Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные, психологические и социально-психологические факторы, влияющие на возникновение внутренней пустоты




 

Факторы, оказывающие влияние на появление чувства внутренней пустоты разнообразны. И, пожалуй, мы согласимся с мыслью Гордона Олпорта, который утверждал, что состояние пустоты - беда, главным образом, интеллектуального и образованного человека. [19] Это не значит, что необразованный человек или менее интеллектуальный внутренне более наполнен, это связано с тем, что он меньше проводит времени в размышлениях о себе, своих свершениях, своей пользе этому миру. Он попросту не задумывается о том, зачем он живет.

Основным психологическим фактором, влияющим на возникновение внутренней пустоты, является сама личность, точнее, такие её характеристики, как: интеллектуальность; чувствительность; самокритичность; рефлексия; заниженная самооценка, это не говорит о том, что все люди с высокой самооценкой обладают смыслом жизни, но что точно, так это, то, что человек с низкой самооценкой не может видеть смысла собственного бытия.

Пауль Тиллих писал, что тревога пустоты оживает потому, что небытие грозит некоторым содержаниям духовной жизни. Верования рушатся вследствие внешних событий или душевных процессов: человек изолирован от созидательной причастности в некоторой культурной области. [24] Это можно отнести к психологическим факторам, проявляющимся в виде нарциссизма. Каждая личность, в той или иной мере, желает быть признанной, запомненной, оставить след в истории. Но осознание человеком того, что он ничем не выделяется, не способен ничего изобрести, сотворить, приводит его пониманию бессмысленности собственного существования. Ирина Юрьевна Млодик пишет, что несчастье нарцисса состоит в неосуществимости узнать и присвоить свое подлинное «Я» (или сильной затрудненности этого процесса). Отсоединенное от него самого «Я» создает ощущение пустоты и отсутствия опоры, что рождает в нарциссе базовую неуверенность и тревогу. Он вынужден опираться на оценки внешнего мира, а они все время противоречивы и постоянно сменяют друг друга. Из этих оценок он стремится слепить свой образ, но он распадается из-за их непоследовательности и тотальной субъективности. Потому он никогда до конца не уверен в себе, не знает, что он может, что представляет собой и имеет ли «право жить с гордо поднятой головой».[15] Частым фактором, влияющим на ощущение внутренней пустоты является как раз именно то, что индивид не может познать себя, что приводит его к тому, что он не может мыслить себя как нечто «полное», в результате чего происходит разъединение с самим собой и ощущение внутренней пустоты. А пытаясь получить знание о себе со стороны, он ещё больше погружаться в это неведение, потому что другие люди видят его по-разному и это в свою очередь только усугубляет ощущение внутренней пустоты.

Христианские идеологи считают, что экзистенциалистские мотивы: трагизм бытия, ощущение пустоты и беспокойства, отвращение к себе и к миру, постоянное сознание неизбежности смерти - результат исчезновения веры в бога, результат атеизма. Определяющим признаком этого состояния выступает полное отсутствие ценностей, которые могли бы устойчиво побуждать к жизни, придавать ей мотивационную привлекательность и эмоциональную насыщенность, а также направлять личность на преобразование наличных жизненных обстоятельств в соответствии с субъективным образом желаемой и должной жизни. [12] Знание о смерти творит пустоту и отнимает надежду, так утверждают последователи христианской религии. Мы считаем, что чувство пустоты может быть следствием утраты веры в Бога, но, тем не менее, это не основная причина, хотя тоже очень важная, как уже выше цитировались слова Сартра, у каждого человека в душе дыра величиной с Бога. Утрата веры, это действительно то, что может привести к состоянию внутренней пустоты, человеку кажется, что он остался наедине со своими проблемами, и, вообще, один в мире, не откуда ждать поддержки и не на что больше надеяться. Человек в состоянии фрустрации не находит никакого другого выхода, как погружение во внутреннюю пустоту.

Так же существует мнение, что осознание внутренней пустоты может произойти в какой-то кризисный период. Кризисным периодом, может быть, как возрастной - переходный период у подростков, кризис середины жизни, так и провал в жизни, когда уничтожаются сформировавшиеся структуры, сложившийся жизненный мир, когда нет четких указаний и ориентиров, как действовать в этом мире - это ситуации, связанные с потерями, смертью близких. А. Грин вводит метафору «мертвой матери», «отсутствия» любимого человека во время его физического присутствия. Это переживание особенно катастрофично, так как не имеет объяснения, например, в отличие от реальной смерти. Эмоциональная недоступность матери активизирует, по мнению А. Грина, защитные стратегии, приводящие к потери витальности [31]. Это состояние может вызвать глубокое переживание внутренней пустоты.

Существуют противоположные ситуации возникновения чувства бессмысленности, когда человек достиг полного благополучия, успеха, ни в чём не нуждается, но появляется тягостное ощущение, что чего-то не хватает. Заполнить такую внутреннюю пустоту весьма сложно, нужно провести глубинную работу над собой. Кризис опустошенности как вариант смысложизненного кризиса можно констатировать при полнейшей реализованности, исчерпанности ведущих жизненных ценностей личности, кризис нереализованности - в случае осуществления личностью неадекватного смысла жизни и разочарования в пройденном пути.[2] Многие люди знают свою судьбу только с точки зрения событийности, они плохо знакомы со своими чувствами и представления не имеют о собственной миссии. Они управляют своей жизнью, опираясь на общественные нормы и социальные стереотипы, могут достигать внешнего успеха, но ощущают внутреннюю пустоту и нереализованность. Начало решения этой психологической задачи заключается в запуске рефлексивных усилий клиента по осознанию своей чувственности и миссии.

Ясперс считал, что современный человек находится в состоянии очевидной и массовой утраты смысла жизни. Сегодняшние люди, бессильны, чтобы овладеть всем комплексом бытия, существуют только бесцветными буднями, наполненными инертным исполнением текущих задач. У них нет возможности проявлять творческую инициативу: они не видят перспективы прошлого, так как потеряли связь с культурной традицией; они не видят и перспектив будущего, так как целиком поглощены сегодняшним днем, зажаты в тиски массовой техники, администрации, организации, массовой культуры.[30] Люди в этом бешенном темпе теряют себя, они смешиваются с массой и обезличиваются, им сложно становится отделить себя.

Хайдеггер подчеркивает, что самоотчуждение, декаданс, упадок никогда не приходят к концу сами. Напротив, все большая активность овладевает человеком, стремящимся заполнить собственную пустоту, что ведет к нарастающему растворению в банальности повседневного существования. [19] Это может быть подтверждением слов Ясперса - человек ощущает внутреннюю пустоту, начинает заполнять, становясь её заложниками, в поисках наполнения он растворяется в буднях и теряет себя окончательно, хотя как мы считаем, не всегда это может приводить к обезличиванию человека с состоянием пустоты, в процессе заполнения, он может наоборот - получить новую индивидуальность.

А так как человек не реализует себя в социальной жизни и при этом утратил возможность выражать и развивать свои персональные качества, то в нем возникает меланхолия по иной жизни, выражающаяся в чувстве пустоты и ничтожности бытия. Таким образом, универсализация обстоятельств существования современного общества губят личную жизнь отдельного человека, порождая массовое чувство тревоги, ускользания почвы из-под ног, затерянности в толпе.

Франкл видел причины, вызывающие внутреннюю пустоту (экзистенциальный вакуум) в том, что люди отличаются от животных тем, что им инстинкты не предписывают что им нужно, и в отличие от человека минувшего дня традиции не диктуют современному человеку, что ему должно. И, пребывая в неведении, что ему нужно и что должно, человек потерял способность понимать, чего же он хочет. В результате он либо желает того же, чего и другие, либо занимается тем, что окружающие от него хотят.[26]

Бьюженталь считает, что пустота возникает из-за отсутствия внутреннего центра, внутреннего чувства идентичности. [6] Другими словами, человек не осознает себя как личность, не может отделить себя в своём сознании от общества или какого-то определенного человека. И когда происходит сепарация, индивид утопает в своей внутренней пустоте.

Деструктивными социально-психологическими факторами также являются: разложение института традиционной семьи, препятствующее стандартному развитию объектных отношений, когда ребенок воспитывается одним родителем, который делает его своим продолжением, возникает как раз тот случай, рассмотренный выше - отсутствие внутреннего чувства идентичности, которое порождает чувство внутренней пустоты; продолжающаяся в постиндустриальном рыночном обществе изоляция человека, личность остается наедине с собой и всё чаще приходится брать ответственность за течение своей жизни, индивид поэтому ощущает одиночество и тревогу, чувствует дискомфорт существования - внутреннюю пустоту; информационная «атака» СМИ, бурное развитие сети Интернет приводит к тому, что человек занимает всё своё свободное время тем, что следит за новостями в мире, в городе, в жизни знаменитостей, проводит в социальных сетях, наблюдая за жизнью других и постепенно он приходит к пониманию, что его жизнь неинтересна, бесцельна, сам он ничего стоящего не представляет.

Факторов, приводящих к осознанию внутренней пустоты достаточно много. Но всё же основным, по нашему мнению, является сама личность, её развитие, её амбиции и их нереализация. Не маловажным является и тот факт, что в жизни общества произошли большие перемены, произошла изоляция человека, утратились традиции, появилась декларированная свобода. Личность не может реализовать себя, так как ей кажется, что она ничего не значит в этом мире, что является следствием универсализации условий существования в современном мире.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...