Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отечественная педагогика в XVII-XIX вв.




Оглавление

 

Введение

1. Отечественная педагогика в XVII-XIX вв.

2. Развитие отечественной педагогики во второй половине XIX - первой трети XX вв.

3. Психологические основы развития отечественной педагогики в 1950-е - 2000-е гг. Оценка современного состояния педагогики в России

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

В России слово "педагогика" появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова. В Древней Руси слова "воспитатель" и "воспитание" имели тот же смысл, что и греческие "педагог" и "педагогика".

Вначале отечественная педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний - своеобразных заповедей. Их темой были правила поведения и отношений между родителями и детьми. До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Только с появлением письменности они приобрели характер советов, правил и рекомендаций.

В истории нашей страны существовали различные своеобразные институты воспитания и обучения.

Например, "кормильство" - форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к участию в государственных делах.

Еще один институт - "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, т.е. у родного дяди. В свою очередь, отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых "дядьки" воспитывали племянников и племянниц.

Трансформация "дядьки" из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в родительской семье привело к возникновению института "кумовства". Позже "кум" и "кума" стали крестными отцом и матерью.

Развитие педагогической мысли привело к возникновению института "мастеров грамоты", которые были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшими промысел из обучения грамоте. Они основывали школы в семьях, в домах учителей, при монастырях и церквах.

В России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 г. Находки берестяных грамот, которые относятся к этому периоду, свидетельствуют о том, что постепенно грамотой стремились овладевать все сословия. Это способствовало развитию отечественной педагогической мысли.

Таким образом на Руси, как и в других странах, создавалась самобытная педагогическая, преподавательская культура, развивались идеи книжного образования. Начальное и повышенное образование давали школы учения книжного. Первое такое учебное заведение открылось при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 г. Затем последовал быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и других центрах древнерусских княжеств. Князь Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам - "учите людей". В X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах Руси. С 1383 г. в русской письменности употребляется понятие "школа".

В данной работе мы рассмотрим дальнейшее развитие отечественной педагогики, разделив его на четыре периода:

×   XVII - первая половина XIX вв.;

×   вторая половина XIX - первая треть ХХ вв.;

×   послевоенный период (конец 1940-х - 1950-е гг.) - 2000-е гг.

Также автор работы попытался дать характеристику психологических основ развития отечественной педагогики и оценить её современное состояние.


Отечественная педагогика в XVII-XIX вв.

 

В течение XVII в. обучение и воспитание становятся все более заметными сферами жизни общества. Вопросы воспитания в это время разрабатывал Епифаний Славинецкий. Его труд "Гражданство обычаев детских", в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, общественных местах, оставил заметный след в отечественной педагогике.

Обращает на себя внимание теоретическая и практическая деятельность в области педагогики и Симеона Полоцкого. В 1667 году при Спасском монастыре в Москве им была открыта славяно-греко-латинская школа. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I.

Большой вклад в развитие русской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711-1765), написавший ряд учебных книг - "Риторику" (1748), "Российскую грамматику" (1755) и др.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744-1818). В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия" он впервые в русской истории объявил педагогику наукой.

С XVIII в. начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 г. учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 г. последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины. Двадцать восьмого января 1840 г. в Петербургском Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики, а с 1850 г. аналогичные кафедры учреждаются в большинстве университетов.

В 1860-е гг. в России проводится реформа образования, одна из "великих реформ" 1860-х гг., определившая главное направление развития отечественного образования дореволюционного периода. Реформа образования носила комплексный, системный характер, затрагивала почти все звенья системы образования. В ходе реформы были заложены основы начальной школы, пересмотрены основания средней школы в пользу ее общеобразовательной направленности, создана система женского образования, заложен фундамент для развития педагогического, профессионального, внешкольного образования, для обновления высшей школы. Школьная реформа утвердила всесословность как принцип образования, открыла простор для общественной и частной инициативы, для педагогической самостоятельности школ и развития педагогического творчества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...