Список обязательной и дополнительной литературы к Разделу 14.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Основная литература: 1. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие для студентов вузов / М.В. Жигорева. – М.: Академия, 2008. – 239 с.: табл. – (Высшее профессиональное образование). 2. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 557 с.: ил. – (Высшее профессиональное образование). Дополнительная литература: 1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: методические рекомендации / Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2007. – 240 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). 2. Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям: 0318-Специальное дошкольное воспитание, 0320-Коррекционная педагогика / Под редакцией Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 480 с.: ил. – (Педагогическое образование). 3. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под редакцией Н.М. Назаровой. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 395 с. – (Высшее профессиональное образование). Раздел 15. Психокоррекционная работа Понятие психологической коррекции, ее связь с другими отраслями практической психологии. Методологические основы организации и содержания коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Содержание и задачи психокоррекционной работы. Индивидуальная психологическая коррекция: показания и основные стадии. Психологические особенности индивидуальной психокоррекции.
Групповая психологическая коррекция: основные терапевтические механизмы. Организация групповой работы (виды групп, численность групп, продолжительность работы). Фазы развития группы. Роль психолога как руководителя группы. Показания и противопоказания к групповой работе. Психоанализ. Сущность терапевтического механизма. Специфика использования психоанализа при работе с детьми. Поведенческий подход. Техники поведенческого подхода. Возможности и цели использования поведенческого подхода при работе с разными категориями детей. Гуманистический подход. Общие положения гуманистического подхода как альтернативы психоанализу и бихевиоризму. Целостный подход к человеку. Задачи психологической коррекции. Деятельностный подход. Основные принципы деятельностного подхода. Важность учета возрастных периодов развития и ведущей деятельности. Арт-методы в психологической коррекции. Терапевтические механизмы коррекции средствами искусства в разных психологических школах. Специфика сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью и с ЗПР на этапе раннего детства. Основные направления психологического сопровождения. Цель и задачи сопровождения детей с умственной отсталостью в период дошкольного и школьного детства в образовательном пространстве. Специфика сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи и ОДА на этапе раннего детства. Основные направления психологического сопровождения. Цель и задачи сопровождения детей с нарушениями речи в период дошкольного и школьного детства в образовательном пространстве. Специфика сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с сенсорными нарушениями на этапе раннего детства. Основные направления психологического сопровождения. Цель и задачи сопровождения детей с сенсорными нарушениями в период дошкольного и школьного детства в образовательном пространстве.
Специфика сопровождения семьи, воспитывающей аутичного ребенка. Направления и логика работы с детьми разных групп по классификации К.С. Лебединской, О.С. Никольской. Использование холдинг-терапии, элементнов поведенческой терапии и ТЕАССН в психологическом сопровождении аутичного ребенка. Психологическая характеристика и особенности семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии.Типология семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, по стилю воспитания ребенка. Проблемы межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Психолого-педагогическая поддержка семьи. Семейная психокоррекция в гармонизации детско-родительских взаимоотношений, в решении актуальных психотравмирующих проблем. Блоки психокоррекционной работы с семьей: гностический, конструктивный, организационный.
Список обязательной и дополнительной литературы к Разделу 15. Основная литература: 1.Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: 2009. - 425 с. 2. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / О.В. Хухлаева. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 203 с. Дополнительная литература: 1. Аверин, А.В. Психология детей и подростков / А.В. Аверин. - СПб.: 2008. – 379 с. 2. Александров, А.А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. - СПб.: Питер, 2009. – 352 с. Перечень экзаменационных вопросов Вопрос (Педагогика, специальная педагогика, психология, специальная психология) 1. Структура и закономерности процесса обучения. 2. Современная система общего образования. 3. Образовательный стандарт общего образования. 4. Урок как основная форма обучения в общеобразовательной школе. 5. Современное состояние специальной (коррекционной) педагогики. 6. Становление и развитие системы специального образования. 7. Экономические и общественные проблемы в сфере специального образования. 8. Использование нормативно-правовых документов в профессиональной деятельности.
9. Характеристика современной психологии как системы относительно самостоятельных отраслей научного знания. 10. Понятие о человеке; формы его взаимодействия с миром. 11. Функциональная и структурная организация психики. 12. Проблема развития в современной психологии. 13. Психологическая характеристика младенчества. 14. Психологическая характеристика раннего возраста. 15. Психологическая характеристика дошкольного возраста. 16. Игра как основной вид деятельности в период дошкольного детства. 17. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. 18. Психологическая характеристика подросткового возраста. 19. Психологическая характеристика раннего юношеского возраста. 20. Характеристика социально-психологических явлений. 21. Характеристика основных феноменов педагогической психологии. 22. Психологические аспекты учебной деятельности и её субъекта. 23. Психологические аспекты педагогической деятельности и её субъекта. 24. Психология детей с проблемами в развитии как самостоятельная отрасль научного знания. 25. Сущность феномена нарушенного развития в специальной психологии. 26. Проблема закономерностей нарушенного развития в специальной психологии. 27. Сущность феномена компенсации в специальной психологии. 28. Психический дизонтогенез. 29. Сущность депривационных феноменов в специальной психологии. 30. Актуальные проблемы специальной психологии. Вопрос (Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, психологическое консультирование, олигофренопсихология, психология детей с ЗПР, тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с нарушениями ОДА, психология лиц с нарушениями речи, психология лиц с нарушениями ЭВС и поведения, психология детей со сложными нарушениями в развитии,психокоррекционная работа) 1. Психолого-педагогическая диагностика как основа коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. 2. Основные направления деятельности психологической службы в общеобразовательном специальном (коррекционном) учреждении.
3. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Дифференциальная диагностика. 4. Консультативный контакт и процесс психологического консультирования. 5. Специальные проблемы в психологическом консультировании. 6. Умственная отсталость как вариант психического дизонтогенеза. 7. Особенности когнитивного развития детей с умственной отсталостью. 8. Особенности развития личности детей с умственной отсталостью. 9. Характеристика различных видов деятельности детей с умственной отсталостью. 10. Задержка психического развития как вариант дизонтогенеза. 11. Особенности когнитивного развития детей с задержкой психического развития. 12. Особенности развития личности детей с задержкой психического развития. 13. Характеристика различных видов деятельности детей с задержкой психического развития. 14. Нарушения зрения как вариант дефицитарного развития. 15. Особенности когнитивного развития детей с нарушениями зрения. 16. Особенности развития личности слепых и слабовидящих. 17. Характеристика различных видов деятельности детей с нарушениями зрения. 18. Нарушения слуха как вариант дефицитарного развития. 19. Особенности когнитивного развития детей с нарушениями слуха. 20. Особенности развития личности глухих и слабослышащих. 21. Характеристика различных видов деятельности у детей с сенсорными нарушениями. 22. Подходы к систематике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. 23. Особенности когнитивного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 24. Особенности развития личности детей с нарушениемопорно-двигательного аппарата. 25. Характеристика различных видов деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 26. Нарушения речи как вариант психического дизонтогенеза. 27. Расстройства аутистического спектра как вариант психического дизонтогенеза. 28. Клинико-психологическая характеристика детей с дисгармоническим развитием. 29. Сложные нарушения развития как вариант психического дизонтогенеза. 30. Семья как объект психокоррекционного воздействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|