Проблемы образования в отечественной культуре.
Образование является одной из важнейших частей культурной системы общества. Система образования – институт обновления культуры. Поскольку изменение самого процесса обучения оказывают значительное влияние на развитие сознания и поведения людей. Связь образования с культурой является наиболее тесной, т.к. образование должно ориентироваться на основные ценности культуры. Культура есть суть человеческой образованности, не случайно образованного человека всегда ассоциируют с человеком культурным. Образованный человек (или хотя бы уже грамотный) совершает принципиальный скачок в своем развитии, осваивает знаковую систему, в которой зафиксировано, опредмечено накопленное человечеством знание о природе и обществе. Главной проблемой всегда остается проблемой гуманизации образования, формирования значимых духовно-ценностных ориентаций человека. С содержательной стороны образовательный процесс есть процесс социокультурной коммуникации, а с другой стороны образование можно представить как определенный социокультурный институт, обеспечивающий данный процесс. Задача образования не просто «вложить» в головы некий набор знаний и умений, но научить человека пользоваться этими знаниями на благо себе и окружающим. Формы образования различны: это и обучение ребенка в семье, это и система институализированного образования (школа, вуз), это и самообразование, приобретающее все большее значение в условиях современного инновационного развития. Образовательная сфера, как никакая иная, отвечает содержательно-смысловому контенту самого понятия культуры: в плане духовного «возделывания» личности. Система образования является важнейшим социокультурным регулятивом развития общества, куда, так или иначе, втянуты все социальные группы населения. В ее рамках осуществляется трансляция от поколения к поколению наиболее значимых культурных норм, ценностей, интеллектуальных и поведенческих образцов. Система образования включает свои механизмы культуры: адаптивные, социализирующие, трансляционные, коммуникативные и пр. Не случайно, именно проблематика организации образовательного процесса (по вопросу содержания, идейной направленности, методике преподавания и пр.) всегда исторически обозначала подчас непримиримые мировоззренческие позиции в духовной элите российского социума.
Образовательная культура, как важнейшая часть культуры общества в целом (национальной, региональной), на каждом переломном историческом отрезке определяется господством определенной образовательной парадигмы, т.е. системы образцовых теоретических, методологических и ценностных установок, разделяемых большинством интеллектуальной элиты социума. Ее значимыми характеристиками являются как общецивилизационные (принадлежность, к примеру, к православно-русскому культурному миру), так и ментальные («духовно-стационарные») основания бытия. Последние формируют свою особую систему местных ценностно-мировоззренческих представлений, вновь и вновь узнаваемый образ и уклад жизни, набор поведенческих стереотипов и пр., которые и позволяют ментально родственным поколениям, постоянно адаптируясь ко все новым внешним вызовам, оставаться, в сущности, при этом теми же самими. Так, для Донбасса, безусловно, такова роль русского этнического менталитета в нерасторжимости с исконно сложившейся полиэтнической региональной спецификой. Оформление (и переоформление) образовательной парадигмы как некоего образца в решении актуальных исторических задач должно в полной мере отвечать сложившейся специфике региона: его социально-экономической, этно-конфессиональной, демографической и пр. составляющей.
Только гармоничное сочетание (сбалансированность) стабилизирующей роли образовательного компонента духовной культуры (в плане преемственности и передачи социокультурного опыта от поколения к поколению, трансляции культурных норм и ценностей, образцов поведения и мышления) и инновационной (в русле непрерывного переструктурирования и качественного обновления, модернизации системы знаний) – остается главной задачей образования. Любое отклонение, перекос незамедлительно влечет либо рутинизацию и застойность учебного процесса, либо общую дестабилизацию, чреватую разрушением культурного ядра общества. Последнее всегда опирается на общие основы (универсалии) мировидения, основополагающие нормы и ценности. Согласно теории Р.Мертона, ядро актуальной культуры включает все общесоциальное, формирует „лицо”, общественную психологию, характеризуясь наличием разделяемых большинством культурных стандартов. Создаваемые в образовательной среде основы общей культуры – ключ к последующему коллективному взаимопониманию и взаимодействию в социально-значимых, проблемных ситуациях. От имени культурного ядра (в нормальном обществе оно всегда стабильно и устойчиво) будет осуществляться критика, выноситься оценка и приговоры моральным поступкам и провокационным эстетическим (вкусовым) проявлениям. В целом, история культуры – это история смены социокультурных моделей образования, или путем их постепенного реформирования (в ответ на изменение социально-экономических условий), или как результат радикальных революционных преобразований. Наш многовековой отечественный культурно-исторический опыт вместил в себя оба этих типа. В отличие от Запада с его известным консерватизмом, отечественной системе образования, как и культуре в целом, были свойственны исторические «перекрестки», «развилки» с ситуацией выбора, с поиском новых путей и проектов дальнейшего развития. Так, Россия прошла несколько волн культурной «вестернизации» (с «Русской европейскости» времен Петровских реформ 18 века до недавних «лихих 90-х»), связанной со стремлением освоить заимствуемые западные модели. Такова еще одна вечная русская проблема – степень, глубина, обоснованность реформ по западным образцам.
90-е, постсоветские, годы были отмечены очередной попыткой «евроремонта» своего культурного дома и приправлены мифологемами о едином общеевропейском образовательном пространстве. Сказывалась неискоренимая иллюзия в том, что западный образовательный опыт по определению лучше, просто потому, что там «лучше живут», без учета цивилизационной идентичности и ментальных различий, проявляющихся и в педагогических традициях. Не секрет, что т.н. «классическая система образования» со своими строго обозначенными ролями «ученик-учитель», жестким разделением трудовой организации, по существу, дублировала государственное управление, его иерархические административные структуры. Главной задачей в ней выступала подготовка определенного специалиста для дальнейшего воспроизводства общественно-производственного процесса. Отсюда – востребованность в обучаемых таких качеств, как умение запоминать («молчать и слушать», согласно бессмертной фразе булгаковского профессора Преображенского»), исполнительность, навыки деловито-практичного использования полученных знаний. Предлагаемые образовательные культурные тексты, представлявшие собой «выжимки» основ изучаемых наук, в условиях быстрого старения информации и постоянного изменения общего социокультурного контекста, во многом уже не отвечали требованиям времени. Новая образовательная модель периода современного постмодернистского информационного общества делает акцент на развитии навыков постоянного творческого самообучения, самообновления, где главное – способность к качественным внутренним изменениям. Современный специалист должен научиться постоянно обучать себя сам, творчески относиться к реализации того или иного решения, находить источники информации, вести непрерывный инновационный поиск. Человеку предстоит жить в сложных, динамических, изменяющихся условиях. Это означает, что он должен быть вооружен не системой раз и навсегда заученных знаний и умений, а умением, способностью меняться, самообучаться, умением моделировать ситуации, используя компьютер и иные технологии.
Вместе с тем, информация все более начинает подменять знание. А легкость «добычи» и использования готовой информации («в Интернете есть все»), в отличие от трудности (и радости!) самостоятельного овладения знанием, снимает в итоге ее креативную значимость для обучающихся. Знание («при беспрестанном трении умов» - М.Корф) в процессе обучения всегда требовало огромных усилий, известного самопреодоления. Информационный взрыв ведет к тому, что объем знаний и количество дисциплин резко увеличивается, порождая дилемму: то ли учить ученика наибольшему количеству знаний из различных областей, то ли выделять базовые знания. Но, ни та, ни другая модель не является решением.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Педагогическая культура – часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности. Педагогическая культура можно рассматривать как общение 2-х индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры (культурологическая теория диалога): v Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается, как: «Я» в «них» и «Ты» в «Я»; v Создание педагогического мира как среды духовного, интеллектуального, эстетического развития субъектов педагогического взаимодействия; v Открытие личности для себя в другой личности. В структуру педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога. Педагогическая позиция – это определенный моральный выбор, который делает педагог. Педагогическая позиция включает мировоззренческую и поведенческую стороны, отношение к педагогическому труду, нравственные качества, гуманизм, объективизм, социальную активность, гражданственность. Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним, которое определяется уровнем мышления (критичность сознания, проблемно-вариативное осмысление ситуаций). Педагогическая культура - это: · Гармония развития интеллектуальных и организаторских качеств; · Высокое педагогическое мастерство и организованность в деятельности; · Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования;
· Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность; · Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств. Культура педагога включает: o Передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения; o Развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практических сфер психики; o Укрепление здоровья детей; o Формирование эстетического отношения к действительности; o Обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|