Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социодинамика молодежи: 1920-40-е годы

Представления о молодежи исторически изменялись. В XVIII веке молодые воспринимаются как маленькие взрослые.

После Французской революции конца XVIII века молодость стала пони­маться как период бунтарства против устоявшихся ценностей и порядков, возраст новаторства, страстей и мятежных настроений. Развивается психоло­гический подход к молодежи. Юность оценивается как «романтический возраст», чье призвание «подняться и сбросить оковы отжившей цивилизации, отважиться на то, на что у других не хватает жизненной отваги, а именно - вновь погрузиться в стихийное». С другой стороны, - в русле формировавшейся тео­рии марксизма - революционности молодежи начинает придаваться общесо­циологический смысл: «История есть не что иное, как последовательная смена от­дельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производи­тельные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия по­средством совершенно измененной деятельности»

К середине XIX века утверждается представление: мятежная молодость - явление нормальное, но преходящее. Характерно, что в классической теоре­тической социологии, как уже отмечалось, молодежь рассматривается преиму­щественно как объект социализационных процессов и воздействий.

В начале XX в. из отраслей наибольшее развитие имела психо­логия. Исходными выступали идеи американского психолога С. Холла. Он выделил четыре основных этапа взросления индивида: младенчество (первые 4 года жизни); детство (от 5 до 7 лет); отрочество (от 8 до 12 лет); юность (от 13 до 24 лет). Детство и юность рассматривались им как повторение отдельным человеком истории эволюции человечества. Получили новое звучание идеи Руссо: юность рас­сматривается Холлом как "второе рождение", когда происходит переструктурирова­ние личности. В раннем юношеском возрасте «появляются несуществовавшие раньше характерные свойства и дарования, а из старых импульсов и инстинктов некоторые значительно увеличиваются и развиваются, в то время как другие занимают подчи­ненное положение, так что устанавливаются новые отношения и новый центр для лич­ного «я». Это порождает и качественные изменения в развитии че­ловека, но одновременно и психологический кризис. По словам Холла, "с наступлени­ем юности прежнее единство и гармония с природой нарушаются". Пубертация (поло­вое созревание) выступает основной предпосылкой психологической дисгармонии подростка. Стержневым в развитии молодого человека он рассматривает биогенети­ческие и - как производные от них - психологические факторы. Холл выделил основ­ные противоречия в характере молодого человека:

• чрезвычайная активность может привести к изнурению;

• безумная веселость сменяется унынием;

• уверенность в себе переходит в застенчивость, трусость;

• альтруизм и эгоизм переходят друг в друга;

• высокие нравственные стремления сменяются низшими побуждениями;

• стремление к общению уступает стремлению к уединению, созерцанию природы;

• чувствительность переходит в апатию;

• живая любознательность - в умственное равнодушие и сумасбродство;

• любовь к чтению - в пренебрежительное отношение к нему;

• страсть к реформаторству сменяется стремлением к рутине;

• увлечение восприятиями переходит в бесконечные рассуждения.

Это внутреннее брожение, эта неустойчивость в поведении, в занятиях и оценках - со­стояние, в большей или меньшей степени свойственное юности всякого человека, подросткам всех классов, всех культурных уровней.

Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах Ш. Бюлер, К. Гросса, Э. Шпрангера и других психологов 1920-30-х годов:

• К. Гросс разграничил две стадии: «старший ребенок» (поздняя стадия детства) и«переходный возраст»(молодежь). Если для первой стадии преобладающее зна­чение имеют воля и привычки, то на второй - человеком вновь овладевают инстинк­ты. При этом «основной инстинкт» (половой) прикрывается другими влечениями, выступающими в более осознанных формах, - к сближению, к замкнутости, к само­утверждению, к борьбе

• В книге Ш. Бюлер "Душевная жизнь юношества" серьезное внимание уделено пси­хологическому анализу периода пубертации - периода, когда «происходит станов­ление первичных и вторичных половых признаков. С наступлением их созревания заканчивается детство и наступает юность». Ею предпринята попытка разграничить этапы психологического развития молодого человека: отро­чество (10-12 лет - 17 лет); юность (17 лет - 21-24 года). Интересна и использо­ванная ею методика изучения дневников подростков.

Э. Шпрангер в работе "Психология юношеского возраста" обратил внимание на важнейшие черты молодости - открытие собственного "Я"; осознание чувства одиночества, пропасти между молодым человеком и "не - Я" (вещи, люди); враста­ние в отдельные сферы жизни и культуры. Им была обоснована идея об известных обязательствах периода юности перед личностью: «То, что жизнь нам обещает, мы должны по отношению к ней исполнить».

В 1920-е-ЗО-е годы нарастала потребность в собственно социологическом анализе молодежных проблем. Складывались определенные предпосылки для конституирования социологии молодежи. Эта предыстория социологии моло­дежи (до середины 1940-х годов) и составляет основное содержание первого этапа ее становления и развития.

Вывод: Конституирование социологии молодежи как самостоятельной отрасли со­циологии шло по нескольким направлениям:

1. От психологии - через психоанализ (как интегративный инструмент и пси­хологии, и социологии), от изучения индивидуальной психологии молодого человека к исследованию социально -психологических особенностей моло­дежи, молодого поколения

2. От культурной антропологии - через изучение процессов взросления и социализации в традиционных обществах - к их анализу в современном обществе

3. От общей социологи - через выделение молодежной, поколенческой про­блематики

4. От эмпирических исследований - через детализацию социального и соци­ально-психологического портрета молодежи


[1] Философия Герберта Спенсера в сокращенном изложении Говарда Коллинса. С предисл. Г. Спенсера: Пер. с англ. --СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1892. - С. 338 339.

[2] Там же. – С.338

[3] Спенсер Г. Справедливость // Философия Герберта Спенсера в сокращенном изложении Говарда Коллинса. — С. 461.

[4] Там же

[5] Там же

[6] Там же. - С 462.

[7] Нанболее ярко классовый подход основоположников марксизма к молодежи отрачился в их тру­дах- Энгельс Ф. Недавняя бойня в Лейпциге. Рабочее движение в Германии // Маркс К., Эн-гетьс Ф. Соч. — 2-е ни. — Т. 2 — С. 555-558, Маркс К, Энгельс Ф Манифест Коммунистической партии // Там же. — Т. 4. — С 419-459; Маркс К Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г // Там же. — Т 7. — С. 5-110; Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии // Там же — Т 8. С. 3-113; Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Там же. — Т. 8. — С. 115-217; его же. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам // Там *е Т. 16 — С. 194-203; его же. Капитал: Критика политической чкономии. Т. 1 // Там же. — Т 23 С. 1 784.

[8] См.: Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии. — С. 103.

[9] См.: Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. — С. 23.

[10] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Альянс социалистической демократии и Международное товарище­ство рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 18. — С. 323-452; Энгельс Ф. Бакунисты за рабо­той // Там же. — Т. 18. — С. 457-474.

[11] Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989. — С. 529.

[12] См: Ленин В. И. Развитие капитализма в России // Ленин В. И. Поли. собр. соч.— Т. 3.—
С. 548.

[13] Ленин В. И. Интернационал молодежи: (Заметка) // Ленин В. И. Поли. собр. соч. —Т. 30. —С. 226.

[14] Там же

[15] См.: Ленин В. И. Пункт программы в области народного просвещения // Ленин В. И. Поли,собр. соч. — Т. 38. — С. 116-117; его же. Речь на I Всероссийском съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919г.// Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 38. — С. 320; его же. Проект добавлений к пункту программы в области народного просвещения // Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 38. —С. 409; его же. Задачи союзов молодежи: Речь на III Всероссийском съезде Российского коммуни­стического союза молодежи 2 октября 1920 г. II Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 41. — С. 298-318; и др.

[16] См.: Кон И. С. Юность как социальная проблема // Общество и молодежь. — 2-е изд., доп. и пе-рераб., — М., 1973. - С. 26.

[17] См.: История первобытного общества: Эпоха классообразования /Редкол.: Ю. В. Бромлей и др. — М.: Наука, 1988. — С. 282.

[18] См.: там же. — С. 289-290.

[19] Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М.: Республика, 1994. — С. 23-25.

[20] Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т.: Пер. с фр. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – С.245

[21] Там же. – С.245-246

[22] Там же. – С.382

[23] Там же. – С.592

[24] Там же. – С.399

[25] См.: там же. – С.390, 399

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...