Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие отечественной педагогики во второй половине XIX - первой трети XX вв.




 

Во второй половине XIX в. происходит оформление российской педагогической психологии. Решающий вклад в ее становление внесли выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский ( 1824-1868) и П.Ф. Каптерев ( 1849-1922). На этапе становления педагогической психологии основной задачей ученых выступило доказательство значимости психологии для педагогики, ее возможностей в научном обосновании процессов обучения и воспитания.

К.Д. Ушинский сыграл исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России. Он по праву считается основоположником самобытной русской педагогической науки и создателем народной школы в России. Все общепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: "Сделать как можно больше пользы своему Отечеству". Ушинский впервые научно обосновал систему подготовки учителя как важной части педагогической науки. Рассматривая человека как предмет воспитания он указывал на необходимость тщательного изучения педагогики, психологии ребенка, явления социальной жизни, в которых существует учащийся, рассматривать со знанием истории государства и особенностей данного народа.

"Самое воспитание - писал К.Д. Ушинский, если оно желает счастья человеку, должно воспитать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". Одинаково необходимым он считал физический и умственный труд, где важным видом умственного труда является учение.

К.Д. Ушинский утверждал, что в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога психология занимает первое место среди наук. При написании своего капитального труда "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" К.Д. Ушинский поставил задачу исследовать психические явления, имеющие наибольшее значение для педагогической деятельности. "Педагогическая антропология" задумывалась автором как трехтомное издание, однако выполнить задуманное в полном объеме автору не довелось. Были написаны и изданы первые два тома, представляющие собой изложение основ анатомии, физиологии и общей психологии в их педагогическом значении. В "Педагогической антропологии" представлен первый образец научно-психологической теории педагогического процесса.

Первый опыт психологического обоснования педагогического процесса, представленный в работах К.Д. Ушинского, - это его общепсихологическое обоснование. Психологическое просвещение учителя мыслилось в форме включения в учебные планы педагогических учебных заведений курса общей психологии. В опоре на общепсихологические положения К.Д. Ушинский анализировал конкретные педагогические проблемы, обсуждал вопросы о содержании образования и методах обучения и воспитания.

П.Ф. Каптерев считал самовоспитание (самообразование) важнейшим явлением в культуре целых народов и отдельных людей и полагал его, а не образование, основным фактором развития человека. Стремление человека к самообразованию лежит в самой его природе, обусловливается его существом. Школа должна содействовать совершенствованию процесса самообразования учащегося.

П.Ф. Каптерев выделяет ряд педагогических условий этого процесса:

) минимальное число обязательных учебных курсов, которые должны включать только самые главные и общие элементы;

) исключение единообразных учебных курсов и однотипных школ;

) наличие досуга для самостоятельных занятий любимыми предметами;

) своевременное начало школьного обучения (не следует спешить отдавать детей в школу, но и не нужно учить дошкольников по какой-либо школьной программе).

Ученому принадлежит первый завершенный труд по педагогической психологии; он же ввел в научный обиход само наименование "педагогическая психология". С 1874 г. на протяжении двух лет в журнале "Народная школа" П.Ф. Каптерев публикует главы из книги "Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц"; в 1876 г. издает эту книгу как приложение к журналу, а в 1877 г. книга вышла отдельным изданием. В "Педагогической психологии" П.Ф. Каптерев предпринял попытку систематического психологического обоснования процесса обучения и воспитания.

Генетический принцип в отечественной психологии развивал П.П. Блонский ( 1884-1941). Он утверждал, что ребенок в обучении должен как бы повторить историю науки, воспроизвести логику развития предмета. Психологической предпосылкой реализации генетического принципа в образовании П.П. Блонский полагал соответствие излагаемого содержания познавательным потребностям и возможностям ребенка. Ребенок есть существо развивающееся, и воспитание есть развитие. Развитие - это определенный процесс, имеющий исходную точку и цель. Цель воспитания - развитие мысли ребенка, исходная же точка - его наличное сознание. Характер детского мышления должен выступить основой организации обучения.

Несомненным завоеванием периода становления педагогической психологии является постановка проблемы соотношения материального и формального образовании как первообраз проблемы соотношения обучения и развития. Сторонники материального образования настаивали на необходимости готовить воспитанников к жизни в конкретных общественных условиях, к профессиональной деятельности, передавать ему необходимые для этого знания. В основу построения содержания образования полагали учебные предметы, необходимые для жизни и для практической деятельности. Защитники формального образования обосновывали первенство формальных умений и приемов самостоятельного приобретения учащимися знаний, обеспечивающих им возможность действия в многообразных и изменчивых общественных условиях. Они утверждали, что важны не знания сами по себе, а их развивающий эффект. Самыми ценными считались учебные предметы, способствующие общему умственному развитию - латинский и греческий языки, математика, классическая культура.

Огромную роль в развитии педагогики воспитания сыграл А.С. Макаренко ( 1888 - 1939). Он возглавлял колонии им. Горького и им. Дзержинского, работа которых получила широкую известность. На основе этого опыта написал несколько художественных и педагогических произведений. Важнейшей в педагогической теории А.С. Макаренко является идея коллектива. Согласно А.С. Макаренко, только в условиях правильно организованного коллектива возможно успешное воспитание личности ребенка. Разработал организацию, содержание, формы и методы жизнедеятельности коллектива. Большую роль в его организации отводил производительному труду. А.С. Макаренко ввел в педагогику такие понятия, как педагогическое отношение, перспективные линии, педагогика параллельного действия и др. В последние годы разрабатывал проблемы семейного воспитания.

А.С. Макаренко исследовал роль социальных факторов в воспитании, соотношение целей и средств воспитания, внешние и внутренние стимулы формирования коллектива и личности, основы педагогической логики, диалектику отбора и конструирования методов и приемов воспитания, роль производительного труда в воспитании личности и коллектива, целостный подход к формированию личности, законы, закономерности и правила развития детского коллектива (система перспектив, идея "завтрашней радости", система параллельного действия в парадигме "личность-коллектив" и др.).

Еще один выдающийся психолог, внесший огромный вклад в развитие общей, возрастной и педагогической психологии - Л.С. Выготский (1896 - 1934). Им разработана культурно-историческая концепция психического развития человека, согласно которой все высшие психические функции развиваются в процессе освоения человеком исторически выработанного социального опыта. Он раскрыл механизмы этого процесса, показал закономерности формирования научных понятий в процессе обучения и т.д. Опираясь на свою культурно-историческую концепцию, Л.С. Выготский определил стадии психического развития ребенка. Ввел в науку понятие зоны ближайшего развития, опережающего обучения и т.д. Учение Л.С. Выготского получило широкое признание в нашей стране и положило начало созданию многих теорий и концепций психического развития ребенка и развивающего обучения.

Таким образом, 20-30-е гг. XX в. стали временем быстрого развития нашей психолого-педагогической науки, временем создания новых учений и концепций. Однако принятие в 1936 г. Постановления ЦК ВКП (б)"О педологических извращениях в системе Наркомпросов", сыгравшее свою положительную роль в развитии советской школы, оказалось и законодательной основой для репрессий и преследования десятков ученых, для закрытия целых направлений психолого-педагогической науки. Негативные последствия этого постановления советская психолого-педагогическая наука переживала десятилетия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...