Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторический подход к исследованию проблем молодежи

Лекция 2: «Становление и развитие социологии молодежи как науки»

ПЛАН

1. Исторический подход кисследованию проблем молодежи

2. Предпосылки теоретического осмысления молодежи

3. Становление специальных теорий молодежи (1920-1940-е годы ХХ века)

 

Исторический подход к исследованию проблем молодежи

Социология периода своего зарождения как науки обращалась к изучению молодежной проблематики лишь эпизодически и не выделя­ла ее, как правило, в виде самостоятельного объекта исследования. Собственно, первое из социологических направлений по времени появ­ления — позитивизм — не имело адекватного понятийного инструмен­тария для описания феномена молодежи, да и не нуждалось в нем, по­скольку данная проблематика не затрагивала главных объяснительных построений позитивистской социологии.

Конкретно - исторический подход, являясь неотъемлемым компонентом общесоциологического анализа, особенно значим в социологии. Сама она как наука предстает в процессе становления и развития, в поиске новых ответов на новые проблемы и вызовы конкретно-исторической ситуации. Понятнее становится и вклад каждого ученого, различных социологических школ, и их исто­рическая ограниченность.

Историко-социологическое исследование позволяет нарисовать социально - психологический портрет молодежи того или иного периода. И это приобретает не только позна­вательный смысл. Ведь вчерашняя молодежь - это сего­дняшние отцы, деды, прадеды. Возникает двоякая связь. Яснее вырисовываются общемолодежные, общевозра­стные черты и тенденции. На их фоне четче можно выявить, какие из черт характеризуют специфику именно современной молодежи

Но это и напоминание родителям: "Папа, ты тоже был молодой". Напоминание, позволяющее старшим избавиться от некоторых предвзятых суждений о нынешней молодежи и тем самым способное позитивно повлиять на межпоколенческие отношения.

Анализ проблем молодежи в конкретно-историческом ракурсе, в социо-динамике возможен в двух плоскостях.

Характерен анализ "молодежной контркультуры". Исследователи разграничи­вают в ней два уровня.

• теоретический ("группы идей")

• поведенческий ("группы людей", их действия, движение протеста).

Причем поведенческий уровень в рамках историко-социологического подхо­да должен фиксироваться специфическими социологическими средствами. С этой целью мы будем преимущественно использовать материалы эмпирических исследований разных лет, проводившихся нашими коллегами - социологами. Конечно, на характере этих материалов сказались и время, и несовершенство многих методик. Именно поэтому материалы исследований разных лет, прове­денных в разных странах (и соответственно - в разном социокультурном контек­сте) трудно сопоставимы. Однако если избегать жестких сравнений и выво­дов, эти конкретные исторические материалы могут многое сказать и о време­ни, и о тенденциях социодинамики молодежи.

Другая сложность для современного исследователя - как соотнести теоре­тический и эмпирически-поведенческий уровни анализа? Ведь они взаимо­связаны. В теориях и концепциях отражаются и обобщаются осо­бенности поведения конкретного поколения молодежи. Но и они накладывают определенный отпечаток на поведение молодежи.

Конкретно - исторический подход предполагает соответствующую периоди­зацию и тут возможны два основных варианта:

• от установившейся исторической периодизации к анализу молодежных про­блем того или иного периода;

• от выделения рубежей в социологии и молодежном движении к их соотнесе­нию с реальным историческим контекстом.

В зарубежной социологии молодежи приоритетным является второй подход. Выделяются два основных рубежа.

начало 1950-х годов. Именно к этому времени завершается предыстория становления социологии молодежи. И она конституируется как особая со­циологическая наука.

конец 1960-х годов. Это время "молодежной революции" 1968 года, время бурного подъема молодежного протеста в индустриально развитых странах Запада.

Тем самым можно говорить о таких периодах в социодинамике молодежи:

предыстория (1920-40-е годы XX века);

субкультурный период (1950-60-е годы) - до "молодежного протеста";

контркультурный период (конец 1960-хгодов) - молодежный протест;

«стилевой» период (1970-90-е годы) - на первый план выходят различия в стиле жизни и поведения различных групп молодежи

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...