Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетентностная характеристика выпускника




Утверждаю

Проректор по учебной работе

___________________ / Косяков Г.В.

«___» __________ 20___ г.

Утверждаю

Председатель Ученого совета

факультета начального, дошкольного и специального образования, декан

___________________ / Щербаков С.В.

«__» октября 2015 г.

 

ПРОГРАММА

Итоговой государственной аттестации

Направление: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Специальная психология (Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии)

Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта от 18.01.2010 № 49

Составители:

к.п.н., доцент, декан факультета НДиСО Щербаков С.В. ____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

к.психол.н., доцент, зав. кафедрой специальной психологии Чернявская Е.А.____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

к.м.н., доцент каф. специальной психологии Синевич О.Ю. ____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

к.п.н., доцент, доцент каф. специальной психологии Стебляк Е.А. ____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

к.психол.н., доцент кафедры специальной психологии Шерешик Н.Н. ____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

старший преподаватель кафедры специальной психологии Ильченко Н.В. ___________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

старший преподаватель кафедры специальной психологии Орлова Е.В. ___________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

 

Программа утверждена

на заседании учебно-методической комиссии

факультета начального, дошкольного и специального образования

«29» октября 2015 г. Протокол № 2

Председатель учебно-методической комиссии

к. п. н., доцент, Щербаков С.В. /____________

 

 

Омск, 2015


Пояснительная записка

Область профессиональной деятельности выпускников: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях.

Объекты профессиональной деятельности выпускников: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и общеобразовательные системы.

Выпускник ОмГПУ по направлению подготовки бакалавров 050700.00 «Специальное (дефектологическое) образование» готов к следующим видам профессиональной деятельности:

- коррекционно-педагогическая,

- диагностико-консультативная,

- исследовательская,

- культурно-просветительская.

Бакалавр по направлению подготовки 050700.62 – «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль – «Специальная психология (Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии)») должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

- построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

в области диагностико-консультативной деятельности:

- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

- консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

- оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

- сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

- выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

- планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- организация культурного пространства образовательного учреждения;

- взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с семьями лиц с ОВЗ;

- пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования является обязательной. Программа итоговой государственной аттестации составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и предназначена для студентов факультета специальной педагогики и психологии, обучающихся по направлению подготовки «050700.62 Специальное (дефектологическое) образование», профилю «Специальная психология (Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии)», с нормативным сроком освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения 4 года.

Итоговые аттестационные испытания организуются с целью определения практической и теоретической подготовленности студентов к выполнению образовательных задач, установленных ФГОС ВПО (Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования).

В программе итоговой государственной аттестации по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная психология (Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии)» представлена компетентностная характеристика выпускника, составленная на основании ФГОС ВПО.

Программа и порядок проведения государственных экзаменов определяются вузом на основании ФГОС ВПО по направлению «050700.00 Специальное (дефектологическое) образование», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования и примерной программы, разработанных УМО по специальностям психологического профиля.

Итоговая государственная аттестация выпускника включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

В качестве государственного экзамена для студентов предусмотрен итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Данная программа раскрывает содержание аттестационных испытаний по разделам и темам, полностью соответствующее основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую студент освоил за время обучения. В программе итоговой государственной аттестации представлены перечень экзаменационных вопросов, список обязательной и дополнительной литературы, перечень практикоориентированных заданий, а так же критерии оценивания ответа студента в ходе государственного экзамена.

В рамках второго аттестационного испытания предполагается защита выпускной квалификационной работы бакалавра. В программе итоговой государственной аттестации, в соответствующем разделе, студенту предложены методические рекомендации по выполнению работ данной направленности и критерии оценивания выпускной квалификационной работы бакалавра.

В целом, программа итоговой государственной аттестации позволяет студенту систематизировать полученные знания, расставить смысловые аспекты в усвоенной информации при освоении образовательной программы, осуществить связь с практикой и более качественно подготовиться к процедуре итоговой государственной аттестации. Программа раскрывает специфику применения усвоенных знаний во всех видах профессиональной деятельности по направлению подготовки «050700.62 Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная психология (Психологическое сопровождение образования лиц нарушениями в развитии)».

Члены аттестационной комиссии имеют возможность объективной оценки студента и продуктивного решения спорных ситуаций за счёт ориентировки на разработанные критерии, как итогового экзаменационного ответа, так и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.

Компетентностная характеристика выпускника

Выпускник по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профилю «Специальная психология (Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии)», с квалификацией (степенью) «бакалавр», должен обладать следующими компетенциями:

а) общекулътурными (ОК):

способностью и готовностью:

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (OK-2);

способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (OK-3);

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (OK-4);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОK-5);

способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (OK-6);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (OK-7);

готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности(OK-8).

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональными способностью и готовностью:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП- 1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

способностью использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационныетехнологии (ОП-З);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-З);

готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПK-5);

способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПK-6);

способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПK-7);

готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПK-8);

в области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПK-9);

способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК- 10);

готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПK-12);

в области культурно-просветительской деятельности:

готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...