Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вклад И.Э.Грабаря в дело охраны памятников старины, реставрационная деятельность.




И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта1871, Будапешт, Австро-Венгрия16 мая1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Содержание [ убрать ] · 1 Биография · 2 Выставки · 3 Искусствоведческая работа o 3.1 Награды · 4 Галерея o 4.1 Пейзажи и натюрморты o 4.2 Жанровые сцены · 5 Примечания · 6 Литература · 7 Ссылки

[ править ]Биография

Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева [1] . Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе ЕгорьевскеРязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене [2] . Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

[ править ]Выставки

С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

[ править ]Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет был прост[ источник не указан 272 дня ]: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она.

Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[ источник не указан 272 дня ], картин из усадеб и икон из монастырей. Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8) [3] .

[ править ] Награды

§ Сталинская премия первой степени (1941) — за двухтомную монографию «Репин» (1937)

§ народный художник СССР (1956)

§ два ордена Ленина (19??, 1946 [4] )

§ орден Трудового Красного Знамени

[ править ]Галерея

[ править ] Пейзажи и натюрморты

«Балюстрада»

§ «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),

§ «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),

§ «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),

§ «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),

§ «Мартовский снег» (1904, ГТГ),

§ «Хризантемы» (1905, ГТГ),

§ «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)

§ «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),

§ «Разъяснивает» (1928)

§ «Последний снег» (1931),

§ «Берёзовая аллея» (1940),

§ «Зимний пейзаж» (1954)

[ править ] Жанровые сцены

§ «В. И. Ленин у прямого провода»,

§ «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...