Темы 1 – 3. Основные типы ошибок, нарушающих ясность
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Іванченко Р.Г. Літературне редагування. – К.: Вища школа, 1993. – 368 с. 2. Латышев Л.К. Курс перевода: Эквивалентность перевода и способы её достижения. – М.: Просвещение, 1991. – 248 с. 3. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с. 4. Партико З.В. Загальне редагування: нормативні основи. –Львів: Афіша, 2001.– 416 с. 5. Різун В.В. Літературне редагування. – К.: Либідь, 1996. – 240 с. 6. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М.: Высшая школа, 1990. – 328 с. 7. Терехова В.С. Литературное редактирование. – М.: Знание, 1995. – 121 с. ТЕМЫ 1 – 3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОШИБОК, НАРУШАЮЩИХ ЯСНОСТЬ
1. На каком слове будет воспринято логическое ударение? Почему? Говорил этот человек тихо. Из-за угла появился полицейский. Вопрос о контроле возникает лишь в тех случаях, когда такие устройства не работают или неправильно работают. В каком из этих предложений смещено логическое ударение? 2. Исправьте ошибку в расположении слов во втором предложении. Я приеду к тебе в пятницу. У меня свободный день в пятницу. В актовом зале школьники уже украшали елку. К вечеру была убрана елка. 3. С какого слова на какое смещается при восприятии логическое ударение? Укажите стрелкой. Образец: В опытной группе детям читали стихи, а в контрольной – нет. Логическое ударение воспринимается на слове стихи (вместо читали). Писателя заботило, чтобы не проскользнуло какой-нибудь ошибки; он читал сначала сам корректуру, потом давал редактору. 2. В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором – числительные. 3. Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня. 4. Дорогу постоянно ремонтируют. Вот и получается: вчера ехал здесь, а сегодня уже нельзя. 5. Авторы этих высказываний ошибаются по-разному: одни из них недооценивают роль личности, другие ее переоценивают. 6. Случаи пропажи книг в интернате обычно замалчиваются. Поэтому мы особо на них остановимся.
4. Переместите логически ударное слово в ударную позицию. 1. Когда Марат уезжал в Москву, знакомых он встретил на вокзале. 2. Брату я подарил альбом для марок, а книгу – сестре. 3. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю. 4. При взаимном рецензировании ученик должен сам исправить все стилистические ошибки в работе товарища. Правда, это отнимает много времени у ученика, зато дает хорошие плоды. 5. Работа над стилистическими ошибками приносит хорошие результаты только тогда, когда систематически проводится с учащимися, а не от случая к случаю. 5. Из двух стоящих в скобках предложений выберите нужное. Поезд остановился на маленькой станции. Пассажир посмотрел в окно и увидел женщину, которая продавала булочки. (Женщина стояла довольно далеко от вагона. Довольно далеко от вагона стояла женщина.) Пассажир не хотел идти за булочками сам, так как (отстать от поезда он боялся; он боялся отстать от поезда). (По платформе гулял мальчик; мальчик гулял по платформе), и (пассажир позвал его; его позвал пассажир). Сколько стоит булочка? – спросил пассажир. Сто рублей, — ответил мальчик. (Мужчина дал мальчику двести рублей; двести рублей дал мальчику мужчина.) – Возьми эти деньги и купи две булочки, одну мне, а другую себе. (Через минуту вернулся мальчик. Через минуту мальчик вернулся.) (Он с аппетитом ел булочку. Он ел булочку с аппетитом.) Мальчик подал пассажиру сто рублей и сказал: – К сожалению, (там была одна булочка; одна булочка была там).
6. Подчеркните лексический усилитель. Обратите внимание на его расположение по отношению к выделяемому слову (препозиция – постпозиция). 1. Дружные супруги даже из Тихого океана воду вычерпают. 2. Только отец соблюдал спокойствие. 3. Как раз здесь начинается минное поле. 4. Именно в кратере нашли этот минерал. 5. Давно ли он ушел? 6. Одна-единственная спичка оставалась у нас. 7. Он был со мной чрезвычайно любезен. 8. Вот теперь-то мы повоюем! 9. Так и замерло сердце у Никиты. 10. Когда же вы приедете? – Приедем сегодня же. 7. Вычеркните один из двух смежных синонимов и проследите, как при этом изменится (в восприятии читающего) место логического ударения. 1. Чтец в соответствии с замыслом может заострять, обнажать мысль автора. 2. Частицы обычно употребляются для выделения, подчеркивания какого-либо слова. 3. Для изучения явления, законы которого еще не выявлены, мы создаем, конструируем упрощенную модель. 4. Известно, что с помощью умственных действий человек способен предварять, упреждать свои практические действия. 8. Переставьте выделяющую частицу на свое место. 1. Из окна видны редкие и безлистые еще липы. 2. Ведь многие хозяйства мечтают еще только о стопудовых урожаях. 3. Годовой план уже должен быть завершен в октябре. 4. Если в прошлом году было семь неуспевающих, то сейчас их только у нас два. 5. Этому родители учили еще его с детства. 9. Добавьте к логически ударному слову (оно указано в скобках) подходящий по смыслу лексический усилитель. 1. Он не видел, как ставятся ульи (не видел). 2. Друзья от него отвернулись (друзья). 3. Установлено, что описываемая в тексте картина постепенно складывается в сознании читателя (постепенно). 4. Вы сможете писать для детей (сможете). 5. Почему изменяется язык? (почему). 6. Самодеятельный театр представил народное искусство (народное).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|