Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультирование в социальной работе: цели, задачи, виды и принципы. Эффективность соц. консультирования.




В.68.ГЭК

Понятие метода в научной лит-ре по соц р-те исп-ся в двух значениях: 1) как методология, т.е. общий подход теретич подход к иссл-нию, к познанию предмета (он включ в себя исп-ние закономерностей, пр-пов, категорий и понятий теории с р-ты). 2) апробированные, практич способы действий, дающие качественные результаты при их применении, (к ним относятся и посредн-во и к-ние).

Понятие к-ние может рассматривается и как стратегия и как технология и как метод проф помощи. Существует много определений к-ния и все они вкл несколько основных положений: 1) к-ние помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 2) к-ние помогает обучаться новому поведению. 3) к-ние способствует развитию личности. 4) в к-нии акцентируется ответственность клиента. 5) сердцевиной к-ния явл «к-ное взаимодействие» между клиентом и консультантом.

Тармин «к-ние» часто путают с предоставлением советов. Однако совет - это односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения. А к-ние это двусторонний процесс сотр-ва в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и осущ-ть адекватные действия. К-ние рассматривается как процесс, благодаря которому личность в результате произошедших изменений приобретает более высокую стадию профессионализма - личностную компетентность.

В практике соц р-ты нередко исп-ся опред Ф. Стиле: под процессом к-ния - любая форма оказания помощи в отношении содержания процесса или серии задач при котором консультант не отвечает за выполнение задач, но помогает ответственным за это. К-ция же представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого опред специальные знания консультанта исп-ся для оказания помощи консультируемому в реш текущ проблем или при подготовке перспективных программ.

Сутью к-ния явл-ся предоставление инф-ции, тогда как сутью интервью явл обмен инф-цией. Соц р-ник в силу специфики своей проф деят-ти зачастую выполняет функции людей самых разных профессий: юриста, психолога, педагога, врача и др. Следовательно ему приходиться давать различного рода к-ции и к-ние явл одним из главных методов соц р-ты.

Существуют различные направления к-ния в соц р-те (мед-соц, психол-пед, соц-прав, и др), но по своей сути оно ближе к психологическому, следовательно его можно называть социально-психологическим. В отличии от психол к-ния психо-соц к-ние поверхностнее, но шире, а психол уже, но глубже. (Шапиро) Ot-м психол к-ния явл личность или семейная система и исп-ся личн или семейные ресурсы с целью оказания помощи клиенту в личностном росте, межличностных отношениях. А психо-соц к-ние оказывает воздействие не только на личность, но и на его окружение. Психо-соц к-ние имеет место там и тогда, где и когда оказывающий помощь прилагает усилия по использованию ресурсов самого клиента и его окружения. В этой связи социономов наз-ют «сэндвичами» т.е. спец-тов нах-ся с одной стороны между соц незащ людьми и власть держащими с др.

Цели любой к-ной помощи должны базироваться на потребностях клиента. Так можно говорить о 2 оси целях: 1) повышении эф-ти упр-ния клиентом собственной жизнью и 2) развитии способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности. К-ние обязательно должно включать научение клиента, т.е. привнесение в его жизнь новых ценностей, альтернативных ракурсов видения жизни, способности вырабатывать решения собствен проблем и реализовать их на практике.

Иногда цели к-ния делят на цели, связ с обеспечением роста или развития. В к-нии большое внимание уделяется достижению состояния психол. комфорта и сохранению душевного здоровья.

Задача к-ния - предоставить клиенту возможность проанализировать, узнать и прояснить пути к более насыщенной и благополучной жизни (британская ассоциация к-ния). Виды к-ния. Экспертное к-ние отвечает на вопрос «что?» (к-ние решаемых проблем клиента). Процессуальное к-ние отвечает на вопрос «как?» (к-ние нерешаемых П??). Все П?-ы клиента м. разделить на: - разрешимые П?-ы, у к-рых есть ед-венно прав реш-е; - и неразрешимые, лежащие в сфере ч-ких отношений. Для них есть мн-во возможных «решений». К-ная помощь может осущ-ся в различных формах и видах. Так, по критерию Ot-a п-щи различают индивидуальное, групповое и семейное. По критерию возраста выделяют работу с детьми и взрослыми. Пространственная орг-ция к-ния м. б. осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взмдействия - телефон, письмо, печатные материалы. По критерию продолжительности к-ние м. б. экстренным, краткосрочным и долгосрочным. К-ние м. б. реакцией на ситуацию клиента - «кризисное к-ние» либо стимулом для роста и развития клиента - «развивающее к-ние».

Принципы соц к-ния: профессионализма (к-нт должен быть профессионалом в своей деятельности), компетентности (д. б. компетентен в проблемной обл), приоритета общечеловеческих ценностей, содержательности, доверительности, активизации (целью к-ния яв-ся развитие в клиенте способности самому решать свои проблемы), конфиденциальности (абсолютную конф-ть сложно обеспечить, т.к. соц р-ку приходится исп-ть инф-цию в проф. целях), результативности Приверженцы психосоц. подхода рекомендуется воспользоваться недирективным к-ем.

Его приемы:1.принятие ценностей и этических принципов клиента, но осторожное принятие!2.сосредоточенное внимание, вслушивание в то, что говорит клиент; попытка обнаружить противоречия, иррац. заключения в размышлениях клиента;3.следует отражать суждения клиентов, а не предлагать свои; не рекомен-ся выбор темы разговора специалистом;4.избегайте конкретных вопросов, кот. нередко содержат угрозу;5.ведите параллельно разговор с самим собой, а именно осознавайте эмоц. реакции на манипуляционные требования клиента;6.используйте открытые вопросы;7.помните, что Вы ведете беседу и Вы ответственны за достижение рез-тов;8.избегайте банальностей,не содержащих значимой инф-ции;9. морализирование не допустимо;9.задача спец-та помочь в выборе,ответ-ть за кот. несет клиент;10.дезинформация недопустима;11.заполните бланк обращения.Это средство самодиагностики.

Эффективность консультирования определяется в рамках целевого подхода-если цель достигнута, то эффективно.

 

В.69

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...