Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы типологического познания книги




В типологии книги используется ряд понятий, связанных с разными способами (методами) типологического познания кни­ги: классификация, систематизация, типологизация и т. п.

Рассмотрим особенности разных методов, используемых для типологического познания книги.

Метод классификации происходит от логической процеду­ры деления объема понятия, с помощью которой выделяются виды (или группы, классы) предметов, обобщенных в родовом

понятии. При этом родовое понятие делится на видовые. В та­ком значении классификацией можно считать любое деление некоторого множества предметов на подмножества, независи­мо от природы множеств и характера признаков, используе­мых в качестве основания деления. Классификация, как пра­вило, представляет собой определенную совокупность делений. Обычно основаниями деления в классификации выбирают признаки, существенные для избранных предметов. Если при­знак классификации отражает наиболее существенные свой­ства объекта классификации, то такая классификация называ­ется естественной; она обнаруживает существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значе­ние. Но классификации могут быть и искусственными, учиты­вающими несущественные признаки.

Систематизация — метод научного познания, способ груп­пирования явлений, который должен обнаружить взаимосвязи и зависимости между отдельными элементами (подразделами) системы, показать их место в системе, охватывающей все эти явления. Основой систематизации является выявление сис­темных свойств объектов и их классификация по признакам, свидетельствующим о существовании системы, охватывающей все исследуемые явления.

Типологизация — это классификация, построенная на при­менении понятия "тип" как совокупности (стойкого объедине­ния) нескольких признаков, характеризующих сущность вещи или явления. Если основание деления в типологизации отра­жает системные свойства явлений, то такая типологизация в то же время выполняет задачу систематизации анализируемых явлений.

Между классификацией, систематизацией и типологизаци-ей как способами научного исследования определенных мно­жеств предметов или явлений существуют тесные взаимосвя­зи. Все они являются способами группировки и различаются характером признаков, избранных как основание деления (группировки) или целью применения того или иного метода.

Вместе с тем существуют другие толкования относительно соотношения указанных методов исследования. По мнению А.А. Гречихина, наиболее общим термином, обозначающим любые исследовательские процедуры типологии книги, долж­на быть "систематизация". Он считает, что "систематизация — это диалектическое единство классификации и типизации". При этом классификация понимается как "систематизация, основанная на делении понятий", а типизация — как "опера­ция объединения понятий". Группировка, по его мнению — это "частный случай типизации"1. Таким образом, А.А. Гречихин типизацией называет один из способов систематизации, осно­ванный на объединении понятий и объектов, противополож­ный классификации, основанной на делении понятий и объек­тов. На наш взгляд, типизацией следует называть процесс практического усовершенствования произведений и изда­ний с целью достижения ими установленных теорией и практикой книжного дела образцов (типов) произведений или изданий.

Этот пример показывает, как сложно бывает достичь единс­тва в понимании даже способов типологического исследова­ния. На наш взгляд, наиболее общим понятием должна быть "группировка", как любое деление определенного множества явлений на группы. Классификацияэто метод группи­ровки, в котором используется операция деления объема понятия. Систематизацияэто метод группировки, в котором исследуются свойства отдельных групп с целью установления отношений, связей между ними и структу­ры исследуемой системы (множества явлений) в целом. Типологизацияметод группировки, в котором устанав­ливаются определенные типы как такие подразделы, ко­торые отличаются комплексом признаков. Все перечислен­ные процедуры и методы исследования могут использоваться в типологии книги.

Основные категории книги

В процессе познания человек проходит сложный путь от восприятия чувственных ощущений к абстракции, от единич­ного (конкретного) к общему (абстрактному). Для абстрактно­го мышления характерно образование понятий и категорий, с помощью которых познается сущность явлений или процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки. Категори­ями в философии называют основные понятия, отражаю­щие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания.

В типологии книги к основным категориям относится, пре­жде всего, само понятие "книга", обозначающее главный объ­ект книговедения в целом. Определению книги (в таком пони­мании) уделяется значительное внимание, но общепризнанной дефиниции до сего времени не найдено.

Путь к решению этой проблемы указывает социально-ком­муникационно-информационный подход к документальной коммуникации вообще и к книжному делу в частности. С точ­ки зрения места в системе документальной коммуникации книгаэто документ опубликованный, изданный или де­понированный, предоставляемый в общественное пользо­вание через книжную торговлю и библиотеки. "Книга" здесь — абстрактная категория, отражающая функциональную сущ­ность определяемого явления, а не его внешний вид или мате­риальную форму. И.Г. Моргенштерн предложил следующую конкретизацию этой категории: "Книга — размноженный до­кумент, предназначенный и подготовленный для передачи абс­трактному читателю общего знания в доступной его воспри­ятию знаковой форме"1.

Определение книги через понятие "документ" указывает на то, что книга обладает всеми существенными чертами документа, его функциями и свойствами. Поэтому нет необходи­мости в определении книги указывать те черты, которые ха­рактеризуют документ вообще.

Отличия книги от других документов обусловлены ее мес­том в социальном коммуникационно-информационном про­цессе: книга — это документ производный, создаваемый как итог деятельности первого коммуникационного посредника между автором документа и потребителем информации — книгоиздательского или редакционно-издательского дела — и по­падающий к потребителю информации благодаря деятельнос­ти второго коммуникационного посредника — системы книгораспространения и книгоиспользования.

Вместе с этой главной категорией для типологии книги не­обходимы понятия (или категории), отражающие разные стороны книги: произведение, произведение печати, изда­ние, литература и другие. Они отражают одну и ту же реаль­ность — книгу, но в разных отношениях, разных аспектах, и потому являются как бы отдельными ступенями познания книги как объективной реальности. Это — разные категории книги.

Генетически изначальной среди них является, по-видимо­му, произведение — результат (продукт) деятельности в любом виде духовного творчества, имеющий самостоятельное значе­ние и выраженный в объективной форме с помощью матери­ального носителя, отделенного от человека и позволяющего фиксировать информацию в определенной знаковой системе.

Произведения, зафиксированные графическими знаками, могут быть выражены разными "языковыми системами": ли­тературные или вербальные — вербальной, то есть словесной знаковой системой; изографические — способом изображения (рисунки, фото и т. п.); идеографические — способом идео­грамм, дающих обобщенное, синтетическое представление о предметах, явлениях, мыслях (карты, планы, схемы, диаграм­мы, графика и т. п.); сигнально-графические — выраженные через условные знаки — "сигналы", способом условных обо­значений, сокращенно или упрощенно обозначающих поня­тия, представления, образы (ноты, формулы в точных и естест­венных науках и т. д.). Изографические, идеографические и сигнально-графические произведения существуют чаще всего не самостоятельно, а в тесной взаимосвязи либо в сопровожде­нии литературных произведений.

Произведения могут существовать также в форме, незафик­сированной на материальном носителе, который не изме­няется с течением времени. Это, например, стихотворение или песня в устном исполнении, танец или театральное пред­ставление и т. п. Это — произведения, не зафиксированные в документальной форме. Современные средства записи инфор­мации позволяют фиксировать их звуковое или визуальное отображение в форме аудиального или аудиовизуального до­кумента.

Существуют также произведения, выраженные в вещевой форме (то есть в форме трехмерного материального объекта): произведения скульптуры, архитектуры, декоративно-при­кладного искусства; изделия материального производства и т. п. Они также могут быть отображены средствами запи­си информации в документальной форме. С другой стороны, сами документы (в том числе книги) являются произведения­ми человеческих рук и мысли как вещевые изделия.

Литературное произведение — это разновидность произ­ведений, отличающаяся словесным способом выражения ин­формации. Литературное произведение может существовать в уме автора, в его памяти, но такая форма существования явля­ется субъективной, недоступной для восприятия другими людьми. Объективную форму литературное произведение при­обретает в том случае, когда попадает в систему общественной коммуникации благодаря устному исполнению или письмен­ной фиксации. В устном исполнении словесное произведение еще не имеет литературной формы. Термин "литература" про­исходит от лат. lit(t)era — название графического знака для передачи на письме звука (фонемы) как части слова. Литера­турное произведение становится таковым именно в письмен­ной форме. Литературное (словесное) произведение может принадлежать к любому виду творчества: научному, художес­твенному, публицистическому и т. д. Литературное произве­дение (или произведение литературы) — это не обязательно "произведение художественной литературы", или "беллетристики"; это просто литературный (текстовой или вербальный) документ.

Следующая категория книги — литература — трактуется как совокупность литературных (словесных) произведений, имеющих не узко личное, а общественное значение1. Сущест­вует также другое, узкое, значение слова "литература", кото­рое приравнивается к понятию "художественная литература", но для книговедения оно не является характерным. В книгове­дении литературой может быть названа любая совокупность литературных произведений, имеющих общее или подобное содержание или целевое и читательское назначение: "естест­венно-научная литература", "справочная литература", "детс­кая литература" и т. п. Кроме того, иногда литературой назы­вают совокупность нелитературных произведений, выражен­ных графическими знаками, например "нотная литература". Последнее выражение можно считать жаргонным, неточным использованием термина "литература".

Тесно связано с понятием "литературное произведение" по­нятие "произведение письменности". Иногда последнее ис­пользуют в качестве синонима первого. Но в нем есть опреде­ленный оттенок, позволяющий понимать его и как литератур­ное произведение, выполненное именно рукописным способом. В терминологических целях представляется необходимым выяснить содержание данной категории. В книговедении уже стало традиционным такое разграничение: письмо — "допол­нительное к звуковой речи средство общения", а письменность — "результат использования этого средства, то есть совокуп­ность документов, выполненных письмом"2. "Основные при­знаки, присущие письму, можно свести к следующим: знаки, видимые зрением и передающие человеческую речь, мысли; материал, на котором они закреплены; функции — закрепле­ние работы памяти с целью передачи мыслей во времени и на расстояние; наличие (реального или подразумеваемого) адре­сата — читателя, которому письмена предназначены"1.

Но и в таком понимании письменности есть различия. Одни считают письменными только те произведения, которые напи­саны от руки, в отличие от напечатанных (в выражении "про­изведения письменности и (или) печати"), другие — все памят­ники письма, "безотносительно... к технологии нанесения или способу размножения (высекание на мраморе или офсетная пе­чать)"2, то есть все письменные вербальные документы.

С другой стороны, понятие "письменность" охватыва­ет не только словесные (литературные) произведения, но и изобразительные (рисунки, миниатюры и т. п.), и нотные, и картографические произведения, если они вы­полнены рукописным способом ("от руки"). Тогда "пись­менное произведение" (или "произведение письменности") — это не только литературное (словесное) произведение в ру­кописной форме, но и любое рукописное произведение, выра­женное графическими знаками. Следовательно, к письмен­ности относятся не только документы, передающие речь, то есть словесную информацию, но и изобразительные, и нот­ные3.

Наконец, понятие "письменности" может включать толь­ко целостные произведения, а может и любые памятники письма: "эпиграфические, нумизматические, сфрагистичес-кие" надписи и т. п.4

Наличие этих разнообразных оттенков в понятии "письмен­ность" не позволяет дать однозначный ответ, что же такое "про­изведение письменности". Для этого необходима дальнейшая терминологическая работа. Полагаем приемлемым следующее определение: "Произведением письменности мы считаем ре­зультаты целенаправленной человеческой деятельности (факты, идеи, образы), имеющие определенную логическую взаи­мосвязь и завершенность и изложенные в письменном виде"1.

Очень распространенным в книговедении является понятие произведение печати. На первый взгляд, в нем отражено толь­ко то, что оно обозначает произведение, выполненное способом печати. Однако термин типологии книги "произведение печа­ти" бытовал в книговедении в двух значениях. Первое: "вся­кий материал, напечатанный полиграфическим способом при помощи набора или фотомеханического воспроизведения"2. "Печать" как способ изготовления документов — это исполь­зование определенного устройства для получения многих оди­наковых отпечатков с одной формы. Но способом печати мож­но получать не только документы, но и самые разнообразные изделия, например ткани, обои, бумажные деньги и т. д.

Даже продукция полиграфической промышленности, осно­ванная на способе печати, состоит из двух групп: изданий и ак­цидентной продукции, или акциденции. Акциденция — это полиграфически тиражированные бланки, анкеты, приглаше­ния, объявления, афишы, конверты и подобные печатные из­делия. Они не являются изданиями.

В государственных стандартах на издания, где термин "про­изведение печати" был дан не в основном ряду, а в примечани­ях, отразилась поначалу формальная, механическая трактов­ка данного термина: "Под произведением печати понимается изделие полиграфического производства, получаемое печата­нием или тиснением"3. Совокупность произведений печати (в этом смысле) образовывала "печатную продукцию", в которую входили как издания (категория книги), так и акцидентная пе­чатная продукция, или "промышленная группа произведений печати" — "упаковочные изделия, этикетки, учетно-отчетные документы, различные бланки, проездные и зрелищные билеты, тетради, печатные елочные украшения, ценные бумаги, обои и пр."1

В этом случае в словосочетании "произведение печати" ис­пользовано одно из возможных значений слова "произведение" — "то, что произведено, выработано, изготовлено", но не то, которое было взято нами ("продукт творчества": произведение литературы, искусства и т. п.)2 в качестве одной из категорий книги. "Печать" здесь также понимается узко, только как "вос­произведение текста, рисунка и т. п. полиграфическим путем; печатание"3. Нет сомнений в том, что к "книге" относится лишь часть "произведений печати" в указанном значении, а именно та часть, которая представляет собой продукты духовного твор­чества. Предлагается первое значение термина "произведение печати" заменить другим термином: "полиграфическое изде­лие", а совокупность полиграфических изделий именовать "полиграфической продукцией".

Сочетание "произведение печати" употреблялось и в другом значении, когда в слово "произведение" вкладывался тот смысл, который можно считать категорией книги. В таком значении это словосочетание употреблялось во многих опреде­лениях книги (таких как: "книга — это произведение письмен­ности и (или) печати"). Здесь и слово "печать" имеет иной отте­нок: не просто способ воспроизведения произведений, но и совокупность произведений, воспроизведенных полиграфи­ческим способом, со всей их многообразной содержательной характеристикой. В таком значении "печать", по существу, тождественна "книге" (хотя полному тождеству мешает сохра­нившееся в слове "печать" указание на способ воспроизведе­ния; понятие "книга" включает не только печатные произведе­ния). Следовательно, второе значение термина "произведение печати" можно определить так: это произведение, воспроизве­денное полиграфическим способом. Вместо слова "произведе­ние" можно дать его определение, данное выше. Произведения печати в книговедческом значении этой категории — это те произведения, которые воспроизведены в печатных изданиях, вошли в их содержание.

Для того, чтобы устранить полисемию термина "произведе­ние печати", предлагается любое изделие полиграфического производства называть полиграфическим изделием, их сово­купность — полиграфической продукцией, а произведения, которые вошли в издания, — произведениями печати, пе­чатной продукцией.

Категория "издания" — одна из основных в современном книжном деле. Государственный стандарт Украины ДСТУ 3017—95 "Издания. Основные виды. Термины и определения" определяет издание как "документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, изготовленный печатанием, тисне­нием или иным способом, содержащий информацию, предна­значенную для распространения, и отвечающий требованиям государственных стандартов, других нормативных докумен­тов относительно его издательского оформления и полиграфи­ческого исполнения"1. В таком определении не указано точно на способ производства документа-издания, поэтому издания­ми можно считать не только произведения печати, но и грам­пластинки, магнитофонные ленты, фотопленки, микрофиши, диафильмы, слайды, аудио- и видеокассеты, дискеты, диски и т. п. при соответствующей их подготовке к тиражированию и оформлении.

Вместе с тем печатание остается главным способом изготов­ления изданий. Поэтому понятие "издание" чаще используют по отношению к печатному (полиграфическому) изданию, определяя его таким образом: "печатное изделие, предназна­ченное для распространения помещенной в нем информации, прошедшее редакционно-издательскую обработку, полиграфи

Печатные изданияэто способ существования произ­ведений печати. Эти понятия не совсем совпадают, потому что одно издание может или равняться одному произведению печати, или содержать несколько произведений печати.

Кроме того, существуют другие значения понятий "произведе­ние печати" и "издание", упомянутые выше, и каждое из них вынуждает по-своему решать проблему соотношения понятий "произведение печати" и "издание".

Главными признаками печатного издания считаются: а) са­мостоятельное полиграфическое оформление; б) редакцион-но-издательская обработка; в) содержание необходимой ин­формации. Факультативным признаком является наличие установленного набора выходных сведений1.

Совокупность изданий называют издательской продук­цией. Ее можно рассматривать как совокупный результат де­ятельности издательства или издающего учреждения, изда­тельского дела в целом.

Типология книги должна разработать классификации разных категорий книги: произведений литературы, про­изведений печати, изданий и др. Ни одна из этих категорий не совпадает с другой или с главной категорией "книги" полно­стью и нуждается в отдельном рассмотрении.

Произведения — литературные, изографические, идеографи­ческие, сигнально-графические — могут существовать как в пе­чатной, так и в непечатной (в том числе допечатной) форме. Про­изведение в печатной форме равно "произведению печати". Оно может существовать в виде целого "полиграфического изделия", его части или совокупности. Произведение может быть издано в одном "издании" или нескольких, или быть частью издания.

Произведение печати — это любое отдельное "произведе­ние" в печатной форме. Оно может существовать в виде одного "полиграфического изделия" или нескольких, или быть час­тью полиграфического изделия. В таком же соотношении на­ходится это понятие с "изданием".

Полиграфическое изделие может содержать как "произве­дения", так и непроизведения. Полиграфическое изделие мо­жет быть равно "изданию" или быть его частью. Совокупность "полиграфических изделий" (полиграфическая продукция) больше, чем совокупность изданий (издательская продукция), потому что охватывает еще и акцидентную продукцию поли­графической промышленности.

Литература является совокупностью литературных про­изведений, которые могут существовать как в печатной, так и в непечатной форме. В этом смысле произведения печати со­ставляют часть литературы. С другой стороны, литературные произведения — разновидность "произведений печати", следо­вательно, литературные произведения (и литература) не охва­тывают всей совокупности произведений печати, а являются ее частью. Литературное произведение может быть напечатано в виде целого издания или его части; в одном "полиграфическом изделии", в нескольких или в его части. Совокупность изданий не совпадает с понятием "литература", поскольку, с одной сто­роны, в изданиях представлены не только литературные про­изведения (понятие "издания" шире, чем "литература"); с дру­гой стороны, литература существует не только в форме изданных произведений ("литература" шире, чем "издания").

Издание может состоять из одного или нескольких "произ­ведений", воспроизведенных полиграфическим способом, то есть "произведений печати". Издание может существовать в виде одного или нескольких "полиграфических изделий". Со­вокупность "произведений" больше, чем совокупность изданий (часть произведений не издана). Совокупность "произведений печати" — это содержание изданий, так как вне издания про­изведения печати не могут быть опубликованы. "Литература", с одной стороны, составляет часть изданий (в их совокупнос­ти), с другой — шире этой совокупности.

Для более четкого представления о рассмотренных ведущих категориях, применяемых в типологии книги, необходимо выяс­нить их соотношение между собой.

Предложенную характеристику объема каждого из пере­численных понятий следует учитывать в типологических ис­следованиях книги. В целом типологическая классификация книги, на наш взгляд, невозможна без предварительного рас­смотрения каждой из перечисленных категорий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...