Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование франчайзинга в Российской Федерации




 

Как и все явления, получившие распространение в глобальных масштабах и дошедшие до России, франчайзинг получил специфический окрас в рамках нормативно-правового регулирования.

В разрезе российского законодательства франчайзинг имеет такой же смысл, но различается некоторыми понятиями. А именно, в Гражданском Кодексе явление франчайзинга обозначено как "договор коммерческой концессии" и, в соответствии со ст.1027, подразумевает заключение договора, по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав (право на фирменное наименование, право на коммерческое обозначение правообладателя, право на охраняемую коммерческую информацию) или другие объекты таких прав (товарный знак, знак обслуживания и т.д.). Отслеживается полная идейная идентичность определения общепринятого определения франчайзинга и понятия договора коммерческой концессии. Следовательно, глава 54 Гражданского Кодекса призвана регулировать франчайзинговые отношения, в которые вступают субъекты хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Также существует такая форма соглашения о франчайзинге как лицензионный договор, в соответствии с которым обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) - предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Этот вид договора регламентируется статьёй 1235 ГКРФ.

Тем не менее, не все договоры, которые по своей сути называются франчайзинговыми, не подходят под регламентацию отечественного законодательства. Это связано со сложностями оформления договора коммерческой концессии, поэтому партнёрам проще заключить специфический гражданско-правовой договор, в котором будут перечислены правила поведения сторон в отдельных случаях. Более того по его условиям можно будет утверждать, что данный договор является франчайзинговым. Заключение такого договора не подразумевает государственной регистрации и уплаты государственной пошлины. [35]

В свою очередь законодательные органы создают более благоприятные условия для заключения договоров коммерческой концессии в целях увеличения их количества. За 2013 год произошли следующие изменения в области регулирования франчайзинговой деятельности. В частности:

·   Сроки регистрации договора коммерческой концессии сократился с 10-12 месяцев до 2-4 месяцев;

·   Государственная пошлина за регистрацию договора подешевела на 11,5 тыс. руб. и составила 13,5 тыс. руб.

Несмотря на это, заключение договоров коммерческой концессии объективно является далеко не самым эффективным способом заключения франчайзинговых договоров, о чем свидетельствует статистика Роспатента, зафиксированная в первом разделе годового отчёта за 2013 год.

Общее количество зарегистрированных лицензионных договоров и договоров коммерческой концессии в 2013 г. составило 8594 в отношении 15187 товарных знаков, что на 26,5 % меньше по сравнению с 2012 г. (11695 договоров в отношении 20826 товарных знаков), но превышает показатели 2011 г. - 6146 договоров в отношении 12985 товарных знаков.

В 2013 г. количество зарегистрированных лицензионных договоров - 5384 практически сохранилось на уровне 2012 г. - 5410 договоров. При этом уменьшилось количество зарегистрированных договоров коммерческой концессии - 3210, что составило 51 % от количества зарегистрированных договоров коммерческой концессии в 2012 г. - 6285 и 229 % по отношению к 2011 г. (1403 договора в отношении 2769 товарных знаков). [15]

Законодательством чётко регламентированы все аспекты заключения договора коммерческой концессии, а именно, в соответствии со ст.1028, данный договор должен быть составлен в письменном виде и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент). Несоблюдение вышеперечисленных условий делает договор ничтожным.

Роялти (вознаграждение по договору коммерческой концессии) в ГК разделены на 4 вида:

·   Фиксированные разовые платежи (паушальный взнос);

·   Фиксированные периодические платежи;

·   Отчисления от выручки;

·   Наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи;

·   Иные формы вознаграждения, предусмотренные договором. [1]

Однако франчайзинг по своей сути намного шире, чем коммерческая концессия. К большему числу случаев лучше подходит для регламентации отношений между сторонами договора, и вовсе, закон "Об авторском праве и смежных правах".

Более того концессия предусматривает такие отношения, которые никак не укладываются в привычное понятие франчайзинга.

Например, если речь идет о соглашении, в соответствии с которым одна сторона передает другой на определённый срок участок леса для вырубки (условия, которые подходят для заключения договора коммерческой концессии), то такие отношения между сторонами в рамках законодательства регламентируются Лесным кодексом РФ. А о каких-либо моделях ведения бизнеса в таком случае и речи не может быть.

Единой нормативной базы в сфере франчайзинга не существует, в результате чего, при рассмотрении споров между сторонами, трудно не столкнуться с правовыми противоречиями.

Именно поэтому сторонам намного проще заключать партнерские договоры, в которых они указывают перечень обязанностей друг перед другом, паушальный взнос и роялти и другие особенности франчайзингового договора. При этом данный договор не требует государственной регистрации и, соответственно, не требует уплаты государственной пошлины.

Полный перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации, в которых речь касается франчайзинга выглядит следующим образом:

·   Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31 "О Порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации" [5];

·   Федеральный закон "О коммерческой тайне" [3];

·   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2];

·   ФЗ "О патентных поверенных" от 30.12.2008 №316-ФЗ [4];

·   Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I;

·   Приказ Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 "Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации";

·   Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.)"О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";

·   Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)";

·   Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания";

·   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), глава 54, Коммерческая концессия. [16]

Кроме нормативно-правового регулирования, в России существует российская ассоциация франчайзинга, которая осуществляет поддержку отечественным франчайзерам. Также данная ассоциация взаимодействует с государственными и общественными органами. Члены ассоциации через её президиум могут обратиться к Управлению Делами Президента, Общественной палате, Российскому Союзу Промышленников и Предпринимателей России, Федеральной Антимонопольной службе, Федеральному Институту Промышленной Собственности и другим государственным и общественным структурам.

Ассоциация включает в себя более 300 членов, а их ожидаемый рост составляет до 1000-3000.

Особенность данной ассоциации для потенциальных её членов заключается в безвозмездном вступлении. РАФ предоставляет для своих членов как бесплатные таки платные услуги.

Главной целью ассоциации является развитие франчайзинга и помощь бизнесу в России и СНГ.

Бесплатными услугами являются:

·   сохранение статуса франчайзера и отсутствие преследований со стороны государства при принятии разрабатывающегося пакета законов о франчайзинге, который должен отсечь неквалифицированных и неустойчивых франчайзеров для членов ассоциации со стажем от 1 года;

·   предоставление информации о франшизе лицам, представляющим законодательную и исполнительную власть;

·   обновление информации на сайта ассоциации раз в квартал;

·   предоставление доменов электронной почты @raf.ru;

·   предоставление хостинга на выделенном сервере партнёра ассоциации для защиты сайтов членов от хакерских атак;

·   создание сайта франшизы;

·   рекламное продвижение франшизы через создание сети сайтов, посвящённых данной франшизе;

·   предоставление услуг по продаже франшиз профессиональной командой высококвалифицированных специалистов, причем оплата специалистов включается в паушальный взнос, который оплачивает франчайзи при приобретении франшизы.

Платные услуги РАФ оказывает при помощи экспертов, работающих более 10 лет в сфере франчайзинга. Следующие услуги ассоциация предоставляет, взимая определённые платежи:

·   раскрутка бренда и франшизы членов ассоциации через монополиста - единственную в России сеть франчайзинговых сайтов;

·   работа с базой данных ассоциации, в которой содержится более 50000 запросов от потенциальных франчайзи и других предпринимателей, интересующихся франчайзингом;

·   представительский офис и любые представительские услуги в центральном офисе ассоциации;

·   постоянно действующая выставка для франшизы члена в магазине франшиз ассоциации;

·   создание франчайзинга на предприятии члена;

·   разработка франчайзингового пакета для начинающих и опытных франчайзеров;

·   создание высокоэффективного сайта по продаже франшиз;

·   гарантированное создание франчайзинговой сети на заданное количество точек;

·   интеллектуальная, юридическая и административная защита франчайзеров;

·   проведение высокоэффективных рекламных кампаний в интернете, СМИ, социальных сетях;

·   адаптация зарубежных франшиз для российского рынка;

·   предложение системы защиты компьютера и защиты информации по работе с франчайзингом. [29]

В целом, ассоциация объединяет франчайзеров, франчайзи, магазины франшиз, интернет-порталы и другие компании, работающие в сфере франчайзинга. Общее количество сайтов членов ассоциации - более 500, что является полной монополией на рынке услуг для франчайзинга.

В соответствии с Уставом ассоциации, её целями являются:

·   координация предпринимательской деятельности членов Ассоциации, представление и защита общих имущественных интересов;

·   содействие развитию франчайзинга и бизнеса в Российской Федерации;

·   содействие интеграции стандартов в области франчайзинга и бизнеса;

·   содействие международным франчайзинговым компаниям в осуществлении деятельности на российском рынке;

·   защита общих для членов Ассоциации экономических и социальных интересов и законных прав, которые необходимы для устойчивого развития компаний. [20]

Членами ассоциации могут быть только юридические лица - коммерческие организации, осуществляющие деятельность в области франчайзинга и бизнеса, а также иную предпринимательскую деятельность. Члены ассоциации должны признавать устав РАФ и выполнять его положения. Члены ассоциации сохраняют юридический и экономический суверенитет.

В соответствии с Уставом РАФ члены ассоциации и их представители имеют право:

·   безвозмездно пользоваться услугами ассоциации;

·   по своему усмотрению выйти из состава ассоциации по окончании финансового года в порядке, предусмотренном Уставом ассоциации;

·   участвовать с правом голоса на Общем собрании членов ассоциации;

·   передать свои полномочия в Общем собрании другому члену ассоциации или Президенту ассоциации;

·   получать необходимую информацию о деятельности ассоциации, в том числе о расходовании финансовых средств в виде годовых отчетов, а также в иной форме при необходимости у органов ассоциации;

·   выносить на рассмотрение Общего собрания членов Ассоциации предложения по всем вопросам, являющимся предметом деятельности Ассоциации, участвовать в их обсуждении и принятии по ним решений;

·   пользоваться в первоочередном порядке услугами, представляемыми ассоциацией, получать от Ассоциации консультативную, методическую, юридическую и иную помощь, указывать на своих бланках и печатях свою принадлежность к ассоциации;

·   производить вклады в централизованные и специальные фонды, образуемые ассоциацией для обеспечения формирования источников финансирования и реализации различных программ;

·   финансировать и кредитовать на выгодных для себя условиях проекты и программы, принимаемые ассоциацией, передавать имущество в собственность ассоциации. [20]

При этом в обязанности членов входит:

·   соблюдение законодательства Российской Федерации, Устава РАФ, Учредительного договора и других актов, принятых органами управления ассоциацией в рамках их полномочий;

·   своевременная уплата вступительного, членских и целевых взносов в порядке, размере и на условиях, предусмотренных уставом РАФ, а также положением о членстве, утверждённом Президентом ассоциации;

·   участие в деятельности ассоциации;

·   выполнение решений Общего собрания членов ассоциации;

·   принятие участия в Общем собрании членов ассоциации в лице своих представителей;

·   постоянный контроль социальных последствий результатов своей деятельности, при достижении уставных целей ассоциации, уважать интересы других членов ассоциации;

·   предоставление информации, необходимой для решения вопросов, связанных с деятельностью ассоциации;

·   неразглашение информации, составляющей коммерческую тайну ассоциации.

Именно содействие ассоциации с органами власти позволило сократить размер государственной пошлины и сроки регистрации договоров коммерческой концессии.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о том, что франчайзинг в Российской Федерации регулируется со стороны государственных и общественных органов в тесном взаимодействии, что оценивается исключительно положительно, ведь только при таком сотрудничестве обеим сторонам легко удастся достигнуть взаимопонимания и извлечь взаимную выгоду.

Подытожить теоретическую часть можно тем, что в процессе написания работы была раскрыта сущность такого экономического явления как франчайзинг. Была изучена его историческая динамика развития. Даны определения понятиям франчайзер и франчайзи. Обозначены способы оплаты франшизы.

Франчайзинг был классифицирован по различным признакам. И, наконец, раскрыт вопрос правового регулирования данного явления в Российской Федерации.


Глава 2. Франчайзинг в туристической деятельности на примере ООО "Амадеус"

 

2.1 Общая характеристика ООО "Амадеус"

 

Агентство профессионально работает на рынке туристических услуг с 2000 года, занимаясь полной организацией путешествий для своих клиентов по всему миру и сотрудничая только с проверенными партнерами, путём заключения агентских договоров.

На общем собрании учредителей в количестве двух человек было принято решение о создании ООО "Амадеус". Размер уставного капитала составлял 8400 рублей.

Была произведена государственная регистрация, на основании которой было выдано свидетельство о постановке на налоговый учёт, регистрация в едином государственном реестре юридических лиц. Также был принят Устав ООО "Амадеус".

В то же время были заключены первые агентские договора с туроператорами "TEZ Tour", "Pegas Touristik", "Астравел" и другими, а также открыт расчётный счёт в ОАО "Газпромбанк".

В 2006 году 50% уставного капитала было продано директору, которая стала единственным учредителем ООО "Амадеус".

В процессе своей деятельности агентство увеличило количество заключённых агентских договоров, причём условия по этим договорам становились более выгодными для "Амадеус". Размер комиссионного вознаграждения увеличился за счёт увеличения объемов продаж туристических продуктов. В среднем за 12 лет своей деятельности комиссия турагентства выросла с 5 до 15 %%. В периоды акций, размер комиссии от общей суммы туристического продукта у таких туроператоров как "Sunmar", может достигать 20-25%%.

В своей деятельности ООО "Амадеус" опирается на такие нормативно-правовые акты как:

·   Гражданский Кодекс Российской Федерации;

·   Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

·   Устав ООО "Амадеус";

·   Агентские договора;

·   Партнёрский договор.

Устав организации является учредительным документом ООО "Амадеус", закрепляет организационно-правовую структуру общества и служит основной базой для создания различных актов и документов внутри общества. Все документы и акты должны соответствовать положениям, закреплённым в Уставе, а в случае противоречия им, подлежат отмене частично или полностью. Уставный капитал разделён на доли определённых учредительными документами размеров

Срок деятельности общества неограничен.

Также уставом регламентированы полномочия общего собрания учредителей, который является высшим руководящим органом общества. Высшей исполнительной должностью организации является директор. Он выбирается общим собранием сроком на три года.

Изменениями к Уставу от 2006 года закреплён переход доли к учредителю, который в данный момент является директором. [21]

Численность сотрудников турагентства, в соответствии с данными, предоставляемыми в территориальный орган Росстата по Омской области, составляет 4 человека.

Структуру организации можно разделить на три отдела:

·   Административный отдел;

·   Отдел по работе с клиентами;

·   Отдел по связям с общественностью.

 

Рисунок 1. Административная структура ООО "Амадеус"

 

Полномочия директора закреплены в уставе и заключаются в выполнении широкого круга полномочий. В связи со спецификой самого общества директор выполняет представительские функции и функции главного бухгалтера, которые подразумевают ведение и предоставление отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики. В то же время он выполняет непосредственную работу с клиентами по предоставлению туристского продукта, оформлению виз и заграничных паспортов.

Обязанности туристических менеджеров полностью ограничены работой с клиентами. Она осуществляется путём подбора нужного туристического продукта с учётом пожеланий клиента. Подбор осуществляется при помощи информационных ресурсов, чаще всего веб-сайтов туроператоров, гостиниц, баз отдыха. Также подбор может осуществляться при помощи каталогов, предоставленных туроператором, который включает перечень стран и отелей, с которыми сотрудничает данный туроператор.

Также туристические менеджеры осуществляют расчётные операции с клиентами. Такие операции могут производиться как в форме наличных денежных средств, так и по безналичному расчёту. Расчёты с туроператорами осуществляются через расчетный счет ООО "Амадеус" в банке, а также с помощью различных платёжных систем общего доступа и специализированных платёжных систем отдельных туристических операторов.

Расчеты с банком и мониторинг движения денежных средств на расчетном счете осуществляется директором и в отдельных случаях туристическими менеджерами при помощи электронного клиента интернет-банка ОАО "Газпромбанк".

Основной обязанностью менеджера по рекламе является ведение и обновление веб-сайта общества, который является основным методом связи с общественностью и первичным источником информации для потенциальных клиентов. Также организация, размещая информацию о специальных предложениях и акциях, проводит рекламные кампании в социальных сетях.

Реклама в рамках ООО "Амадеус" является способом привлечения новых клиентов. Тем не менее, организация имеет достаточно широкую клиентскую базу, которая включает клиентов, которые постоянно обращаются в турагентство с целью приобретения туристского продукта, оформления визы или заграничного паспорта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...