Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Основные принципы подхода к ребенку с общим недоразвитием речи




Из всего сказанного становится понятным, что общее недораз­витие речи не является какой-либо одной формой патологии, а может вызываться различными причинами, иметь различный меха­низм своего возникновения, в связи с этим качественная характе­ристика и прогноз речевого и психического развития у этих детей будут не одинаковыми.

Важным принципом советской логопедии, наиболее полно раз­работанным в исследованиях С. С. Ляпидевского, является необхо­димость дифференцированного подхода к структуре речевого дефекта при различных формах речевых нарушений. «Логопеду не­обходимо знать структуру, патогенез или анатомо-физиологические особенности, которые обусловливают дефект развития, а имен­но речевое расстройство»1.

Только в этих условиях логопедические мероприятия могут быть дифференцированными, научно обоснованными и предельно эффективными.

Чрезвычайно важно при комплексном системном подходе к ре­бенку с общим недоразвитием речи всегда пытаться выделить ве­дущий первичный дефект, приведший к сложной речевой патологии.

При подходе к ребенку с общим недоразвитием речи необходи­мо ответить на следующие вопросы: 1) что является первичным механизмом в общем речевом недоразвитии? 2) Какова качествен­ная характеристика (наряду с количественной — уровень речевого развития) недоразвития всех сторон речи? 3) Какие симптомы в речевой сфере являются связанными с недоразвитием речи, какие — с компенсаторными приспособлениями ребенка к своей речевой недостаточности? 4) Какие сферы в речевой и психической деятель­ности у ребенка являются наиболее сохранными, с опорой на кото­рые можно наиболее успешно проводить логопедические меро­приятия? 5) Каковы дальнейшие пути речевого и психического развития данного ребенка?

Только после такого анализа может быть обоснован диагноз речевого нарушения. Для обоснования диагноза требуется комп­лексное обследование ребенка врачом-психоневрологом или логопе­дом, а иногда и некоторое динамическое наблюдение в процессе логопедических занятий и медикаментозного лечения.

Выделение ведущего дефекта и вторично связанных с ним на­рушений, как уже указывалось, является важным прежде всего для построения более дифференцированных логопедических занятий.

Для понимания первичного ведущего дефекта в общем речевом недоразвитии требуется тщательное неврологическое, психологическое обследование ребенка с привлечением объективных данных о состоянии его слуха, зрения, артикуляции, общей моторики.

 

1 «Очерки по патологии речи и голоса». Под ред. С. С. Ляпидевского, вып. 3. М., «Просвещение», 1967, стр. 5.

 

Только при комплексном подходе к ребенку с общим недораз­витием речи могут быть успешно решены вопросы дифференциаль­ной диагностики речевой патологии (например, отграничение мо­торной алалии от некоторых форм олигофрении, осложненных недоразвитием речи), понят механизм речевых нарушений и опре­делены пути дифференцированных логопедических мероприятий. При анализе речевой патологии у ребенка с общим недоразви­тием речи важным является выделение так называемых негатив­ных симптомов, связанных с недоразвитием отдельных сторон ре­чи, и «позитивных», связанных с попытками ребенка приспособить­с' к своей речевой недостаточности. У детей младшего возраста преобладают первые, у детей более старшего возраста — вторые, которые могут стать их привычным речевым стереотипом. К вто­ричным позитивным симптомам могут быть отнесены привычные звуковые замены, привычное использование «лепетной» речи, свое­образное привычное построение некоторых фраз и т. д. Если фор­мирование вторичных компенсаторных симптомов происходит без коррекции специалиста, то выработанный привычный стереотип речевого общения может стать патологическими не способствовать речевой коммуникации, а еще больше затруднять ее. Поэтому важной задачей логопедической работы уже на ранних ее этапах является формирование у ребенка моделей речевой коммуникации, моделей речевого высказывания, по которым должно продолжаться спонтанное речевое развитие.

При подходе к ребенку с речевой патологией всегда необходимо помнить, что, какими бы тяжелыми речевые нарушения ни были, они никогда не могут быть стационарными, полностью необратимы­ми, развитие речи продолжается при самых тяжелых формах ее недоразвития. Это связано с продолжающимся после рождения созре­ванием центральной нервной системы ребенка и большими компен­саторными возможностями детского мозга. Однако в условиях вы­раженной патологии это продолжающееся речевое и психическое развитие может происходить аномально. Одной из важнейших задач логопедических мероприятий является «управление» этим аномальным речевым и психическим развитием, возможное «вы­равнивание» этого развития. Исходя из общих методологических принципов советской дефектологии, обучение речи должно вести за собой и управлять патологическим речевым и психическим раз­витием ребенка. Направленное обучение является источником воз­никновения нового на каждом этапе речевого развития. Для раз­работки приемов такого направленного обучения необходим си­стемный ^динамический подход к анализу речевых нарушений.

Такой динамический подход к пониманию речевой патологии у детей, наиболее полно разработанный в советской логопедии t. Е. Левиной, позволил выработать рациональные меры по профилактике и преодолению дисграфии, дислексии, дискалькулии у детей с общим недоразвитием речи. Совершенно понятно, что эффективность этого «выравнивающего» речевого обучения будет тем больше, чем раньше начаты систематические логопедиче­ские и педагогические мероприятия.

Комплексный, динамический подход к ребенку с общим недораз­витием речи помогает постановке диагноза, отграничению первич­ной речевой патологии от общего интеллектуального недоразвития (олигофрении), а также намечает некоторые пути прогнозирования дальнейшего речевого и психического развития. Это является чрез­вычайно важным как для выработки методики работы, так и для определения соответствующего учреждения, где должна прово­диться эта работа. Ребенок с выраженной умственной отсталостью не должен, быть помещен в речевой детский сад, работа с ним долж­на проводиться на доступном для него уровне в соответствующих учреждениях (ясли и сад для детей с органическим поражением мозга, сад для умственно отсталых и т. д.).

При речевой патологии вопрос о месте проведения логопедиче­ских мероприятий в каждом случае должен решаться индивидуаль­но с учетом характера и тяжести речевых нарушений, возраста ребенка, его психических особенностей, условий воспитания и окружения.

Первой задачей, которая встает перед врачом и логопедом, яв­ляется постановка диагноза и отграничение «общего недоразвития речи» от умственной отсталости и недоразвития речи в результате глухоты или глубокой тугоухости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...