Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подражательная речевая деятельность в форме однословного предложения н предложении из двух аморфных слов-корней




Методические указания. Логопед называет те слова, которые хочет получить в экспрессивной речи неговорящего ребенка. Со­здавая диалогическую речь, логопед широко использует различные звукоподражания. Сначала он сам несколько раз подражает кри­кам животных, шумам, а затем, пользуясь только различными приемами, старается получить ответную речевую реакцию у ре-

1 Словесные просьбы должны учитывать привычное для ребенка местона­хождение названных предметов: цветы на окне, книги в шкафу, карандаши в и т. д.

бенка. Логопед подбирает звукосочетания, исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки (ба-ба, му-му), у других — задненебные (ка-ка, га-га), у третьих — передне­язычные (ди-ди, ти-пш).

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5—6 повторений). Произ­нести эти звукосочетания то тихо, то громко, то медленно, то бы­стро, то сердито (низко), то нежно, то ласково (высоко). Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхатель­но-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляцион­ные упражнения лучше давать только в игровой форме.

Для активизации речи детей можно модифицировать игры по развитию речи детей второго года жизни: «Волшебный мешочек», «Кто в домике живет?», «Забор», «Машин дом» и др.1.

Задание 14. Провести дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.

Предложите понюхать цветы; погреть руки, если они замерзли; выдуть мыльный пузырь и т. д. Потянуть звуки аааа (девочка плачет), уууу (гудит труба), ау (заблудились дети), ииии (плачет мышонок), ау (плачет Ляля), ой-ой, ай-ай (укусила оса), сь (шумит ветер).

Задание 15, Провести упражнения для губ. Например, делать трубочки разной длины, надуть щеки, остановить лошадку (тпру). Попеременно вытя­гивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

Задание 16. Проведите упражнения для языка, например: облизывание губ; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

Игровые призмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движение и проговаривание отдельных звуков, слогов2

Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие дви­жения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

Ходьба

Логопед. Мы проверили осанку.

Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.

Логопед. И свели лопатки (дети отводят плечи назад). Мы походим на носках (идут на цыпочках). Мы идем на пятках (идут на пятках). Мы идем, как все ребята (шагают маршеобразно). И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку).

1 См.: В. А. Петрова. Методика занятий по развитию речи с детьми второго года жизни. М., Медгиз, 1962.

2 Адаптированный вариант комплекса лечебной гимнастики для детей 3 — 5 лет, страдающих бронхиальной астмой, «Здоровье», 1971, № 8, стр. 18— 19-

 

Ходьба

Все проводится, как в предыдущем упражнении, движения сопровождаются проговариванием слогов ах, ох, ух, в такт шагов. Логопед. Как косолапый мишка, Пойдем мы все потише, Потом пойдем на пятках, А после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ох, ох, ох), И после к бегу перейдем (бегут). Останавливают­ся (уух\).

Подуем на плечо

Логопед. Подуем на плечо (голова прямовдох, голова

повернутавыдох).

Подуем на другое (дуют на плечо),

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову вверх,

дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и

дуют)

И остановимся пока. Труба

Логопед. Мы пришли и сели (сидят на стуле),

Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в

кулак к губам).

Подудим в свою трубу: Ту-ту; ту-ту; бу-бу-бу.

Насос

Логопед. Это очень просто: покачай насос ты.

Дети. С-с-с-с (изображают накачивание насоса, наклоняясь вниз, делают выдох, распрямляясь, делают вдох).

Логопед. Накачай насос ты. Это очень просто. Дети. С-с-с-с

Дом маленький, дом большой

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (сердито показывает руками).

Дети (сердито): ОЙ, ой, ой (поднимают руки вверх). Логопед. Ау зайца маленький, аи, аи, аи (жалобно). Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено ру­ками.

Дети (жалобно). Аи, аи, аи.

Логопед. Мишка наш пошел домой (Дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Логопед. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Аи, аи, аи.

Ежик

Логопед. Вот свернулся еж в клубок. Потому что он про­дрог. (Дети сидят на корточках).

Дети (жалобно). Ох, ох, ох.

Логопед. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.

Дети распрямляются, потягиваются.

Дети (весело). Аи, ай-ай.

Жук

Логопед. Усы раздвинув смело, Жуки жужжат в траве.

Дети сидят, раздвинув руки.

Логопед. «Ж-ж-у, — сказал крылатый жук, — Посижу и пожужжу».

Дети складывают на груди руки. Дети. Ж-ж-ж-ж.

Куры

Логопед. Бормочут куры по ночам.

Дети стоят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы.

Бьют крыльями: тах-тах-тах.

Дети похлопывают себя по коленям.

Дети. Тах-тах-тах.

Логопед. Поднимаем руки мы к плечам.

Дети выпрямляются, делают вдох. Потом опустим так.

Дети наклоняют корпус вперед. Дети. Ко-ко-ко.

Самолет

Логопед. Посмотрите в небеса — Самолет там, как оса.

' ■ ■ Дети смотрят вверх.

Логопед и дети. З-з-з.

Логопед. Жужжит самолет и машет крыльями.

Дети разводят руки и поворачивают туловище вправо-влево. Дети. З-з-з.

Задание 17. Вызвать аморфные слова1. Г. Название близких ребенку лиц: мама (ма), папа (па), баба (ба), дядя (дя), тетя (ть).

1 В скобках приведено возможное звукопроизношение слов. Допустимы любые ответы.

 

2. Имена близких лиц или игрушек, кукол:

Оля (о, оя), Нина (ни), Вова (ова, ва), Тата, Ната, Коля.

3. Просьбы:

дай, на (дя, ня), где? (де), там (тя), здесь (де). Выражение желания что-либо повторить еще: еще (нее, се).

4. Выражение своего состояния междометиями аи, ой (больно), шии (тише).

5. Подражания крикам животных:

собаки: ав-ав, ам-ам (аф); коровы: му-му (у); ослика: иа~иа (а); кошки: мяу-мяу (ау, мняу); козлика: бе-бе (пи-пи).

6. Подражение крикам, пискам: комара: и-и-и; птички: пи-пи-пи или ти-ти-ти (и, ти); кукушки: ку-ку-ку (уку); курочки: ко-ко-ко, ко-ко-ко (око); лягушки: ква-ква (ва-ва), тяп-тяп (яп).

7. Подзывы животных и управление животными:

кошки: ксс-кс-кс или кис-кис-кис, брысь (бить);

управление лошадкой:

но (поехали), пру (остановились); позвать цыплят: тип-тип-тип

|ИЛИ ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

8. Подражение музыкальным игрушкам: дудочке: ду-ду-ду (дю); балалайке: ля-ля-ля (я); колокольчику: бом-бом-бом (ом-ом).

9. Подражение транспортным шумам:

машины: би-би, ди-ди; самолета: у-у-у (низким голосом); паровоза:, ту-ту.

10. Подражение:

шумам, производимым предметом при падении: бух или бах (вах, ах); звукам шагов: топ-топ (on, on); стуку молотка: то-то |или тук-тук (ту-ту); каплям воды: кап-кап.

11. Эмоциональные восклицания:

упрека: аи, аи, ой, ой; усталости: ох-ух (хь). Игровой прием к заданию

Какое у Маши высокое крылечко. Дом куклы Маши стоит на ]горе. К нему из кубиков дети строят крыльцо. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц и т. д. В гости к Маше при-|ходят звери, птицы. Когда они поднимаются по ступенькам, то на Екаждой ступеньке «подают голос», одни выражают свою усталость, рдругие — радость. «Га-га-га...» — говорит гусь, «Ко-ко-ко-ко...» — (кричит курочка, «Ой-ой-ой...» —жалуется лиса, «Пи-пи-пи-пи» — Црадостно пищит мышонок.

Задание 18. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы 1(или предметные картинки) в форме любого слога слова. Допустимы искажения и |замещения звуков.

Примерный лексический материал. Утя, киса, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, |лиса> ослик.

Мяч или мячик (аги), гриб или грибок (ги), дом или домик (оми), чубик (ку), машина (сина), самолет (але), пароход (охот) и т. д.

Тапки, боты, шапка, пальто, санки, ложка, ключ, чашка, стул, стол, чайник и т. д.

Задание 19. Предложите детям произнести в следующих словах гласные а, о, у, а (под ударением}. Остальные звуки могут быть нечеткими.

а: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, заика, рак, мальчик, мячик, пальчик, чашка.

о. Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

у: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

а: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зйна, Нина.

Задание 20. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соедине­ния слов где, дай, на, вот, тут, еще и произносимых слов из заданий 18, 19. Например:

Где мячик (де мя)? — Вот мячик (оть ати).

Где зайчик (де, дя, где ати)? — Вот зайчик (вот ати).

Где машина (де сине)? — Вот машина (оть сина).

Дай машину (дя сина, дя си).

Дай кису (дя ки, дай кс, дя кс).

Фрагмент одного занятия

Логопед подбирает предметные картинки, на которых изображе­ны предметы, животные, названия которых доступны детям. Орга­низуя игру в лото или любую другую, логопед ставит ребенка перед необходимостью попросить знакомую картинку.

Отдавая картинку, ребенок должен сказать слово с предлогом на: «на кису» и т. д.

Игровой прием

Игрушки, названия которых дети знают, прячут. Если ребенок задает ведущему вопрос, включающий слово где и название игруш­ки (в любом произношении), ведущий передает игрушку, о которой спрашивал ребенок.

Задание 21. Научить ребенка выражать свои желания словесно:

дай пить (дя пи) дай еще (дя исе) мама, идем (мама дем) идем домой (де амо)

хочу пить (атю пи) хочу гулять (атю гуя) идем гулять (де гуя)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...