Вопрос 26: Человек как предмет философского анализа. Изменение образа человека в истории и культуре.
Сложность философского определения человека заключается в том, что: · по отношению к человеку сложно сохранять беспристрастность · человек слишком уникален и одновременно универсален, чтобы его можно было определить обычным философским путем · определение человека возможно только через определение мира человеческого бытия, а это-все. В широком смысле: Человек -точка пересечения различных проекций бытия, вбирающая в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики; человек выступает одновременно как микрокосм, микротеус и микросоциум. В узком смысле: Человек -некое биопсихосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. Наиболее классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. На уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Тело – материально-природное основание человеческого бытия. Душа – 1) особая жизненная энергия, кот. определяет сроки земного существования человека 2) индивидуализирующее человека начало, выступающее носителем воли, свободного выбора. Дух обращен к описанию всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся сущностные родовые особенности человека, в качестве которых в философии чаще всего назывались разум и социальность. 1) Дух как разум или разумная душа. Разум, кот. объединяет людей, т.к. все носители разума 2) Св-во социальности, общественности, политичности. «Человек – политическое животное» Основные стратегии интерпретации человека:
1. Натурализаторская: Человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, чтобы было невозможно в др. природных образованиях. Человек – это природное живое существо, рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. Сформировался в античной философии (Демокрит), поддерживался позитивизмом, прагматизмом. Классическая версия (Мандевиль, Ламетри, Дидро и др.) понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенное и царственное начало. Неклассическая версия (Ницше, Фрейд) Человек – это несостоявшееся животное, «еще не определившееся животное», тупик природного развития. В философии ХХ в. появляется идея принципиального несовершенства биологической природы организма. Культура –совокупность механизмов, компенсирующих биологич. недостаточность человека. Его сила укорена в природной слабости. 2. Экзистенциально-персоналистская (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) человек как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Ж.-П.Сартр -у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя. 3. Рационалистическая (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) Сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличии от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум это то начало, посредством кот. преодолевается естественно природное в человеке. 4. Социологизаторская
Марксистская версия (Маркс) Сущность человека – совокупность всех общественных отношений. Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Структуралистская (20 в.) Человек как производная функция от обусловливающих его опыт социальных, политических и семантических факторов. Человек задан как точное пересечение различных дискуссионных практик культуры и общества. Реальная истина о человеке должна реконструироваться, исходя из всех этих подходов, поскольку человек – это одновременно природное, социальное и индивидуально-творческое начало. Изменение образа человека в истории: Античность – космоцентризм. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. Идеал человека- мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. Классический период (Сократ) проблема человека выдвигается на центральное место. Средневековье -характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога. Христианство -Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Возрождени е антропоцентричность, в центре проблема человека, как самоценного существа.. Западноевропейская философия 17 в - Проблема человека, его познавательной способности исвободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Взаимодействие биологического и социального. Две позиции: 1. Природа человека биосоциальна. Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду. 2. Природа человека всецело социальна. Человек не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. Средством общения между людьми выступает язык, он является и фундаментальным стимулятором развития у человека мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|