Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение функций документа и книги




Как отмечено выше, главная (сущностная) функция доку­мента — социалъпо-коммуникационно-информационная — определяется его местом в системе социальных коммуникаций, где он является каналом передачи информации. В разных ха­рактеристиках книги также называлась эта функция, но она получала разные названия. И.Е. Баренбаум и А.И. Барсук пи­сали: "Изначальной универсальной функцией книги является коммуникативная"1. Немного ниже в той же статье говорится уже о "коммуникативных (информационных) функциях" и "информационно-коммуникативных функциях" (во множест­венном числе), под которыми подразумевается участие книги в передаче информации. Позднее И.Е. Баренбаум выделял еди­ную "информационно-коммуникативную" функцию книги и писал о необходимости изучения книги как "средства фикса­ции, хранения и передачи информации".

Владимир Николаевич Ляхов, внесший значительный вклад в теорию искусства книги, подчеркивал "самые общие и существенные стороны ее природы, порожденные ее назначе­нием в жизни: служить средством для хранения и передачи ин­формации, для общения между людьми"2. Отсюда вытекала "главная — коммуникативная — функция книги как формы организации текстового сообщения".

Четко и последовательно социально-коммуникационная природа книги подчеркивалась в работах Алисы Александров­ны Беловицкой, Александра Андреевича Гречихина и Сергея Павловича Омилянчука3. Однако соответствующая функция книги называлась ими "коммуникативной", а в ее характерис­тике делался акцент на принадлежность книги к сфере обще­ния или к сфере массовой коммуникации. Понятие социально-коммуникационно-информационной функции охватывает более широкий спектр, показывает принадлежность книги к системе социальной информационной коммуникации. Фунда­ментальный, сущностный характер данной функции книги проявляется в том, что все другие ее функции могут быть оха­рактеризованы как социальные, коммуникационные или ин­формационные.

Функции фиксирования информации и ее сохранения, свойственные документу и обусловленные его материальной (вещественной) формой, характерны также и для книги. На­пример, Евгений Львович Немировский писал: "Функциональ­ное предназначение книги состоит в фиксировании с целью хранения и передачи — во времени и пространстве — какой-то вполне определенной информации"1.

0 "функции сохранения", присущей книге, писал и М.Ф. Яновский. Им была замечена любопытная зависимость: "... всякий, кто видит в книге средство сохранения, допуска­ет, что книга рано или поздно передаст сохраненное содержа­ние. И обратно: книга может передать только то, что сохране­но"2. М.Ф. Яновский отметил, что функцию сохранения знания, присущую книге, выдвинул еще Ричард де Бери в его знаменитом сочинении "Филобиблон" (1344 г.). О ней говори­ли Александр Иванович Герцен (книга — это "завет умираю­щего старца юноше, начинающему жить...") и Френсис Бекон, сравнивая книги с "кораблями, пересекающими обширные поля времени".

Все другие функции документа, направленные на выполне­ние его роли в обществе, также свойственны книге, однако по степени их выраженности в книге можно предложить несколь­ко иную последовательность в их перечне: познавательная, культурная, мемориальная, управленческая, свидетельс­тва. Характеристика этих функций книги совпадает с тем, что было сказано о функциях документа. Можно добавить, что первые три из названных функций часто подчеркивались в разных эмоциональных, образных определениях книги, таких как: книга — источник знаний, продукт и памятник духовной и материальной культуры, память поколений и т. п.

Эстетическую функцию (содействие развитию искусст­ва, удовлетворению эстетических вкусов и чувств человека), гедонистическую функцию (предоставление наслаждения от "общения" с книгой), рекреативную функцию (содейс­твие отдыху, возобновлению духовных и физических сил че­ловека), выделяемые в разных характеристиках книги, мож­но рассматривать как подфункции или разновидности проявления культурной функции, причем в большей степе­ни они свойственны определенным видам (типам) книги, а не всем книгам.

Воспитательная, популяризаторская, учебно-образова­тельная функции книги формируются как сочетание и прояв­ление культурной, познавательной, управленческой функций документа, то есть как усиление этих функций при одновре­менном выполнении всех других.

Управленческая функция относительно книги обычно не называлась, в отличие от документа, однако из характеристи­ки этой функции документа мы видим, что она свойственна и любой книге постольку, поскольку книга выполняет социаль­но-коммуникационно-информационную функцию. Вместе с тем, существуют определенные виды книги, в которых управ­ленческая функция выдвигается на первый план: это публика­ции управленческих, нормативно-производственных, регла­ментирующих и других документов.

Формой проявления управленческой функции является и так называемая идеологическая функция книги, определяе­мая иногда через перечисление задач книги: это "орудие со­циальной борьбы, воспитания, организации и формирования общественного мнения"1; "орудие идеологической борьбы"2 и т. п.

Наиболее ярко сущность управленческой функции книги (в употребляемом здесь широком значении понятия "книга", включающем и периодические издания) выразил вождь боль­шевиков В.И. Ленин, писавший о газете, что она должна быть не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и организатором3. Современные исследователи средств массовой коммуникации также отмечают их влияние на личность вос­принимающего субъекта, выражающееся в выполнении "вну­шающей, регулятивной, управленческой", "интегративно-ре-гулятивной" функций4, которые являются, на наш взгляд, синонимами "управленческой" функции.

Функция свидетелъствования, или правовая функция, на первый взгляд, характерна только для понятия документа, а не для книги. Однако если понимать эту функцию широко, как это и делается в данном случае, то любая книга так же, как и доку­мент вообще, прежде всего является свидетельством, подтверж­дением существования деятельности, направленной на ее созда­ние. Например, для ученого подтверждением его научной деятельности является издание его монографии или статей, для поэта — выход в свет сборника стихотворений и т. п. Кроме того, книга "свидетельствует" о деятельности не только ее авторов, но и всех лиц и учреждений, принимавших участие в ее издании.

Книга всегда имеет и правовой аспект. Названные в книге автор, научный редактор, редакционная коллегия, издающее учреждение и т. п. несут ответственность за содержание книги, его соответствие правовым нормам общества, например за отсутствие плагиата, клеветнических измышлений, научную до­стоверность данных и т. п. С другой стороны, конвенция об ав­торском праве предусматривает правовые гарантии автору книги со стороны общества за использование его интеллекту­альной собственности, подтверждает интеллектуальные и иму­щественные права автора.

Функция свидетельствования, выполняемая книгой, ино­гда приобретает оттенок подтверждения истинности, достовер­ности описываемых в ней фактов, событий. Отмечается, что "полная унифицированность и стандартность большого коли­чества текстов, обусловленная тиражом, сочетается с опреде­ленным ореолом доверия к напечатанному....Печатная инфор­мация выступает как олицетворение некой общественной инстанции и, как таковая, вызывает большее доверие"1.

Следовательно, функция свидетельствования (или правовая функция) присуща книге так же, как и документу вообще.

В целом все функции документа (в широком значении этого понятия) присущи и книге, и это является подтверждением того, что книга — это документ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...