Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Российская империя в XVIII веке




 

План

 

1. Россия в первой четверти XVIII века. Петр Великий и его реформы.

2. "Золотой век империи". Екатерина II Великая.

 

Уясните содержание понятий: абсолютизм, империя, меркантилизм, протекционизм, просветительство, рационализм, мануфактура, фаворитизм, коллегия, Сенат, Синод, губерния, прокурор, фискалитет, рекрутчина, юлианский календарь, ассамблея, посессионные крестьяне, приписные крестьяне, жалованная грамота, подушная подать, недвижимая собственность, таможенный тариф, активный (пассивный) внешнеторговый баланс, "ревизские сказки", фаворитизм, "просвещенный абсолютизм", "месячина", ярмарка, Уложенная комиссия, солдат, драгун, фрегат, линкор, корабль, рейтар, гренадеры, галера, брандера, струг.

 

Источники

 

1. Дворцовые перевороты в России 1725–1825 гг. / сост. М.А. Бойцов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – С. 21–564.

2. Екатерина Вторая (императрица): сочинения / сост. В.К. Былинина, М.П. Одесский. – М.: Современник, 1990. – С. 17–557.

3. Ломоносов, М.В. Избранная проза / М.В. Ломоносов. – М.: Советская Россия, 1986. – С. 50–52, 92, 183, 184, 191, 301–317, 334, 417–427, 433.

4. Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России / Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1998. – С. 148–230.

5. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева и др. – М.: Проспект, 1999. – С. 159–220.

 

Литература

 

1. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ / Е.В. Анисимов. – М.: Лениздат, 1989. – С. 233–394.

2. Алексеева, Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I / Е.В. Алексеева. // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С.15–31.

3. Бессарабова, Н.В. Путешествие Екатерины II по России / Н.В. Бессарабова. – М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2005. – С. 3–272.

4. Буганов, В.И. Петр Великий и его время / В.И. Буганов. – М.: Наука, 1989. – С. 48–128.

5. Бушуев, С.В. История государства Российского: историко-библиографи- ческие очерки, XVII – XVIII вв. / С.В. Бушуев. – М.: Книжная палата, 1994. – С. 294–304; 307–319; 322–339; 369–396.

6. История государственного управления в России / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1997. – С. 105–144.

7. История России с начала XVIII века до конца XIX века / под ред. А.А. Сахарова. – М.: АСТ, 1997. – С. 14–80; 91–147; 181–206; 219–241; 270–287.

8. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М.: Проспект, 1997. – С. 140–205.

9. История Свейской войны: поденная записка Петра Великого / В 2 вып.: Вып. 1 / сост. Кузьмин С.Л. От Скифии к России – М.: Высшая школа, 2004; Вып. 2. / cост. Майкова Г.С. – М.: Круги, 2004.

10. Ключевский, В.О. Афоризмы: исторические портреты и этюды: дневники / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1993. – С. 297–294.

11. Овсянников, Ю.М. Пётр Великий: первый русский император / Ю.М. Овсянников. – М.: АСТ–Пресс, 2001.

12. Пенской, В.В. Армия Российской империи в XVIII в.: выбор модели развития / В.В. Пенской // Вопросы истории. – 2001. – № 7. – С. 119–136.

13. Поликарпов, В.С. История нравов России / В.С. Поликарпов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 95–137.

14. Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семеникова. – Брянск: Курсив, 1996. – С. 141–195.

15. Семенов, А.К. Городская гражданская реформа Екатерины II и выборы в городах Центрального Черноземья / А.К. Семенов // Вопросы истории. – 2006. – № 5. – С. 97.

16. Трепавлов, В.В. "Непоколебимый столп": образ России XVI–XVIII вв. в представлении ее народов / В.В. Трепавлов // Вопросы истории. – 2005. – № 8. – С. 36–47.

17. Труайя, А. Екатерина Великая / А. Труайя / пер. с фр. – М.: Эксма, 2005.

18. Шульгин. В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, М.Р. Зезина. – М.: Простор, 1998. – С. 113–157.

 

Методические рекомендации

 

При подготовке первого вопроса обратите внимание на отставание России от ведущих западноевропейских государств (Голландии, Англии, Франции) в социально-экономической и военно-технической сферах общественной жизни. К началу XVIII века население России составляло 13 миллионов человек. Ее черноземные районы – Среднее и Нижнее Поволжье – были почти не освоены. Черноземные земли Кубани, Северного Кавказа и Причерноморье Украины еще не входили в состав России. Присоединение к концу XVII века к России всей Сибири, Левобережной Украины усилило многонациональный характер населения. Промежуточное положение России на стыке двух цивилизаций (европейской и восточной) стало оказывать все более существенное влияние на ее государственные интересы, определять двойственность в экономическом и политическом развитии России.

Обратите внимание на то, что во второй половине XVII века необходимость преодоления отставания осознавали первые Романовы. Были проведены такие прогрессивные преобразования, как отмена некоторых внутренних пошлин (Торговый Устав 1653 г.); запрещение розничной торговли иностранным купцам на территории России (Новоторговый Уставом 1667 г.); создание "полков нового (или иноземного) строя". В 1631 г. было создано 2 полка, в 1632–1634 гг. – 8. Распущенные после русско-польской войны 1632 – 1634 гг., они были сформированы вновь в ходе русско-польской войны 1654–1667 гг. и составили к 1681 г. 33 солдатских (61 тысяча человек) и 25 драгунских и рейтарских (29 тысяч человек) полков (1/2 всех войск к концу XVII века).

Во многих европейских странах проходил (или уже был завершен) процесс отмены крепостного права. В некоторых странах произошли буржуазные революции (Нидерландская буржуазная революция XVII века, буржуазная революция в Англии 1688 г.). В Западной Европе в отношениях феодалов и крестьян уже с XIV – XV веков преобладала денежная рента (цензива), что делало крестьян более заинтересованными в результатах труда (поэтому производительность труда там была в 1,5–2 раза выше, чем в России).

Подумайте над причинами петровских реформ.

Уясните, что отсутствие выхода к морям, ориентация боярства на традиционализм, а русской православной церкви на борьбу с "латинством" (влиянием католицизма и протестантизма) сдерживало развитие международных связей. Навигация на Белом море длилась не более полугода. Выход в Балтийское море принадлежал Швеции. Начиная с VI века, восточные славяне занимали территории по Онежскому и Ладожскому озеру, которые в период феодальной раздробленности были захвачены Ливонией, позже Швецией. Попытка Ивана IV вернуть выход к Балтийскому морю в Ливонской войне 1558–1583 гг. была не удачной. Эти территории вернул Борис Годунов в конце XVI в. (Тявзинский мирный договор 1595 г.).

Однако эти земли были обменены на захваченные Швецией в ходе интервенции 1610–1617 гг. новгородские земли (Столбовский мир, 1617 г.). Выходы к Азовскому и Черному морям контролировались Турцией и Крымским ханством.

Экономике России были присущи признаки автаркии, то есть хозяйственной замкнутости, изолированности от внешнего мира. Низкой была техническая оснащенность российской армии, вооруженной устаревшими пищалями; основной ударной силой оставалась дворянская конница. В России до конца XVII в. не было светской культуры: монументальной скульптуры, симфонической музыки, реалистической живописи.

Обратите внимание на социальные конфликты середины второй половины "бунташного" XVII века (городские восстания в Москве, Пскове, Новгороде, Тамбове, Воронеже, Курске, Сольвычегодске; крестьянская война 1670 – 1671 гг. под предводительством Степана Разина).

Опишите черты характера Петра I.

Покажите, какую роль сыграли его энергичность, любознательность, стремление к переменам, наличие организаторских способностей. Как условия детства Петра I сформировали его отношение к боярству?

Рассмотрите процесс реформирования сферы государственного управления. Расскажите о создании Ближней канцелярии, Сената, коллегий, контрольных органов, о введении губерний, долей, создании коллегий ландратов, о введении провинций во главе с воеводами, дистриктов во главе с земскими комиссарами.

Охарактеризуйте отличие регулярной армии от стрелецкого войска. Какие социальные слои несли рекрутскую повинность? Покажите процесс создания флота, перечислите созданные Петром I новые учебные заведения. Какие изменения в жизнь духовенства внес Петр I?

Охарактеризуйте его решение не избирать нового патриарха. Почему был упразднен Патриарший разряд, введено регулирование состава монастырей, утвержден "Духовный регламент", создан Святейший Правительствующий Синод? Почему Петр I, организуя работу по систематизации правовых норм, поддержал предложение Юстиц-коллегии об использовании в качестве источника правовых норм шведских (а для области поземельных отношений лифляндских) законов? Как изменился титул и статус главы государства, порядок престолонаследия при Петре I?

Рассматривая социально-экономические преобразования, покажите, как Петр I проводил политику меркантилизма (и в ее рамках – протекционизма). Расскажите о строительстве мануфактур.

Охарактеризуйте финансовую политику Петра I. Почему была введена подушная подать? Оцените прогрессивность таких мер, как создание категории посессионных крестьян, введение цехового устройства, принятия "Табели о рангах".

Охарактеризуйте преобразования в области культуры. Расскажите о создании системы светского образования, Академии Наук, о реформе гражданского шрифта, организации научных исследований, музеев, библиотек, издании газеты, разрешении монументальной скульптуры, о проведении ассамблей и т.д.)

При подготовке второго вопроса определите объективные социально-экономические, политические и культурные факторы, оказавшие влияние на содержание государственной деятельности Екатерины II.

Вопрос о периодизации государственной политики Екатерины II до сих пор остается дискуссионным. Первые годы царствования (1762–1773 гг.) – период "просвещенного абсолютизма". Это время увлечения просветительскими идеями, попыток предпринять меры по улучшению блага народа. "Просвещение", как идейное течение, возникшее в эпоху перехода от феодализма к капитализму, было связано с борьбой формирующейся буржуазии и народных масс против феодализма. Оно появилось в Англии во второй половине XVII века. В других странах Западной Европы оно распространилось в XVIII века.

Охарактеризуйте теоретические взгляды просветителей. Идеологи Просвещения основу устройства современного общества видели в реализации политических свобод, создании гражданского общества. В заботе об "общем благе", жизни людей выражалось, по их представлениям, подчинение государственных учреждений разумному началу. Созданная просветителями концепция "естественного права" как совокупности принципов и прав, вытекавших из прирожденного равенства человека и независимых от социальных условий, служила теоретическим обоснованием требования демократических свобод.

Теория "общественного договора", согласно которой государство представляло собой институт, возникший путем заключения договора между людьми (а не божественное установление) давала возможность народу лишить власти нарушающего условия договора, плохо охраняющего естественные права граждан государя.

В экономической области большинство просветителей в целях развития соревнования частных интересов требовали введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности. Одни просветители для осуществления своей программы отстаивали идеи народного суверенитета, республики; другие возлагали надежды на "просвещенного монарха" (монарха, познакомившегося с идеями Просвещения и принявшего их в качестве теоретической основы государственной политики), рассчитывая, что он проведет необходимые реформы.

В России просветительство распространилось во второй половине XVIII века. Екатерина II познакомилась с просветительскими взглядами в 1745– 1753 гг. Она читала философские произведения, изучила 35 томов "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" Д. Дидро; вела переписку с Вольтером и Дидро. Расскажите о подтверждении "Манифеста о вольности дворянской" 1762 г. Петра III, секуляризации церковного землевладения (1764 г.), Генеральном межевании (1766 г.).

Охарактеризуйте работу Уложенной комиссии 1767–1768 гг. Почему был объявлен конкурс (1766 г.) на лучшую работу по проблеме возможности представления крестьянам права собственности на движимое и недвижимое имущество и размерах этого права? Расскажите о деятельности выдающихся российских просветителей XVIII века Е.Е. Десницкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева.

Покажите политическую направленность проведенного Екатериной II разделения Сената на 6 департаментов (1763 г.), передачи дворянам монопольного права на винокурение (1765 г.), установления льготных условий для производства дворян в офицерские чины.

Расскажите о расширении прав помещиков в отношении личности и имущества крепостных крестьян, об изменении положения приписных крестьян, о распространении действия крепостного законодательства на левобережную и Слободскую Украину, о создании Совета при Высочайшем дворе (1768 г.). Внутренняя политика после крестьянского восстания характеризуется продолжением реформ, но теперь реформы направлены на усиление государственного контроля, охрану государственного порядка (соблюдение "тишины").

Как была реорганизована структура государственных органов в 1775 г.? Почему для соблюдения "тишины" (охраны государственного порядка) Екатерина II сочла целесообразным создать Сыскную канцелярию? С какой целью было осуществлено увеличение количества губерний (с 23 до 50), разделение губерний на 10–12 уездов по 20–30 тысяч душ мужского пола (упразднение провинций); создание единой системы учреждений для управления губерниями и уездами (с главным органом в лице губернского правления, во главе с назначаемым императором и императору непосредственно подчиняемым губернатором, с уездным дворянским собранием во главе с выборным уездным предводителем дворянства). Расскажите о реформе судебных органов. Назовите привилегии дворянства по "Грамоте на права, вольности и преимущества благородного дворянства" (21 апреля 1785 г.).

Опишите сословную структуру города по "Грамоте на права и выгоды городам Российской империи" (21 апреля 1785 г.). Объясните, какой характер носят меры по развитию торговли и промышленности, включавшие в себя освобождение от подушной подати крупного купечества (1775 г.), разрешение беспрепятственного заведения всякого рода промышленных станов городскому населению (1775 г.), освобождение крупного купечества от рекрутской повинности (1776 г.), освобождение заводчиков от обязательных поставок металла в казну (1779 г.)

Подумайте над вопросом, почему последние годы правления Екатерины II характеризуются переосмыслением идей французских просветителей. Перелом начинается с 1789 г., после Великой французской революции. Это период строгой цензуры, карательных мер против вольнодумства, конфискации французской литературы, преследования критически мыслящих просветителей. После казни французского короля Людовика XVI (когда Россия разорвала торговые и дипломатические отношения с Францией и стала готовиться к войне с ней) было запрещено распространение трудов французских просветителей. Именно в это время был сослан в Сибирь А. Н. Радищев, написавший в 1790 г. свою книгу "Путешествие из Петербурга в Москву". Арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость в 1792 г. Н.И. Новиков (вступавший в полемику с Екатериной II на страницах своих сатирических журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек"; организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах).

Проследите итоги социально-экономического и политического развития России в XVIII веке. Можно ли считать, что Екатерина II довела "до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история"?

 

Рефераты

 

I. Эпоха дворцовых переворотов.

 

Литература

 

1. Аспидов, Ф. Подъем – переворот / Ф. Аспидов // Родина. – 1993. – № 7. – С. 91–93.

2. Волков, В. Феномен дворцовых переворотов / В. Волков // Вопросы истории. – 1995. – № 5. – С. 40–55.

3. Курукин, И. Дворцовый переворот 1741 года: причины, "технология", уроки / И. Курукин // Отечественная история. – 1997. – № 5. – С. 3–20.

4. Павленко, Н. Страсти у трона / Н. Павленко // Родина. – 1993. – № 10. – С. 106–112.

 

II. Екатерина II Великая.

 

Литература

 

1. Лопатин, В.С. Суворов и Потемкин / В.С. Лопатин. – М.: Наука, 1992.

2. Павленко, Н. Екатерина Великая / Н. Павленко // Родина. – 1997. – № 2. – С. 37–40; № 5. – С. 44–47; № 6. – С. 44–47; № 8. – С. 43–46; № 9. – С. 56–59; 1998. – № 3. – 48–52; № 4. – С. 52–56.

3. Рахматуллина, М.А. Непоколебимая Екатерина / М.А. Рахматуллина // Отечественная история. – 1997. – № 1. – С. 13–20.

 

III. Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева.

 

Литература

 

1. Андреев, И. Самозванство и самозванцы на Руси / И. Андреев // Знание – сила. – 1995. – № 8. – С. 45–56.

2. Заичкин, И.А. Русская история от Екатерины Великой до Александра Второго / И.А. Заичкин. – М.: Мысль, 1994. – С. 38–88.

3. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. – М.: ПРИОР, 1998. – С. 186–192.

4. Павленко, Н. Маркиз Пугачев / Н. Павленко // Родина. – 1996. – № 12. – С. 51–56; 1997. – № 1. – С. 52–57.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...