Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы 1 – 3. Основные типы ошибок, нарушающих ясность




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Іванченко Р.Г. Літературне редагування. – К.: Вища школа, 1993. – 368 с.

2. Латышев Л.К. Курс перевода: Эквивалентность перевода и способы её достижения. – М.: Просвещение, 1991. – 248 с.

3. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

4. Партико З.В. Загальне редагування: нормативні основи. –Львів: Афіша, 2001.– 416 с.

5. Різун В.В. Літературне редагування. – К.: Либідь, 1996. – 240 с.

6. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М.: Высшая школа, 1990. – 328 с.

7. Терехова В.С. Литературное редактирование. – М.: Знание, 1995. – 121 с.


ТЕМЫ 1 – 3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОШИБОК, НАРУШАЮЩИХ ЯСНОСТЬ

 

1. На каком слове будет воспринято логическое ударение? Почему?

Говорил этот человек тихо.

Из-за угла появился полицейский.

Вопрос о контроле возникает лишь в тех случаях, когда такие устройства не работают или неправильно работают.

В каком из этих предложений смещено логическое ударение?

2. Исправьте ошибку в расположении слов во втором пред­ложении.

Я приеду к тебе в пятницу. У меня свободный день в пятницу.

В актовом зале школьники уже украшали елку. К вечеру была убрана елка.

3. С какого слова на какое смещается при восприятии ло­гическое ударение? Укажите стрелкой.

Образец:

В опытной группе детям читали стихи, а в кон­трольнойнет.

Логическое ударение воспринимается на слове стихи (вместо читали).

Писателя заботило, чтобы не проскользнуло ка­кой-нибудь ошибки; он читал сначала сам корректу­ру, потом давал редактору. 2. В первом тексте сущест­вительные стоят в нужной форме, во второмчис­лительные. 3. Тогда еще не было письменности у ка­захов, но их устное творчество достигло высокого уровня. 4. Дорогу постоянно ремонтируют. Вот и по­лучается: вчера ехал здесь, а сегодня уже нельзя. 5. Авторы этих высказываний ошибаются по-разно­му: одни из них недооценивают роль личности, дру­гие ее переоценивают. 6. Случаи пропажи книг в ин­тернате обычно замалчиваются. Поэтому мы особо на них остановимся.

4. Переместите логически ударное слово в ударную позицию.

1. Когда Марат уезжал в Москву, знакомых он встре­тил на вокзале. 2. Брату я подарил альбом для марок, а книгусестре. 3. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю. 4. При взаимном рецензировании ученик должен сам исправить все стилистические ошибки в работе това­рища. Правда, это отнимает много времени у учени­ка, зато дает хорошие плоды. 5. Работа над стилисти­ческими ошибками приносит хорошие результаты только тогда, когда систематически проводится с уча­щимися, а не от случая к случаю.

5. Из двух стоящих в скобках предложений выберите нужное.

Поезд остановился на маленькой станции. Пассажир посмотрел в окно и увидел женщину, которая продава­ла булочки. (Женщина стояла довольно далеко от ва­гона. Довольно далеко от вагона стояла женщина.)

Пассажир не хотел идти за булочками сам, так как (отстать от поезда он боялся; он боялся отстать от по­езда).

(По платформе гулял мальчик; мальчик гулял по платформе), и (пассажир позвал его; его позвал пас­сажир).

Сколько стоит булочка?спросил пассажир.

Сто рублей, — ответил мальчик. (Мужчина дал мальчику двести рублей; двести рублей дал мальчику мужчина.)

Возьми эти деньги и купи две булочки, одну мне, а другую себе.

(Через минуту вернулся мальчик. Через минуту мальчик вернулся.) (Он с аппетитом ел булочку. Он ел булочку с аппетитом.)

Мальчик подал пассажиру сто рублей и сказал:

К сожалению, (там была одна булочка; одна булочка была там).

6. Подчеркните лексический усилитель. Обратите внима­ние на его расположение по отношению к выделяемому слову (препозиция – постпозиция).

1. Дружные супруги даже из Тихого океана воду вычерпают. 2. Только отец соблюдал спокойствие. 3. Как раз здесь начинается минное поле. 4. Именно в кратере нашли этот минерал. 5. Давно ли он ушел? 6. Одна-единственная спичка оставалась у нас. 7. Он был со мной чрезвычайно любезен. 8. Вот теперь-то мы повоюем! 9. Так и замерло сердце у Никиты. 10. Когда же вы приедете?Приедем сегодня же.

7. Вычеркните один из двух смежных синонимов и просле­дите, как при этом изменится (в восприятии читающего) место логического ударения.

1. Чтец в соответствии с замыслом может заострять, обнажать мысль автора.

2. Частицы обычно употреб­ляются для выделения, подчеркивания какого-либо сло­ва.

3. Для изучения явления, законы которого еще не выявлены, мы создаем, конструируем упрощенную мо­дель.

4. Известно, что с помощью умственных дейст­вий человек способен предварять, упреждать свои прак­тические действия.

8. Переставьте выделяющую частицу на свое место.

1. Из окна видны редкие и безлистые еще липы.

2. Ведь многие хозяйства мечтают еще только о стопу­довых урожаях.

3. Годовой план уже должен быть за­вершен в октябре.

4. Если в прошлом году было семь неуспевающих, то сейчас их только у нас два.

5. Это­му родители учили еще его с детства.

9. Добавьте к логически ударному слову (оно указано в скобках) подходящий по смыслу лексический усилитель.

1. Он не видел, как ставятся ульи (не видел).

2. Друзья от него отвернулись (друзья).

3. Установле­но, что описываемая в тексте картина постепенно складывается в сознании читателя (постепенно).

4. Вы смо­жете писать для детей (сможете).

5. Почему изменяется язык? (почему).

6. Самодеятельный театр представил народное искусство (народное).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...