Исторический подход к исследованию проблем молодежи
Лекция 2: «Становление и развитие социологии молодежи как науки» ПЛАН 1. Исторический подход кисследованию проблем молодежи 2. Предпосылки теоретического осмысления молодежи 3. Становление специальных теорий молодежи (1920-1940-е годы ХХ века)
Исторический подход к исследованию проблем молодежи Социология периода своего зарождения как науки обращалась к изучению молодежной проблематики лишь эпизодически и не выделяла ее, как правило, в виде самостоятельного объекта исследования. Собственно, первое из социологических направлений по времени появления — позитивизм — не имело адекватного понятийного инструментария для описания феномена молодежи, да и не нуждалось в нем, поскольку данная проблематика не затрагивала главных объяснительных построений позитивистской социологии. Конкретно - исторический подход, являясь неотъемлемым компонентом общесоциологического анализа, особенно значим в социологии. Сама она как наука предстает в процессе становления и развития, в поиске новых ответов на новые проблемы и вызовы конкретно-исторической ситуации. Понятнее становится и вклад каждого ученого, различных социологических школ, и их историческая ограниченность. Историко-социологическое исследование позволяет нарисовать социально - психологический портрет молодежи того или иного периода. И это приобретает не только познавательный смысл. Ведь вчерашняя молодежь - это сегодняшние отцы, деды, прадеды. Возникает двоякая связь. Яснее вырисовываются общемолодежные, общевозрастные черты и тенденции. На их фоне четче можно выявить, какие из черт характеризуют специфику именно современной молодежи
Но это и напоминание родителям: "Папа, ты тоже был молодой". Напоминание, позволяющее старшим избавиться от некоторых предвзятых суждений о нынешней молодежи и тем самым способное позитивно повлиять на межпоколенческие отношения. Анализ проблем молодежи в конкретно-историческом ракурсе, в социо-динамике возможен в двух плоскостях. Характерен анализ "молодежной контркультуры". Исследователи разграничивают в ней два уровня. • теоретический ("группы идей") • поведенческий ("группы людей", их действия, движение протеста). Причем поведенческий уровень в рамках историко-социологического подхода должен фиксироваться специфическими социологическими средствами. С этой целью мы будем преимущественно использовать материалы эмпирических исследований разных лет, проводившихся нашими коллегами - социологами. Конечно, на характере этих материалов сказались и время, и несовершенство многих методик. Именно поэтому материалы исследований разных лет, проведенных в разных странах (и соответственно - в разном социокультурном контексте) трудно сопоставимы. Однако если избегать жестких сравнений и выводов, эти конкретные исторические материалы могут многое сказать и о времени, и о тенденциях социодинамики молодежи. Другая сложность для современного исследователя - как соотнести теоретический и эмпирически-поведенческий уровни анализа? Ведь они взаимосвязаны. В теориях и концепциях отражаются и обобщаются особенности поведения конкретного поколения молодежи. Но и они накладывают определенный отпечаток на поведение молодежи. Конкретно - исторический подход предполагает соответствующую периодизацию и тут возможны два основных варианта: • от установившейся исторической периодизации к анализу молодежных проблем того или иного периода; • от выделения рубежей в социологии и молодежном движении к их соотнесению с реальным историческим контекстом.
В зарубежной социологии молодежи приоритетным является второй подход. Выделяются два основных рубежа. • начало 1950-х годов. Именно к этому времени завершается предыстория становления социологии молодежи. И она конституируется как особая социологическая наука. • конец 1960-х годов. Это время "молодежной революции" 1968 года, время бурного подъема молодежного протеста в индустриально развитых странах Запада. Тем самым можно говорить о таких периодах в социодинамике молодежи: • предыстория (1920-40-е годы XX века); • субкультурный период (1950-60-е годы) - до "молодежного протеста"; • контркультурный период (конец 1960-хгодов) - молодежный протест; • «стилевой» период (1970-90-е годы) - на первый план выходят различия в стиле жизни и поведения различных групп молодежи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|