Погрузочно-разгрузочныеработы
Погрузочно-разгрузочные работы весьма травмоопасны. Причинами травм являются неправильная организация работ, ненадежная строповка груза, использование не прошедших техническое освидетельствование грузоподъемных машин, тары, строп, работа без средств индивидуальной защиты, особенно рукавиц, касок, плохая подготовка обслуживающего персонала и др. К постоянным погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных грузов (взрывчатых веществ, окислителей токсичных веществ и др.), проходят специальное обучение с последующей аттестацией. На опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» наносят определенные знаки опасности. Транспортные средства, поставленные под погрузку (разгрузку) должны быть заторможены. Перемещение груза вручную без приспособлений разрешается на высоту не более 1,5 м, а по наклонной плоскости — на высоту не более 3 м. Для погрузки (выгрузки) штучных грузов из кузовов транспортных средств устраивают специальные эстакады, платформы высотой на уровне пола кузова. Если высота пола кузова и разгрузочно-погрузочной площадки не совпадают, для переноски груза применяют трапы, мостики или сходни, выполненные из дерева или металла, имеющие прогиб при максимальной нагрузке не более 20 см, снабженные поручнями. При длине более 3 м под их середину устанавливают опору. Ширину трапов и мостиков принимают не менее 0,6 м, сходней — 0,8 м при движении в одну сторону и не менее 1,5 м — при движении в обе стороны. Для погрузки (разгрузки) бочек, рулонов, труб, круглого леса и других подобных грузов применяют специальные слеги (покаты) длиной не менее 4 м (с крючками для фиксации на кузове), выполненные из дерева диаметром не менее 200 мм или из металла. Длинномерные грузы (бревна, трубы и т.д.) должны переносить с помощью специальных захватных приспособлений не менее чем двое рабочих. Стеклянные емкости с агрессивными жидкостями переносят на специальных носилках, тачках, оборудованных гнездами с мягкой обивкой; мелкие, штучные, а также сыпучие грузы транспортируют в специальной таре (контейнерах, поддонах, ящиках), укладывая их ниже уровня борта.
Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять только ту работу, которая им поручена. При погрузке и выгрузке барабанов с карбидом кальция рабочие не должны пользоваться крючьями, ломами, лопатами или другими металлическими предметами. Разгружать барабаны с карбидом кальция разрешается только по деревянным слегам, сбрасывать барабаны с автомашины запрещается. Погрузку и выгрузку отравляющих веществ (технические спирты, растворители, антифриз, мышьячные соединения и др.), способных к образованию взрывчатых смесей, следует производить в специально отведенных местах с соблюдением мер безопасности. Ручки лопат и носилок должны быть изготовлены из прочных пород древесины и чисто, без заусенец, обработаны. Перед началом работы груз должен быть тщательно осмотрен. В случае повреждения тары груз необходимо брать осторожно. Кантовать тяжеловесные грузы, подвозить их под стропы необходимо при помощи специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы запрещается. Погрузка и выгрузка пылящих, едких грузов навалом запрещается. При выгрузке не разрешается выдергивать из середины штучные грузы, уложенные в штабель или кучи, так как верхний груз обвалится. Грузы следует брать только с верха штабеля (кучи).
Чтобы предохранить себя от ушиба в случае падения груза при открывании продольного борта, надо сначала снять средние затворы, а затем, находясь у торцов платформы (машины), концевые. При укладке грузов следует оставлять проходы и проезды необходимой ширины (не менее 1 м). Запрещается складывать материалы и оборудование ближе 1 м от бровки выемки и траншеи, а также опирать на заборы. Грузы в мешках, кулях, кипах надо укладывать вперевязку. Грузы должны быть в исправной таре. Баллоны со сжатым или сжиженным газом (кислородом, ацетиленом и др.) нельзя подвергать ударам, сбрасывать на землю во избежание взрыва. Их переносят на специальных носилках с мягкими гнездами. На транспортных средствах груз размещают, а при необходимости закрепляют так, чтобы в процессе его транспортировки он не мог самопроизвольно смещаться, выпадать, ограничивать обзорность водителя, нарушать устойчивость машины; закрывать световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера. Бочки с жидкостями, стеклянную тару транспортируют пробками (горловинами) вверх, баллоны со сжиженным газом — только на подрессоренных средствах с искрогасителями на выхлопных трубах, укладывая их поперек кузова на специальные стеллажи с выемками под баллоны, обитые войлоком, предохранительными колпаками в одну сторону (вертикально только в специальных контейнерах). Пылящие грузы (цемент, известь) транспортируют в специально оборудованных машинах. Предельная норма переноски тяжестей для мужчин — 50 кг, для женщин — 20 кг. Перемещение грузов массой более 20—25 кг должно быть механизировано. Грузоподъемные механизмы на погрузочно-разгрузочной площадке располагают так, чтобы между ними были свободные проходы для людей шириной 0,8 м и проезды для транспортных средств шириной не менее 2,5 м. Подъемно-транспортными средствами разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования. Нельзя поднимать груз неизвестной массы, вмерзший в грунт, защемленный или за что-либо зацепившийся. Перед горизонтальным перемещением груза он должен быть поднят на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
На грузах, а также под грузом в зоне его перемещения подъемно-транспортным оборудованием не должны находится люди. Грузы укладывают в штабеля высотой не более 3 м при ручной выгрузке и не более 6 м — при использовании механизмов. При скорости ветра более 12 м/с погрузочно-разгрузочные работы с помощью механизмов должны быть прекращены. Перевозкалюдей При перевозке людей травмы происходят вследствие опрокидывания транспортных средств, наезда на препятствие, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения, падения людей из кузова, движения с повышенной скоростью на поворотах неровной дороги, перевозки людей стоя, самооткрывания бортов, посадки и высадки на ходу, несогласованных действий водителя и пассажиров, на переправах и в других случаях. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет и удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С», а при перевозке более 8 человек — категорий «С» и «Д». Грузовой автомобиль с бортовой платформой и кузовом-фургоном, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3—0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки. Скорость движения не должна превышать 60 км/ч. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в кузове-фургоне не должно превышать количества оборудованных для сиденья мест. Запрещена перевозка людей в кузовах самосвалов, самоходных шасси, в транспортных прицепах, а также на навесных, прицепных и других машинах. Переезд на грузовых автомобилях, которые не приспособлены для перевозки пассажиров, разрешается лицам, сопровождающим грузы (не более 6 человек); их фамилии должны быть указаны в путевом листе.
Запрещается перевозить людей при транспортировании длинномерных грузов, если уложенный груз превышает высоту борта, а также при транспортировании огнеопасных и ядовитых грузов. При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принимать меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом должны быть равномерно размещены по всей площади кузова автомобиля, а штучные грузы сложены и укреплены так, чтобы не было их смещения. При сопровождении груза на автомобиле рабочие должны располагаться в кузове на отдельных местах, расположенных ниже уровня бортов. Запрещается садиться на борта кузова, ездить на подножке, крыше кабины, стоять в кузове, садиться или высаживаться во время движения автомобиля не только на перегоне, но и при маневрировании на стройплощадке. Запрещается оставлять место для сопровождения рабочих на полу кузова автомобиля между грузом и передним или задним бортом, так как при торможении они могут быть прижаты смещенными грузами. Во время транспортировки груза рабочие обязаны подчиняться шоферу и выполнять все его указания. Они должны следить за грузом и в случае его смещения немедленно оповестить шофера. Рабочим нельзя находиться в кузове автомобиля при транспортировке порожних бочек из-под опасных материалов. СКЛАДИРОВАНИЕМАТЕРИАЛОВ К складам предъявляются следующие требования: — площадка перед складом должна быть выровнена, утрамбована и иметь уклон в сторону кюветов; — территория, проезды и подходы к дверям склада должны быть свободными, а в зимнее время своевременно очищаться от снега и льда. Места, где возможно скольжение, следует посыпать песком; — помещение, предназначенное для складирования, должно быть в исправном состоянии; — ширина дверных проемов должна быть не менее 1,8 м, а высота не менее 2,3 м (СНиП 2.11.01—85*, СНБ 2.02.03-03); — проходы и проезды, а также подходы к средствам пожаротушения должны быть свободными; — для временного хранения использованных обтирочных материалов и тряпок должен быть установлен железный плотно закрывающийся ящик; — для укладки и транспортировки грузов весом более 50 кг склад должен быть обеспечен подъемно-транспортными механизмами; — склады должны быть обеспечены достаточным количеством лестниц-стремянок; — стеллажи должны быть прочными и соответствовать форме и размерам материалов. Деревянные стеллажи должны обрабатываться огнезащитным составом; — для складов должен быть разработан план размещения веществ и материалов с указанием их наиболее характерных свойств (взрывопожароопасные, ядовитые, химически активные и т.п.);
— в складских помещениях должны соблюдаться проходы: против ворот — не менее ширины ворот; против дверных проемов — шириной, равной ширине дверей, но не менее 1 м; между стеной и штабелем (стеллажом), а также между стеллажами — 0,8 м. Проходы и места штабельного хранения должны быть обозначены на полу хорошо видимыми ограничительными линиями (ППБ РБ 1.01—94); — расположение закрытых складских площадок в зоне работ кранов не допускается. Хранениематериалов При хранении карбида кальция: — помещение склада должно быть наземным, неотапливаемым, с несгораемой легкой кровлей, без чердачного перекрытия, с отдельным выходом наружу; — во избежание попадания воды в склад его кровля должна иметь ширину навеса не менее 0,5 м, а уровень пола должен быть на 20 см выше уровня окружающей территории; — освещение склада должно быть наружным; — полы должны быть выполнены из материалов, не вызывающих искрообразования; — склад должен быть укомплектован противопожарными средствами. При хранении баллонов с газами: — помещение склада должно быть одноэтажным, без чердачного перекрытия; — стены, перегородки, крыши должны быть сделаны из несгораемых конструкций; — окна и двери должны открываться наружу; — должно быть исключено искрообразование какими-либо предметами; — отопление закрытых складов для хранения баллонов с газами допускается только центральное (водяное, паровое, воздушное); — баллоны со сжатыми и сжиженными газами должны закрепляться и размещаться так, чтобы они не подвергались механическим воздействиям; — для предупреждения утечек газа на боковом штуцере вентиля баллона должна ставиться заглушка, а на баллоны объемом 40 л и более, кроме того, необходимо устанавливать предохранительные колпаки; — баллоны с газами, хранящиеся в вертикальном положении, во избежание падения должны устанавливаться в специально оборудованных гнездах или ограждаться барьерами; — баллоны с газами, не имеющие башмаков, допускается хранить в горизонтальном положении на рамах или стеллажах, выполненных из несгораемого материала. При хранении агрессивных химических веществ: — склад необходимо располагать на расстоянии не менее 100 м от производственных и административных зданий; — полы должны быть покрыты кислотоупорной керамической плиткой; — в помещениях, где хранятся химические вещества, способные плавиться при пожаре, необходимо предусматривать устройства, ограничивающие их свободное растекание (бортики, пороги, пандусы и т.п.) (ППБ РБ 1.01—94); — вещества, которые при нагревании или взаимодействии выделяют токсичные или горючие продукты разложения, должны храниться отдельно от других веществ в специально оборудованном складском помещении; — в складах и под навесами, где хранятся кислоты, необходимо иметь готовые растворы мела, извести или соды для нейтрализации пролитой кислоты; — места хранения кислот должны быть обозначены; — жидкости, которые при нагревании или непродолжительном горении разлагаются или вскипают, следует хранить отдельно от других веществ; — химические вещества, хранящиеся в штабелях, следует подвергать систематическому контролю для предупреждения и своевременного обнаружения процессов их разложения и самонагревания; при обнаружении таких процессов необходимо немедленно удалить вещество со склада в безопасное место; — химически активные жидкости в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики или обрешетки (деревянные, металлические и т.п.) с заполнением свободного пространства прокладочными материалами. При хранении лаков и красок: — электропроводка в складе должна быть выполнена с выносом электровыключателей за пределы склада; — в помещении склада должны быть вывешены на видном месте предупредительные надписи «Взрывоопасно: взрывоопасная среда», «Запрещается курить» и т.п.; — разбавители необходимо хранить в хорошо вентилируемых помещениях с температурой воздуха от —2 °С до +20 °С в таре с герметическими крышками (пробками); — места складирования растворителей, красок, лаков и других веществ должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией, обеспечивающей не менее трехкратного обмена воздуха; — курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и нагревательными приборами в складах запрещается; — порожнюю тару во избежание взрыва смеси остатков паров растворителей следует выносить в отдельное помещение или на специально выделенную для этой цели площадку, расположенную в стороне от места производства работ; — металлическую тару для хранения лакокрасочных материалов закрывать пробками и открывать инструментом, не вызывающим искрообразования; — при хранении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) в таре должны соблюдаться следующие требования: ЛВЖ в таре должны храниться только в закрытых складах, где исключается резкое колебание температуры окружающей среды; хранение ГЖ в таре допускается в зданиях, имеющих не более 3 этажей, а ЛВЖ — в одноэтажных, без подвалов и чердаков; ГЖ допускается хранить на открытой площадке в таре, сделанной из материала, который стоек к атмосферным воздействиям; в помещении склада разрешается хранить не более 200 м3 ЛВЖ или 1000 м3 ГЖ; при ручной укладке бочки с ЛВЖ и ГЖ должны устанавливаться на полу не более чем в 2 ряда, при механизированной укладке бочек с ГЖ — не более чем в 5, а ЛВЖ — не более чем в 3 ряда; ширина штабеля должна быть не более 2 бочек; ЛВЖ в стеклянной таре (бутылях) емкостью более 30 л должны храниться на полу в один ярус; ящики с ГЖ в мелкой упаковке укладывать в соответствии с предупредительной надписью «Верх»; запрещается хранить в помещении склада ЛВЖ и ГЖ в поврежденной таре и с негерметично закрытой горловиной; пролитая жидкость должна немедленно убираться; для предупреждения разлива ЛВЖ и ГЖ их необходимо хранить на поддонах или устраивать бортики на полу; емкости с краской (бидоны, бочки, банки) должны иметь этикетки или бирки с наименованием материала, его маркой, видом растворителя, номером партии, датой изготовления и весом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|