Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование первых форм слов




Методические указания. После того как у детей возникла потреб­ность подражать слову взрослого, необходимо добиться от них воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмиче­ского рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным до­стижением в развитии речи будет умение детей объединять два слова в одном предложении, например: «Петя, пусти» или «Дай шарик».

Рекомендуется использовать следующие логопедические прие­мы: называние предметов или предметных картинок; просьба пере­дать, взять, отдать и т. д. предмет; договаривание начатых логопе­дом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

1 Если дети не могут выполнить задания 9 и 10, логопед должен выяснить, усвоено ли ими понятие «много — один».

 

метные картинки.

Примерный лексический материал

1. Имена близких из двух слогов:

а) одинаковых: мама, папа, баба, Тата, Ляля, дядя, няня\

б) из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Нина, Валя, Наша, Толя, Оля, Коля, Таня, Мйтя, Витя, Капа, Лёна, Поля, Галя, Тома, Катя.

2. Односложные слова:

мак, суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, сад, пол, мяч, стул, хлеб, таз, рот, лес.

3. Двусложные слова:

а) с ударением на первом слоге: вата, ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, боты, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма, сани;

б) с ударением на втором, слоге: пила, нога, рука, води, лиса, коза, лицо, яйцо.

4. Трехсложные слова:

а) с ударением на втором (среднем) слоге: машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, панама;

б) с ударением на первом слоге: ягода, кубики, дерево;

в) с ударением на последнем слоге: молоко, голова, сапоги, самолёт.

Задание 12. Научить детей «наращивать» одинаковые слоги к концу слов и удерживать слоговую структуру1.

му-ка баб-ка лап-ка ут-ка внуч-ка
ру-ка дуд-ка зай-ка щёт-ка книж-ка
по-ка кош-ка лей-ка мой-ка сказ-ка
щу-ка мыш-ка гал-ка   двер-ка
  шуб-ка пал-ка   клет-ка
  юб-ка вил-ка   птич-ка
  шап-ка сум-ка    
  бул-ка бан-ка    
  гай-ка пуш-ка    
  нож-ка реч-ка    
  лож-ка пап-ка    
  вет-ка тёр-ка    

1 Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми наруше­ниями речи Московского городского психоневрологического диспансера для де-

тей и подростков.

мош-ка гор-ка печ-ка миш-ка

ёл-ка нит-ка

пол-ка доч-ка туч-ка

Задание 13. Научить детей объединять заученные слова в двухсловные пред­ложения типа: «вопросительное слово (где) -f- им. пад. существительного», «ука­зательные слова (это, вот, здесь, там, тут) -\- им. пад. существительного».

где зайка — вот зайка где майка — вот майка где галка — вот галка где палка — вот палка это малина, это машина,

это ножка тут пушка

это мошка тут кружка это ложка тут мушка

это кошка тут булка это лопата, это самолет и т. д.

Примечание.

От детей не требуется точной дифференциации по значению слов: вот, там, тут, здесь. Задание выполняется примерно так же, как и на первом этапе обу­чения (см. задание 20 на стр.68). Лексический материал подбирается такой, в кото­ром ребенок может воспроизвести интонационно-ритмический рисунок слова.

Задание 14. Научить детей отдавать команды (куклам, игрушкам, своему товарищу), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения.

НИМ гтт

встань — сядь

снимай вставай одевай помоги

иди спи неси лови дай

сиди пусти ищи мой прыгай

ходи лепи зови стой копай

веди руби туши пой сажай

гуди лежи звони лей стирай

буди пиши пили пей катай

кати пляши коли бей открой

уйди беги ешь закрой

убирай

Замечание к заданию. Логопед добивается, чтобы ребенок сохранял ударный слог с ясным произношением конечного звука и, а затем дифтонгов ой, ей. Остальные звуки слов могут быть приближенными или замещаемыми.

Логопед подбирает речевой материал на свое усмотрение, а глаголы по сходству последнего слога. На начальных этапах рече­вого развития достаточно, чтобы у детей в запасе было 3—4 назва­ния действий. В трехсложных словах может опускаться один слог, стечения согласных могут опускаться во всех словах.

Задание 15. Научить детей объединять в одном предложении два слова: «обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа»

Миша, лежи. Нина, лови. Тата, спи. Катя, иди. Вова, пили. Мама, неси. Папа, руби. Миша, дыши.

Лежи, Миша. Спи, Ляля. Пиши, папа.

Стой, Ляля. Сиди, мишка. Лежи, мишка. Иди, Оля.

Прыгай, зайка. Вставай, Оля.

Задание 16. Научить детей объединять два (три) слова: «обращение + гла­гол повел, накл. ед. ч. + в, п. существительного».

а) Винительный падеж существительного совпадает с формой именительного падежа.

б) Винительный падеж существительного имеет окончание -у.

а) дай мяч шарик грибок
неси 1      
на / кубики    
бери суп    
ищи чулки носки платок
лови мяч    
открой шкаф    
закрой дверь    
б) бери вату лопату собаку
на куклу пирамиду мишку
дай палку игрушку зайку
  ложку чашку утку
  вилку   корову
И г р о в ы е примеры к заданию

«Выбери игрушку». Дети становятся в круг. В середине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (дом, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч другому, просит:

— Вова, дай шар (кубик).

— Таня, дай куклу (лопату). И т. д.

Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту просьбу: по­ложить мяч на стол, взять со стола названную игрушку и передать ее тому, кто просил. Передавая игрушку, сказать: Юля, на (возь­ми) шар».

«Подскажи нужное слово» Дети садятся вокруг стола. На столе разложены перевернутые картинки. Логопед говорит, обра­щаясь к одному из детей: «Вова, вымой...». Вова открывает одну из лежащих картинок и называет ее (руки, уши, лицо). Вова выпол­няет это действие (имитирует мытье рук, ушей, лица).

«Выбери и назови, что нужно Петрушке-игрушке». На столе стоят знакомые ребенку предметы (хлеб, молоко, орехи, чашки с компотом, чашка с водой, котлеты, недошитые штанишки с иглой, грязная тарелка и т. д.). Логопед вместе с ребенком еще раз рас­сматривает эти предметы и называет их. Можно задать вопросы: «Где чашка с водой?», «Покажи грязную тарелку» и т. д. Обращаясь к ребенку, сказать: «Сейчас к нам в гости придет Петрушка. Мы ему будем давать различные поручения. Но он не всегда знает, что ему надо делать. Ты, Вова, подскажи ему, например: «Петя, ку-шай...» {ребенок выбирает из ряда выставленных предметов хлеб или котлеты, или кашу), «Петя, пей...» (ребята выбирают молоко, кофе, компот, воду).

«Раздай правильно». На столе.стоят чашки: с водой, соком, чаем, молоком, компотом, кофе. На тарелочках лежат: сыр, хлеб, колбаса, печенье и т. д. Логопед или воспитатель вызывает двух детей. Одному дает поднос с чашкой, другому поднос с тарелкой. Объясняет, что Таня хочет (будет) пить, а Вова хочет (будет) есть. Тане надо принести то, что можно пить, а Вове то, что можно есть. Дети разносят продукты и ставят их на соответствующий поднос, проговаривая: «Таня, пей молоко (сок, компот и т. д.)», «Вова, ешь хлеб (сыр, яблоко)». Игру можно провести с предметными картинками или на фланелеграфе.

Задание 17. Научить детей грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного (с окончанием -у) падежей одних и тех же слов.

это утка — дай утку

это собака — дай собаку

это киса — дай кису

это зайка — дай зайку

это машина — на машину это лопата — на лопату

Фрагмент одного занятия

В этом задании можно сочетать две задачи: оформление пред­ложений и развитие памяти детей.

Логопед подбирает картинки, изображающие предметы или животных. Пачку перевернутых картинок кладут перед детьми.

Предлагается взять картинку, назвать ее и запомнить. Доставая картинку из пачки, ребенок называет ее, запоминает и берет себе. Дети называют картинки, употребляя слово в именительном паде­же единственного числа, например: «Это утка». После того как картинки названы, дети передают их ведущему, а затем просят у ведущего свои картинки, например: «Вова, дай мишку», «Вова, дай лопатку» и т. д. Передавая картинки, ведущий должен сказать: «Таня, на мишку», «На лопату» и т. п. Каждому ребенку предла­гается запомнить столько картинок, сколько он может.

Задание 18. Научить детей употреблять инфинитив глаголов.

спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, рыть1, а затем соединять их в словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.

1 Не добиваться заучивания всех глаголов и четкого произношения конеч­ного мягкого ть.

 

Игровой прием к заданию

«Угадай, кто что будет делать». На столе сидят куклы, одетые по-разному в зависимости от того, что они будут делать: кукла, одетая в пальто, шапку, «одетая в ночную пижаму, «сидящая в фартучке, с ложкой в руке, «с карандашом и листом бумаги и т. д. Логопед предлагает ребенку угадать, какая из кукол что должна делать.

— Вова, покажи, кто из них должен идти спать. Ребенок показывает на куклу в пижаме.

— А как ты ей скажешь, чтобы она пошла спать?

— Иди спать!

— Правильно. А кто из них пойдет гулять? Покажи. Что ты ей скажешь?

— Иди гулять.

— Верно.

Задание 19. Проследить, чтобы в общении дети использовали имеющиеся в их активной речи словосочетания, например выражали желания («дай + суще­ствительное», «хочу -\- инфинитив»), спрашивали разрешение {«можно + инфини­тив или существительное»), выражали повеление и т. д.

Примерные обиходные словосочетан ия: дай (хлеба, воды, игрушку и т. д.); налей (супа, киселя, воды, молока); хочу (есть, пить, спать, гулять, играть). Можно спать, Можно идти?, Можно гулять}, Можно кушать?, Можно встать? Идем (играть, гулять, строить, лепить и т. д.). Мой (лицо, уши, руки, шею). Иди ко мне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...