Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация франчайзинга




 

Существует несколько классификаций франчайзинга, которые зависят от определённых условий франчайзинговых взаимоотношений.

Классификация франшизы по месту возникновения:

·   Внутренняя;

·   Внешняя.

Внутренняя франшиза имеет место при условии местонахождения франчайзера и франчайзи в границах одной страны. Соответственно, внешняя франшиза подразумевает национальные различия между франчайзи и франчайзером.

На основании данной классификации можно выделить два вида франшиз, которые различны по месту своего возникновения:

·   Национальные;

·   Импортируемые.

Национальные создаются отечественными компаниями, а импортируемые франшизы созданы иностранными организациями, однако адаптируемые с учётом правовых, экономических и социальных особенностей страны.

Другая классификация - по содержанию. Она включает:

·   Производственную франшизу;

·   Товарную франшизу;

·   Сервисную франшизу;

·   Франшизу бизнес-формата.

Сущность производственной франшизы заключается в том, что франчайзер передает франчайзи право на производство. Эти франчайзинговые отношения основываются на патентах, ноу-хау и торговых марках и эффективнее организовывают производство определенного продукта. К тому же, данный вид франшизы подразумевает размещение продукции на территориях, которые более выгодны экономически.

Пожалуй, самым известным франчайзером, использующим производственную франшизу является компания "Coca-Cola”. Она является владельцем ноу-хау - секретным рецептом сиропа, который составляет основу для напитка. Данный рецепт был приобретен у аптекаря ещё в XIX веке. А в начале ХХ века право на бутылирование напитка было куплено американскими бизнесменами. Но недостаточное количество собственного капитала не позволило отладить разливочное производство. Поэтому было решено продавать франшизу на открытие разливочных предприятий.

Приобретая товарную франшизу, франчайзи обязывается осуществлять предпродажное и послепродажное обслуживание, продавать продукцию франчайзера под его торговой маркой, распространять продукцию на строго определенной территории. Более того, франчайзи не имеет права продавать товары конкурентов.

В такой форме товарный франчайзинг очень хорошо подходит для торговли определёнными видами товара, продажа которых требует от продавца знаний как в области специфики продукции и особенностей его эксплуатации так и психологии потребителя. [8]

Основателем такой формы франчайзинга считается компания "Зингер". Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов.

На время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. [24]

Сервисные франшизы, как правило, действуют в сфере услуг. Франчайзи получает право на проведение определенного вида сервисной деятельности, используя при этом знак обслуживания франчайзера. Франчайзи обязан строго соблюдать технологии обслуживания франчайзера, который в свою очередь следит за их надлежащим исполнением и за ведением бизнеса в целом. Основной характеристикой работы по сервисной франшизе является высочайший уровень сервиса, предоставляемого клиентам.

В основном сервисные франшизы представляют собой синтез производственных и товарных франшиз: франчайзер передает технологии оказания производства или услуг, право на использование бренда, а также может обязать франчайзи закупать у него сырье или расходные материалы.

Сервисные франшизы получили наиболее широкое распространение в глобальных масштабах. Самые различные сферы охвачены с их помощью: от общепита ("Елки-Палки") до области недвижимости ("Миэль").

Франшизы бизнес-формата являются самыми насыщенными условиями по сравнению с другими видами франшиз, т.к. они подразумевают полное слияние и подчинение франчайзи франчайзеру. Франчайзи не просто приобретает право использовать товарный знак. Такая франшиза, как правило, регламентирует все стороны деятельности франчайзи:

·   Определённая технология ведения бизнеса;

·   Установленная организация управления;

·   Соответствие рыночной стратегии франчайзера;

·   Тождественные правила планирования;

·   А также, оформление помещения, освещение, расположение мебели, внешний вид сотрудников, работа с поставщиками, ценовая и рекламная политика и т.д.

В целом можно сказать, что франчайзер продает право другой организации на ведение бизнеса по своему образу и подобию. Яркими последствиями продажи таких прав являются мировые сети компаний "McDonald’s", "Baskin&Robbins", "Xerox", "Sbarro", "Subway", "Radisson", "Holidays Inn", "Kodak" и это ещё далеко не все представители организаций, использующих франшизы бизнес-формата.

Франшиза бизнес-формата, являясь наиболее комплексной, включает в себя элементы всех остальных видов франшиз. Можно было бы сказать, что она существует в слиянии товарного, производственного и сервисного франчайзинга, если бы не одно важное отличие. Отношения между франчайзи и франчайзером при товарном, производственном или сервисном франчайзинге можно охарактеризовать как линейные, горизонтальные. В свою очередь франшиза бизнес-формата разделяет франчайзи и франчайзера по разным сторонам управленческого процесса. Франчайзер выступает в роли руководителя всеми процессами, а сеть франчайзи образует нижние звенья цепочки.

Следующая классификация - по форме взаимоотношений сторон франчайзинга. В соответствии с ней можно выделить три вида франшиз:

·   Простая;

·   Последовательная;

·   Мастер-франшиза.

Простая (или классическая) франшиза имеет место в том случае, когда все франчайзи находятся в одинаковых условиях, при одинаковом статусе по отношению к франчайзеру и заключают договора напрямую с франчайзером. Масштаб сети при данном виде франшиз определяется степенью возможности контроля со стороны франчайзера по отношению к франчайзи и потенциалу расширения франчайзи.

Последовательная (территориальная) франшиза отличается от простой возможностью франчайзи открывать несколько франшизных точек на определённой территории, что позволяет франчайзеру уменьшить количество франчайзи и открывает возможность привлечения крупных инвесторов с меньшими затратами.

Мастер-франшиза (региональная) имеет трёхуровневую систему. Франчайзер продает франшизу главному франчайзи, который осуществляет поиск других франчайзи, их обучение и поддержку. Преимущество главного франчайзи состоит в том, что он имеет право на некий процент от паушальных взносов франчайзи и их роялти. По сути главный франчайзи является официальным представителем франчайзера на определенной территории, имея при этом широкий круг полномочий. Данная концепция эффективна в целях быстрого освоения нового рынка регионального масштаба.

Таким образом, франчайзер перекладывает ответственность за расширение сети с себя на главного франчайзи. Ощущая её, главный франчайзи активно привлекает новых франчайзи и обеспечивает быстрое расширение сети.

Ярким примером использования мастер-франшизы является американская сеть ресторанов быстрого питания "Subway", сеть которой включает более 31000 точек в 91 стране мира. [27]

Ещё одной разновидностью франшиз, входящих в данную классификацию, является конверсионный франчайзинг. Он подразумевает присоединение уже существующей организации к более крупной компании. В основном эти субъекты находятся в пределах одной отрасли рынка. Целью франчайзера является расширение сети и увеличение франчайзинговых точек. А франчайзи получает возможность использовать бренд крупной компании, имеющей устойчивое положение на рынке.

Данные классификации выявлены в процессе развития франчайзинга как экономического и изучения его как научного явления. Можно предположить, что по прошествии нескольких лет некоторые структуры франчайзинга претерпят изменения, модернизацию и появятся новые классификационные группы франчайзинговых сделок.

Как было выяснено, франчайзинг в наше время является неотъемлемой частью ведения бизнеса. Он стимулирует создание новых хозяйственных субъектов путем предоставления франчайзером прав на использование торговой марки и технологий ведения бизнеса, а также простотой в процессе начала деятельности. Для франчайзеров сделка по продаже своей бизнес-модели является, во-первых, источником получения дохода от франчайзи за предоставление договора франчайзинга. Во-вторых, франчайзер расширяет сеть своих франчайзинговых точек, тем самым увеличивая большинство показателей своей деятельности: от рейтинга популярности бренда, т.к. увеличение франчайзинговых точек само по себе является рекламой и влияет на выбор именно этой торговой марки потребителями, до величины доходов, что естественно. Франчайзер, применяя экстенсивные методы, увеличивает и доходность бизнеса, несмотря на возросшие затраты, связанные с обслуживанием новых франчайзи. Эти расходы, при правильном составлении договора франчайзером, могут быть компенсированы с помощью роялти.

Естественно, для регулирования такого мощного механизма монополизации, необходима соответствующая законодательная база, которая могла бы регламентировать все сферы франчайзингового рынка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...