Социодинамика молодежи: 1920-40-е годы
Представления о молодежи исторически изменялись. В XVIII веке молодые воспринимаются как маленькие взрослые. После Французской революции конца XVIII века молодость стала пониматься как период бунтарства против устоявшихся ценностей и порядков, возраст новаторства, страстей и мятежных настроений. Развивается психологический подход к молодежи. Юность оценивается как «романтический возраст», чье призвание «подняться и сбросить оковы отжившей цивилизации, отважиться на то, на что у других не хватает жизненной отваги, а именно - вновь погрузиться в стихийное». С другой стороны, - в русле формировавшейся теории марксизма - революционности молодежи начинает придаваться общесоциологический смысл: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности» К середине XIX века утверждается представление: мятежная молодость - явление нормальное, но преходящее. Характерно, что в классической теоретической социологии, как уже отмечалось, молодежь рассматривается преимущественно как объект социализационных процессов и воздействий. В начале XX в. из отраслей наибольшее развитие имела психология. Исходными выступали идеи американского психолога С. Холла. Он выделил четыре основных этапа взросления индивида: младенчество (первые 4 года жизни); детство (от 5 до 7 лет); отрочество (от 8 до 12 лет); юность (от 13 до 24 лет). Детство и юность рассматривались им как повторение отдельным человеком истории эволюции человечества. Получили новое звучание идеи Руссо: юность рассматривается Холлом как "второе рождение", когда происходит переструктурирование личности. В раннем юношеском возрасте «появляются несуществовавшие раньше характерные свойства и дарования, а из старых импульсов и инстинктов некоторые значительно увеличиваются и развиваются, в то время как другие занимают подчиненное положение, так что устанавливаются новые отношения и новый центр для личного «я». Это порождает и качественные изменения в развитии человека, но одновременно и психологический кризис. По словам Холла, "с наступлением юности прежнее единство и гармония с природой нарушаются". Пубертация (половое созревание) выступает основной предпосылкой психологической дисгармонии подростка. Стержневым в развитии молодого человека он рассматривает биогенетические и - как производные от них - психологические факторы. Холл выделил основные противоречия в характере молодого человека:
• чрезвычайная активность может привести к изнурению; • безумная веселость сменяется унынием; • уверенность в себе переходит в застенчивость, трусость; • альтруизм и эгоизм переходят друг в друга; • высокие нравственные стремления сменяются низшими побуждениями; • стремление к общению уступает стремлению к уединению, созерцанию природы; • чувствительность переходит в апатию; • живая любознательность - в умственное равнодушие и сумасбродство; • любовь к чтению - в пренебрежительное отношение к нему; • страсть к реформаторству сменяется стремлением к рутине; • увлечение восприятиями переходит в бесконечные рассуждения. Это внутреннее брожение, эта неустойчивость в поведении, в занятиях и оценках - состояние, в большей или меньшей степени свойственное юности всякого человека, подросткам всех классов, всех культурных уровней.
Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах Ш. Бюлер, К. Гросса, Э. Шпрангера и других психологов 1920-30-х годов: • К. Гросс разграничил две стадии: «старший ребенок» (поздняя стадия детства) и«переходный возраст»(молодежь). Если для первой стадии преобладающее значение имеют воля и привычки, то на второй - человеком вновь овладевают инстинкты. При этом «основной инстинкт» (половой) прикрывается другими влечениями, выступающими в более осознанных формах, - к сближению, к замкнутости, к самоутверждению, к борьбе • В книге Ш. Бюлер "Душевная жизнь юношества" серьезное внимание уделено психологическому анализу периода пубертации - периода, когда «происходит становление первичных и вторичных половых признаков. С наступлением их созревания заканчивается детство и наступает юность». Ею предпринята попытка разграничить этапы психологического развития молодого человека: отрочество (10-12 лет - 17 лет); юность (17 лет - 21-24 года). Интересна и использованная ею методика изучения дневников подростков. • Э. Шпрангер в работе "Психология юношеского возраста" обратил внимание на важнейшие черты молодости - открытие собственного "Я"; осознание чувства одиночества, пропасти между молодым человеком и "не - Я" (вещи, люди); врастание в отдельные сферы жизни и культуры. Им была обоснована идея об известных обязательствах периода юности перед личностью: «То, что жизнь нам обещает, мы должны по отношению к ней исполнить». В 1920-е-ЗО-е годы нарастала потребность в собственно социологическом анализе молодежных проблем. Складывались определенные предпосылки для конституирования социологии молодежи. Эта предыстория социологии молодежи (до середины 1940-х годов) и составляет основное содержание первого этапа ее становления и развития. Вывод: Конституирование социологии молодежи как самостоятельной отрасли социологии шло по нескольким направлениям: 1. От психологии - через психоанализ (как интегративный инструмент и психологии, и социологии), от изучения индивидуальной психологии молодого человека к исследованию социально -психологических особенностей молодежи, молодого поколения
2. От культурной антропологии - через изучение процессов взросления и социализации в традиционных обществах - к их анализу в современном обществе 3. От общей социологи - через выделение молодежной, поколенческой проблематики 4. От эмпирических исследований - через детализацию социального и социально-психологического портрета молодежи [1] Философия Герберта Спенсера в сокращенном изложении Говарда Коллинса. С предисл. Г. Спенсера: Пер. с англ. --СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1892. - С. 338 339. [2] Там же. – С.338 [3] Спенсер Г. Справедливость // Философия Герберта Спенсера в сокращенном изложении Говарда Коллинса. — С. 461. [4] Там же [5] Там же [6] Там же. - С 462. [7] Нанболее ярко классовый подход основоположников марксизма к молодежи отрачился в их трудах- Энгельс Ф. Недавняя бойня в Лейпциге. Рабочее движение в Германии // Маркс К., Эн-гетьс Ф. Соч. — 2-е ни. — Т. 2 — С. 555-558, Маркс К, Энгельс Ф Манифест Коммунистической партии // Там же. — Т. 4. — С 419-459; Маркс К Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г // Там же. — Т 7. — С. 5-110; Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии // Там же — Т 8. С. 3-113; Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Там же. — Т. 8. — С. 115-217; его же. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам // Там *е Т. 16 — С. 194-203; его же. Капитал: Критика политической чкономии. Т. 1 // Там же. — Т 23 С. 1 784. [8] См.: Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии. — С. 103. [9] См.: Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. — С. 23. [10] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 18. — С. 323-452; Энгельс Ф. Бакунисты за работой // Там же. — Т. 18. — С. 457-474. [11] Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989. — С. 529. [12] См: Ленин В. И. Развитие капитализма в России // Ленин В. И. Поли. собр. соч.— Т. 3.— [13] Ленин В. И. Интернационал молодежи: (Заметка) // Ленин В. И. Поли. собр. соч. —Т. 30. —С. 226. [14] Там же [15] См.: Ленин В. И. Пункт программы в области народного просвещения // Ленин В. И. Поли,собр. соч. — Т. 38. — С. 116-117; его же. Речь на I Всероссийском съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919г.// Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 38. — С. 320; его же. Проект добавлений к пункту программы в области народного просвещения // Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 38. —С. 409; его же. Задачи союзов молодежи: Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г. II Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 41. — С. 298-318; и др.
[16] См.: Кон И. С. Юность как социальная проблема // Общество и молодежь. — 2-е изд., доп. и пе-рераб., — М., 1973. - С. 26. [17] См.: История первобытного общества: Эпоха классообразования /Редкол.: Ю. В. Бромлей и др. — М.: Наука, 1988. — С. 282. [18] См.: там же. — С. 289-290. [19] Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М.: Республика, 1994. — С. 23-25. [20] Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т.: Пер. с фр. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – С.245 [21] Там же. – С.245-246 [22] Там же. – С.382 [23] Там же. – С.592 [24] Там же. – С.399 [25] См.: там же. – С.390, 399
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|