Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средние циклы и микроциклы




План годового цикла детализируется в построении средних циклов и микроциклов. При построении средних циклов предстоящая работа детализируется применительно к особенностям конкретного контингента волейболистов, команды с учетом задач, модельных заданий и т. д. Еще в большей мере эта детализация осуществляется в микроциклах, на основе которой строится индивидуализация средств, методов и т. д. в тренировочных занятиях применительно к каждому отдельному волейболисту. Особое значение здесь имеет оперативная информация, циркулирующая в системе "план - тренер - спортсмен" по принципу обратной связи. Средний цикл - это несколько микроциклов, объединенных в отдельный блок.

Набор микроциклов в блоках зависит от логики развертывания тренировочного процесса и особенностей этапа подготовки. В одном блоке может быть два (минимум) и больше микроциклов. Взяв за основу соревнования, можно выделить следующие типы блоков (средних циклов): соревновательный, предсоревновательный, базово-развивающий (накопления), втягивающий, активного отдыха.

1. Соревновательный блок. Структура блока определяется характером основных соревнований данного сезона. В нем по возможности моделируются все условия подготовки и проведения основных соревнований. Этот блок - основной в период соревнований, проводимых с интервалами (чемпионат СССР). Соревновательный блок включается в предсоревновательную подготовку. В него входят подводящий, соревновательный и восстановительно-реабилитационный микроциклы. Как правило, это турниры или соревнования.

Адекватность соревновательного блока самая высокая. В системе многолетней подготовки основные соревнования рассматриваются как соревновательный блок, в котором в наибольшей степени реализуются соревновательные условия. Роль такого блока исключительно велика.

2. Предсоревновательный блок. В блоке с большой достоверностью моделируется режим основного соревнования для того, чтобы максимально обеспечить адаптацию спортсменов к конкретным условиям этих соревнований и создать условия для полной реализации их возможностей в соревнованиях. В этот блок включают тяжелые и ударные микроциклы, моделирующие основную работу предстоящих соревнований и, как правило, по трудности превышающую ее.

По направленности в предсоревновательный блок входят специально-подготовительный, подводящий и восстановительно-реабилитационный микроциклы.

Адекватность этого блока достаточно высокая, она уступает только соревновательному блоку.

3. Базово-развивающий блок, или блок накопления. Данный блок направлен на повышение функциональных возможностей спортсменов и совершенствование мастерства по всем компонентам подготовленности. Тренировочная работа сочетается с участием в контрольных играх, турнирах и соревнованиях по волейболу, по другим спортивным играм, по другим видам спорта, по технико-тактической и физической подготовке.

В содержание этого блока включаются, главным образом, общеподготовительные и специально-подготовительные микроциклы. Подводящие и соревновательные микроциклы включаются применительно к характеру проводимых соревнований, при этом они чередуются с восстановительно-реабилитационными микроциклами.

Адекватность колеблется в довольно широком диапазоне. По тяжести микроциклы варьируют также довольно широко: легкий - средний - тяжелый - восстановительно-реабилитационный; средний - тяжелый - восстановительно-реабилитационный - легкий.

4. Втягивающий блок. Он направлен на то, чтобы подготовить спортсменов к предстоящей работе в данном сезоне или этапе подготовки. Обычно он следует за отдыхом или существенным снижением тренировочных нагрузок и уменьшением специфичности в работе.

В содержание этого блока входит преимущественно сочетание общеподготовительных и специально-подготовительных микроциклов, которые чередуются с восстановительно-реабилитационными микроциклами.

Адекватность втягивающего блока невысокая. Вначале микроциклы преимущественно легкие и средние, к окончанию тяжесть их возрастает.

5. Блок активного отдыха. Этот блок направлен на постепенное переключение спортсмена от напряженной соревновательной деятельности на работу в последующем подготовительном периоде.

Основное содержание этого блока составляют общеподготовительные и восстановительные микроциклы. По своему характеру блок активного отдыха бывает восстановительно-подготовительный (увеличенное количество восстановительно-реабилитационных микроциклов) и восстановительно-поддерживающий (переключение в средствах тренировки, легкий тренировочный режим).

Микроциклы представляют собой важнейшую структурную единицу процесса подготовки волейболистов. Микроцикл - это ряд тренировочных занятий (элементарных рабочих циклов. Элементарный рабочий цикл состоит из двух полуциклов (фаз): первого - от начала работы (тренировочного занятия) до окончания вследствие исчерпания ресурсов и второго - от окончания работы до полного восстановления), составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных занятий в микроцикле - два.

Основные параметры микроцикла - количество рабочих (тренировочных, соревновательных) дней и количество тренировочных занятий в них, а также количество дней отдыха. Варианты микроциклов в этом плане выделяют следующие: 6:1;5:1;4:1;3:1;2:1 (шесть тренировочных дней и день отдыха и т. д.). Количество тренировочных занятий в день может быть от одного до трех.

Исходя из того, что тренировка и соревнования являются важнейшими компонентами системы подготовки волейболистов, решающее значение имеют тренировочные и соревновательные микроциклы. Определяющими для построения названных микроциклов служат задачи, адекватность главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих занятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и характер отдыха, различное сочетание перечисленных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более крупные структурные единицы - блоки (средние циклы).

Адекватность главным соревнованиям (АГС). Моделирование условий основных соревнований в процессе подготовки имеет решающее значение. Под условиями следует понимать следующее:

  • состав соперников с выделением главных из них;
  • структура соревновательной деятельности с учетом моделей команд соперников и отдельных игроков;
  • климатогеографические условия места проведения;
  • характеристики спортивных сооружений, где будут проходить соревнования;
  • способ проведения соревнований и определения победителя, чередование игр и дней, свободных от игр, последовательность игр с конкретными соперниками;
  • характеристика болельщиков;
  • особенности питания.

В зависимости от набора перечисленных условий, АГС можно определить в процентах. Включение отдельных компонентов условий в соревновательную и тренировочную деятельность волейболистов дает ту или иную АГС, которая определяется как высокая (100- 70%), средняя (60-30%) и малая (20-0%), АГС, равная 100 %, будет только на самых главных соревнованиях, так как только там может быть полный набор условий с фиксацией результатов именно этих соревнований. Высокая АГС будет у официального турнира, проводимого на месте будущих главных соревнований и с тем же составом соперников. По напряженности высокая адекватность будет у официальных соревнований данного цикла, которые определены как подводящие к главным. За время подготовки необходимо по возможности включать в разном сочетании все компоненты условий главных соревнований. В тренировочных занятиях АГС будет выше в процессе интегральной подготовки, игровых тренировках и контрольных игр двух составов учебной группы между собой. Самая низкая АГС будет в тренировочных занятиях, посвященных физической подготовке, занятиям другими видами спорта. По периодам тренировки малая АГС характерна Для переходного периода, средняя для подготовительного и высокая Для соревновательного. Учитывается также специализированность, направленность и сложность тренировочных нагрузок.

По степени трудности микроциклы можно разделить на ударные, тяжелые, средние и легкие. Определяющим здесь будет характер восстановительных процессов: на какую фазу восстановления приходится начало последующего тренировочного занятия после предыдущего. Это же относится и к отдельному занятию и применяемым в нем заданиям. Здесь имеет место связь с зонами интенсивности нагрузки, выражаемой в баллах (см. табл. 2).

Для ударного микроцикла характерны предельные нагрузки (пульс 182-200 уд/мин, 21-33 балла), которые приходятся на фазу неполного восстановления. После окончания ударного микроцикла и определенного отдыха наблюдается существенное повышение работоспособности волейболистов.

Тяжелый микроцикл также отличается тем, что очередная нагрузка приходится на частичное восстановление (пульс 174-180 уд/мин, 14-20 баллов). Волейболисты не восстанавливаются после предыдущего тренировочного занятия к началу следующего.

Средний микроцикл занимает как бы промежуточное положение, для него характерны нагрузки как на недовосстановлении, так и на фазе полного восстановления. На протяжении микроцикла нагрузки возрастают (пульс 156-172 уд/мин, 8-12 баллов).

В легком микроцикле каждая последующая нагрузка приходится на фазу полного восстановления или сверх восстановления (пульс 114-150 ударов в минуту, 1-7 баллов).

С учетом сказанного можно выделить следующие типы микроциклов: соревновательный, подводящий, специально-подготовительный, общеподготовительный, восстановительно-реабилитационный.

1. Соревновательный микроцикл включает все составляющие главного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных соперников, условий проведения и т. д. Он служит ориентиром (моделью) для построения тренировочных микроциклов.

Соревновательные микроциклы имеют высокую и среднюю адекватность (60-100%). По степени воздействия они могут быть тяжелыми и средними.

2. Подводящие микроциклы применяются в ходе непосредственной подготовки к соревнованиям. В них моделируются элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения и т. д.). Происходит окончательная отработка схемы игры, составов, замен и т. д. По адекватности близко примыкают к соревновательным микроциклам (60-80%). По степени воздействия могут быть средними и легкими.

3. Специально-подготовительные микроциклы направлены на повышение уровня специальной физической, технико-тактической и интегральной подготовленности спортсменов-игроков. В этих микроциклах моделируются компоненты соревновательной деятельности и условия, в которых она должна проходить (протекать). Происходит овладение новыми технико-тактическими действиями и их способами, устраняются ошибки в технике и тактике и т. д.

По адекватности специально-подготовительные микроциклы могут быть средними и малыми (20-60 %). Наибольшая адекватность будет в тренировочных занятиях, посвященных двусторонней игре (игровые тренировки), а также интегральной подготовке. По степени воздействия они могут быть легкими, средними, тяжелыми и ударными. Они отличаются самой высокой интенсивностью тренировочных воздействий во время тренировочных занятий.

4. Общеподготовительные микроциклы. Основная задача их состоит в повышении уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; в повышении уровня функциональных возможностей организма, в укреплении основных звеньев опорно-двигательного аппарата, несущих основную нагрузку в процессе тренировочной и соревновательной деятельности волейболиста. Они служат также для переключения от игровой деятельности и ее компонентов к неспецифической работе для профилактики перенапряжения, переутомления и в то же время поддержания или даже повышения базы функциональной подготовленности для эффективной специальной работы на последующих этапах подготовки.

Адекватность общеподготовительных микроциклов существенно уступает предыдущим, она малая и в отдельных случаях средняя, до 30 %. По степени воздействия общеподготовительные микроциклы могут быть легкими, средними и тяжелыми. Могут сочетаться с микроциклами специальной направленности для снижения психологической нагрузки, но с поддержанием физической нагрузки на определенном (в том числе и высоком) уровне.

5. Восстановительно-реабилитационный микроцикл. Основная его задача состоит в снижении тренировочных воздействий, контрастной смене применяемых средств, применения широкого круга восстановительных средств: педагогических, психологических, медико-биологических. Эти микроциклы следуют после серии напряженных соревнований или интенсивных тренировочных занятий, после тяжелых и ударных микроциклов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...