Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовые аспекты франчайзинговой деятельности




Содержание

 

Введение

Глава 1. Франчайзинг как особая форма рыночных отношений

1.1 Сущность франчайзинга

1.2 Финансовые аспекты франчайзинговой деятельности

1.3 Классификация франчайзинга

1.4 Правовое регулирование франчайзинга в Российской Федерации

Глава 2. Франчайзинг в туристической деятельности на примере ООО "Амадеус"

2.1 Общая характеристика ООО "Амадеус"

2.2 Анализ деятельности ООО "Амадеус"

2.3 Анализ партнерского договора между ООО "РоссТур" и ООО "Амадеус"

2.4 Состояние франчайзингового рынка в Российской Федерации

Глава 3. Совершенствование финансового обеспечения франчайзинга в различных сферах экономики и права

3.1 Возможные риски, связанные с франчайзинговой деятельностью и способы их сокращения

3.2 Влияние франчайзингового рынка на экономические показатели Российской Федерации

3.3 Совершенствование законодательства в области франчайзинга

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

Организация работы турагентства, а тем более, туроператора - огромный труд, требующий немалых вложений ресурсов всех типов. В данный момент, туристический бизнес превратился в глобальную индустрию и отдельный сектор экономики отдельных стран, без которого их экономические показатели были бы намного ниже текущего положения.

Тип рыночной структуры, в которой развивается туристский бизнес - монополистическая конкуренция. Это один из наиболее сложных и насыщенных типов рынка. При монополистической конкуренции на рынке находится множество продавцов и покупателей. В данном случае, туристского продукта. Соответственно, главным методом привлечения покупателей являются: реклама, бренд и репутация. Очевидно, что достижение хотя бы точки безубыточности для новой туристской фирмы становится чрезвычайно трудной задачей. Поэтому многие организации прибегают к такому виду отношений между рыночными субъектами, как франчайзинг. И это логично, ведь если есть возможность пользоваться брендом, товарным знаком, который был проверен временем и обладает хорошей репутацией, можно без особых усилий и затрат повысить спрос на туристические продукты, предоставляемые конкретным турагентом.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проблема развития франчайзинга на рынке туристических услуг актуальна в наше время. Значимость данной темы невозможно переоценить, т.к. в течение последних трех лет существует тенденция к увеличению франчайзинговых точек на российском франчайзинговом рынке, который включает в себя туристическую отрасль.

Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью "Амадеус", видом деятельности которого является предоставление туристических услуг широкого спектра.

франчайзинг финансовое обеспечение туристический

Предмет исследования - финансовое обеспечение франчайзинга в туристической деятельности, т.е. способы управления капиталом для осуществления франчайзинговой деятельности в туристической отрасли.

Целью данной работы является изучение франчайзингового рынка Российской Федерации, анализ партнёрского договора между ООО "РоссТур" и ООО "Амадеус" на предмет франчайзинговых отношений и формирование предложений по его совершенствованию, а также совершенствование франчайзингового рынка России, в том числе анализ влияния франчайзинга на экономические показатели страны.

Для поиска наиболее эффективных способов совершенствования франчайзинга необходимо решить следующие задачи:

.   Понять сущность франчайзинга;

2. Рассмотреть основные формы и виды франчайзинга;

.   Выявить источники правового контроля за франчайзинговой деятельностью;

.   Проанализировать состояние франчайзингового рынка;

.   Обозначить перспективы развития франчайзингового рынка в России.

Проблеме франчайзинга посвящено значительное количество монографий, статей в журналах и в периодической печати. В экономической литературе получили отражение вопросы, касающиеся определения, сущности и функций франчайзинга, его видов и форм, используемых в хозяйственной деятельности субъектами рыночной экономики. Этой стороне франчайзинга посвящены труды западных экономистов Ф. Лафонтэйн [34], С. Нортона [33], Дж. Брикли [31], Р. Кейвз [32], М. Мендельсона [10] и др., а также отечественных: С.А. Силинга [12], В.В. Довганя [6], Л.Н. Ишиной [7], И.В. Рыковой [11] и др.

Работа состоит из трех глав, каждая из которых раскрывает ту или иную проблематику. В первой главе раскрываются теоретические основы франчайзинга, а именно, его этапы исторического развития. Выделяются основные финансовые аспекты данной формы ведения бизнеса. Рассматривается классификация по видам и правовое регулирование франчайзинговой деятельности в рамках российского законодательства.

Вторая глава посвящена характеристике общества с ограниченной ответственностью "Амадеус", которое является туристическим агентством, заключившим партнерский договор с ООО "РоссТур", который по своей сути является франчайзинговым договором.

В третьей главе описываются риски, возникающие в процессе франчайзинговой деятельности и возможные пути их сокращения, а также раскрывается степень влияния франчайзинга на экономические показатели Российской Федерации.


Глава 1. Франчайзинг как особая форма рыночных отношений

 

Сущность франчайзинга

 

Для того чтобы раскрыть сущность франчайзинговых отношений, необходимо понять, когда их начали применять на практике. История франчайзинга уходит глубоко в века.

Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов. Франчайзинговые договоры, предоставляемые Зингером, по своей сути были дистрибьюторскими соглашениями. [23]

На время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. [32]

В 1898 году компания "Дженерал Моторс" начала применять франчайзинговое дилерство. Условиями договора, предоставляемым автоконцерном, являлись:

·   Вложение собственных средств. В целях подтверждения серьёзного настроя на ведение бизнеса;

·   Продажа автомобилей только компании "Дженерал Моторс";

·   Обеспечение высокого уровня обслуживания;

·   Поддержание имиджа "Дженерал Моторс". [23]

В 1945 году Рэй Крок <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BA,_%D0%A0%D1%8D%D0%B9>, будущий основатель компании Мак Дональдс <http://ru.wikipedia.org/wiki/McDonald%E2%80%99s>, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90>. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию Мак Дональдс Систем, которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81>. [24]

Разобравшись с историей возникновения такого явления как франчайзинг, необходимо дать ему определение. Понятие франчайзинга имеет множество формулировок. Например, Филип Котлер, почётный доктор российского экономического университета имени Г.В. Плеханова [15], определяет франчайзинговые компании как договорное партнёрство между франчайзером, предоставляющим лицензию, и пользующейся ею фирмой. [13]

А на официальном сайте электронного журнала "Клуб франчайзи", в разделе "Словарь франчайзинга", можно найти следующую трактовку. Франчайзинг - такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуги этой компании. [26]

В свою очередь корреспондент российского налогового портала Е. Наумова раскрывает определение франчайзинга так: "Франчайзинг представляет собой систему договорных отношений между участниками рыночного процесса, при котором одна из фирм (франчайзер) предоставляет другим фирмам (франчайзи) право пользования своей торговой маркой, а в некоторых случаях своими уникальными технологиями". [19]

Разобравшись в вышеуказанных определениях, заметна общая тождественность понятий. Сущность франчайзинга заключается в возмездном предоставлении товарного знака, уже заполучившего популярность на рынке.

Для более ясного понимания франчайзинга необходимо знание понятий, которые неразрывно связаны и находятся в ядре процесса по заключению договора франчайзинга.

Непосредственно предметом договора франчайзинга являются некие права, которые предоставляются франчайзи и называются "франшиза".

Франшиза - это комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-системой франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса по бизнес-системе франчайзера, который является объектом договора франчайзинга. [24]

В свою очередь, франчайзер - это владелец исключительных прав на какую-либо идею, фирменного стиля или бренда. Франчайзер является правообладателем, собственником патента, товарного знака и т.д. [27]

Субъектом договора франчайзинга является франчайзи - это компания или индивидуальный предприниматель, которые покупают право выступать на рынке под именем франчайзера, используя его бизнес-систему, а также приобретают возможность обучения и помощь при создании бизнеса. [24]

Поскольку договор франчайзинга является коммерческим, в нём существуют положения о формах оплаты за предоставление франшизы. Существует две формы оплаты:

·   Паушальный взнос;

·   Роялти. [36]

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о раскрытии сущности такого явления как франчайзинг. Были даны определения объекта и субъекта франчайзинговой сделки, без которых невозможно говорить о заключении таких сделок. Выявлено общее определение франчайзинга как предмета договора на основании анализа нескольких понятий, которые были опубликованы в различных источниках. Таким образом, получив представление о сущности франчайзинга и изучив основные понятия данной сферы, необходимо раскрыть его классификационные особенности.


Финансовые аспекты франчайзинговой деятельности

 

Любая форма бизнеса, будь то франчайзинг или какая-либо другая схема ведения коммерческой деятельности, направлена, прежде всего, на получение дохода. Также, любая коммерческая структура, крайне заинтересована в продвижении на рынке, расширении своих сетей и экспансии в новые регионы. Естественно, для этого нужны финансовые вложения, как на начальных стадиях формирования бизнеса, так и на последующих. Нужны четкие планы и ясно сформулированные задачи, необходимо сделать свой товар или услугу привлекательными в глазах клиентов.

Для успешного выполнения этих задач необходим серьезный подход, специальные навыки и знания. Всевозможные анализы и исследования рынка, маркетинговые стратегии, бизнес-планы требуют от бизнесмена солидных вложений и больших затрат времени. На практике, случаев банкротства, казалось бы, вполне стабильных и подающих надежды компаний известно не мало. Это говорит о сложности формирования успешного бизнеса. В этом смысле покупка франшизы дает возможность сэкономить время, финансы и нервы. Франчайзинг <http://getbiz.ru/>, конечно же, тоже предполагает финансовые вложения, и у него есть свои финансовые принципы.

Вложения и инвестиции потенциального франчайзи можно разделить на два этапа.

Первый этап - организационный. Данный этап финансовых вложений направлен на организацию системы бизнеса. Это стадия становления, она требует вложений для того, чтобы запустить систему. Вложения потенциального франчайзи на организационном этапе:

·   затраты на съем помещения, его проектировку, ремонт и прочие операции, связанные с организации торговой и рабочей площади;

·   покупка и монтаж специального оборудования (если оно требуется по специфике франшизы);

·   затраты на первоначальную закупку товаров, материалов или сырья;

·   затраты на наём сотрудников;

·   оплата услуг специалистов в разных сферах, которых необходимо привлекать для организации бизнеса (зависит от условий франшизы).

Этап второй - выплаты в пользу франчайзера. В него входят всевозможные отчисления, которые франчайзи, согласно условиям контракта обязан выплачивать своему франчайзеру. Это могут быть:

·   Паушальный взнос (первоначальный разовый платеж);

·   Роялти (регулярные платежи в установленном в договоре франшизы размере);

·   Платежи на рекламные и маркетинговые кампании.

Разовый паушальный взнос - плата за право вступить в систему франчайзера. Эти средства не возвращаются франчайзи. Его величина зависит от многих факторов, таких как затраты франчайзера для создания реально работающей и протестированной системы франчайзинга, стоимости услуг, которые впоследствии франчайзер будет оказывать своему франчайзи, известности и стоимости бренда (торговой марки) франчайзера. Конкретная сумма рассчитывается исходя из затрат самого франчайзера на то, чтобы запустить новый франчайзинговый объект. [25]

Регулярные платежи (роялти) - как правило, они выплачиваются франчайзеру один раз в месяц. Это своего рода арендная плата за использование настроенной бизнес-модели франчайзера, за исключительное право работать под его брендом (торговой маркой). Расчет суммы роялти процесс многогранный. Размер роялти франчайзер устанавливает сам. Это может быть фиксированная сумма, процент от продаж и оборота франчайзи, процент от объема закупаемой продукции и так далее. [1]

Единого алгоритма расчета роялти не существует. Вообще, франчайзер должен учесть все нюансы, перед тем как устанавливать размер роялти, чтобы избежать возможных ошибок, рисков и негативных последствий для всех участников системы.

Отчисления в фонд рекламы и маркетинга - могут быть как регулярными фиксированными, так и "плавающими". Эти платежи предназначены для поддержания маркетинговых и рекламных стратегий в рамках всей общей франчайзинговой сети. Практически во всех франшизах суммы отчислений на рекламу и маркетинг, которые выплачивает франчайзи, меньше чем суммы регулярных платежей (роялти). Более того, они должны быть сбалансированы, либо совмещены с роялти.

Прежде чем принимать решение о покупке бизнеса по системе франчайзера, эту систему (франшизу) необходимо тщательно анализировать в финансовом плане. Такой анализ должен опираться на данные существующих франчайзинговых объектов.

Финансовый анализ франшизы должен включать в себя:

·   Рентабельность франчайзинговой системы;

·   Расчет денежного оборота за определенный период времени и расчет выхода франчайзингового объекта на "чистую" прибыль;

·   Точный расчет необходимого времени для запуска франчайзингового объекта с момента уплаты паушального взноса;

·   Подсчет ежемесячных трат на то, чтобы бизнес эффективно функционировал;

·   Важно учесть момент начала отчисления роялти франчайзеру. Когда нужно начинать платить регулярные взносы, с момента преодоления точки безубыточности, либо же с момента его открытия;

·   Ожидаемый план франчайзера, согласно которому франчайзинговая точка должна приносить прибыль с расчетом ее месячного денежного оборота. [30]

Иногда, специфика франшизы требует привлечения заёмных средств. В некоторых случаях, согласно условиям франчайзингового контракта, денежные средства предоставляет кредитор со стороны франчайзера, в других случаях, кредитором может выступать любое стороннее учреждение. Франчайзи необходимо изучить все нюансы и условия кредитования.

Финансовое обеспечение является важнейшим элементом для франчайзи. Финансовое обеспечение - управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. Главными принципами финансового обеспечения являются:

·   Самоокупаемость - возмещение текущих затрат за счет полученных доходов. Обеспечивается в первую очередь за счет собственных средств или за счет заемных средств;

·   Самофинансирование - финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного производства.

Следовательно, финансовое обеспечение франчайзинга - это процесс формирования инвестиций и вложений в целях приобретения франшизы, планирование статей затрат с использованием этих средств и оплата паушального взноса франчайзеру.

Согласно принципу самоокупаемости франчайзинга, роялти должен выплачиваться за счет полученных в процессе деятельности доходов.

При помощи самофинансирования франчайзер получает возможность расширения площадей либо, с согласования франчайзера, заключать договоры субфранчайзинга в целях продвижения по "иерархической лестнице" сети.

Таким образом, в данном пункте представлены основные финансовые аспекты франчайзинга, которые можно считать универсальными и более общими для практического применения. Однако каждый вид деятельности имеет свою специфику, которую усугубляет специфика договора между франчайзером и франчайзи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...