Многолетний период делится на четыре этапа, содержание и направленность работы которых зависит от трех, названных выше факторов. Это позволяет более четко и эффективно осуществлять деятельность по достижению конечной цели.
Первый этап. Этап начальной подготовки воспитания интереса к занятиям спортом, приобщения детей к волейболу. Возраст 9- 11 лет. На этом этапе решаются следующие задачи:
привитие интереса к занятиям физическими упражнениями, волейболом;
развитие быстроты, ловкости, гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата;
развитие специальных качеств и способностей, необходимых волейболисту;
обучение основам техники игры в волейбол;
приучение к игровой деятельности;
выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮШОР.
Содержание подготовки на первом этапе включает:
упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствование жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
подготовительные упражнения для развития физических качеств применительно к приемам игры в волейбол;
подводящие упражнения и упражнения по технике для овладения основными приемами игры в волейбол, предусмотренными программой;
подвижные игры, подготовительные к волейболу игры;
мини-волейбол, учебные игры в волейбол по упрощенным правилам;
соревнования по физической подготовке, технике игры, подвижным играм, подготовительным и волейболу, по мини-волейболу.
Второй этап. Этап общей базовой подготовки, универсальности задач, выбора средств и методов тренировки: отбора юных спортсменов для следующего этапа. Возраст - 12- 14 лет. На одном этапе решается ряд задач:
выявление способных к волейболу детей и качественный отбор для занятий на третьем этапе;
привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу;
развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата;
развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры в волейбол;
обучение основам техники и тактики игры в волейбол;
приучение к игровой и соревновательной деятельности. Содержание подготовки на этом этапе сводится к следующему:
упражнения для развития быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, для укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствование жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты, мини-гандбол и мини-баскетбол по упрощенным правилам;
подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями;
подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие правильному овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями;
учебные игры с заданиями, контрольные игры;
теоретические занятия по специальной программе;
соревнования по физической подготовке, технике игры, мини-волейболу (12 лет), волейболу (13-14 лет);
отбор детей для специализированных занятий волейболом на основе нормативных показателей и модельных характеристик.
Третий этап. Этап специальной базовой подготовки, дифференциации волейболистов по игровым функциям, универсальности с элементами специализации, отбора спортсменов для четвертого этапа. Возраст 15-17 лет. Перед этим этапом стоит несколько задач:
повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей;
развитие специальных качеств и способностей, необходимых при совершенствовании навыков игры в волейбол;
прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры;
определение каждому волейболисту игровой функции и индивидуализация с учетом этого процесса подготовки.
Содержание подготовки на третьем этапе состоит в следующем:
упражнения для развития основных двигательных качеств, совершенствования навыков естественных видов движений, расширения двигательного опыта;
занятия другими видами спорта: баскетбол, гандбол, легкая атлетика, акробатика и др.;
упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении, и совершенствовании навыков технических приемов и тактических действий, упражнения с отягощениями и на специальных тренажерах для всех мышц тела;
подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие успешному овладению основным технико-тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением технических средств;
игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с системой установок на игру и последующим разбором игры;
теоретические занятия по специальной программе;
при помощи системы упражнений и наблюдений определение каждому спортсмену игровой функции (связующего, нападающего), индивидуализированные занятия с учетом игровой функции, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор на соревнованиях.
Четвертый этап. Этап спортивного совершенствования, специализации на основе универсальности. Возраст 18-20 лет. Этот этап включает в себя решение следующих задач:
повышение функциональных возможностей, общей и специальной физической подготовленности до уровня требований команд высших разрядов;
достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации;
достижение высокого спортивного мастерства выполнения игровой функции в команде при высоком уровне универсальной подготовки;
достижение стабильности игры (надежности игровых навыков в сложной соревновательной обстановке);
введение молодых волейболистов в орбиту требований системы подготовки спортсменов в командах высших разрядов.
Содержание подготовки:
упражнения для развития основных двигательных качеств до уровня, обеспечивающего успешное решение задач специальной подготовки;
упражнения для укрепления систем организма, несущих основную нагрузку в соревновательной деятельности волейболиста;
упражнения для развития специальных качеств и способностей до уровня, создающего условия для поступательного совершенствования технико-тактического мастерства;
индивидуализированная технико-тактическая подготовка с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и их игровой функции;
интегральная подготовка с акцентом на создание условий более сложных по сравнению с соревновательной деятельностью волейболистов;
соревновательная подготовка посредством контрольных игр и участия в различных соревнованиях;
теоретические занятия по специальной программе. Содержание подготовки резервов на четвертом этапе аналогичен процесс подготовки спортсменов команд высших разрядов.