Устойчивость как научное понятие в психологии
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Актуальность исследования Центральной проблемой совершенствования высшего образования является проблема управления учебной деятельностью студентов. Наиболее продуктивным подходом к разработке этой проблемы является исследование внутренних резервов активности личности студента как субъекта учебной и профессиональной деятельности. Одним из основных источников активности личности является мотивация, придающая деятельности направленность, силу и субъективную значимость. Применительно к учебной мотивации она рассматривается и как важный компонент деятельности, от которого зависит ее продуктивность, и как фактор, определяющий формирование личности. Исследование проблемы учебной мотивации ведутся в разных направлениях: изучаются содержательные и динамические характеристики учебной мотивации, условия и факторы, влияющие на формирование оптимальной учебной мотивации, изучаются функции, уровни и закономерности развития учебной мотивации в процессе и под влиянием учебной деятельности. Наименее исследованным аспектом проблемы является устойчивость учебной мотивации, которая проявляется в сохранении действенности мотивации в течение длительного времени. Устойчивость учебной мотивации рассматривается в комплексе с такими характеристиками как сила, осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс и т.д. (А.К. Маркова, Л.К. Золотых, Т.И. Лях, Т.А. Платонова, Т.А. Пушкина, О.А. Чувакова и др.). Теоретический анализ отечественной психологической литературы позволил выделить по крайней мере два подхода в исследовании мотивации. Представители первого подхода (С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, К.А. Абульханова-Славская и др.) рассматривают мотивацию в связис ее функциональными характеристиками и определяют как процесс, способ, состояние.
Представители второго подхода (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Е.В. Шорохова, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский) рассматривают мотивацию в связи сее структурными характеристиками и определяют ее совокупность, сферу, систему побудителей. В рамках второго подхода был поставлен и решен ряд вопросов, направленных на исследование учебной мотивации студентов. В исследованиях Е.И. Савонько, Н.М. Симоновой, И.П. Именитовой были изучены особенности и специфика учебной мотивации студентов в процессе изучения ими иностранного языка. В этих исследованиях был реализован структурный подход как наиболее продуктивный при изучении такого сложного личностного образования как мотивация. Объектом данного исследования является учебная мотивация студентов. Предметом исследования являются психологические детерминанты (структурные и содержательные особенности учебной мотивации), обеспечивающие устойчивость учебной мотивации. Цель данного исследования состоит в изучении особенностей проявления устойчивости учебной мотивации. Гипотезу исследования составило предположение о том, что устойчивость учебной мотивации определяется не только условиями деятельности, но и структурными и содержательными особенностями мотивации. Задачи исследования: · провести теоретический анализ психологических исследований по проблеме устойчивости в психологии; · провести теоретический анализ психологических исследований устойчивости мотивации; · определить особенности, уровни, формы устойчивости учебной мотивации; · выявить характер влияния условий учебной деятельности на устойчивость мотивационных структур. Методы и методики исследования:
метод стандартизированного наблюдения в течение учебного года; метод выявления мотивационных ориентаций (Н.М. Симонова); метод выявления уровня учебной активности (И.П. Именитова); метод анализа письменного продукта речи (изложения (З.М. Хизроева). Экспериментальная база исследовании: исследование проводилось со студентами 5-го курса АО ИИЯ ДГПУ. Практическая значимость исследования: результаты, полученные в работе, могут быть использованы в учебном процессе с целью индивидуализации обучения с учетом типа доминирующей мотивации в мотивационной структуре учебной деятельности студента. Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы
Психологический анализ исследований устойчивости мотивации
Устойчивость как научное понятие в психологии
Термин «устойчивость» появился в психологии в результате взаимопроникновения естественных и общественных наук. Исследователи отмечают появление в науке понятий принципиально нового типа, хотя не обладающих всеобщностью философских категорий, но применимых к различным видам научных знаний. Устойчивость рассматривается в рамках разных наук, таких как биология, физиология, химия, физика, математика, география и других. Обратимся к самому определению устойчивости в технике: «устойчивость объекта в технике - способность действующего механизма или комплексной системы автоматически восстанавливать свое установившееся состояние после внезапного нарушения последнего каким-нибудь внешним или внутренним фактором». В этом контексте главной характеристикой устойчивости-неустойчивости упругих систем является возврат или отклонение от положения равновесия на некоторую малую величину. Если система, отклоненная от положения равновесия, возвращается в первоначальное положение после устранения причины, вызвавшей отклонение, то равновесие устойчиво, а если же отклонение продолжает расти, то равновесие неустойчиво. При этом различается статическая и динамическая устойчивость. При анализе статической устойчивости субъекта рассматриваются только ее начальные и конечные состояния на основании статических характеристик.
При исследовании динамической устойчивости объекта учитываются динамические моменты и продолжительность перехода от начального состояния к конечному, а также характер движения объекта в течение этого периода. В биологии устойчивость рассматривается с одной стороны как результат развития, с другой стороны, устойчивость организма раскрывается как результат его адаптации к окружающей среде. Исходя из того, что организм живет в среде, где имеется множество отрицательных, вредных для него факторов, по мнению биологов, устойчивость достигается в результате функционирования механизмов, активно противодействующих вредным воздействиям. Во многих исследованиях проблемы устойчивости в биологии подчеркивается роль активности организма. При этом активность связана с самоорганизацией живой системы; самоорганизующаяся система способна сохранять и увеличивать или даже совершенствовать свою организацию, используя прошлый опыт. Биологи связывают понятие устойчивости с понятием изменчивости: устойчивость покоится на изменчивости, и наличие изменчивости позволяет сочетать некоторую гибкость и активность действия с некоторым постоянством. В исследованиях высшей нервной деятельности подчеркивается устойчивость как функция коры головного мозга, которая обеспечивает гибкое и одновременно устойчивое взаимодействие организма со средой (А.А. Ухтомский, И.П. Павлов, П.К. Анохин, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Некоторые исследователи разделяют понятие физиологическая устойчивость и психическая устойчивость и определяют первую как способность сохранять относительное постоянство внутренней среды организма в пределах таких функциональных изменений, которые не угрожают каким-либо неблагоприятным последствиям, а психическая устойчивость понимается как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. На основании сказанного можно выделить самые существенные характеристики устойчивости: устойчивость рассматривается как динамическое свойство системы, зависящее от ее структурных характеристик. Это свойство принадлежит всей системе, элементы этой системы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, устойчивость определяется сочетанием этих частей, то есть их иерархией; в определении устойчивости инвариантность является стержневой, то есть в системе могут происходить последовательные изменения, но некоторые ее свойства - «инварианты» - сохраняются неизменными.
В психологии понятие устойчивость не имеет однозначного определения. Например, говоря о психической устойчивости, Тодорков К.И. включает в это понятие мотивационный комплекс, эмоционально-волевой и интеллектуальный. В.К. Дятленко под психической устойчивостью понимает «выработку таких качеств, которые обеспечивают готовность к преодолению трудностей и опасных ситуаций», для Дьяченко М.И. «психическая устойчивость - это сохранение нормального функционирования психических процессов и целесообразного проявления различных сторон личности в сложных условиях». Психическая устойчивость, согласно П.А. Рудику, складывается из «формирования умения сохранять и даже повышать в экстремальных условиях уровень своего эмоционального состояния, работоспособность и эффективность двигательных действий».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|