Методические рекомендации к выполнению контрольной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Линейная алгебра и элементы аналитической геометрии Для решения задачи 1 и задачи 2 необходимо изучить следующую литературу: [1,4,5,6] Теперь рассмотрим применение изученных формул на примерах. ЗАДАЧА 1. Решите систему линейных уравнений а) методом Крамера; б) методом Гаусса; в) с помощью обратной матрицы.
Решение. а) Метод Крамера состоит в решении системы линейных уравнений по формулам Крамера где Так как б) решим данную систему уравнений методом Гаусса. Метод Гаусса состоит в том, что с помощью элементарных преобразований система уравнений приводится к равносильной системе ступенчатого (или треугольного) вида, из которой последовательно, начиная с последнего уравнения легко находят все неизвестные системы. Составим расширенную матрицу данной системы.
Поменяем местами первую и вторую строки матрицы, чтобы в ее левом верхнем углу была единица. Получим матрицу,
Умножим каждый элемент первой строки матрицы на 4 и прибавим полученные числа к соответствующим элементам второй строки. Матрица примет вид,
Умножим каждый элемент первой строки матрицы на – 3 и прибавим полученные числа к соответствующим элементам третьей строки. Получим:
Разделим каждый элемент второй строки матрицы на 4, чтобы второй элемент, стоящий на главной диагонали матрицы, стал равным 1.
Умножим каждый элемент второй строки матрицы на – 8 и прибавим полученные числа к соответствующим элементам третьей строки:
Данная матрица соответствует системе уравнений
Действительно, так как Отсюда, Ответ: в) решение системы в этом случае равно Составим матрицу состоящую из коэффициентов при неизвестных данной системы: А = Вычислим ее определитель Вычислим алгебраические дополнения для всех элементов матрицы А:
Тогда = Отметим, что ответы, полученные при решении разными методами совпадают между собой. Ответ: ЗАДАЧА 2. В декартовой прямоугольной системе координат даны вершины пирамиды А1 В1 С1 D1. Найдите: а) длину ребра А1 В1; б) косинус угла между векторами в) уравнение ребра А1 В1; г) уравнение грани А1 В1 С1; д) уравнение высоты, опущенной из вершины D1 на грань А1 В1 С1; е) координаты векторов ж) координаты вектора з) разложение вектора Решение. а) найдем координаты вектора
Итак, Итак, длина отрезка б) координаты вектора Угол между векторами cos где скалярное произведение векторов в) координаты точки А1(- 2,2,2) обозначим соответственно Х0 = - 2, У0 = 2, Z0=2, а координаты точки В1 (1, - 3,0) через Х1=1, У1 = - 3, Z1=0 и воспользуемся уравнением прямой в пространстве, проходящей через две точки: Следовательно, уравнение ребра А1В1 имеет вид
г) обозначим координаты векторов
Так как данный вектор перпендикулярен грани А1 В1 С1, то можно воспользоваться уравнением плоскости, проходящей через точку (Х0, У0, А Подставим координаты точки А1 (Х0= - 2, У0=2, – 10 (Х + 2) - 22 (У - 2) + 40 ( д) вектор е) координаты вектора Обозначим Чтобы доказать, что векторы
=
Вычислим определитель
- 2 Так как данный определитель отличен от 0, то вектора ж) сначала найдем координаты точек М и N, соответственно. Координаты точки М = Получаем вектор з) обозначим через Тогда Так как: = то приравнивая соответствующие координаты, получим систему трех линейных уравнений с тремя неизвестными: (1) Решим данную систему уравнений с помощью формул Крамера (см. (2) Тогда
Для системы (1) определитель:
= 3 (– 10) – 8
=3
=
По формулам Крамера Итак, разложение вектора
Задача 3. Для решения задачи 3 необходимо изучить
Задача 4. Найти производную функции z = x2 – xy + y2 в точке М0(1; 1): а) в направлении вектора б) определить градиент z в точке М0(1; 1), его величину и направление. Решение: а) Функцией z = x2 – xy + y2 определено плоское скалярное поле в точке (х; у). Производная функции z = f(x; y) по данному направлению
В задаче направление определено вектором
Определим частные производные функции в точке М0(1; 1):
Тогда производная по направлению равна б) grad z есть вектор, указывающий направление набольшего возрастания поля в данной точке и имеющий модуль, равный скорости этого возрастания. Этот вектор определяется по формуле: grad z = Следовательно, grad z =
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|