Общие проявления переживания внутренней пустоты.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для начала рассмотрим самые общие признаки - симптомы внутренней пустоты. Прежде всего, это апатия, скука, тревога, неудовлетворенность жизнью, недовольство собой, низкий эмоциональный фон, быстрая утомляемость, безынициативность, сужение круга интересов, деятельность сводится к удовлетворению элементарных потребностей и соответствию общепринятым нормам, возможно, стремление к суициду.. Переживание бессмысленности характеризуется сужением жизненного контекста, связей с другими людьми и с миром в целом. Сужается также и спектр жизненных целей. Состояние внутренней пустоты характеризуется отсутствием ясных жизненных целей, к тому же эти цели носят скорее сиюминутный характер, не направлены на долговременную перспективу, не побуждают к реальным свершениям. Экзистенциальный вакуум поддерживается: . подавлением собственной духовности, религиозности. Это объясняется тем, что религиозность человека в современном мире чаще всего является предметом эксплуатации; . уходом от ответственности за поиск смысла в конформизм, тоталитаризм, невротическую триаду (депрессия, наркомания, агрессия). Эти формы поведения стали уже культурно закрепленными, определенным людям они выгодны; . разрушение традиций и ценностей. Видимо, связано с тем, что стремление следовать ценностям и традициям в человеческом обществе также зачастую становится причиной эксплуатации, закабаления человека. Причем элемент, связанный с потребностью манипулировать другими, постоянно стремится выхолостить сущность традиций и ценностей; . редукционизм в сфере психологии и образования. Люди начинают верить, что они скорее детерминированы, чем детерминируют, и затем поддерживают в себе эту веру;
. недостаточный акцент на самотрансценденции. Большинство направлений современной психологии сосредоточиваются на самоактуализации и самовыражении. Счастье же и реализация потенциальных возможностей, согласно логотерапевтам, являются побочными продуктами самотрансценденции - способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредоточиваться на себе; . невротизация человечества. В мире с каждым годом все больше людей испытывают ощущение внутренней пустоты.[11] Сальвадор Мадди предполагает, что значительная часть нынешней психопатологии происходит из чувства бессмысленности. Он описывает три клинические формы “экзистенциального заболевания” (его термин для всепроникающей бессмысленности): крусадерство, нигилизм и вегетативность. Крусадерство (также называемое “идеологическим авантюризмом”) характеризуется сильной склонностью выискивать для себя эффектные и важные предприятия, чтобы затем погрузиться в них с головой. Такие индивиды подобны профессиональным демонстрантам, хватающимся за любой повод “выйти на улицы”, почти независимо от его содержания. Как только одно дело закончено, эти неисправимые активисты быстро должны найти другое, чтобы остаться на шаг впереди преследующей их бессмысленности. Крусадерство, как описывает его Мадди, представляет собой формирование реакции: погружение индивида в деятельность является компульсивной реакцией на глубокое ощущение бесцельности. Нигилизм характеризуется активной, всепроникающей склонностью дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других. Энергия и поведение нигилиста порождены отчаянием, он ищет злобного удовольствия, присущего разрушению. Нигилизм настолько обычен, полагает Мадди, что даже не признается как проблема - более того, он часто выступает как весьма просвещенный, утонченный подход к жизни.
Вегетативная форма экзистенциального заболевания выражает крайнюю степень бесцельности. Человек компульсивно не ищет смысла в высоких делах и благородных мотивах, он также и не насмехается над смыслом, в который верят другие. Вместо этого он глубоко погружается в переживание бесцельности и апатии - состояние, имеющее широкие когнитивные, аффективные и поведенческие проявления. Когнитивный компонент заключается в хронической неспособности поверить в полезность или ценность какого-либо жизненного усилия. Аффективный настрой выражается в глубоком умиротворении и скуке, перемежающимися эпизодическими депрессиями. По мере того, как состояние прогрессирует, индивид погружается в безразличие, и периоды депрессии становятся все более редкими. Общий уровень поведенческой активности колеблется между низким и умеренным, но особенно характерно отсутствие избирательности поведения: для человека становится несущественным, чем он занят и занят ли чем-либо вообще. В современной культуре вегетативная тенденция широко распространена. Индивиды с развивающимся вегетативным синдромом порой ищут терапевтической помощи в связи с сопутствующими депрессией или болезненными сомнениями. Если дать этому состоянию беспрепятственно прогрессировать, пациент будет все глубже погружаться в безразличие. Он может устраниться от всякой связи с жизнью, став затворником, хроническим алкоголиком или бродягой, либо приняв другой аналогичный жизненный паттерн. Мадди полагает, что многие институализированные пациенты находятся в вегетативной форме переживания бессмысленности, но поскольку им должен быть приклеен ярлык какого-нибудь нозологического диагноза, их состояние обычно называют простой шизофренией - термин, ныне признаваемый неправильным. Некоторым вегетативным пациентам ставится диагноз психотическая депрессия. Хотя они могут не проявлять никаких признаков и симптомов депрессии, делается допущение, что раз они вегетативны, то должны быть депрессивными. Мадди утверждает, что, по меньшей мере, какую-то долю институализированных пациентов с такими диагнозами или иными паллиативными ярлыками более уместно отнести к экзистенциально больным. [29]
Хайнца Кохута, сместившего акцент психоаналитических исследований с проблем Виновного Человека Фрейда, который, в силу внутреннего конфликта, не способен реализовать свои влечения, на проблемы Трагического Человека, самость которого серьезно повреждена или даже разрушена, крайними проявлениями чего являются такие симптомы как неспособность функционировать в качестве эффективного независимого центра инициативы, то есть, отсутствие личных ценностей, идеалов и целей, депрессия пустоты, качели грандиозного самомнения и выраженной ранимости, ведущей к переживаниям ничтожности и стыда, чувство безжизненности и ощущение себя роботом. [32] В состоянии внутренней пустоты человек становится критичным к себе осмысливая собственную ничтожность, он погружается в болезненное ощущение, которое подавляет его инициативу и делает его чаще всего безвольным, у него нет стремлений и целей. Выделенные Д.А. Леонтьевым и Е. Осиным компоненты экзистенциального вакуума во многом совпадают с тем, как человек переживает внутреннюю пустоту. Попробуем теперь определить набор критериев, с помощью которых можно охарактеризовать когнитивный, эмоциональный и мотивационно-регуляторный компонент экзистенциального вакуума. [17] Когнитивный компонент переживания бессмысленности: отсутствие чётких сознательных представлений о направлении собственной жизни, намерения не переходят в конкретные цели; цели ограничиваются краткосрочной временной перспективой и не образуют иерархии; ценности не рефлексируются или рассматриваются как абстрактные, оторванные от жизни содержания, неспособные побуждать реальную деятельность; формирование убеждений, отражающих невозможность смысла или его реализации; Эмоциональное проживание бессмысленности: утрата переживания субъективной значимости намерений, целей и видов деятельности, которые планирует или осуществляет индивид; переживание пустоты и бессмысленности жизни, проявляющееся в различных ситуациях;
преобладающее чувство скуки, неудовлетворённости жизнью, негативный эмоциональный фон; Мотивационно-регуляторный компонент экзистенциального вакуума: сужение широты круга мотивов, осуществляемых индивидом в деятельности, а также степени их иерархизации, приводящее к фрагментации деятельности; преобладание потребностной регуляции над ценностной. Это выражается в том, что с содержательной стороны деятельность сводится к удовлетворению потребностей и соответствию социальным нормам. Мы считаем, что все эти три компонента очень полно и широко представляют картину переживания внутренней пустоты. Несмотря на то, что переживание экзистенциального вакуума является довольно серьезным испытанием для человека, для его представлений о себе и о мире, для системы его ценностей и принципов, несет в себе и возможность положительных изменений. Среди них можно назвать изменения в системе ценностей, выбор жизни и принятие её как ценности, признание свободы выбора, внимательность и чувствительность к другим, открытость в отношениях, открытость миру, процесс познания и раскрытия самости, чувство ценности настоящих переживаний и времени, частичные ответы на вопрос о смысле жизни и сильная потребность в нахождении смысла, и, наконец, принятие бессмысленности как экзистенциальной данности. [18]. Положительные изменения, о которых говорит автор, возможны, мы с этим согласны в полной мере, но это другой уровень переживания внутренней пустоты, на который сложно перейти, человек погружаясь в состоянии внутренней пустоты по большей части начинает заниматься самобичеванием и жалеет самого себя, для того, чтобы почерпнуть и открыть в себе новые стороны ему нужно переосмыслить пустоту и себя в этой пустоте, тогда он сможет найти в ней положительные моменты и использовать в своих интересах. Как нам удалось выяснить, симптомы переживания пустоты очень разнообразны, начиная от тоски и до отрицания самого себя. Многие люди, переживающие внутреннюю пустоты могут даже ощущать физическую боль в груди, которая не даёт дышать полной грудью, у многих бывают головные боли, Одним из основных симптомов является апатия, но когда идёт речь о апатии не обязательно значит, что человек с этим состоянием переживает внутреннюю пустоту. Нет чётко определенных проявлений этого экзистенциального заболевания, каждый человек переживает это по-своему.
ГЛАВА 2. Исследование психологических факторов переживания внутренней пустоты
2.1 Описание процедуры и методики исследования
В исследовании приняло участие 41 человек: 7 мужчин (18%) и 34 женщины (82%), возраст респондентов в пределах от 15 до 45 лет. Исследование проводилось дистанционно, в сети Интернет, мы помещали запрос на популярных форумах и желающие сами отзывались, в ответ получали электронным письмом бланки для заполнения.
Исследование проводили с помощью следующих методик: личностный опросник Айзенка, предназначеный для диагностики нейротизма, экстраверсии - интроверсии и психотизма. Разработан Г. Aйзенком и является реализацией типологического подхода к изучению личности. Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от "нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности". Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр. стрессовых, может развиться невроз. "Нейротическая личность" характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Заимствуя у К. Юнга понятия экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием. У К. Юнга это различные типы по направленности либидо, для Г. Айзенка - комплексы скоррелированных между собой черт. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Вторым методом исследования явился опрос, составленный нами, который позволил узнать как люди переживают внутреннюю пустоту. Опрос содержит 9 вопросов, из которых 6 открытых и 3 закрытых. Третьим методом исследования стал Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Который является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Цель данной методики - изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого. По результатам личностного опросника Айзенка мы разделили испытуемых на 2 группы: экстраверты - 22 человек (52%) (это будет первая группа) и интроверты (вторая группа) - 19 человек (48%).
Анализ и интерпретация результатов исследования.
Сначала мы проанализируем опрос в соответствии с группами, на которые мы разделили испытуемых, то есть - экстраверты и интроверты. . Испытывали ли вы состояние внутренней пустоты? Это было вопросом, который помог определить необходимый нам круг исследуемых, и, соответственно, все респонденты ответили на него «да». . Когда Вы впервые пережили состояние внутренней пустоты? По этому вопросу сложно найти различия, в обеих группах это связывают с подростковым возрастом - 21 чел. (51%): 13 человек - 1 гр. и 8 человек - 2 гр.; 9 (24%) человек в детстве: 4 человека - 1 гр, 5 человек - 2 гр., в недавнем прошлом 0,5-3 года - 5 человек (12%): 3 человека - 1 гр. и 2 человека во 2 гр.; 3 человека (6,5%) из 2 группы это связывают с конкретными событиями: «когда поняла, что ничего не добиваюсь в жизни», «после разрыва с человеком», «когда узнала, что у отца рак»; 3 человека (6,5%) затруднились ответить. С подростковым возрастом это связывают чаще всего потому что именно в этот период человек сталкивается первый раз с кризисом, в это время он начинает задаваться вопросом кто он, в этот период у него начинается непонимание со стороны близких и родных. . Состояние внутренней пустоты Вы испытываете: в этом вопросе было 3 варианта ответа: редко, иногда и часто. В первой группе получилось такое соотношение: редко - 23 % (5 чел.), иногда - 44 % (10 чел.) и часто - 33 % (7 чел.). Во второй группе результаты распределились следующим образом: редко - 42 % (8 чел.), иногда - 34 % (7 чел.), часто - 24 % (4 чел.). . Опишите несколькими словами (эпитетами) это состояние, которое вы испытывали. С помощью контент-анализа мы определили, что среди экстравертов превалируют ответы, в которых описывается такое состояние, как апатия, то есть безразличие ко всему окружающему, это слово и синонимичные ему встречаются 13 раз, ещё часто встречается такое описание как «бессмысленность собственного существования» - такие объяснения встречаются 9 раз, в 3 ответах говорится о том, что это состояние даёт легкость, свободу, успокоение. Помимо этого встречаются ответы, которые описывают это состояние как всплеск негативных эмоций - гнев, раздражительность - в 3 ответах. У второй группы - интровертов чаще встречается ответ «одиночество» - 8 раз, так же, как в первой группе часто описывается словами «безразличие», «апатия» - 7 упоминаний, среди ответов интровертов можно встретить метафоричные описания состояния внутренней пустоты, например, «выжатый лимон», «чёрная дыра», «холод в груди», «маленькая песчинка, заброшенная в большой мир», «груз на душе». И экстраверты, и интроверты при состоянии внутренней пустоты погружаются в апатию, когда им всё кажется безразличным. Но для интровертов основным описанием внутренней пустоты является - одиночество, ещё интересно то, что интроверты для описания этого состояния используют метафоры, вероятно, это связано с тем, что они глубже переживают внутреннюю пустоту и много о ней размышляют. . С чем связано переживаемое Вами состояние внутренней пустоты? Проанализировав ответы 1 группы, мы обнаружили, что респонденты связывают своё состояние внутренней пустоты с невостребованность и нереализованностью в обществе, такие формулировки встречаются в подавляющем числе ответов - 10 упоминаний, переломные моменты в жизни - неудачи, кризисы, предательство - 6 раз встречается, проблемы в личной жизни упоминаются в 2 ответах, так же есть ответы, где исследуемые ответили, что не знают с чем связано их внутренняя пустота, и 1 человек предположил, что он сам себе её придумал. В ответах второй группы можно выделить, объяснение переживания внутренней пустоты, как невозможность осознать себя и своё место в жизни и бессилие по этому поводу - 12 раз; непонимание, одиночество, такие ответы можно увидеть 8 раз, усталость - 2 раза. Экстраверты, для которых характерна направленность на общение с людьми, на социальные аспекты жизни, объясняют своё состояние в большей степени именно тем, что они не реализуются в обществе и не востребованы им, это приводит их тому, что они начинают ощущать внутреннюю пустоту, так же не меньшее значение на возникновение этого состояния, по их мнению, имеет неудачи и кризисы, которые выбивают почву из-под ног. А интроверты, которые погружены в собственный мир и в себя, чаще связывают внутреннюю пустоту с тем, что они не могут осознать себя и своё место, ещё одним фактором является непонимание со стороны окружающих, с которым интроверты часто сталкиваются. . В какие моменты Вы ощущаете внутреннюю пустоту? Экстраверты в своих ответах указывают на то, что ощущение внутренней пустоты они испытывают, когда сталкиваются с неразрешимыми или сложными проблемами и неудачами - такой вариант встречается 9 раз, при потере близких людей, как в физическом, так и эмоциональном плане - 7 упоминаний, в ответах некоторых респондентов указывается, что внутреннюю пустоту они ощущают при созерцании природы - полей, леса, звёздного неба, такие объяснения можно встретить в 4 ответах, в 3 ответах говорится, что такие мысли навевает ночь. Интроверты чаще всего испытывают внутреннюю пустоту, в ситуациях, когда их не понимают, отвергают и они остаются одни - 12, так же, как у экстравертов это случается при столкновении с серьёзными проблемами и неудачами - 11 упоминаний таких ситуаций, созерцание величия природы у 2 группы так же вызывает ощущение внутренней пустоты, так описывается ситуация в 3 ответах. Ситуации, в которых возникает внутренняя пустота в общем схожие, но экстравертов есть такой пункт, как потеря близкого человека, что можно снова связать с экстраверсией, которая предполагает, что человеку-экстраверту сложно быть одному, а у интровертов возникает в моменты, когда их отвергают и не понимают. . Какие ощущения у Вас вызывает внутренняя пустота? При ответе на это вопрос исследуемые описывали как физические ощущения, так и эмоции, чувства. Первая группа указывала на: грусть, тоску, печаль - такой вариант содержался в 8 ответах, так же они называли - гнев, агрессия, раздраженность - эти слова упоминаются 6 раз, ко всему прочему были ответы, которые говорили, что внутренняя вызывает тревогу - 4 раза, ещё перечислялись разочарование и отвращение - 3 раза. Интроверты говорили о том, что внутренняя пустоты приносит им физическую боль, это содержалось в 6 ответах; отчаяние и то, что изменить что-то не в их силах - 13, при описании ощущений интроверты опять прибегли к метафорам: «это как голод - пустота просит себя накормить. И ей все равно, если пища, которую она требует, причиняет в целом боль всему организму», «ощущение того, что где-то между легкими есть дыра, из которой веет холодом и в неё словно затягивает все мысли и чувства, бывает даже кажется что еще немножко и тебя целиком туда засосет», «давящая тяжесть». При ответе на этот вопрос опять видны различия в ответах, по которым можно сказать, что интроверты переживают внутреннюю пустоту сильнее и связано это с тем, что они больше погружаются в неё. . Как остро Вы переживаете состояние внутренней пустоты? Для ответа на этот вопрос предлагалось 3 варианта: «болезненно, оно приводит меня в упадок», «не мешает, функционирую как обычно», «пытаюсь заполнить: творчество, друзья, СМИ и прочее». Среди первой группы ответы распределились таким образом: «болезненно, оно приводит меня в упадок» ответило 43 % (8 человек), «не мешает, функционирую как обычно» - 6% (1 человек), «пытаюсь заполнить: творчество, друзья, СМИ и прочее» - 51 % (13 человек). Во второй группе получилось такое соотношение ответов: «болезненно, оно приводит меня в упадок» - 44% (9 человек), «не мешает, функционирую как обычно» - 12% (6 человек), «пытаюсь заполнить: творчество, друзья, СМИ и прочее» - 44% (9 человек). Здесь нельзя как-то определить различия, обе группы, судя по их ответам, одинаково остро переживают внутреннюю пустоту. . Какой опыт Вы можете вынести из состояния внутренней пустоты? В ответах первой группы преобладают ответы о том, что с пустотой нужно бороться, заполнять, преодолевать это состояние, об этом говорится в 13 ответах, 7 раз называют это созидающим началом, которое двигает и заставляет держать ритм, в 3 ответах говорится, что опыт отрицательный и ничего хорошего в этом состоянии нет, без аргументации ответа. Для интровертов это способ познать себя и погрузиться в свои мысли и открыть что-то новое в себе - в 8 ответах встречается подобная формулировка, так же в этой группе встречались ответы о том, что творить, созидать в это время получается лучше всего - 7, часть ответов посвящена, как и первой группы, тому, что нужно заполнять, бежать от пустоты, но эта мысль встречается лишь 3 раза. Опыт, который извлекают испытуемые из состояния внутренней пустоты, в общем можно охарактеризовать как положительный, экстравертов оно сподвигает на деятельность и они считают, что с ней нужно бороться, а интроверты в этом видят возможность узнать лучше себя и свои возможности и считают, что это лучшее состояние для творчества. Следующим этапом исследования является установление достоверности различий в показателях, для этого мы возьмём всё те же группы и с помощью U-критерий Мана-Уитни попробуем доказать нашу гипотезу о том, что люди с разными психологическими характеристиками должны по-разному переживать внутреннюю пустоту. Этот критерий мы выбрали, потому что данные у нас не соответствуют нормальному распределению, так же наши выборки несвязанные и с разным числом испытуемых. Мы будем сравнивать шкалы Теста смысложизненных ориентаций у экстравертов и интровертов, а именно общую осмысленность жизни, цели жизни и процесс жизни. Исходя из данных, полученных с помощью критерия, (Талица 1) нам не удалось доказать, что такие психологические характеристики как экстраверсия и интроверсия имеют различия в общей осмысленности жизни, наличие целей в жизни и их реализацией, как и интерес и насыщенность жизни, выраженные субшкалой процесс жизни. Результаты подсчёта оказались незначимыми или неопределенными.
Таблица (1) Различия между экстравертами и интровертами в осмысленности жизни по тесту Д.А. Леонтьева (n=41) (по U-критерию Мана-Уитни)
Выводы по результатам исследования и обзор современных способов коррекции пустоты
Анализируя результаты опроса, можно прийти к выводу, что наша гипотеза подтвердилась, так как группы экстравертов и интровертов по-разному описывали состояние внутренней пустоты, почти при ответе на все вопросы их описания расходятся и видны типичные проявления для экстравертов, например, в том, что они связывают своё ощущение внутренней пустоты с невостребованностью в обществе, а интроверты, переживая глубже, но не менее остро, объясняют свою внутреннюю пустоту тем, что они не могут осознать себя и своё место в жизни. Различий же между результатами по тесту смысложизенных ориентаций Д.А. Леонтьева у экстравертов и интровертов найти не удалось. Вероятнее всего, нужно было выбрать других психологические характеристики, чтобы проследить различия по этому тесту. Теперь мы хотим рассмотреть коррекционные меры, которые могут помочь справиться с состоянием внутренней пустоты. Прежде всего, хотелось начать с того, что коррекционных мер внутренней пустоты довольно сложно найти и вообще, это состояние сложно поддаётся коррекции. Экзистенциальный подход имеет в своём распоряжении меньше методов, чем другие модели консультирования. Однако это позволяет экзистенциальным консультантам заимствовать идеи, а также использовать широкий диапазон личностных и профессиональных навыков Прежде всего, мы обратимся к «Экзистенциальной психотерапии» Ирвина Ялома, одна из глав которой содержит обзор литературы, касающейся терапевтических подходов к проблеме бессмысленности, он отмечает, что литература, посвященная этому вопросу бедна. Причину этого он видит в том, что состояние внутренней пустоты часто оказывается проблемой не первичной и элементарной, а производной или состоящей из нескольких различных компонентов, и тогда используются уместные терапевтические техники, разработанные и описанные в иных соответствующих контекстах. Возможно, бессмысленность так обескураживала, что это препятствовало разработке успешной терапевтической технологии; терапевтам же оставалось научиться селективному невниманию к этой проблеме, идентифицируя только те вопросы, на которые у них есть ответ. Ситуация не слишком победная, но для клиницистов, находящихся в поисках исследовательской задачи, она может открывать заманчивую перспективу.[29] Важнейшим моментом является настрой терапевта. Он должен повысить свою восприимчивость к проблеме, начать по-другому слушать, отдавая себе отчет в важности смысла в жизни индивидов, интересоваться взглядами пациента, глубоко изучать его любовь к другому человеку, расспрашивать о долговременных надеждах и целях, исследовать творческие интересы и стремления. В частности, полезен сбор глубинной истории усилий пациента творчески выразить себя. Вся эта активность составляет интегральные части жизни индивида. Чтобы узнать и оценить себя, он должен научиться выявлять и ценить эти части. Для того чтобы помочь человеку, терапевт должен знать его по возможности глубоко. Это включает в себя также знание его посвященной поиску и созданию смысла активности. Дерефлексия - техника, заключающаяся, главным образом, в том, что личности предписывается перестать фокусироваться на себе и начать искать смысл вне «Я». Заполнять внутреннюю пустоту И.Ялом предлагает такими способами, как альтруизм, творчество, преданность делу, самоактуализация, гедонистическое решение.[29] Альтруизм. Сделать мир лучше для жизни, служить другим, участвовать в благотворительности - эти действия правильны и хороши и дают жизненный смысл многим людям. Убежденность в том, что отдавать, быть полезным другим, делать мир лучше для других - хорошо, обеспечивает мощный источник смысла. Она имеет глубокие корни в иудео-христианской традиции и принимается как априорная истина даже теми, кто отвергает теистический компонент. Преданность делу. Этот источник личного смысла многокомпонентен. Во-первых, возможен альтруистический компонент, когда человек находит смысл в содействии другим. Многие мотивы имеют альтруистический фундамент, причем могут быть непосредственно связаны со служением, а могут выливаться в более сложные тенденции, в конечном счете, имеющие утилитарную направленность. Представляется важным, чтобы смыслопорождающая деятельность “поднимала индивида над самим собой”, даже если в ней нет явного альтруизма. Творчество. Создание чего-то нового, чего-то, отмеченного новизной или красотой и гармонией - мощное противоядие ощущению бессмысленности. Для того чтобы заниматься творчеством, не обязательно быть «творцом» - художником, или ученым, или государственным деятелем; необходимо обладать способностью к осмысленному соучастию в их творениях. Творчество оправдывает само себя, оно игнорирует вопрос “зачем?”, оно само есть “оправдание собственного существования”. Это правильно - творить, и правильно посвящать себя творению. Гедонистическое решение. Предполагается, что цель жизни состоит просто в том, чтобы жить полно, сохранять свое чувство удивления чудом жизни, погрузиться в естественный ритм жизни, искать удовольствия в глубочайшем возможном смысле. Гедонисты приводят сильные аргументы в пользу того, что удовольствие как самоцель является удовлетворительным и достаточным объяснением человеческого поведения. По их мнению, человек строит планы на будущее и предпочитает один образ действий другому, если и только если он думает, что так ему будет приятнее (или менее неприятно). Гедонистическая схема обладает большой мощью, потому что она эластична и может включить в себя любую другую смысловую схему. Самоактуализация. Еще один источник личного смысла - убеждение, что люди должны стремиться актуализировать себя, что они должны посвящать себя реализации своего врожденного. Ещё можно добавить один из важнейших смыслообразующих источников - любовь. Это может быть любовь к другому человеку или к Богу. Также знание личностью того, что она любима. Гордон Олпорт говорил, что, когда речь идет об экзистенциальном вакууме или о целостной ориентации, об общей установке или центральном мотивационном состоянии, специалистом является священник, а ученый - до сих пор всего лишь неумелый дилетант.[31] Действительно в вопросе обретения смысла психолог не может помочь, если священник может способствовать в заполнении внутренней пустоты Богом, то психолог своими советами и рекомендациями не в силах вернуть человеку ощущения полноты жизни, он может лишь отвлечь, перенести внимание на другие аспекты, помочь найти способы занять эту пустоту. Нам близко понимание В. Франкла, который рассматривал психотерапию как процесс, направленный на прохождение определенного личного пути, установление какого-то отношения к жизни. [26]. Переживание бессмысленности характеризуется сужением жизненного контекста, связей с другими людьми и с миром в целом. В процессе терапии идет постепенное восстановление этих связей. Терапевт посредством создания атмосферы принятия и безопасности, через предъявление клиенту своей картины мира помогает клиенту расширять собственный смысловой горизонт. Первая фаза терапевтического процесса является аналитической. На этой стадии терапевт занимается тем, что работает с тем, на что жалуется клиент, что мешает его полноценной жизни. Часто бывает так, что за предъявляемой проблемой маскируются совершенно другие запросы. В том числе и за проблемой бессмысленности могут скрываться, к примеру, страх смерти, одиночество, потери [29]. После того, как снята первичная тревога и прояснен истинный запрос следует сосредоточиться на тех гранях переживания бессмысленности, которые причиняют клиенту наибольшее страдание. В общем и целом задачей терапевта будет являться сопровождение клиента в постепенном восстановлении всех компонентов смысла. На когнитивном уровне - переформулирование идей о бесцельности и бессмысленности жизни, а также прояснение системы ценностей. На эмоциональном уровне - проживание скуки, апатии, безысходности, а также восстановление переживания значимости собственной жизни, намерений и целей. На деятельностном уровне - расширение круга мотивов и все более осознанное совершение жизненных выборов. Начав работу с наиболее явного запроса, постепенно следует через изменение отдельных составляющих переживания бессмысленности вести клиента к поиску ресурса. Наиболее перспективным для эффективной терапии бессмысленности в первую очередь нам кажется прояснение отношения с субъективным будущим, способностью переживать настоящее и опираться на прошлое. Предположение, которое мы планируем проверить, это взаимосвязь экзистенциального вакуума и временной перспективы личности. Мы предполагаем, что степень экзистенциального вакуума в большей мере связана с нарушением психологического будущего, чем с расстройством психологических ретроспектив или субъективного настоящего. Соответственно, в работе с клиентом следует уделить наибольшее внимание восстановлению временной перспективы. Фанти Сильвио в своей работе «Микропсихоанализ» разработал метод, который позволяет работать с пустотой, он основан на собственно психоанализе, но его инструменты более тонкие. Хотелось бы привести такую цитату: «я представляю собой театр неравной борьбы между неуязвимой пустотой и моим жалким бессознательным»[25] в этих словах заключено на наш взгляд то, что пустоту победить не возможно, но можно из этого сражения вынести больше пользы, если не заниматься борьбой с ветряными мельницами. Согласно теории С.Фанти «человек, его тело и дух, представляют собой попытку, состоящую из попыток», а «пустота служит опорой для попыток»[25]. Из этого мы можем сделать вывод о том, что именно пустота имеет созидательную силу, которая формирует личность человека. Ощущая внутреннюю пустоту человек пытается изменять ситуацию, обстоятельства и в конце концов себя. Коррекция внутренней пустоты представляется трудновыполнимой работой. Чаще всего психолог выступает в роли проводника, который помогает находить способы заполнения пустоты, но он не может найти индивидуальный смысл определенного человека. Этот мучительный поиск лежит полностью на плечах личности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования мы проверили нашу гипотезу двумя путями: проведя контент-анализ ответов опроса и сопоставив результаты первой и второй групп, и второй путём сравнения шкал теста смысложизненных ориентаций у экстравертов и интровертов, а именно общую осмысленность жизни, цели жизни и процесс жизни. Согласно результатам первого этапа исследования гипотеза подтвердилась, так как группы экстравертов и интровертов по-разному описывали состояние внутренней пустоты, почти при ответе на все вопросы их описания расходятся и видны типичные проявления для экстравертов, например, в том, что они связывают своё ощущение внутренней пустоты с невостребованностью в обществе, а интроверты, переживая глубже, объясняют свою внутреннюю пустоту тем, что они не могут осознать себя и своё место в жизни. Различий же между результатами по тесту смысложизенных ориентаций Д.А. Леонтьева у экстравертов и интровертов найти не удалось. Мы это связываем с тем что для этого, нужно было выбрать другие психологические характеристики, чтобы проследить различия по этому тесту. Как мы выяснили, феномен внутренней пустоты является междисциплинарным. Внутренняя пустота - это состояние, которое заключается в осознании индивидуумом собственной ничтожности и бесцельности своего существования. Ощущение пустоты является нормальным для личности и говорит об уровне её развития. Осознав внутреннюю пустоту человек, в зависимости от силы его личности, может начать искать различные пути заполнения этой пустоты: начать совершенствоваться, искать себя <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|