Тема 12 типы и жанры литературы
Вся совокупность текстовых документов, или литературных произведений, составляет "литературу" и делится на определенные разновидности. Одни авторы называют их видами литературы, другие — типами. Внутри видов (или типов) литературы выделяют жанры литературных произведений или текстовых (литературных) документов. Понятия типов литературы и жанров текстовых (литературных) произведений в равной степени относятся к типологии документа и типологии книги. 12.1. Понятие "типы литературы" Основные группы литературных произведений — наиболее крупные подразделения в типологической классификации — предлагалось называть либо типами литературы (в большинстве работ), либо видами (в теории редактирования и некоторых других работах). С точки зрения теории классификации как метода познания любую разновидность родового понятия можно называть видом. Поэтому можно и в "литературе" выделять определенные виды. Но, как правило, виды выделяются по какому-то одному признаку, отражая его наличие или отсутствие в соответствующих явлениях или видоизменения явления по избранному признаку. Более соответствует указанной категории термин "тип" со всеми присущими этому понятию чертами. Типы понимаются как подразделы, отличающиеся друг от друга не одним признаком, а определенной их совокупностью. Типы литературы — это группы литературных произведений, обладающие существенными качественными отличиями, выделенные путем теоретической абстрагирующей работы научного мышления и представляющие собой идеализированную модель реальных объектов. При типологической классификации литературы часто приходится учитывать не один признак, а определенный их комплекс, или комплексный критерий классификации. Поэтому считаем целесообразным говорить именно о типах литературы, которые выделяются в процессе ее типологизации.
В качестве основного критерия типологизации литературы, или основного типообразующего признака, разными авторами назывались целевое назначение, читательское назначение, совокупность целевого и читательского назначения или совокупность других признаков. При этом один и тот же признак понимался по-разному, составленные на его основе перечни типов значительно различались. Полагаем, что типологизация литературы в книговедении и документоведении должна основываться не на каком-то одном признаке, отражающем одну сторону литературного произведения, а на комплексном критерии, представляющем собой взаимосвязанную совокупность признаков, среди которых одни являются ведущими, другие — производными. Необходимо также выделить признак классификационный — определяющий направление разбивки литературы на типы, и признаки классообразующие — конкретизирующие содержание первого. Наша цель — создать не описательную, а сущностную классификацию литературы по типам, через "формулировку закономерности образования классов", а не только через описание и объяснение1. Возможно, такая классификация не всегда будет отвечать требованиям формальной логики, так как анализу подвергаются сложные общественные явления, но зато она выявит глубинные связи между ними. Типы литературы можно определять и по другим признакам, создавая параллельную фасетную классификацию, где разные признаки не зависят друг от друга и, соответственно, разные направления классификации не подчиняются друг другу (табл. 12.1). Таблица 12.1. Типы литературы
12.2. Типы литературы по социальному назначению Главный признак, по которому определяют основные типы литературы, — социальное назначение. "Социальное назначение литературы", — это комплексный критерий типологической классификации литературы. Он объединяет и учитывает разные конкретные признаки. Философской основой книговедческой типологии литературы должны стать теория общественного сознания и теория познания, которые дополняются в определенной части положениями социальной психологии. Причины формирования различных типов литературы следует искать в структуре общественного сознания, теории познания и социального общения, потому что литература представляет собой материальное воплощение общественного сознания, способ его существования и выражения. Классификационным признаком при выделении основных типов литературы должно быть соответствие определенному виду и сфере общественного сознания, уровню познания, месту в системе социальной коммуникации. Связь литературы с общественным сознанием объясняет конкретно-исторический характер ее типов. Классообразующие признаки при выделении основных типов литературы можно объединить одним понятием — социальное назначение. В нем учитываются разнообразные качественные характеристики литературных произведений: целевое и читательское назначение, предмет и способ отражения действительности, особенности происхождения литературных произведений, их значение в жизни общества — как ведущие признаки; производными от них являются стилистические и композиционные особенности литературных произведений.
В некоторых исследованиях можно обнаружить черты, близкие предлагаемому подходу. Так, Людмила Николаевна Кастрюлина, анализируя различные концепции типологической классификации литературы, отмечала положительное значение применения таких классификационных признаков, как форма отражения жизни, исходя из познавательной сущности литературы — отражение объективной действительности; формы и цели человеческого общения, в котором литература выступает как одно из важнейших средств социальной коммуникации; функциональный подход, раскрывающий причины возникновения, цели и характер использования произведений в общественной деятельности1. Для изучения социальной функции литературы она считала необходимым использование научных данных о видах и уровнях общественного сознания. Даниил Юрьевич Теплов основным принципом типологии литературы считал "соответствие тех или иных типов отдельным формам общественной практики"2, однако, констатируя отсутствие философской классификации форм общественной практики, вынужден был рассматривать только ряд классообразующих признаков, характерных для типов литературы (характер материала, привлекаемого для раскрытия темы, идейно-политические позиции авторов, лексические и стилистические особенности языка и композиции). Развитием идей Д.Ю. Теплова представляется документонедческий подход преподавателей Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Олега Менделевича Зусьмана и Валентины Альфредовны Минкиной, согласно которому виды документов делятся "по сфере создания и преимущественного использования документов" на массовые, досуговые, научные, производственно-практические и учебные. Далее виды документов выделяются в рамках перечисленных сфер "с точки зрения целей использования информации", а также "с учетом сочетания двух аспектов — сфер деятельности и целей использования информации"3.
Анализ высказанных предложений свидетельствует о том, что критерий типологической классификации литературы должен быть комплексным, учитывающим разные аспекты создания и функционирования литературных произведений в обществе. Сложность и неоднозначность деления литературы на основные типы можно объяснить сложной структурой общественного сознания, в котором отдельные виды (или формы) общественного сознания часто выделяются лишь теоретически, абстрагируясь от их реального существования в тесном переплетении друг с другом (например, моральное и эстетическое сознание, наука и идеология). Иногда одна форма общественного сознания отражается в нескольких типах литературы (как, например, наука). Возможно также, что определенная форма общественного сознания отражается не в одном особом типе литературы, а в нескольких неспецифических типах, например, мораль — в художественной литературе, литургической, публицистической и т. п. Следовательно, критерий "социального назначения" не является четко определенным и однозначным. При его применении учитываются разнообразные признаки и результаты эмпирического деления литературы на типы, отличающиеся друг от друга по комплексному критерию. Определение основных типов литературы остается дискуссионным вопросом типологии книги. Теория общественного сознания и теория познания могут быть использованы в типологии литературы, в первую очередь, с объяснительной целью, то есть для выяснения того, какие виды, формы, сферы общественного сознания находят свое выражение в том или ином типе литературы. Такой анализ поможет понять, какие именно черты данного типа литературы свойственны ему изначально, исходя из природы того структурного образования общественного сознания, которому соответствует рассматриваемый тип литературы. В социологической структуре общественного сознания выделяются его сферы: идеология, наука и общественная психология (первые две частично налагаются друг на друга, но остаются относительно самостоятельными). Представим, что сферы общественного сознания выделяются на вертикальном срезе структуры общественного сознания. На горизонтальном срезе, перпендикулярном к первому, выделяются формы или виды, общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, философское сознание, соответствующие его гносеологической структуре (табл. 12.2). Специфика отдельных видов общественного сознания особенно ярко проявляется в сфере идеологии: каждому виду и форме общественного сознания с точки зрения гносеологической структуры соответствует определенная форма идеологии. Они отличаются друг от друга способом отражения и характером оценки действительности. Каждая форма идеологии выработала особые типы литературы, в которых выражается ее сущность.
Политическая идеология выражается в программах партий, декларациях, официальных выступлениях партийных лидеров и подобных им документах, которые образуют особый тип литературы — политические первоисточники, или партийные документы. Специфическим способом отражения действительности для политического сознания является "волевое отражение"1, то есть политические идеи формулируются как конкретные программы политической борьбы. Оценка действительности дается с точки зрения интересов политического класса, волю которого выражает партия. Право является орудием осуществления политики, поэтому между ними нет расхождений в способе отражения действительности. Отличие права заключается в том, что воле господствующего политического класса придается характер общеобязательной принудительной силы, формы закона. Правовая идеология выражается в документах, определяющих нормы и правила жизни общества, требования к производству и т. п., то есть в законах, конституции, указах, стандартах и других нормативных актах органов государственного управления. Такие документы составляют самостоятельный тип литературы, которая не имеет, однако, определенного и общепринятого названия. Для его обозначения можно остановиться на одном из наиболее широко употребляемых названий: нормативная литература, а также использовать общее обозначение: правовые первоисточники. Эстетическое сознание (искусство) отличается художественно-образным способом отражения действительности. В том случае, когда материалом для создания художественного образа является слово, создается тип художественной литературы. Религиозное сознание также создало особый тип литературы, в котором выражаются догматы религии. Это так называемая литургическая литература (религиозные первоисточники). Для разных по целевому назначению типов литературы, которые отражают религиозное сознание (публицистическая, популярная и т. п.), в последнее время используют название "духовная литература"1, однако можно их называть религиозно-публицистической, религиозно-популярной и т. п. Некоторую сложность представляет выяснение роли философии как формы и вида общественного сознания в формировании типов литературы. Специфика философии как формы общественного сознания состоит в ее мировоззренческой сущности. На уровне (или в сфере) науки философское сознание выражается в тех же типах литературы, что и наука в целом (об этом см. ниже); на уровне (или в сфере) идеологии философское сознание — это мировоззренческая основа общества. Следовательно, особым типом литературы должны быть философские (мировоззренческие) первоисточники. В социалистическом обществе таким типом литературы считали так называемые первоисточники марксизма-ленинизма — произведения его основоположников К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Независимо от конкретного назначения того или иного произ ведения основоположников марксизма-ленинизма (научно-исследовательское, публицистическое, научно-популярное произведение, частное письмо и др.), в социалистическом обществе все они рассматривались как методологическая, мировоззренческая основа всех видов деятельности, то есть выполняли роль философского сознания в жизни общества. В демократическом обществе философскими первоисточниками следует считать классические произведения философской мысли (Аристотеля, Канта, Гегеля и др.). Моральное сознание проявляется, главным образом, в общественном мнении, традициях, обычаях, — иначе говоря, в законах неписаных, следовательно, не в литературных произведениях. Вместе с тем, из истории книги известно, что в определенное время (в России и в Украине — в XVI в.) существовал тип нравоучительной (или поучительной) литературы, который определял нормы общественного и семейно-бытового поведения. В наше время такой тип литературы в типологических классификациях не выделяется. Существует ли он в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо конкретное изучение многих произведений (в данное время они относятся преимущественно к массово-политическим изданиям). На наш взгляд, необходимо выделять еще и другие виды общественного сознания с соответствующими им типами литературы. В частности, это историческое сознание, формирующее тип исторических первоисточников, к которым относятся исторические хроники, анналы, летописи и другие произведения, мемуарная литература, а также публикации документов, свидетельствующих о той или иной деятельности. Можно также выделить экономическое сознание с соответствующим ему типом экономических первоисточников, к которым относится хозяйственная (управленческая, бизнесовая) документация (плановая, учетная, отчетная и т. п.). Сравнение структуры общественного сознания с имеющимся многообразием документов дает основание говорить о возможности выделения в структуре общественного сознания еще и таких ее видов (или форм), как естественно-научное и техническое сознание. Соответствующие им знания зафиксированы преимущественно в разных типах научных документов (отражающих сферу науки), но существуют также документы (преимущественно, неопубликованные), где естественно-научное или техническое сознание отражается в первую очередь, то есть существуют естественно-научные и технические первоисточники. Этот вопрос еще не исследован и нуждается в отдельном рассмотрении. Итак, существует ряд перечисленных типов литературы, в которых выражаются особенности отдельных форм идеологии. Кроме того, идеология в целом, независимо от ее формы, выполняет функции пропаганды идей и агитации — побуждения масс к соответствующим действиям. Эти задачи решаются в произведениях публицистического типа, которые имеют соответствующие разновидности — пропагандистскую и агитационную литературу. Эмпирический уровень идеологического познания, характеризующийся наблюдением и описанием фактов, отдельных сторон и явлений действительности, выражается в типе массово-информационной литературы, которая существует преимущественно в газетных и журнальных жанрах заметки, репортажа. Уровню эмпирического познания в идеологии соответствует также тип мемуарной литературы. Ее можно отнести и к типу исторических первоисточников, поскольку в мемуарах (воспоминаниях) находит воплощение наиболее широко распространенная часть исторического сознания общества. Этот тип литературы отличается, в первую очередь, своим происхождением: к нему относятся воспоминания участников или свидетелей тех или иных событий. Правдивость и конкретность изложенных фактов — первое и основное требование к мемуарной литературе. Однако мемуарная литература не может не быть также и отражением политических позиций ее авторов, которые проявляются иногда в виде скрытых оценок, иногда — в прямых высказываниях. Важная роль в формировании ряда типов литературы принадлежит науке как сфере общественного сознания. Научное сознание — высшая форма познавательной деятельности, объектом которой являются все явления природы, общества и мышления, а способом отражения действительности — понятийно-логическая форма мышления. Главная цель науки — познание, объективное и адекватное отражение разных сторон действительности. Документы, в которых воплощается научное сознание, выполняют, преимущественно, познавательную функцию как специальную. Таблица 12.2. Соотношение структуры общественного сознания с типологией литературы
Основное содержание научных исследований (поставленные задачи, методика, ход и результаты) освещается в произведениях, относящихся к типу научно-исследовательской литературы, рассчитанной на специалистов, ученых соответствующих отраслей знания. Параллельно с научно-исследовательской литературой, иногда одновременно, а чаще — с опозданием, научные исследования отражаются в произведениях научно-популярного типа. Авторами их могут быть сами творцы науки, но чаще — ее популяризаторы. Научно-популярная литература имеет целью распространение научных знаний в обществе, как правило, среди неспециалистов соответствующих отраслей знания; их внедрение в общественную психологию (повседневное сознание). Близкую, но отличающуюся цель, имеют произведения учебной литературы. Учебная литература выполняет функцию передачи научных знаний и практического опыта, обслуживая потребности системы образования. Цели внедрения научных знаний в производство, в практическую деятельность людей в разных сферах общественной жизни служит производственная литература. Она обеспечивает выполнение наукой ее активной общественной роли как непосредственной производительной силы. Особую роль в связи науки с производством, а также в управлении желаниями и действиями отдельных групп людей, играет рекламная литература. На первое место в рекламных произведениях выступают коммерческая цель, расчет на психологическое влияние на потребителей (покупателей) какой-либо продукции или услуг. В то же время реклама выполняет не только коммерческие, но и агитационно-пропагандистские, научно-популяризаторские функции, а также оказывает помощь производству, обеспечивая его информацией о новейшем оборудовании, материалах и услугах. Научно-информационная литература служит оперативному ознакомлению специалистов с достижениями науки и производства, как правило, отраженными в первичных научных документах. Научно-информационная литература состоит, в основном, из вторичных документов. Роль посредника между "готовыми", устоявшимися научными знаниями и производством (как материальным, так и духовным), а также системой науки, производства и образования выполняет справочная литература. Отдельные жанры справочной литературы различают по степени глубины научно-исследовательской работы, необходимой для их создания, по конкретной цели (помощь в научных исследованиях, в производственной деятельности, в образовании и самообразовании) и, соответственно, по читательскому адресу. В отдельных видах общественного сознания типы литературы, соответствующие сфере науки, отличаются от охарактеризованных выше типов литературы, в которых воплощаются научные знания. В частности, религиозное сознание отражается в типах теологической (богословской), религиозно-популярной, учебной, справочной литературы по религиозным вопросам. Уровень общественной психологии характеризуется отражением действительности в виде чувств, определенных стереотипов и т. п., основанных как на знаниях, так и на неосознанных представлениях. Эти черты присущи развлекательной литературе, к которой относятся тексты кроссвордов, шарад, игр и т. п. (что обычно даже литературой не считается). Итак, происхождение и характерные черты основных типов литературы можно объяснить, выясняя их соотношение со структурой общественного сознания. Признак "социального назначения" считаем основным признаком — критерием типологической классификации литературы, а выделенные по нему типы — основными типами литературы. В соответствии с комплексным критерием "социальное назначение" в данное время более-менее сформировались и выделились такие основные типы литературы: 1) политические первоисточники; 2) правовые первоисточники; 3) художественная литература; 4) публицистическая литература (публицистика); 5) массово-информационная литература; 6) мемуарная литература (мемуаристика); 7) научно-исследовательская литература; 8) научно-популярная литература; 9) учебная литература; 10) производственная литература; 11) рекламная литература; 12) научно-информационная литература; 13) справочная литература; 14) литургическая (богослужебная) литература; 15) теологическая (богословская) литература; 16) религиозно-популярная литература; 17) развлекательная литература. В этом перечне отсутствуют некоторые названные выше типы литературы (философские, исторические, экономические, естественно-научные и технические первоисточники), потому что их выделение нуждается в дополнительных исследованиях и обоснованиях. Вообще перечень основных типов литературы в типологических исследованиях еще не определен достаточно четко и однозначно. Кроме основных типов литературы, существуют литературные произведения, имеющие одновременно черты нескольких типов, следовательно, являющиеся как бы переходными: научно-художественная литература, художественно-публицистическая литература и т. п. Об их самостоятельном выделении как типов литературы говорить рано, чаще они рассматриваются как разновидности соответствующих типов литературы (художественной, публицистической, научно-популярной). Многие из перечисленных типов литературы (иногда под другими, синонимичными названиями) описаны, в основных своих чертах, в книговедческих трудах. Некоторые из названных основных типов литературы исследованы очень хорошо. Особенно это касается типов литературы, в которых отражается научное сознание (от научно-исследовательской литературы до справочной). Особенности художественной литературы раскрывались больше в филологических исследованиях (по теории и истории художественной литературы), чем в книговедческих. Мемуарная литература изучалась преимущественно с точки зрения историков; публицистическая и массово-информационная — с точки зрения истории и задач журналистики. Литургическая литература и другие типы литературы, отражающие религиозное сознание, в книговедческих типологических исследованиях долгое время почти не освещались, хотя в истории книги эти типы литературы занимают важное место. Классификация литературы на типы, выделяемые по признаку социального назначения, имеет много общего с классификацией изданий по целевому назначению (см. п. 13.1). Разница между ними обусловлена несколькими причинами. Во-первых, издания не всегда включают один тип литературы, поэтому не могут определяться так же, как типы литературных произведений, включенных в издание. Во-вторых, существуют определенные традиции относительно выделения тех или иных видов изданий, преодолевать которые трудно, а может быть, и не нужно. В-третьих, определение видов изданий во многом зависит не от теоретических исследований проблемы, а от пожеланий потребителей данной классификации: издателей и книготорговцев. Поскольку стандарт на издательскую терминологию может быть принят только при условии его согласования с будущими пользователями, приходится прислушиваться к их мнению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|