Программа государственного экзамена
Содержание программы по разделам и темам
Раздел 1. Педагогика Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения. Признаки процесса обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителя и учащихся; педагогическое руководство; планомерная специальная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся. Движущая сила процесса обучения. Структура процесса обучения. Цикличный характер. Закономерности процесса обучения. Общие закономерности: закономерность цели; закономерность содержания; закономерность качества обучения; закономерность методов обучения; закономерность управления обучением; закономерность стимулирования. Понятие системы образования. Образовательные учреждения. Системы дошкольного и школьного образования. Образовательный стандарт. Инвариантная и вариативная часть общеобразовательного стандарта. Понятие об уроке. Функции урока. Требования к уроку (общие, педагогические, психологические, санитарно-гигиенические). Урок как целостная система. Подструктуры урока: дидактическая, методическая и логико-психологическая. Компоненты урока. Типы и виды уроков. Список обязательной и дополнительной литературы к Разделу 1. Основная литература: 1. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. 2. Общая педагогика: Учебное пособие/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высш. шк., 2008. 3. Педагогика: уч. для студ. в уч. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 9-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.
Дополнительная литература: 1. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. Раздел 2. Специальная педагогика
Определение специальной (коррекционной) педагогики. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Основные понятия и термины специальной педагогики. Предметные области специальной педагогики. Периоды эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Периоды развития системы специального образования, их хронологические сроки в Западной Европе и России. Содержание периодов развития системы образования в России.Современный период развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: экономические и общественные проблемы. Права инвалидов, закрепленные в различных нормативно-правовых актах. Концепция социально-правовой защиты детства в России: понятие, принципы, способы, направления, приоритеты. Государственно-правовая защита детей-инвалидов в Российской Федерации. Принципы государственной политики в интересах детей. Международные правовые нормы по защите детей-инвалидов и детей с психическими и физическими недостатками. Декларации о правах инвалида (ООН, 1975) и Рекомендациям Парламентской Ассамблеи Совета Европы (1992). Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Варианты образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ. Содержательные области образования лиц с ОВЗ. Академические и жизненный компетенции и их соотношение при разных вариантах стандарта. Список обязательной и дополнительной литературы к Разделу 2. Основная литература: 1. Гилленбранд, Клеменс. Коррекционнаяпедагогика: обучение трудных школьников [Текст]: Учеб.пособие для студ. вузов / К. Гиллебранд. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 237 с.
2. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев.. - М.: Просвещение, 2009. – 319 с. 3. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с. Дополнительная литература: 1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения/Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология.- 2010.-№1.- С.6-22. 2. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / М. В. Жигорева. - М.: AcademiA, 2006. - 240 с. 3. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. 4. Коняева, Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Владос, 2010. – 260 с. 5. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб.пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч.1 /Н.Н. Малофеев.- М.: Просвещение, 2010.- 319с. 6. Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст]: научное издание / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2006. - 175 с. 7. Шипицына, Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [Текст]: учебник для студентов вузов / Л. М. Шипицына, И.А. Вартанян. - М.: AcademiA, 2008. - 430 с. 8. Шипицына, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2009. – 203 с. Раздел 3. Психология Общая психология. Современное определение психологии, характеристика её предмета (психики), структура психологии. Характеристика методов исследования, используемых в психологии, и требования, предъявляемые к ним. Понятие о человеке, индивиде, личности, индивидуальности и субъекте. Различные подходы к изучению человека. Определение поведения. Понятие и структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности: общения, игры, учебной и трудовой деятельности.
Определение психики. Характеристика психических процессов, состояний и свойств. Определения познавательных процессов. Виды и свойства познавательных процессов. Определение и структура личности; характеристика свойств и состояний личности. Психология развития. Предмет, задачи, структура и методы исследования психологии развития. Понятие о движущих силах, условиях и факторах возрастного развития. Содержание основных понятий психологии развития: психологический возраст, периодизация возрастного развития, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, возрастной кризис, психологические возрастные новообразования, центральное новообразование. Закономерности и законы психического развития. Характеристика кризисов новорожденности и одного года. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в младенчестве. Основные достижения в развитии познавательной, двигательной сферы и личности ребёнка. Возрастные психологические новообразования младенчества. Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в раннем возрасте. Особенности развития познавательной сферы, личности и деятельности ребёнка от одного до трёх лет. Возрастные психологические новообразования возраста. Характеристика кризиса трёх лет. Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития дошкольного возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Определение, виды и структура игры. Роль игры в развитии психики человека. Развитие игровой деятельности у детей. Особенности становления и развития игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития младшего школьного возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста. Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития подросткового возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста. Причины и признаки подросткового кризиса. Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития юношеского возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|