Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Общая характеристика эмоциональной сферы




Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время наше общее то начинает все больше и больше понимать, что основы психического здоровья закладываются в детстве, но вместе с тем, утверждать о полном благополучии нельзя.

Родителям, педагогам не хватает психологических знаний, психологам - практических навыков. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей.

Среди причин этого: аномальное, травматическое течение родов, биологически и социально незрелые родители; низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация и психопатизация определенного числа взрослых - родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки, раннее начало обучения, усложнение учебных требований и т.д.

За этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности. Все эти факторы, по отдельности и вместе, могут способствовать развитию нервно-психических расстройств и нарушений у детей.

Проблема формирования гуманных доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно с дошкольного возраста закладываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому ребенку.

Воспитание ребенка в коллективе - важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка и раскрытие его внутреннего богатства. При формировании детского коллектива, воспитании у ребенка чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но для того чтобы не только иметь достаточно полную картину особенностей поведения, но и вскрыть психологические обоснования того или иного поведения, необходимо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе сверстников.

Цель исследования: изучить психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть сущность и значение эмоций.

.   Проанализировать особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольников.

.   Изучить подходы к классификации эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

.   Рассмотреть методики диагностики эмоциональной сферы дошкольника.

.   Разработать упражнения и игры по развитию эмоциональной сферы у детей.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении.

Методологической основой и теоретической базой явились работы М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещеряковой, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз, Г.В. Скобло, А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуда, Г.И. Свердлова, И.Ю. Ильина, которые рассматривали общение ребенка и развитие ребенка.

Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций и упражнений для развития эмоциональной сферы детей дошкольников.


 

Глава 1. Общая характеристика эмоциональной сферы

1.1 Эмоции и чувства

 

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребности удовлетворяются.

Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительным постоянством и устойчивостью, эмоции же возникают на конкретную ситуацию. Чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях.

Одной их главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Различные формы переживаний и чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека [21].

Эмоциональные состояния не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них - амбивалентны, двойственны. Они вмещают в себя одновременно два противоположных чувства. Так, например, уже в раннем детстве ребенок может переживать желание, интерес к взаимодействию со взрослыми, сверстниками и одновременно неуверенность в себе, боязнь вступить в непосредственный контакт с ними. Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта общения и часто ведет к негативным последствиям в личностном развитии ребенка.

Люди существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего, эмоциональной впечатлительностью и устойчивостью. Есть эмоционально развитые люди, а есть и страдающие своеобразной эмоциональной глухотой. Эмоциональная сфера изменяется, развивается на протяжении всей жизни.

Первоначально эмоциональная сфера формируется и видоизменяется в ходе практической деятельности, в ходе реального взаимодействия ребенка с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность эмоциональное воображение. Она представляет собой единство аффекта и интеллекта, которое Л.С. Выгодский считал характерным для человеческих чувств.

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими. У дошкольника появляются высшие чувства - сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, позы. При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями улавливать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии со смыслом.

 

1.2 Классификация основных эмоций

 

В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предложенная К. Изардом. Выделяют эмоции фундаментальные и производные. К первым относят:

) интерес - волнение;

) радость;

) удивление;

) горе - страдание;

) гнев;

) отвращение;

) презрение;

) страх;

) стыд;

) вину [17].

Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций, возникает, например, такое комплексное состояние, как тревожность. Она может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение.

 

1.3 Влияние эмоций на психические процессы

 

Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева то, что усиливает раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, с развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально. Психологической особенностью эмоциональной памяти является вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Однако, вытесненные в бессознательную сферу, мучительные переживания могут проявлять себя в сновидениях и оговорках (З. Фрейд).

Существует закономерность связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают.

С эмоциями связаны волевые процессы. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на создании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (досаду, обиду, разочарование). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно научить их не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, ибо невозможно представить себе такую деятельность без неудач, ошибок, срывов. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов [25].

М. Монтессори (ученый-антрополог, психолог, педагог) утверждала, что без эмоциональной зрелости интеллект мало значим. Ее педагогика была нацелена на создание условий для эмоционального созревания (сначала ощущения, чувства, эмоции - затем слова, мысли).

В настоящее время западный педагогический мир путем многолетних исследований показал, что среди детей, учившихся только на «отлично», и детей, которые учились средне, но имели устойчивое эмоциональное развитие, последние достигли гораздо больших успехов в жизни и работе.

Американский психолог Д. Гоулмен в своей книге «Почему эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей» пишет: «Вся система образования направлена на приобретения теоретических знаний и начисто игнорирует эмоциональное развитие человека, набор тех качеств, которые только и дают ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один человек процветает, а другой топчется на месте. Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым».

Эмоционально развитый человек целеустремлен и упорен, способен обуздать свои желания ради достижения цели, овладеть своим настроением и сохранять ясность мысли, умеет сочувствовать другим и надеяться на лучшее.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...