структурно-функциональный анализ используется для исследования документа вообще и его разновидностей, в частности. Деятельностный подход требует определить, в процессе какой деятельности создается документ и какую деятельность он обеспечивает. Исторический подход помогает понять, как возник документ (или определенная его разновидность), как развивался, чем стал теперь и какие имеет перспективы развития. Социально-коммуникационно-информационный подход (или принцип) применяется для определения и анализа системы информационной коммуникации общества, в которой возникает и действует документ; для определения места документа в этой системе, его зависимости от коммуниканта и способности реципиента воспринять содержание переданной информации. Документологический подход или принцип заключается в анализе любой деятельности с точки зрения того, какое место занимает в ней документ. Н.Б. Зиновьева считает, что наиболее приспособленными к документоведческой специфике и популярными в использовании являются такие методы: 1. Методы, рассматривающие документ в единстве его формы, содержания, функционирования в социуме: — совокупность системных методов исследования; — типологический. 2. Методы, направленные на формальное изучение текста документа: — информационный анализ; — терминологический анализ; — контент-анализ. 3. Методы, направленные на изучение восприятия и понимания текста документа читателем: — психолингвистический метод; — совокупность методов конкретно-социологических исследований. 4. Методы, направленные на изучение количественной совокупности документов: — библиографический; — наукометрический1. Типологический метод трактуется ею как "выявление сходства и различия множества объектов, в данном случае — документов, поиск способов их идентификации, устойчивых сочетаний свойств, группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели". "Информационный анализ документа" рассматривается как формальная характеристика его текста по нескольким параметрам: физическому объему (габаритам), информационному объему, информационной емкости, информативности и т. д. Информационный анализ в данной трактовке не равноценен понятию "информационный подход" как общенаучному методу, в котором используется категория информации и теоретические представления о структуре информационной коммуникации. "Терминологический анализ" заключается в определении ключевых понятий и соответствующих им терминов, анализе их происхождения, развития и включения в терминосистему науки, нормализации терминосистемы. Другие авторы соответствующий метод исследования называют "понятийным" или "категориальным"2. Контент-анализ направлен на количественное изучение содержания документа: подсчитывается количество содержащихся в тексте определенных слов, терминов, словосочетаний, упоминавшихся фамилий отдельных лиц и т. д. Результаты подсчетов обрабатываются по специальным правилам в зависимости от цели исследования. Психолингвистический метод позволяет исследовать особенности восприятия человеком текста документа. Методы конкретно-социологических исследований помогают изучить влияние документов или их совокупности на социальные структуры и процессы. Библиографический метод заключается в выявлении и составлении библиографической характеристики документов, их группировке и создании библиографических пособий (указателей, списков, обзоров и т. п.). Библиографическая информация адекватно отражает документные потоки и массивы, позволяет исследовать их по разным параметрам. Документоведение изучает закономерности создания и функционирования документов и их совокупностей (документных потоков и массивов). Библиографическим методом изучают: — тематику документов (чему посвящена информация: какому вопросу, проблеме, направлению, отрасли знаний или техники, отдельной персоне, приборам, технологиям и т. п.); — авторскую и организационно-фирменную принадлежность документов; — время издания или написания документов; — географическую принадлежность происхождения документов (страна, регион, город, в котором созданы документы); — место издания документов; — типо-видовую принадлежность документов; — картину использования документов теми или иными группами потребителей1. Наукометрический (библиометрический) метод основывается на библиографическом. Библиографическое отражение потока или массива документов помогает определить их структуру и тенденции развития отрасли (или исследований по определенной проблеме): интенсивность развития, актуальность отдельных направлений и проблем, возникновение новых направлений, взаимосвязи данной отрасли со смежными, вклад отдельных специалистов, коллективов, стран в развитие отрасли и исследование проблемы. Анализ документных потоков используется также для изучения цитирования и определения на этом основании наиболее влиятельных трудов, исследователей, их значения для развития науки. Кроме того, он служит установлению количественных показателей временного промежутка старения документов, а также выявлению основных и дополнительных источников, в которых публикуются документы по определенной теме, проблеме, отрасли. Все перечисленные методы конкретных документоведчес-ких исследований не являются особыми методами, характерными только для документоведения, но, учитывая специфику применения того или иного общенаучного или специального метода в исследованиях по документоведению, С.Г. Кулешов считает возможным трактовать их как специальные методы документоведения (или документологии)1. Перечисленные уровни методологии документоведения отражены в таблице 8.3. Таблица 8.3. Методы документоведения
Конкретные методы документоведческих исследований можно сгруппировать в три категории: 1) методы изучения документов; 2) методы изучения деятельности коммуникационных посредников или потребителей информации; 3) методы обработки полученных данных. К первой категории относятся: — структурно-функциональный анализ, с помощью которого изучают структуру документа и функции его отдельных частей, а также структуру деятельности, в процессе которой создавался документ, и принадлежность документа к определенным этапам и процессам этой деятельности; выполнение документом функций, обусловленных этой деятельностью; — методы понимания и осмысления, связанные с непосредственным изучением содержания документа с целью определения его вида и возможностей его использования в коммуникационно-информационном процессе; — источниковедческий анализ, разработанный в историческом источниковедении; — статистический анализ, что позволяет применить количественные методы для характеристики отдельной совокупности документов; — психологический анализ, разработанный психологической наукой и используемый в документоведении с целью определения возможного влияния документа на потребителя информации. Методы изучения деятельности коммуникационных посредников или потребителей информации — это библиографический и историографический анализ имеющейся литературы об этой деятельности; изучение документации, регламентирующей и сопровождающей соответствующую деятельность; наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, социологический опрос, экспертная оценка. Методы обработки полученных данных предусматривают их описание, сравнение и обобщение, в отдельных случаях применение математических методов обработки данных. Конечная цель — подтвердить или опровергнуть выдвинутые в начале исследования гипотезы, сделать необходимые выводы относительно методики создания документов и их использования в процессе общественной деятельности, дать рекомендации для последующего развития практической деятельности или научных исследований. Выводы Документоведение на современном этапе развития имеет все признаки науки. Идет активный процесс самоопределения документоведения в целом, а также его отношений с другими научными дисциплинами, связанными с документоведением по происхождению или объекту исследования. Многие вопросы остаются еще недостаточно выясненными, поэтому следует ожидать активного развития науковедческого знания о документоведении в будущем.
Вопросы и задания для самоконтроля
|
|
|