Тема 4. Неправильное понимание словоформы
1. Мотоцикл догоняет автобус. Первое существительное воспринимается в значении подлежащего (а не дополнения). Почему? 2. Ночь сменяет день. – День сменяет ночь. Первое существительное – подлежащее? 3. На палубе – группа русских и грузин. Это предложение может иметь два смысла: 1.«Грузин» – управляемый родительный падеж (смысл: смешанная группа – русские и грузины). 2.«Грузин» – независимое слово, второе из однородных подлежащих (смысл: группа русских и один грузин). В каком из этих значений (1 или 2) будет воспринята омоформа «грузин» при первочтении? Почему?
4. Белок в это время не было, и поэтому экспедицию решили отложить на месяц. Руки долгое время ему не подавал. Но потом обида сгладилась, их отношения улучшились. Какое затруднение возникает при восприятии этих микротекстов? Как устранить ошибку? 5. Больной помогает больной. Первое больной воспринимается как обозначение мужчины, а второе – женщины. Почему не наоборот? 6. Горе придется подвинуться, чтобы уступить дорогу реке. Какая коммуникативная помеха возникает при восприятии этого предложения? Укажите два способа исправления ошибки. 7. Какое из этих высказываний содержит стилистическую ошибку? 1. Некоторые исследователи считают, что логическое ударение придает слову двойной и даже тройной смысловой вес. 2. Некоторые исследователи считают, что логическое ударение придает слову первое место в предложении. Подчеркните сигнал ошибки (сочетание, вносящее ясность) и отделите его от предшествующего текста вертикальной чертой. Над сигналом ошибки поставьте стрелку возврата. В этом месте читающий замечает семантическое рассогласование, возвращается к прочитанной части текста и переосмысливает ее.
8. Вертикальной чертой отделите сигнал ошибки от предшествующей части предложения. Над сигналом ошибки поставьте стрелку возврата (против хода чтения): в этом месте читающий возвращается к прочитанной части предложения, переосмысливает ее. 1. Мрачное настроение может вызвать туман. 2. Каждую осень авиационные линии страны многократно пересекают стаи лебедей. 3. Дождь гнал ветер. 9. Весло порвало платье. – Платье порвало весло. При перестановке слов омоформа «весло» остается подлежащим. Предложение совершенно однозначно. Почему? 10. В этой семье сына любит отец, а дочь любит мать. Подлежащее здесь мать (а не дочь). Какие элементы текста обеспечивают такое понимание? 11. Весеннее солнце сменило летнее – оно значительно щедрее. Где подлежащее? 12. Руководствуясь общим смыслом предложения, найдите подлежащее. 1. Слова Бернала подтвердили многочисленные исследования. 2. Новые белые автомобили с красным крестом получили многие санатории. 3. Соединенные Штаты прежде всего привлекают богатые нефтяные запасы этого района. 4. Связь слов определяет их значение. 5. И вот уже лес изуродовал новый песчаный карьер. 6. Маленькие оси часов вертятся на еще меньших рубиновых подставках, которые не побеждают годы. 7. Традиционные таблицы уже заменяют диафильмы. 8. Наводнение в Колхиде вызвало уникальное атмосферное явление, которое бывает, как говорится, раз в тысячу лет. 13. Где подлежащие: а) в восприятии, б) фактическое? 1. Добро побеждает зло. 2. Смех вызывает неожиданное противоречие. 3. Аппетит дает движение, воздух. 4. Фашизм породил империализм. 5. Дом со всех сторон сторожит сад, погруженный в непробудный сон. 6. Леса охраняют реки. 14. Холм закрыл лес. Это предложение семантически обратимо. Что это значит? Лето сменяет осень. Это предложение семантически необратимо. Что это значит?
15. Есть ли ошибка в предложении «Ночь сменяет утро»? А в предложении «Радость сменяет печаль»? Что общего в восприятии этих предложений? Чем их восприятие различается? 16. Руководствуясь правилом употребления омоформы деятель-объект, определите, правильно ли употреблена первая (или единственная) омоформа. 1. План определяет централизованное управление железной дороги. 2. Семь человек обслуживали четыре машины. 3. Многим мужчинам набор готовых фраз заменяет остроумие. 4. Белок – это прозрачная часть яйца. 5. Справедливые жалобы граждан вызывают необоснованные требования излишних справок. 6. Учителя школы-интерната № 7 Лукашевича наградили именными часами. 7. Волос у деда на голове было очень мало. 8. Даже письма матери некогда было ей написать. 9. А вот белок лечить очень трудно (В. Песков). 10. Волны без пены не бывает. 17. Перед вами – три предложения. Оцените каждое и них с точки зрения успешности передачи мысли. 1. Темный корпус пластмассового карандаша скрывает графитовый стержень. 2. Бакены с керосиновыми фонарями заменили далеко видные автоматические буи с ацетиленовым освещением. 3. Самосвал догоняет автобус. 18. Исправьте предложения. 1. Часто оригинал искажает перевод. 2. Газики тянули минометы, горные пушки – бронетранспортеры. 3. Некоторые исследователи считают, что логическое ударение придает слову первое место в предложении. 4. Правила не опровергают исключения. 5. Бекон высокого качества дает скармливание подсвинкам ячменя. 6. И вот уже лес изуродовал новый песчаный карьер. 7. На уроке химии учитель продемонстрировал, что кислород выделяет перекись водорода. 19. Исправьте предложения. 1. Приятные воспоминания прервали взрывы бомб за соседним холмом. 2. Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки. 3. Этикетки на многих бутылках украшают золотые медали. 4. Учитель показал на примерах, что законченность мысли придает интонация. 5. Народные войска встречали тысячи жителей города. 6. Качество пруда определяет в основном химический состав воды. 20. Исправьте предложения. 1. Врач Петрова уходит в ординатуру, и его будет вести другой доктор. 2. Травы на пастбищах в этом году вдвое меньше обычного.
3. Но в большинстве случаев а литературного языка соответствует диалектное о. 4. Смелость – это не грубость матери и не побеги из дома. 5. Жаворонки уже прилетели, но травы, цветов еще нет. 6. Больной в первый день ходить по комнате не разрешили. 21. В каких словах необходимы знаки ударения, предупреждающие неправильное понимание омоформы? 1. Память видит сквозь стены мелькнувшего дома и превращает печь в теплую щеку. 2. Рассмотрим ситуацию, когда модель имеет в качестве возможных заполнений слова не в словарной форме. 3. Разве могли вы вчера подумать, что директора будут жучить по службе не за срыв плана, а за его перевыполнение? 4. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь. 5. Гости, ведь не соха у тебя в поле торчит. 6. Иванов, как грибов поганых. 7. И кума жаль, и пива жаль. 8. Хоть ноги у тебя две, а на два дерева не залезешь (Пословицы). 22. В январе Андрей получил 6 писем. Из них 4 он остался доволен. Какое затруднение возникает при чтении? Как устранить ошибку? 23. Исправьте предложение «Молодости не понять старости». 24. Почему при восприятии фразы возникает затруднение? Как устранить коммуникативную помеху? Сторожа на ферме не оказалось, и приятели без труда украли двух овец. Я в больнице не ела, там все время лежишь. Аппетит дает движение, воздух. Леса в стране хватает. Заготавливать его можно и нужно больше, чем сейчас. Письма пушкинской Татьяны у Нади, конечно, не получилось.
25. Определите, где это возможно, в каких предложениях омоформа употреблена неправильно. Ошибку исправьте. 1. 1400 спортсменов обслуживали 10 столовых. 2. Эти общие экономические проблемы отодвигают более насущные, повседневные нужды. 3. У детей этой группы мышление опережает память. 4. Ложь убивает доверие. 5. В 15 часов сводный отряд уголовного розыска и подразделений по борьбе с организованной преступностью сменил ОМОН из Санкт-Петербурга. 6. Резкое сопротивление священников вызвало сокращение земных поклонов во время великопостной молитвы.
7. Нормы морали заменили милиционеры. 8. Исходя из химического состава атмосферы Марса, можно предположить, что фиолетовые облака образуют кристаллы углекислого газа. 9. Смех вызывает неожиданное противоречие. 10. Беды тогда могло и не быть. 11. Верное содержание уничтожает скверное изложение. 12. Термин «языковой образ мира» (языковое миропонимание) заменяет в более поздних работах Вайсгербера термин «внутренняя форма языка». 13. Наше обозрение продолжает репортаж, полученный из Минска. 14. Обоз с продовольствием сопровождал взвод автоматчиков. 15. Директора зажали со всех сторон. Снизу давили трудящиеся. Парткомы исчезли, и граждане, плохо понимая происходящее, все свои беды понесли в кабинет руководителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|