Организационные формы подготовки волейболистов
Достижение цели системы многолетней подготовки волейболистов и успешное решение задач в ее подсистемах (спорт высших достижений, подготовка спортивных резервов и массовый волейбол) требуют наличия соответствующих форм организации работы по волейболу. При этом каждая такая форма обеспечена всем необходимым для успешного решения задач на уровне той подсистемы в которую входит. Спорт высших достижений. На этом уровне спортивная работа проходит в сборных и клубных командах. Сборные команды страны - мужская и женская (первая и вторая) - осуществляют свою работу в соответствии с комплексной целевой программой. Первые сборные принимают участие во всех международных официальных соревнованиях (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, Кубки мира), различных турнирах. Работу со сборной командой осуществляют тренеры (один старший), врач, массажист и члены КНГ (педагоги, медики, физиологи, психологи). Вторые сборные организуют работу с ближайшим резервом в основную сборную. Для них имеется программа подготовки (тренировка, соревнования и т. д.). Сборные команды союзных республик, Москвы и Ленинграда проводят работу с сильнейшими волейболистами своего региона. Основными соревнованиями для них является Спартакиада народов СССР. По такому же принципу организуют работу другие сборные: Вооруженных Сил СССР (для участия в спартакиаде Дружественных армий), "Динамо" (для участия в "Динамиаде"), "Локомотива" (международные соревнования железнодорожников и др.). Клубные команды - это мужские и женские команды высшей и первой лиги, участвующие в чемпионате СССР. Работа в клубах проводится в соответствии с "Положением о командах высшей лиги". По штатному расписанию работу проводят семь тренеров: главный, старший (начальник команды), селекционер, специалист пс научно-методическому обеспечению, врач, массажист.
В высшей лиге 12 мужских и 12 женских команд, столько же в первой лиге. В этих клубных командах находятся все лучщие волейболисты страны, прежде всего из них отбираются кандидаты в сборную команду страны. Клубные команды в союзных республиках, Москве и Ленинграде участвуют в чемпионатах по классу "А". Волейболисты этих клубов являются базой для создания сборных команд своего региона. Количество команд различно. Работа сборных и клубных команд представляет систему "Сборная - клуб" "Тренер сборной - тренер клуба - спортсмен". Централизованную подготовку кандидаты в сборную проводят в ее составе, остальное время они тренируются в клубе по индивидуальным планам. Ежегодно клубные команды разрабатывают планы, готовят отчеты и представляют их в соответствующий Госкомспорт. Отдельно представляются отчеты о выполнении индивидуальных планов кандидатами в сборную. Подготовка спортивных резервов. На этом уровне работа по волейболу осуществляется в сборных молодежных командах страны и союзных республиках, в группах олимпийского резерва при командах высших разрядов, в СДЮШОР и УОР, специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах, в детско-юношеских клубах физической подготовки (ДЮКФП). Сборные команды страны - молодежные (до 20 лет) и юношеские (до 18 лет) -постоянно действующие коллективы, работа которых построена по принципу основных сборных, мужских и женских. Молодежные и юношеские команды участвуют в чемпионатах мира и Европы, юношеские - в международных турнирах. Сборные молодежные и юношеские команды союзных республик, Москвы и Ленинграда организуют работу с сильнейшими молодыми волейболистами своего региона. Эти команды принимают участие во всесоюзных юношеских спортивных играх, во всесоюзных играх учащихся спортивных школ. По такому же принципу организуется работа со сборными командами краев, областей для участия в соревнованиях республиканского масштаба.
Группы олимпийского резерва (группы подготовки) создаются при командах мастеров. Их основная задача - готовить резерв в команду, например, высшей лиги. Содержание работы органически связано с направленностью работы в команде мастеров. Основные соревнования для них - чемпионат молодежных команд- Дублеров команд высшей лиги. Специализированные детско-юношеские школы и училища олимпийского резерва проводят свою работу в соответствии с "Положением" об этом типе школ. Их основная задача - подготовка резервов высококвалифицированных волейболистов для команд мастеров и сборных страны. СДЮШОР по волейболу в стране более 30. Они имеют хорошую материальную базу и квалифицированных тренеров. Работа здесь проводится с контингентом перспективных юных волейболистов, прошедших предварительную подготовку в ДЮСШ или других формах физкультурно-спортивной работы (волейбольные секции в общеобразовательной школе, ДЮКФП). Школы-интернаты спортивного профиля (УОР) проводят свою работу в соответствии с "Положением" об этом типе школ. Учащиеся здесь учатся, тренируются и живут. Эти школы хорошо оборудованы для тренировочной работы, созданы все условия для медицинских наблюдений, профилактики и восстановления, тренеры, как правило, с высшим физкультурным образованием, многие в прошлом волейболисты команд высших разрядов. В стране около 10 отделений волейбола при УОР. Специализированные классы по волейболу занимают промежуточное положение между СДЮШОР и УОР, распорядок дня по сочетанию учебных и тренировочных занятий как в УОР (вечером учащиеся уходят домой), тренировочная работа проводится на базе СДЮШОР (или ДЮСШ). Вся работа этих классов проводится в соответствии с "Положением" об этих классах. Специализированные классы имеют наиболее широкое распространение по сравнению с рассмотренными выше.
Содержание тренировочной работы групп подготовки при командах мастеров, СДЮШОР, УОР и спецклассов регламентируется специальной программой по волейболу, в которой детально раскрыты все необходимые вопросы. Важнейшим условием эффективности подготовки волейболистов высших разрядов и квалифицированных резервов служит тесная взаимосвязь работы клубных команд и СДЮШОР, УОР, спецклассов, групп подготовки. Это касается содержания тренировочного процесса, профессиональной учебы тренеров, совместных тренировочных занятий и т. д. Такие связи должны быть постоянными и многосторонними. Массовые формы занятий. Для массового волейбола характерно большое разнообразие форм организации занятий. Организованные занятия и соревнования по волейболу проводятся по месту работы и учебы, в спортивных сооружениях, во внешкольных учреждениях, по месту жительства, в местах организованного отдыха, в Вооруженных Силах СССР. Наиболее высокими потенциальными возможностями для развития массового волейбола располагают промышленные предприятия, учреждения, совхозы, колхозы. Охват занимающихся (всех желающих) здесь в широком возрастном диапазоне, основные формы работы: спортивные секции 2-3 раза в неделю и соревнования в коллективе, районе, городе. Работа проводится как штатными тренерами (с волейболистами, имеющими спортивный разряд), так и тренерами-общественниками. По месту учебы в высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах и ПТУ занятия по волейболу обязательны. Спортивные сооружения (стадионы, дворцы спорта) проводят секционные занятия и соревнования. Большую работу по волейболу проводят внешкольные учреждения: ДЮСШ, ДЮКФП, пионерские и оздоровительно-спортивные лагеря. Основные формы работы - тренировочные занятия и соревнования. По месту жительства занятия и соревнования по волейболу проводятся в физкультурно-оздоровительных комбинатах (ФОК), физкультурно-спортивных клубах, при ЖЭКах. Работу проводят инструкторы ЖЭ Ков, тренеры, энтузиасты волейбола. В местах организованного отдыха волейбол занимает ведущее место: в парках культуры и отдыха, санаториях, домах отдыха, пансионатах и т. д. Широко представлен волейбол и в местах отдыха трудящихся: в загородных зонах отдыха, на пляжах, в дачных поселках. Увеличивается число любителей зимнего волейбола на открытом воздухе, пляжного волейбола. В организации работы по массовому волейболу ведущая роль принадлежит профсоюзным и молодежным организациям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|