ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования феномена внутренней пустоты в отечественной и зарубежной литературе
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА Психологические факторы переживание внутренней пустоты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования феномена внутренней пустоты в отечественной и зарубежной литературе… Сущность понятия пустоты Факторы, оказывающие влияние на возникновения состояния внутренней пустоты Общие проявление переживания внутренней пустоты ГЛАВА 2. Исследование психологических факторов переживания внутренней пустоты Описание процедуры и методики исследования внутренней пустоты Анализ и интерпретация результатов исследования 2.3 Выводы по результатам исследования и обзор современных способов коррекции состояния внутренней пустоты ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ психологический внутренний пустота Главнейшим признаком современного времени явилась глобализация как нивелирование, усреднение форм бытия и постижения мира. Вместе с благоприятными её следствиями существуют и негативные стороны, они проявляются в решительном разъединении со своими корнями, уникальными культурными приоритетами и ценностями. Забвение духа предшествующего означает уязвимость настоящего, так же как утрата индивидуальности означает уход в пустоту. Как нам кажется, проблема внутренней пустоты существовала во все времена, но привлекать внимание авторов к её исследованию и рассмотрению она стала с XX века. В настоящее время упоминание понятия внутренняя пустота довольно часто встречается. Это связано, как мы уже сказали, с преобразованиями в обществе, принципиально трансформировавшими историческую ситуацию развития. Актуальность данной темы обусловлена действительно произошедшими переменами в человеке, живущего, функционирующего в этой новой ситуации. Речь идет об изменениях восприятия, его структуры, содержания, ритмов и скорости приобретения информации, об изменениях потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, пространства деятельности, структуры отношений, в том числе отношений между людьми, между поколениями людей; о разрушении многих норм и принципов поведения. В мире с декларированной свободой выбора человеку приходится брать на себя ответственность за придание смысла своей жизни. Индивид невольно понимает, что он решает свою судьбу, и поэтому ощущает одиночество и тревогу, чувствует дискомфорт существования - внутреннюю пустоту. Проблема внутренней пустоты на сегодняшний день приобретает широкое распространение и необходимо её подробное рассмотрение, чтобы впоследствии разработать меры по её решению.
При исследовании данного феномена мы столкнулись с тем, что сложно найти определение этому понятию в словарях, справочниках, энциклопедиях. Современные представления о внутренней пустоте безгранично пространны. С одной стороны, свидетельствует о том, что это понятие представляется значимым для научно-философской и психологической трактовки обширной сферы феноменов. Вместе с тем, широта и, что самое важное, несовместимость интерпретаций этого понятия у различных авторов указывает на сложность данного феномена, его малоисследованность. Возможно, это связано с тем, что авторы не рассматривают настоящее явление как самостоятельное, а считают следствием других психологических или философских вопросов. Теоретическую базу исследования составили труды: Виктор Франкл, который ввёл понятие «экзистенциальный вакуум» и разработал психотерапию, основанную на анализе смыслов существования - логотерапия; Альфред Лэнгле - ученик В.Франкла, который на основе его логотерапии и экзистенциального анализа, разработал оригинальную теорию экзистенциальной мотивации; Д.А. Леонтьев помимо научного редактирование книг, посвященных экзистенциальному направлению, написал множество статей, посвященных этому вопросу и монографии, а в частности «Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности»; Ирвин Ялом - основатель школы экзистенциальной терапии, популяризировал экзистенциальный подход, написав общедоступную в понимании книгу «Экзистенциальная психотерапия».
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать психологические факторы, которые оказывают влияние на ощущение внутренней пустоты. Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: • раскрытие сущности понятия внутренней пустоты; • анализ факторов, которые влияют на возникновение феномена внутренней пустоты (психологические, социальные, социально-психологические); • определение методик и проведение исследования психологических факторов, влияющих на состояние внутренней пустоты; • рассмотрение проблем коррекции состояния внутренней пустоты. Объектом исследования является состояние внутренней пустоты. Предметом исследования является психологические факторы переживания внутренней пустоты. Гипотеза состоит в том, что люди с разными психологическими характеристиками должны по-разному переживать внутреннюю пустоту. Курсовая состоит из двух глав, каждая из которых содержит по 2 пункта. В 1 главе рассматривается содержание понятия пустоты, разбирается смысл экзистенциального вакуума, производится анализ и сравнение данных понятий, осуществляется обзор тех авторов, которые занимались данной темой. Так же изучаются факторы - психологические, социальные, социально-психологические, способствующие появлению и развитию состояния внутренней пустоты, описывается симптоматика проявлений внутренней пустоты. Во 2 главе приводится анализ исследования, интерпретация результатов и выводы, полученные в ходе исследования. Наряду с этим исследуются проблемы и возможные способы коррекции внутренней пустоты. В исследовании приняло участие 41 человек: 7 мужчин (18%) и 34 женщины (82%), возраст респондентов в пределах от 15 до 45 лет. Исследование проводилось дистанционно, в сети Интернет. Использовались такие методы как личностный опросник Айзенка, опрос, составленный нами, Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Практическая значимость данного исследования состоит, что его результаты смогут послужить базой для дальнейших исследований проблемы внутренней пустоты. ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования феномена внутренней пустоты в отечественной и зарубежной литературе Сущность понятия пустоты
Феномен внутренней пустоты относится к числу междисциплинарных. Несмотря на это, в науке нет строгого определения этого понятия. Трудов, посвященных этому вопросу мало, возможно, связано с тем, что это состояние сопряжено с другими психологическими проблемами, одним из следствий которых и является внутренняя пустота. Направление, занимающиеся проблемами бессмысленности - экзистенциальная психология, не является академической наукой, она взяла своё начало в экзистенциальной философии. Определение М.Г. Ярошевского: «Экзистенциальная психология - одно из направлений "гуманистической психологии". Она изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования.» [32]. Экзистенциалистский взгляд на человека позволяет осознавать уникальность бытия отдельного человека, существующего в конкретной субъективной действительности. Существуют такие понятия, как внутренняя пустота и экзистенциальный вакуум, чаще всего их приравнивают друг другу, но мы считаем, что это не тождественные состояния. Понятие внутренняя пустота шире и оно может включать в себя экзистенциальный вакуум, который характеризуется переживанием бессмысленности жизни. Далее мы рассмотрим эти состояния подробнее. Стоит обратиться к понятию смысла жизни. Согласно психологическому словарю П.С. Гуревича «Смысл жизни - понятие, широко трактуемое и в обобщенном виде, обозначает наличие у человека основной жизненной идеи, цели, ценность которой эквивалентна всей жизни. С точки зрения психологии наиболее значимыми являются личностные механизмы образования смысла жизни. Механизм образования смысла жизни включает в себя не только сумму целей и результатов, оценённых с точки зрения личностных и социальных критериев, но внутреннюю потребность личности в саморазвитии, которая осуществляется через разрешение противоречий. Способность субъекта разрешать жизненные противоречия переживается и рефлексируется им, как подлинность жизни, как её смысл. В противоположность случаю образуется личностный интеллектуально-эмоционально-деятельностный вакуум, который выражается в чувстве пустоты».[31] Смысл жизни является индивидуальным, то есть для каждого человека он свой. Смыслообразующим фактором в жизни человека, помимо целей, навязанных обществом и созданных самим индивидом, одним из важнейших на наш взгляд является - самосовершенствование. Но человек сталкивается с таким противоречием, который ставит под вопрос занятия самосовершенствованием, саморазвитием, самодвижением - человек смертен, и, значит эта деятельность, возможно, бессмысленна.
Известный экзистенциальный психотерапевт И. Ялом также считает, что в традиционных обществах нахождение личностью смысла жизни гарантировано единственностью и безальтернативностью системы ценностей и смыслообразующих занятий, которые, как правило, связаны с удовлетворением повседневных нужд. Изобилие культурных ценностей, присущее современным высокоразвитым обществам, шокирует личность богатством выбора стилей и смыслов жизни, проблематизирует процесс жизненного самоопределения [29]. Что может стать причиной как экзистенциального вакуума, так внутренней пустоты, человек теряется в многообразии, которое предлагает ему общество. Виктор Франкл называл это состояние экзистенциальным вакуумом - чувство бессмысленности и опустошенности, «переживание бездны».[26] Эта интерпретация данного понятия, хотя и кажется неполной, но является ёмкой и предельно ясной. В статье Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева дано такое определение экзистенциального вакуума: «переживание дефицита обеспеченности жизни личности смыслом, влекущего за собой целый ряд патологических и «метапатологических» проявлений и следствий».[17] Чувство внутренней пустоты не проходит бесследно, человек может даже ощущать физическую боль в области груди, так же это состояние может проявляться в подавленности и чувстве бесцельности.
Личностная необходимость смысла жизни связанна с осознанием конечности жизни и стремлением контролировать процесс собственного существования в соответствии со своими устремлениями. Индивид, лишенный этого смысла, стремиться к смерти, будто отсутствие смысла жизни порождает смысл смерти. Человеку необходимо понимать, зачем он живёт, ведь неминуем тот момент, когда жизнь прекратиться. И вследствие этого обнаруживается экзистенциальный вакуум, который занимает всё существо личности и приводит в его в упаднические настроения. Рассмотрим точки зрения виднейших мыслителей психологии и философии на феномен внутренней пустоты. Альфред Лэнгле говорил: «Внутренняя пустота, которую нечем заполнить. Это не страх, а отсутствие чего-то важного в твоей жизни. Нет радости, есть только тяжесть от подобного существования. Это бывает, когда у человека в жизни слишком мало любви, интереса, отношений. Это - чувство голода в отношении ценностей. Когда чувство голода разрастается до неутолимого, наступает депрессия». [14] Нехватка чего-то важного выражается как в нехватке смысла жизни, смысла себя в общем мироздании - это как раз экзистенциальный вакуум, но помимо бессмысленности жизни, это может вызываться и чувством одиночества, потерей близкого человека, как в физическом, так и эмоциональном плане и многим другим. Человек, сталкиваясь с ситуацией внутренней пустоты, попадает в такое положение, из которого сложно самостоятельно выйти, для этого требуется большая внутренняя работа, расстановка ценностей, переосмысление себя. Ощущая тяжесть собственного бытия, индивид может задумываться о суициде, в некоторых случаях, претворяя эти мысли в жизнь. Кьеркегор писал, что источник пустоты и уныния кроется, прежде всего, в поиске вечности в мгновении, а полноты - в кроках чувственной жизни. Ибо это есть решительный отказ от абсолютных ценностей, уход от божьей действительности, а такой отказ и такой уход, заявляет Кьеркегор, порождают тоску и отчаяние. [18] Встречаются и такие формулировки этого понятия: «бедность внутреннего мира и узость кругозора порождают ощущение внутренней «пустоты», ориентацию человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом. Именно отсутствие собственной личностной позиции обусловливает то, что было охарактеризовано Я.Корчаком как «душевная анемия» и «слабая сопротивляемость моральной заразе».[17] Такая точка зрения нам кажется частично ошибочной, так как чувство внутренней пустоты могут испытать люди, ориентированные вовнутрь, оттого можно предположить, что это люди мыслящие, а следовательно, кругозор не может быть узким. Но, пожалуй, со второй частью утверждения можно согласиться, человек, пребывающий в состоянии внутренней пустоты мало, или не противится вовсе групповым нормам, навязываемым ему, так как, существуя с ощущением внутренней пустоты, в меньшей степени интересуется общественной жизни и чаще всего плывет по течению. «Если человек сознает пустоту и бессмысленность собственной жизни и самого себя в ней - это нельзя назвать нарушением самосознания, наоборот, в таком случае, возможно, что самосознание-то как раз и оказывается адекватно действующим, поставляющим личности верную информацию о нем самом и его жизни. В то же время переживание бессмысленности себя и своей жизни нельзя считать и нормальным, хотя бы уже потому, что это тягостное переживание, а также потому, что смысл может и должен быть отыскан.»[22]. Мы действительно считаем, что осознание внутренней пустоты и её наличие естественное состояние, которое рано или поздно испытывает любая личность, несмотря на его мучительность. Часто ощущение пустоты понимается как негативное, разрушающее явление, но нам кажется, что именно пройдя через это состояние личность, осознает себя как личность и, приобретя умение управлять этим состоянием, может совершенствоваться и обогащать внутренний мир. По словам Н.В. Омельченко, человека можно назвать поистине свободным «лишь при отсутствии своего внутреннего мира, только в условиях экзистенциального вакуума, только опустошенная душа осуждена на беспредельную свободу».[16] Существует понимание пустоты как аффекта, Кристева говорила, что это проявляется в нехватке, отсутствии некоего «обстоятельства», безымянной хаотической действительности, в которой еще нет разделенности между «Я» и «Другими», которые нас привлекают и отталкивают. [21] Переживание такой пустоты становится невыразимым, оно не принадлежит к символическому пространству языка. Это «черная дыра», о существовании которой мы узнаем по недоступности «ощущения жизни», ощущения себя ее творцом, центром инициативы. И человек не может рассказать и объяснить, что он чувствует, потому что это пустота - «чёрная дыра», которая не может ощущаться. С такой трактовкой мы можем согласиться, чаще всего человек не может конкретно описать свою пустоту или это даётся ему довольно болезненно. Быть заполненным - значит быть полноценным в себе, существовать в гармонии со своим “Я”, ощущать себя в центре мира, и тем самым избегнуть пустоты пространства и скуки времени. Однако быть заполненным означает не только способность универсальности, взятой по отношению к самому себе, но и способность заполнять бытие. А. Грин в своих научных работах, тоже рассматривал понятие пустоты. И в его понимании пустота - это субъективные переживания или переживание, связанное с «непередаваемым», которое Грин относит к патологии пустоты: когда у человека есть чувство, будто он что утратил, потерял, но он не может понять что это.[1] Человек, который испытывает переживание пустоты, беспредельно несвободен, так как у него постоянно есть ощущение и тяга к тому, что бы заполнять этот пустующий «сосуд». И он попадает в своего рода замкнутый круг, пытаясь загромоздить эту зияющую пустоту, значение, которой он не знает и не осознает. В ходе анализа различных взглядов на феномен внутренней пустоты, мы пришли к выводу, что понятия «внутренняя пустота» и «экзистенциальный вакуум» не равнозначны. Так как понятие «внутренняя пустота» может включать в себя и «экзистенциальный вакуум». Внутренняя пустота является более широким понятием, то есть это состояние более глубокое и всеобъемлющее. Данное состояние постоянно и пребывает в том или ином качестве. Сартр Ж.-П. говорил, что у каждого человека в душе дыра размером с Бога, и каждый её заполняет как может. [20] То есть у индивидуума с рождения существует внутренняя пустота и в процессе жизни он, пытаясь неосознанно с ней бороться, забивает ее, чем может, в зависимости от силы личности, это может быть - алкоголь, телевидение, благотворительность, самосовершенствование и так далее. Человек живет с этой пустотой, и до какого-то критического момента её не осознает, и, однажды осознав, он уже не сможет избавиться от этого чувства в будущем, и вся прошлая жизнь ему так же будет казаться бессмысленной. Экзистенциальный вакуум, как мы считаем, это временное явление, одно из проявлений внутренней пустоты. Франкл говорил, что если заняться вопросом о ключевых клинических формах, в которых предстаёт перед нами экзистенциальный вакуум, то нужно будет указать так называемые воскресные неврозы, то есть депрессию, которая проявляется, как только будничная суета заканчивается и человек вдруг, ввиду незнания конкретного смысла собственного наличного бытия, осознаёт вероятную бессмысленность своей жизни. [26] Получается, что экзистенциальный вакуум настигает человека время от времени в состоянии бездействия. То есть смысл жизни человек ищет не перманентно, а чаще всего от скуки. С психологической точки зрения, утрата смысла проявляется в ряде взаимосвязанных феноменов. . Переживание пустоты и бессмысленности жизни, проявляющееся в различных ситуациях. Преобладающее чувство скуки, неудовлетворенности жизнью, негативный эмоциональный фон. . Утрата переживания субъективной значимости намерений, целей и видов деятельности, планируемых или осуществляемых индивидом. Отсутствие четких сознательных представлений о направлении собственной жизни (намерения не переходят в конкретные цели); цели ограничиваются краткосрочной временной перспективой и не образуют иерархии. . Сужение широты круга мотивов, осуществляемых индивидом в деятельности, а также степени их иерархизации, приводящее к фрагментации деятельности. . Преобладание потребностной регуляции над ценностной. С содержательной стороны деятельность сводится к удовлетворению потребностей и соответствию социальным нормам. . Формирование убеждений, отражающих невозможность смысла или его реализации. Ценности не рефлексируются или рассматриваются как абстрактные, оторванные от жизни содержания, неспособные побуждать реальную деятельность. Человек, которому свойственны перечисленные признаки, иными словами, жизнедеятельность которого не ориентирована на смыслы и ценности, а всецело сводится к удовлетворению потребностей, реагированию на стимулы и соответствию принятым в социуме нормам поведения, скорее всего, будет признан здоровым в согласии с традиционными критериями психического здоровья, опирающимися на статистические нормы и показатели адаптации.[17] Внутренняя пустота, как мы выяснили, это состояние, которое заключается в осознании индивидуумом собственной ничтожности и бесцельности своего существования. Ощущение пустоты является нормальным для личности и говорит об уровне её развития. Осознав внутреннюю пустоту человек, в зависимости от силы его личности, может начать искать различные пути заполнения этой пустоты: начать совершенствоваться, искать себя в творчестве, благотворительность, бегство от себя, пытаясь не оставаться в одиночестве и тишине, спасаясь в Интернете и постоянным просмотром телевидения, также средством наполнения может быть алкоголь, шопинг, компьютерные игры и многое другое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|