Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Диагностика и коррекция эмоционального развития детей дошкольного возраста




 

3.1 Методики диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

 

1. «ЛЕСЕНКА» [20]

ЦЕЛЬ: исследование самооценки ребенка

МАТЕРИАЛ: рисунок лестницы, состоящей из 10 ступенек. Рядом с лесенкой нужно расположить вырезанную из бумаги фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). Каждая лесенка отражает полярные качества, расположенные на концах лесенки: «хороший - плохой», «добрый - злой» (нравственные качества), «красивый - некрасивый» (внешность), «умный - глупый» (интеллект), «много умеет - ничего не умеет» (успешность в деятельности).

ИНСТРУКЦИЯ: ребенку по очереди предъявляются лесенки с разными качествами. Например, при показе первой лесенки психолог говорит: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?» Важно проследить, чтобы ребенок правильно понял ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить задание. Затем ребенку задается второй вопрос: «А воспитательница тебя на какую ступеньку поставила бы?»

Эти два вопроса задаются на каждой лесенке. Оцениваемые качества по лесенкам таковы:

-ая лесенка: «очень хороший - очень плохой»;

-ая лесенка: «очень добрый - очень злой»;

-я лесенка: «очень красивый - очень некрасивый»;

-ая лесенка: «очень умный - очень глупый»;

-ая лесенка: «все умеет - ничего не умеет».

ОБРАБОТКА: ступеньки лесенки нумеруются от 1 до 10 (снизу-вверх). В протоколе записываются 2 ряда из пяти цифр (от 1 до 10) - номера выбранных ребенком ступенек.

Максимальный балл на каждой лесенке по каждому вопросу - 10.

. «ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ» [15].

ЦЕЛЬ: исследование тревожности детей (4-7 лет) по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

МАТЕРИАЛ: 14 рисунков размером 8,5 на 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам соответствующими контуру лица на рисунке. На одном дополнительном рисунке лицо веселое, на другом - печальное.

ИНСТРУКЦИЯ: рисунки предъявляются ребенку строго в перечисленном порядке. Каждый раз задается один и тот же вопрос: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?» При этом в рисунках 1,2,4,5,6,7,11,13,14 психологом уточняется происходящее на рисунке, например: «Мальчик играет с малышами».

ОБРАБОТКА: проводится качественный и количественный анализ полученных данных.

) Качественный анализ. Вычисляется индекс тревожности (ИГ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков.

 

ИГ = число эмоционально-негативных выборов / 14* 100%

 

) Количественный анализ. Выявляются типы ситуаций общения, в которых ребенок наиболее тревожен. Всего их в тесте три: «Ребенок-Ребенок» (рисунки 1,3,5,10,12), «Ребенок-Взрослый» (2,8,9,13) и «Ребенок - Повседневная деятельность» (4,6,7,11,14).

. «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» [18]

ЦЕЛЬ: изучение особенностей психоэмоционального состояния и способов реагирования в социуме.

МАТЕРИАЛЫ: лист бумаги формата А4 (210*297мм), размещенный горизонтально, простой карандаш.

ИНСТРУКЦИЯ: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его.

ОБРАБОТКА: выявляются показатели тревожности, агрессивности, трудности в общении, чувства неполноценности.

Тревожность:

штриховка - 0-3

преувеличенное внимание к деталям - 0-1 линия с сильным нажимом - 0-1

маленькая фигурка животного в самом низу листа - О-1 фигура, вытянутая по горизонтали - 0-1 Агрессивность:

маленькие фигурки в самом верху листа (защитная) - 0-1 большая фигура внизу листа (выплеск нереализованных возможностей) - 0-1

фигура вытянута по вертикали - 0-1

когти, зубы, рога, кулаки, языки - 0-3

Чувство неполноценности:

маленькая фигура - 0-1

фигура в нижней трети листа - 0-1

слабая линия-0-1

косая штриховка с сильным нажимом выходит за пределы контура - 0-2

Трудности в общении:

штриховка кругами - 0-2

броня, панцирь - 0-3

заборы, барьеры, ограждения - 0-2

. «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ» [18]

ЦЕЛЬ: выявление отношения ребенка к членам семьи; семейных отношений, которые вызывают тревогу рисующего; характер восприятия ребенком взаимоотношений с другими членами семьи и своего место в семье.

Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения задания ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш 2М.

ИНСТРУКЦИЯ: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как хочешь». Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребенка, отмечается его мимика, жесты, фиксируется последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, проводится беседа по следующей схеме:

) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

) где работают и учатся члены семьи;

) как в семье распределяются домашние обязанности;

) каковы взаимоотношения ребенка с другими членами семьи.

ОБРАБОТКА: оценка ведется по пяти симптомокомплексам: БСС (благоприятная семейная ситуация), Т (тревожность), К (конфликтность в семье), ЧН (чувство неполноценности в семейной ситуации), В (враждебность в семейной ситуации). Симптомокомплексы представлены в Приложении А.

 

3.2 Программа работы с детьми, имеющими нарушения в эмоционально - аффективной сфере "В мире чувств"

 

Тренинговая программа по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Цель: профилактика нарушений эмоциональной сферы детей.

Задачи:

Создать условия для выражения детьми своих чувств, адекватного реагирования на проявление чувств другими людьми.

Способствовать приобретению детьми нового опыта выражения своих переживаний.

Помочь детям осознавать свои чувства и потребности.

Предоставить детям возможность экспериментировать и творчески самовыражаться.

После проведенных встреч дети обсуждают взволновавшие их вопросы с педагогами в группе, оформляют выставки рисунков: «Моя радость», «Моя грусть», «Мой гнев».

Встречи с детьми лучше проводить в подгруппах по 10-12 человек. С частотой проведения - два занятия в неделю.

Программа рассчитана на детей от 4-х лет и работает в разновозрастных группах.

В программе используются приемы психогимнастики, коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга и элементы групповой психотерапии.

Содержание тренинга для детей.

Встреча №1 «Радость»

Цели:

познакомить детей с чувством радости;

формировать способность говорить о своем переживании и выражать его в адекватной форме;

развитие эмпатии.

Материал:

стих К.И. Чуковского «Радость»;

несколько листов ватмана разного формата;

восковые мелки (уголь).

Ход занятия:

Приветствие

«Мы очень рады, что.../имя ребенка/ с нами!». Дети по кругу приветствуют друг друга, произнося фразу хором.

Ведущий читает стих К.И. Чуковского «Радость». Беседа с детьми. Вопросы:

Что происходит от радости с березами?

Что происходит от радости с осинами, воронами, мельницей и т.д.?

Что происходит от радости с вами, как радуетесь вы?

Как радуетесь вы?

Что происходит с вашим лицом? Что происходит с вашим телом? Как вы переживаете радость внутри себя /дыхание, стук сердца/.

Игра «Разная радость». Ведущий предлагает порадоваться, как: Тихий ручеек, бурная река, кот на солнце, резвящийся котенок, мама, летний дождь, само солнце.

Обсуждение. Какое разное может быть проявление радости.

«Я радуюсь, когда...»

Ведущий задает вопрос: а когда радуетесь вы?

Дети по кругу передают игрушку и говорят о своих ситуациях, в которых они испытывали чувство радости.

А если бы у вашей радости был голос? Каким бы он мог быть? Кто хочет попробовать?

Дети озвучивают чувство.

А если бы сейчас в вашей руке оказался мелок? Какую линию своей радости вы могли бы им нарисовать?

Возьмите этот незримый мелок! Попробуем! Вам может помочь ваше тело, голос! Вы можете начать двигаться, или ваша радость может снова зазвучать. Но вместе с этим, вы можете рисовать линии радости.

А теперь возьмите в руку настоящий мелок, карандаш и нарисуйте эти линии на бумаге. (Детям предоставляется бумага разного размера). На одном листе могут рисовать двое, трое детей.

Ведущий обращает внимание детей на похожесть и разность линий. Ведь в выражении своей радости люди похожи, но все же, каждый ее выражает по своему.

Листы с линиями выкладываются в круг. Дети становятся вокруг, держась за руки.

Прощание. «Импульс радости».

Дети по кругу передают пожатие рукой: «импульс». Он должен вернуться к тому, кто начал первым.

Встреча №2 «Радость».

Цель:

продолжить знакомить детей с чувством радости.

Материалы:

музыкальные инструменты (металлофоны, бубны, колокольчики, трещотки, шумелки и т.д.);

цветные шелковые платочки;

бумага для рисования различной формы, гуашь, кисти;

магнитофонная запись веселой музыки.

Ход занятия:

Приветствие.

«Передай привет». Каждый ребенок по кругу передает «привет» прикосновениями к другим участникам группы.

Ведущий обращается к детям: Ребята, вы помните, о каком чувстве мы говорили с вами на прошлой встрече? /радость/

Вспомните, как вы ее проявляли в движении, голосом, рисуя линии!

Давайте попробуем сейчас выразить свою радость телом, голосом или рисуя линии, как каждому захочется, по кругу.

«Скульптор и глина».

Дети вытаскивают из мешочка фишки двух цветов. Кто вытянул зеленую, становится скульптором, кто - желтую, становится глиной.

Дети становятся друг против друга. Скульптор лепит свою радость. /Ведущий обращает внимание детей на то, что глина очень мягкая, податливая, она слушается скульптора. Она молчит. В мастерской работают много скульпторов, чтобы не мешать друг другу, они работают молча./ После того, как скульптуры готовы, галерея скульптур рассматривается, комментируется ведущим. Затем, скульптор и глина меняются ролями.

«Симфония радости»

Ведущий: а еще у радости есть своя музыка!

Вы можете выбрать из инструментов, которые вас окружают любой один. А теперь каждый из вас по очереди исполнит музыку радости на том инструменте, который он выбрал. А теперь все вместе! Выбирается дирижер, он руководит оркестром.

«Краски радости»

Радость может звучать не только в музыке, но и в цвете! Выберите платочек того цвета, какого цвета вы представляете свою радость (платочек такого цвета, который вас радует, платочек цвета вашей радости!)

Звучит веселая музыка. Дети могут подвигаться с платочками под музыку, исполняя «танец радости».

А сейчас вы можете красками нарисовать свою радость! Детям предоставляется возможность выбрать для рисования листы бумаги разной формы. Дети рисуют, по окончании садятся в круг, выкладывая работы перед собой. Рисунки рассматриваются, ведущий подчеркивает индивидуальность и похожесть выражения чувства.

Прощание. «Импульс радости»

Встреча №3 «Грусть».

Цель:

познакомить детей с чувством грусти;

формировать способность выражать свои переживания;

развитие эмпатии.

Материалы:

стих Е. Наумовой «Девочка и дождь»;

чистый лист бумаги;

магнитофонная запись грустной музыки;

цветные шелковые платочки;

бумага для рисования разной формы;

гуашь, кисти.

Ход занятия:

Приветствие. (Контакт ладошками, спинками, локтями и т.д.).

Ведущий читает стих Е. Наумовой «Девочка и дождь».

Вопросы к детям для обсуждения:

Какое чувство переживает девочка?

Что послужило поводом для ее переживаний?

«Шум дождя»

Детям предлагается послушать шум дождя. Звук извлекается ударами пальцев по листу бумаги. Дети слушают, закрыв глаза. Вопросы:

Какие чувства разбудил в вас этот звук? Когда вам бывает грустно?

«Мне грустно, когда...»

Дети по кругу говорят о ситуациях, в которых испытывали грусть.

«Голос грусти»

А если бы у вашей грусти был голос, как бы он мог звучать. Давайте попробуем! Каждый ребенок озвучивает чувство. Обратить внимание на интонирование (тихая грусть, печаль, горе).

«Образ грусти»

Ведущий обращает внимание детей на похожесть в выражении лица (мимики, позы и т.д.)

Как отзывается грусть в теле? Что происходит с ним? («голова ниже плеч», «буйну голову повесил» и т.д.)

«Цвет грусти».

Ведущий предлагает детям выбрать платочки цвета грусти. Звучит грустная музыка (фон). Дети могут подвигаться под музыку. Затем им предлагается нарисовать грусть красками. Свои работы дети выкладывают в круг, рассматривают, делятся своими ощущениями.

Прощание. «Доброе животное»

Встреча №4 «Злость»

Цели: познакомить детей с чувством злости; отработать некоторые способы отреагирования гнева;

Материалы:

сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр»;

воздушный шарик;

«бо-бо», газеты, пустые коробки;

восковые мелки (уголь);

ватман разного формата.

Ход занятия:

Приветствие.

Дети делятся на пары и контактируют ладошками (ладошки встречаются, приветствуют друг друга, танцуют, борются, мирятся, прощаются).

Ведущий рассказывает отрывок из «Мойдодыра» К.Чуковского (встреча крокодила и грязного мальчика).

Вопросы к беседе: Какие чувства испытывают герои? Как они выражают эти чувства?

Детям предлагается изобразить героев сценки. (Вместе или по желанию в парах).

«Я злюсь, когда...».

Крокодила разозлил вид неопрятного, грязного мальчика, а что заставляет злиться вас? Детям предлагается вспомнить те ситуации, когда приходилось злиться. Ребята делятся своим опытом переживания гнева.

«Рассерженный шарик»

Ведущий просит детей вернуться в ситуации, вызывающие у них здражение, злость, гнев. Задает вопросы: А как начинает зарождаться ваша злость? В каком месте вашего тела?

Посмотрите, как это происходит с шариком. Воздух - это злость, шарик - наше тело. Ведущий медленно надувает шарик, комментируя, как шарик «наполняется» раздражением, злостью, гневом, от которого шарик может лопнуть («лопнуть от злости»).

Вопросы детям:

Хочется ли играть с надутым шариком? Не страшно? Что может произойти?

А хочется ли общаться с человеком, которого переполняет гнев?

Что может произойти?

Ведущий медленно начинает выпускать воздух из шарика.

А как люди могут «выпускать» свою злость?

Выпустим свою злость»

Дети предлагают свои способы отреагирования гнева, ведущий предлагает новые способы. (Дышать, выкрикнуть, мять бумагу, потопать, похлопать, побить подушки, разбить башню из коробок, нарисовать злость и т.д.)

Детям предлагается любой из способов попробовать.

«Линии злости»

Дети рисуют злые линии. Выкладывают работы в круг, делятся впечатлениями.

Прощание «Доброе животное»

Встреча №5 «Злость».

Цель: продолжить знакомить детей с чувством злости;

Материалы:

листы бумаги для рисования разной формы;

гуашь, кисти.

Ход занятия:

Приветствие. «Я рад тебя видеть!»

Дети, поворачиваясь друг к другу лицом (по кругу) произносят слова приветствия.

Ведущий спрашивает детей о каком чувстве они говорили на прошлой встрече.

Предлагает детям позлиться, как:

крокодил из «Мойдодыра»,

осенняя туча,

разъяренный лев,

рассерженная мама.

«Скульптор»

Дети делятся на пары (см. занятие №2). Им предлагается слепить скульптуру гнева.

«Эволюция гнева» (Раздражение - злость - гнев - ярость).

Ведущий спрашивает у детей, помнят ли они как злость рождается и развивается в теле? («Рассерженный шарик», см. занятие №4).

Детям предлагается (по кругу) озвучить злость. Один начинает, а стальные по очереди присоединяются.

«Краски гнева»

Ведущий спрашивает, какими красками каждый раскрасил бы свою злость. Дети высказываются, затем рисуют свой гнев. Работы выкладываются в круг, дети делятся своими впечатлениями.

Прощание «Доброе животное».

 


 

Заключение

 

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - появление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эмоции становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и результатами других.

Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («полевого») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения. А.Н. Леонтьев считал это основной характеристикой перехода от преддошкольного к дошкольному возрасту.

В своем исследовании нами изучены психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении.

Нами изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Проанализированы особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольников. Изучены подходы к классификации эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Рассмотрены методики диагностики эмоциональной сферы дошкольника. Разработаны упражнения и игры по развитию эмоциональной сферы у детей.

 


 

Список литературы

 

1. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов / Сост.: С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 128 с.

2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. -2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1993.-192с.

.   Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - Санкт-Петербург, 2000.

.   Ермолаева М.В., Миланович Л.Т. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 104с.

.   Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. - М.: Сфера, 1997.

.   Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников. - Минск, 1997. - 233 с.

.   Кэдьюсон X., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб.: Питер. 2000. - 416 с.

.   Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001. - 160 с.

.   Крюкова С.В., Слободник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Генезис, 1999. -198 с.

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 464 с.

11. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

12. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Канд. Дис. - СПб.,1998.

.   Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособия для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.

.   Наумова Е. Девочка и дождь. Стихи. - М.: Издательство «Детская литература», 1991.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 608 с.

16. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии дерев, с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 336 с.

17. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - 160 с.

18. Семенова З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом - Дерево - Человек» / З.Ф. Семенова, С.В. Семенова. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2009. - 190 с.

19. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003 - 160 с.

20. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 160 с.

.   Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт.-сост. Л.В. Свешникова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013.-79 с.

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.

23. Фопель. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Т 1,2,3,4. - М.: Генезис, 2003. - 160 с.

24. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.: Академический Проект, 2003.

.   Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2003.- 176 с.

.   Чуковский К.И. Сказки. - М.: Издательский дом «Росмэн», 1997.

27. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004. - 349 с.

28. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника»; 2002. - 80 с.

29. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.

 


 

Приложение А

 

Симптомокомплексы по методике "КРС"

 

Симптомо-комплекс Симптом Балл
Благоприятная семейная ситуация 1. Общая деятельность всех членов семьи 0-2
  2. Преобладание людей на рисунке 0-1
  3. Изображение всех членов семьи 0-2
  4.Отсутствие изолированных членов семьи 0-2
  5. Отсутствие штриховки 0-1
  б.Хорошее качество линий 0-1
  7.Отсутствие показателей враждебности 0-2
  8. Адекватное распределение людей на листе 0-1
Тревожность 1. Штриховка 0-3
  2.Линия основания - пол 0-1
  3. Линия над рисунком 0-1
  4. Линия с сильным нажимом 0-1
  5. Стирание 0-2
  6.Преувеличенное внимание к деталям 0-1
  7. Преобладание вещей 0-1
  8. Двойные или прерывистые линии 0-1
  9.Подчеркивание отдельных деталей 0-1
Конфликтность в семье 1.Барьеры между фигурами 0-2
  2.Стирание отдельных фигур 0-2
  3. Отсутствие основных частей тела у фигур 0-2
  4. Выделение отдельных фигур 0-2
  5. Изоляция отдельных фигур 0-2
  6.Неадекватная величина отдельных фигур 0-2
  7.Несоответствие вербального описания 0-1
  8.Преобладание вещей 0-1
  9.Отсутствие на рисунке членов семьи 0-2
  10. Член семьи, стоящий спиной 0-1
Чувство неполноценности в семейной ситуации 1.Автор рисунка непропорционально мал 0-2
  2.Фигуры на нижней части листа 0-2
  3. Линия слабая, прерывистая 0-1
  4.Изоляция автора от других 0-1
  5.Маленькие фигуры 0-1
  6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 0-1
  7.Отсутствие автора 0-2
  8.Автор стоит спиной 0-1
Враждебность в семейной ситуации 1.Одна фигура на другом листе или стороне 0-2
  2.Агрессивная позиция фигуры 0-1
  3. Зачеркнутая фигура 0-2
  4.Деформированная фигура 0-2
  З.Обратный профиль 0-1
  6.Руки раскинуты в стороны 0-1
  7. Пальцы длинные, подчеркнутые 0-1

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (к третьему этапу)

 

Упражнения на коррекцию эмоциональных состояний

 

. "ПОРТРЕТ НЕПРИЯТНОГО ЧЕЛОВЕКА"

Участникам предлагается нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они имеют агрессивные намерения или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг.

. "ФИГУРА ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ АГРЕССИИ"

Предлагается собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом участнике группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои когти, жала, зубы, шипы, перепончатые крылья и т.д. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, царапающего. Затем, путем одновременного нажатия кнопок осуществляется старт стула с сидящим на нем воплощением агрессивных поползновений группы в межзвездное пространство, где оно и канет навеки в пучине забвения.

. "ПРИЗ ДЛЯ АГРЕССИВНОГО"

Ведущий показывает приз ("Сникерс") и говорит, что вручит его самому агрессивному. Претенденты на призовые места должны сделать самовыдвижения. Если несколько человек претендуют на звание самого агрессивного, то группа должна определить, кому же именно достанется сей приз. Затем предлагает кому-нибудь из участников - самому доброму, как заявляет тренер, вручить победителям конфеты. А затем из укромного места достается коробка хороших конфет для всех остальных.

. "Я ДОЛЖЕН, ХОЧУ, МОГУ"

Написать 10 предложений, начиная со слов: «Я должен...» Затем заменить слово "должен" на "хочу", прислушаться к своим ощущениям. Затем заменить слово "я хочу" на "я могу". Что при этом происходит? Что вы чувствуете?

. "РАССКАЗ О ПРЕДМЕТЕ В КОМНАТЕ"

Один из участников выбирает любой предмет в комнате и начинает рассказывать о нем от первого лица.

Задача психолога - фиксировать ключевые моменты, характеризующие эмоциональное состояние и личностные особенности ребенка. В ходе этого упражнения становятся видны многие проблемы, которые требуют внимания.

. "СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО КРУГУ"

Упражнение целесообразно выполнять в группах по три человека. Каждый имеет фломастер или ручку, цвета должны быть разными. Первый начинает историю: пишет одно-два предложения, передает другому лист бумаги. Так история сочиняется совместно всеми участниками. Нужно пройти 5-6 кругов. Потом коллективно обсуждаются истории, дети высказывают свое мнение о характерах персонажей и о самом сюжете.

Задача психолога: читая фразы, написанные одним цветом, обращать внимание на наиболее тревожные, агрессивные, неуверенные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...