Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация, методы, методики и результаты эмпирического исследования устойчивости учебной мотивации студентов




 

При организации исследования методический поиск осуществлялся в следующих направлениях. Во-первых, был проведен теоретический анализ литературы с целью выявления методических подходов и конкретных методик, реализованных в теоретических и эмпирических исследованиях устойчивости мотивации; во-вторых, на основе анализа литературы были выявлены объективные и субъективные факторы, влияющие на устойчивость мотивации, а так же параметры, по которым можно судить об устойчивости мотивационных структур; в-третьих, был осуществлен выбор методик, адекватных конкретным исследовательским задачам и разработана стратегия экспериментального исследования.

Эксперимент состоял из 4 серий.

Задачей первой серии было выявление факторов, наиболее релевантных к устойчивости мотивации. Для решения этой задачи испытуемым (студентам 5-го курса отделения иностранных языков ДГПУ) было предложено проранжировать по степени значимости 10 параметров, характеризующих устойчивость учебной мотивации:

1. временная протяженность (продолжительность деятельности);

2. возврат к решению уже решенных задач;

3. самостоятельная работа по расширению и углублению знаний за пределами учебной ситуации или поисковая активность;

4. безоценочность ситуации;

5. эмоциональное состояние;

6. независимость от случайно складывающихся обстоятельств, преодоление трудностей (помехоустойчивость);

7. качество продукта деятельности;

8. успешность;

9. альтернативность (возможность выбора задания из трех уровней трудности: высокого, среднего, низкого);

10.вид предпочитаемой работы (индивидуальный или желание передать свои знания и способы их приобретения другим учащимся).

Задачей второй серии эксперимента было выявление исходной мотивационной ориентации у испытуемых.

Для выявления типов мотивационных структур был использован метод выявления мотивационных ориентаций, разработанный Н.М. Симоновой.

Чтобы вызвать у студентов более дифференцированное сознание выделенных компонентов (мотивационных ориентаций) учебной деятельности, им предлагалось оценить в баллах, по критерию субъективной значимости, эти компоненты. Каждый испытуемый получил бланк с текстом-инструкцией:

«Укажите, какую значимость имеют для Вас при усвоении иностранного языка такие факторы:

П - удовлетворение от процесса, удовлетворение самим процессом усвоения иностранного языка, затраченные усилия, труд; способы овладения иностранным языком.

Р - результат усвое6ния, как некий идеальный образ продукта усвоения, полученные знания, отметка.

В-оценка вашей работы по усвоению иностранного языка преподавателем, в частности: отметка в баллах, вербальная отметка (хорошо-плохо), эмоциональные реакции, мимика, жесты и т.д.

Д - момент принуждения при усвоении языка связанный с определенной совокупностью обязанностей в социальном статусе студента, невыполнение которых влечет возможность возникновения неприятностей со стороны деканата, куратора, учебной группы, родителей и т.д.

Значимость вышеназванных факторов просим выразить в следующих индексах:

- экстремальная значимость фактора;

- очень большая значимость фактора;

- заметная значимость фактора;

- незаметная значимость фактора.

На основании полученных результатов все испытуемые разделились на несколько групп по критерию исходной мотивационной ориентации.

Для выявления уровня учебной активности была использована анкета, составленная И.П. Именитовой. Анкета состоит из 12 эмпирических показателей или характеристик, в которых и проявляется учебная активность.

Содержание экспериментальной процедуры составляло получение информации от преподавателей о степени проявления (высокой, средней, низкой) признаков учебной активности у обучаемых. Преподаватель должен был оценить степень проявления каждого из признаков на специальном бланке анкеты, заполняемой на каждого испытуемого отдельно.

«Просьба указать, в какой степени у студентов в процессе учебной работы проявляются следующие признаки:

 

 ПРИЗНАКИ

СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКА

  высокая средняя слабая
  2 3 4
Стремление включиться в процесс обсуждения задачи. Активная постановка перед преподавателем вопросов, направленных на углубление знаний. Стремление подготовить материал сверх задания пре6подавателя. Желание и готовность ответить на поставленные вопросы. Подготовленность к занятиям. Систематичность в учебной работе в целом. Аккуратность в посещении занятий, отсутствие опозданий на занятия. Способность работать без отвлечений. Полнота выполнения задания преподавателя. Подчинение других интересов интересам учения. Переживание успеха или неуспеха в учебе. Положительные реакции во время занятий, на перерыве, после занятий.      

Этот метод представляет собой вариант методики «независимых характеристик», разработанный К.К. Платоновым.

В данном исследовании анкета предъявлялась трем преподавателям, выступающим в роли экспертов. Полученные данные - «независимые характеристики» - усреднялись, и выводился уровень учебной1 активности каждого испытуемого.

Задачей третьей серии эксперимента было установление особенностей влияния временного фактора на исходную структуру учебной мотивации.

Этот замер проводился через три месяца после замера исходной мотивационной ориентации - в конце декабря 2004 года.

В этой третьей серии эксперимента студентам было предложено написать сочинение на любую из предложенных для обсуждения трех тем:

11.О наших и чужих недостатках.

12.Применение наказания в воспитании ребенка.

13.Сила любви.

Для того чтобы инициировать речемыслительную деятельность студентов, им было предложено прочитать рассказы, предложенные преподавателем.

В этой серии нами применялся метод наблюдения, который позволил выделить группы испытуемых с разными характеристиками деятельности, эмоциональным отношением и желанием усовершенствовать продукт своей деятельности (сочинение) или скорее от него избавиться и т.д.

В четвертой серии, в начале марта, т.е., три месяца спустя испытуемым вновь была предложена анкета Н.М. Симоновой для заключительно замера мотивационной ориентации и выведения индивидуальной структуры учебной мотивации. Испытуемым вернули тексты сочинений и предложили, по их желанию, внести необходимые дополнения, исправления. Занятие проводилось на последней паре, и испытуемые не были ограничены во времени, то есть они могли продолжать работу над сочинением в спокойной, непринужденной обстановке, используя словари.

Анализ устойчивости учебной мотивации студентов будет проводиться по следующим линиям: по характеристике устойчивости мотивационных структур во времени; по особенностям учебной деятельности, особенностям продукта речевой деятельности /сочинения/ и по личностным особенностям студентов выделенных экспериментальных групп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...