Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список обязательной и дополнительной литературы к Разделу 14.




Основная литература:

1. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие для студентов вузов / М.В. Жигорева. – М.: Академия, 2008. – 239 с.: табл. – (Высшее профессиональное образование).

2. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 557 с.: ил. – (Высшее профессиональное образование).

Дополнительная литература:

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: методические рекомендации / Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2007. – 240 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

2. Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям: 0318-Специальное дошкольное воспитание, 0320-Коррекционная педагогика / Под редакцией Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 480 с.: ил. – (Педагогическое образование).

3. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под редакцией Н.М. Назаровой. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 395 с. – (Высшее профессиональное образование).

Раздел 15. Психокоррекционная работа

Понятие психологической коррекции, ее связь с другими отраслями практической психологии. Методологические основы организации и содержания коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Содержание и задачи психокоррекционной работы.

Индивидуальная психологическая коррекция: показания и основные стадии. Психологические особенности индивидуальной психокоррекции.

Групповая психологическая коррекция: основные терапевтические механизмы. Организация групповой работы (виды групп, численность групп, продолжительность работы). Фазы развития группы. Роль психолога как руководителя группы. Показания и противопоказания к групповой работе.

Психоанализ. Сущность терапевтического механизма. Специфика использования психоанализа при работе с детьми.

Поведенческий подход. Техники поведенческого подхода. Возможности и цели использования поведенческого подхода при работе с разными категориями детей.

Гуманистический подход. Общие положения гуманистического подхода как альтернативы психоанализу и бихевиоризму. Целостный подход к человеку. Задачи психологической коррекции.

Деятельностный подход. Основные принципы деятельностного подхода. Важность учета возрастных периодов развития и ведущей деятельности.

Арт-методы в психологической коррекции. Терапевтические механизмы коррекции средствами искусства в разных психологических школах.

Специфика сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью и с ЗПР на этапе раннего детства. Основные направления психологического сопровождения. Цель и задачи сопровождения детей с умственной отсталостью в период дошкольного и школьного детства в образовательном пространстве.

Специфика сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи и ОДА на этапе раннего детства. Основные направления психологического сопровождения. Цель и задачи сопровождения детей с нарушениями речи в период дошкольного и школьного детства в образовательном пространстве.

Специфика сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с сенсорными нарушениями на этапе раннего детства. Основные направления психологического сопровождения. Цель и задачи сопровождения детей с сенсорными нарушениями в период дошкольного и школьного детства в образовательном пространстве.

Специфика сопровождения семьи, воспитывающей аутичного ребенка. Направления и логика работы с детьми разных групп по классификации К.С. Лебединской, О.С. Никольской. Использование холдинг-терапии, элементнов поведенческой терапии и ТЕАССН в психологическом сопровождении аутичного ребенка.

Психологическая характеристика и особенности семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии.Типология семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, по стилю воспитания ребенка. Проблемы межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Психолого-педагогическая поддержка семьи.

Семейная психокоррекция в гармонизации детско-родительских взаимоотношений, в решении актуальных психотравмирующих проблем.

Блоки психокоррекционной работы с семьей: гностический, конструктивный, организационный.

 

Список обязательной и дополнительной литературы к Разделу 15.

Основная литература:

1.Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: 2009. - 425 с.

2. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / О.В. Хухлаева. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 203 с.

Дополнительная литература:

1. Аверин, А.В. Психология детей и подростков / А.В. Аверин. - СПб.: 2008. – 379 с.

2. Александров, А.А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. - СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

Перечень экзаменационных вопросов

Вопрос

(Педагогика, специальная педагогика, психология, специальная психология)

1. Структура и закономерности процесса обучения.

2. Современная система общего образования.

3. Образовательный стандарт общего образования.

4. Урок как основная форма обучения в общеобразовательной школе.

5. Современное состояние специальной (коррекционной) педагогики.

6. Становление и развитие системы специального образования.

7. Экономические и общественные проблемы в сфере специального образования.

8. Использование нормативно-правовых документов в профессиональной деятельности.

9. Характеристика современной психологии как системы относительно самостоятельных отраслей научного знания.

10. Понятие о человеке; формы его взаимодействия с миром.

11. Функциональная и структурная организация психики.

12. Проблема развития в современной психологии.

13. Психологическая характеристика младенчества.

14. Психологическая характеристика раннего возраста.

15. Психологическая характеристика дошкольного возраста.

16. Игра как основной вид деятельности в период дошкольного детства.

17. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

18. Психологическая характеристика подросткового возраста.

19. Психологическая характеристика раннего юношеского возраста.

20. Характеристика социально-психологических явлений.

21. Характеристика основных феноменов педагогической психологии.

22. Психологические аспекты учебной деятельности и её субъекта.

23. Психологические аспекты педагогической деятельности и её субъекта.

24. Психология детей с проблемами в развитии как самостоятельная отрасль научного знания.

25. Сущность феномена нарушенного развития в специальной психологии.

26. Проблема закономерностей нарушенного развития в специальной психологии.

27. Сущность феномена компенсации в специальной психологии.

28. Психический дизонтогенез.

29. Сущность депривационных феноменов в специальной психологии.

30. Актуальные проблемы специальной психологии.

Вопрос

(Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, психологическое консультирование, олигофренопсихология, психология детей с ЗПР, тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с нарушениями ОДА, психология лиц с нарушениями речи, психология лиц с нарушениями ЭВС и поведения, психология детей со сложными нарушениями в развитии,психокоррекционная работа)

1. Психолого-педагогическая диагностика как основа коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

2. Основные направления деятельности психологической службы в общеобразовательном специальном (коррекционном) учреждении.

3. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Дифференциальная диагностика.

4. Консультативный контакт и процесс психологического консультирования.

5. Специальные проблемы в психологическом консультировании.

6. Умственная отсталость как вариант психического дизонтогенеза.

7. Особенности когнитивного развития детей с умственной отсталостью.

8. Особенности развития личности детей с умственной отсталостью.

9. Характеристика различных видов деятельности детей с умственной отсталостью.

10. Задержка психического развития как вариант дизонтогенеза.

11. Особенности когнитивного развития детей с задержкой психического развития.

12. Особенности развития личности детей с задержкой психического развития.

13. Характеристика различных видов деятельности детей с задержкой психического развития.

14. Нарушения зрения как вариант дефицитарного развития.

15. Особенности когнитивного развития детей с нарушениями зрения.

16. Особенности развития личности слепых и слабовидящих.

17. Характеристика различных видов деятельности детей с нарушениями зрения.

18. Нарушения слуха как вариант дефицитарного развития.

19. Особенности когнитивного развития детей с нарушениями слуха.

20. Особенности развития личности глухих и слабослышащих.

21. Характеристика различных видов деятельности у детей с сенсорными нарушениями.

22. Подходы к систематике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

23. Особенности когнитивного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

24. Особенности развития личности детей с нарушениемопорно-двигательного аппарата.

25. Характеристика различных видов деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

26. Нарушения речи как вариант психического дизонтогенеза.

27. Расстройства аутистического спектра как вариант психического дизонтогенеза.

28. Клинико-психологическая характеристика детей с дисгармоническим развитием.

29. Сложные нарушения развития как вариант психического дизонтогенеза.

30. Семья как объект психокоррекционного воздействия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...