Психологические основы развития отечественной педагогики в 1950-е - 2000-е гг. Оценка современного состояния педагогики в России
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Советская педагогическая наука после Великой Отечественной войны представлена огромным числом исследований. Все более значимой становится работа научных коллективов: лабораторий, центров, институтов. Первые психолого-педагогические лаборатории и институты были созданы в России еще до революции. После революции их число возрастает. В 1943 г. создается АПН РСФСР. Она объединила работу разных психолого-педагогических институтов. Послевоенное развитие отечественной психолого-педагогической науки представлено многими направлениями. Широкую известность в стране в 60-70-е гг. получили теоретические труды и практическая деятельность В.А. Сухомлинского (1918-1970), которому удалось не только выдвинуть множество проблем в воспитании и обучении, но и решить их. Поэтому имя Сухомлинского по праву стало олицетворением советской педагогики. Плодотворно развивалась психологическая наука. Наиболее видную роль в развитии советской психологии в этот период сыграл С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - автор ряда фундаментальных трудов по психологии, в том числе и учебника "Основы общей психологии", в котором нашли решение фундаментальные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Психологическая концепция С.Л. Рубинштейна положила начало одному из плодотворных направлений советской психолого-педагогической науки - проблемному обучению. В его трудах был сформулирован также целый ряд педагогических идей, которые вошли в школьную практику. Многое было сделано для развития психологии его учениками и последователями. Плодотворным было развитие психологического учения Л.С. Выготского, продолженного его учениками: П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, А.Н. Лурией, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.
Л.В. Занков вместе со своими учениками и сотрудниками создал широко известную концепцию развивающего обучения. В 60-70-е гг. разработана другая, широко известная концепция развивающего обучения - концепция В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. С 60-х гг. в нашей стране разрабатывается концепция проблемного обучения. Наиболее известными в этой области являются работы А.В. Брушлинского, Т.В. Кудрявцева, А.В. Матюшкина, М.И. Махмутова и др. Заметное влияние на развитие психологии имела школа Б.Г. Ананьева. Наиболее видные ее представители - А.А. Бодалев и Б.Ф. Ломов. Интенсивно развивалась возрастная психология, особенно дошкольная, наиболее известны работы А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Н.Н. Подъякова и др. С середины 80-х гг. в стране начался новый этап реформирования образования, что позволило открыть ряд новых, как общественных, так и частных школ, дало право государственным школам работать по индивидуальным и альтернативным программам, в определенной мере позволило освободить учителя от формализма в работе. И вместе с тем обнаружился целый ряд негативных факторов, которые грозят самому существованию отечественного образования. С одной стороны, это общественные условия - неопределенность бытия государства, многих общественных институтов, моральное разложение населения и продолжающийся экономический кризис. С другой - это следствие непродуманных реформ в самом образовании, недостаточное финансирование образования. Таким образом, российская система образования, как и педагогика, вновь оказалась в ситуации исторического выбора. В силу этого в настоящее время в стране идет интенсивный поиск оптимальных путей развития российского воспитания, образования и педагогического сознания. В настоящее время в современной России педагогика нацелена на обслуживание процесса обучения в многочисленных учебных заведениях страны, профессиональное совершенствование деятельности специалистов различного профиля, подготовку кадров работников социальной сферы.
Одной из серьезных проблем современной отечественной педагогики является отсутствие у школьников поликультурного воспитания. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые-педагоги, школьные учителя нередко замалчивают такие "неудобные вопросы", как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана. В этих условиях особую актуальность для отечественной педагогики и школы приобретает изучение и творческое использование позитивного мирового опыта поликультурного воспитания. отечественная педагогика русская психологический Заключение
В период становления педагогической психологии в России приоритетное направление ее исследований составили вопросы формирования нравственных качеств личности, в целом - проблемы воспитания человека. Предметом педагогики как науки должно быть комплексное изучение человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования. К.Д. Ушинский заложил основы педагогической антропологии как науки о воспитании развивающегося человека, т.е. собственно педагогики. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности определялось как цель образования. Выявление законов развития нравственных качеств воспитанника понималось как более важная задача педагогической психологии, чем научное обоснование процесса обучения и развитие интеллекта учащихся. Основные задачи воспитания виделись в воспитании чувства любви к другому человеку, сострадания, сочувствия, доброты, формирование нравственных убеждений и привычек, умений устанавливать правильную иерархию нравственных устремлений, осознавать цели своих действий, правильно оценивать свои силы и способности, критически относиться к себе, подчинять личные интересы общественным. Нравственное воспитание мыслилось лишь в гармонии с умственным, эмоциональным, волевым воспитанием; только их единство обеспечивает формирование нравственного характера.
Новыми подходами в обучении и воспитании явились труды целой плеяды учителей создавших "педагогику сотрудничества". Основные их выводы: интересно и с удовольствием учатся дети тогда, когда учитываются их индивидуальные способности, создается атмосфера успеха и требовательности для всех; в сотрудничестве участвуют родители, дети, учитель. Оценивая современное состояние педагогики в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования и педагогики. Перспективы сегодняшней педагогики в большей степени связаны либо с надеждами на заимствование оправдавшего себя западного опыта, либо с ожиданием решающего слова и дела государства. Тогда как традиционно главным элементом педагогической стратегии прошлого было формирование общественного сознания и ориентация складывающегося в России начала XX в. гражданского общества на решение педагогических проблем. Игнорирование этого требования приводит к тому, что престиж современной педагогики невысок, а её цели, задачи связывают, в основном, с решением проблем крайне дезадаптированных, девиантных слоев населения (прежде всего детского), сужая тем самым предметное поле педагогики и как общественного явления, и как теории и практики воспитания. Логика развития всей отечественной педагогики (предложенная П.Ф. Каптеревым на рубеже веков) связана с характером участия общественности в решении педагогических задач, эволюционирующая от церковной через государственную к общественной. Данная объективная национально-культурная традиция может стать основанием для эволюции и современной отечественной педагогики от чисто государственнической модели, восходящей к педагогическим подходам советской педагогики, к возрождению исконно русских традиций общественного воспитания, призрения. Список использованной литературы
1. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу "Психология человека". - М., 2009; 2. Гиппенрейтер И.О. Введение в общую психологию. - М., 2003; . Немов Р.С. Психология. Т1. - М., 2002; . Петровский А.В. Психология: Учебное пособие для вузов. - М., 2001; . Пронина Е.Н. Психология и педагогика: Учебник для студентов. - М., 2001; . Психология. Словарь / Под ред.В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. - М., 2006; . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2003; . Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|