Безопасностьработнастроительнойплощадке
Разработкавопросовбезопасности трудавпроектнойдокументации Согласно СНиП Ш—4—80* «Техника безопасности в строительстве» и СНиП 3.01.01—85* «Организация строительного производства» каждое строительство должно быть обеспечено проектной документацией по организации строительства и производству работ (ППР — проект производства работ, ПОС — проект организации строительства). При отсутствии указанной организационно-технической документации производство строительно-монтажных работ (СМР) прекращается. Проект организации строительства содержит: 1) сводный календарный план застройки комплекса; 2) строительный генеральный план; 3) данные об объемах основных строительных, монтажных и специальных работ с распределением по очередям, пусковым комплексам, а также данные о потребности в материально-технических ресурсах и рабочих кадрах; 4) ситуационный план площадки строительства с указанием существующей и проектной застройки, источников тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, подъездных дорог; 5) пояснительную записку. Разработка вышерассмотренных разделов ПОС включает решение целого ряда вопросов охраны труда. В основном это вопросы, касающиеся санитарно-бытового обслуживания рабочих, организации строительной площадки всего комплекса, ее освещения, расположения ведущих машин и механизмов, устройства складов и др. Инженерные решения по охране труда на этой стадии проектирования носят проектный, расчетный и организационный характер. Важнейшей частью организационно-технической документации является ППР. Он включает следующие разделы: 1) календарный план производства работ, устанавливающий последовательность и сроки выполнения работ;
2) почасовой транспортно-монтажный график (при «монтаже с колес»); 3) график поступления на объект строительных конструкций, деталей, материалов, оборудования и т.п.; 4) график движения рабочих по профессии; 5) строительный генеральный план; 6) технологические карты на сложные работы и работы, выполняемые новыми методами, а на остальные работы — типовые технологические карты; 7) рабочие чертежи временных зданий и сооружений, а также монтажной оснастки и приспособлений; 8) пояснительная записка, содержащая необходимые обоснования принятых решений, потребность в материально-технических ресурсах и технико-экономических показателях. Все разделы ППР в процессе их разработки должны включать и соответствующие решения по охране труда. Вопросы технологии и организации выполнения конкретных СМР разрабатывают в технологических картах. Инженерные решения по охране труда, разрабатываемые в технологических картах, должны учитывать местные условия и особенности выполнения работ. В пояснительных записках и проектной документации по организации строительства и производству работ излагаются обоснования принятых проектных, расчетных и организационных решений по охране труда. Технические решения по охране труда можно объединить в две группы: общеплощадочные и технологические. К общеплощадочным относятся: 1) организация санитарно-гигиенического и бытового обслуживания работающих на строительной площадке; 2) выбор системы искусственного освещения стройплощадки, рабочих мест, проходов и проездов; 3) обеспечение рабочих питьевой водой; 4) ограждение опасных зон и защита каждого нижерасположенного рабочего места; 5) устройство временных автодорог, обеспечивающих безопасность движения автотранспорта. К технологическим относятся: 1) разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность производства работ;
2) отбор существующих устройств, оснастки и приспособлений для безопасного выполнения работ или разработка новых; 3) мероприятия, обеспечивающие электробезопасность на стройплощадке; 4) мероприятия по обеспечению безопасности и безвредности труда при использовании токсичных веществ; 5) разработка дополнительных мер по обеспечению безопасного производства работ в зимних условиях; 6) обеспечение безопасности и безвредности труда при одновременно проводимых работах несколькими организациями на одном строящемся объекте. В процессе разработки ПОС и ППР вопросы охраны труда рассматриваются и согласовываются группой специалистов строительно-монтажной организации (главный механик, главный энергетик, работники планового отдела, отдела труда и заработной платы, инженер по охране труда). После рассмотрения и согласования проектная документация передается на утверждение главному инженеру строительно-монтажной организации. После утверждения ПОС и ППР должны быть выданы линейным ИТР для ознакомления с планируемым строительством не позднее чем за 2 месяца до его начала. Дороги В соответствии со СНиП Ш—4—80* до начала работ на строительной площадке должны быть сооружены подъездные пути и внут-риплощадочные дороги, обеспечивающие свободный и безопасный доступ транспортных средств ко всем строящимся объектам, складским площадкам и помещениям. Наиболее распространенными схемами дорог являются кольцевая и сквозная, которые позволяют избежать столкновения и скопления автотранспорта на строительной площадке, а также обеспечивают нормальный обзор участков дороги. Безопасное движение транспорта на строительной площадке обеспечивают: рациональная схема движения транспорта, учитывающая пути движения рабочих; соблюдение размеров и типов дорожного полотна в зависимости от применяемых транспортных средств. Установка дорожных знаков и надписей; выполнение мероприятий по безопасному производству погрузочно-разгрузочных работ в зоне монтажных механизмов. В кратчайшие сроки с наименьшей стоимостью могут быть построены грунтовые дороги. Однако более высокими по качеству являются дороги с гравийным и щебеночным покрытием, асфальтовые и цементобетонные.
В целях обеспечения безопасности движения транспорта за наименьшие расчетные видимости принимают: по направлению движения — 50 м, боковых (на перекрестках) — 35 м. Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги на территории строительства должно быть не менее: до забора — 1,5 м, до оси железной дороги широкой колеи — 3,75 м, до оси железной дороги узкой колеи — 3 м. Скорость движения автомобилей на территории строящихся объектов не должна превышать 10 км/ч, на поворотах — 5 км/ч. При наличии на строительной площадке железнодорожных путей количество их пересечений с автомобильными дорогами должно быть минимальным, причем каждое пересечение (переезд) необходимо ограждать. Устройство переездов осуществляется по типовым чертежам. Как правило, автомобильная дорога должна пересекать железную дорогу под углом 90°, при хорошей видимости пересечение допускается под углом 60°. Содержаниестроительнойплощадки Проезды, проходы, подкрановые пути, погрузочно-разгрузочные площадки, площадки для складирования, рабочие места необходимо регулярно очищать от снега и льда, дороги посыпать песком, шлаком или золой, а в летнее время поливать водой. Проходы для рабочих, расположенные на уступах, откосах и косогорах под уклоном более 20°, следует оборудовать стремянками, трапами или лестницами с односторонними перилами. Колодцы и шурфы должны быть закрыты крышками, прочными щитами или ограждены. Траншеи и котлованы в местах прохода людей необходимо ограждать, а в темное время суток следует устанавливать световые сигналы. В местах переезда транспорта через канавы или траншеи, где это необходимо, устраивают безопасные проходы с ограждениями для пешеходов. Трубопроводы временных сетей водоснабжения и других коммуникаций в местах пересечения с дорогами и проездами не должны подвергаться повреждению и мешать проезду транспорта и проходу пешеходов. Строительный мусор со строящихся зданий и лесов следует опускать по закрытым желобам или в закрытых ящиках и контейнерах при помощи кранов и механизмов для перемещения груза. Нижний конец желоба должен находиться не выше 1 м над землей или входить в бункер.
Сбрасывать мусор без желобов или других приспособлений разрешается с высоты не более 3 м, а в населенных пунктах — только при безветренной погоде. Места, на которые сбрасывается мусор, следует со всех сторон ограждать или охранять. При возникновении на строительной площадке опасных условий (оползни грунта, осадка оснований под строительными лесами, скопление снега, твердых выбросов и пыли на покрытиях и перекрытиях, обрыв проводов электрической сети и т.п.) люди должны быть немедленно выведены из опасных мест, а сами опасные места ограждены и обозначены предупредительными знаками. Из числа ИТР приказом генеральной подрядной организации должно быть назначено лицо, на которое возлагается контроль за своевременным принятием мер по недопущению перегрузок несущих конструкций покрытий и перекрытий зданий в результате скопления на них снега, твердых выбросов, пыли, складирования строительных деталей и т.п. Опасная зона — пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного факторов. Опасные зоны в строительстве могут быть постоянными и временными. Постоянные опасные зоны должны обозначаться специальными ограждениями (ГОСТ 23407—78) на время выполнения определенных СМР или на весь период строительства, а временные опасные зоны — сигнальными ограждениями. Ограждение опасных зон и участков исключает нахождение в их границах посторонних лиц и обеспечивает особое внимание рабочих при выполнении работ и передвижении людей на строительной площадке. Опасной зоной считается: 1) для кранов — граница действия крана, а также зона рельсовых путей плюс 7 м (табл. 5.1). Для автомобильных кранов опасной зоной считается вылет стрелы плюс 5 м; Таблица 5.1 Опасная зона для кранов
2) для электрических сетей — пространство, в пределах которого рабочий может коснуться проводов устанавливающими конструкциями или переносными длинномерными материалами (табл. 5.2); Таблица 5.2 Опасная зона линии электропередачи
3) при производстве земляных работ — призма обрушения грунта, границы глубоких котлованов, зоны работы землеройных машин;
4) для складов и складских площадок — зоны складирования материалов, конструкций, деталей; 5) для транспортных путей — зоны и участки дорог с интенсивным движением транспорта, опасные пересечения; 6) для работ, выполняемых на высоте — зоны по периметру строящегося здания шириной не менее 7 м при его высоте до 20 м и не менее 10 м при высоте до 100 м. При большей высоте здания опасная зона определяется ППР; 7) для работ, связанных с вредными веществами (ацетилен, ди-бутилфталат, хлор, толуол, ксилол, ацетон, аммиак и др.) — участки выполнения антикоррозионных, малярных, шпаклевочных работ. Участки сварки металлических, полимерных материалов и конструкций. Размер опасной зоны зависит от многих факторов, но, прежде всего, от количественных параметров технологического процесса, например от величины напряжения и связанного с ним электромагнитного поля, от давления рабочей жидкости в растворонасосах, краскопультах, краскораспьшителях, от скорости движения техники, высоты укладки груза и т.п. Мобильная техника образует подвижные, а стационарная — неподвижные опасные зоны. Не все опасные зоны могут быть полностью защищены. Работая у таких зон, следует соблюдать повышенную осторожность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|