Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 10:Немецкая классическая философия и ее место в историко-культурном процессе. Философия Канта.




Середина 18 - середина 19 в, Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель. Это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма. Для гносеологического рационализма XVII – XVIII вв. было характерно принижать роль чувственного познания, он исходил из абсолютной презумпции разума как единственного источника и критерия истинности знания, при этом полностью игнорировалась роль чувственного восприятия. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая природа познавательного процесса. При всем разнообразии идей и концепций, Н. К. Ф. представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма, органически связанных между собой: каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника. Более того, приверженность Н. К. Ф. на протяжении всего этапа собственного развития ряду существенных принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном, едином духовном образовании. К числу такого рода принципов следует отнести:

1) сходное понимание всеми немецкими мыслителями роли самой философии в истории человеческого общества: "философия, - есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении"(Гегель)

2) формирование качественно нового облика этой философии осуществлялось ее авторами в виде более дифференцированой, тщательно отработанной в категориально-понятийном плане, специальной системы дисциплин, характеризующейся высокой степенью обобщенности и абстрагированности;

3) ориентация на создание (впервые в истории философской мысли) целостной диалектической концепции развития;

4) наличие ряда общих подходов к трактовке социально-исторической проблематики - обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма.

Н. К. Ф. обогатила духовную мысль новым способом философствования, взяв в качестве особого, исходного его пункта сосредоточение всех интеллектуальных интересов гл. о. на гносеологической проблематике. В отличие от предшествующей философской метафизики Н. К. Ф., стремилась дать именно познавательную оценку всему существующему, отправляясь в своих рассуждениях от рассмотрения познавательного процесса и установления границ его компетенции. Поэтому Н. К. Ф. - это еще и критическая философия, четко осознающая диапазон познавательных сил и подвергающая все и вся суду разума. Развитие этой тенденции привело, однако, к своеобразной гипертрофированной оценке рассудочности и абстрактного рационализма и обернулось впоследствии радикальной внутрифилософской переориентацией, выразившейся в протесте против рационалистической гармонизации мира и его панлогического усечения (см. Иррационализм). Н. К. Ф. явилась значительным этапом в истории мировой философской мысли, оказав чрезвычайно важное и глубокое воздействие на духовную историю человечества. Общечеловеческое значение Н. К. Ф. определяется ее стремлением дать ответы на вечные вопросы философии, а, следовательно, и человеческого бытия. И хотя ответы, данные виднейшими немецкими мыслителями, во многом обусловлены современной им эпохой, они шли далеко за пределы 18-19 столетий. Один из наиболее ярких представителей Н.К.Ф. является И.Кант

В философии Канта выделяют 2 этапа: докритический и критический.

В первый период интересы философа сосредоточены главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Кант занимается вопросами природы. Он выступал как учёный, астроном и географ.

Критический этап начинается с 1770 года. после опубликования: "Критики чистого разума"-гносеология –главное произведение данного периода, "Критики практического разума" - этика, "Критики способности суждения" - эстетика. Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии – эмпиризма и рационализма. Кант ввел понятие априорных форм чувственности и рассудка. Введение понятие «априорные формы чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию по существу. Доступ к вещам самим по себе оказался невозможен из-за этих форм. Мы можем знать лишь мир явлений, внутренние же содержимое вещей непознаваемо, т.е.

Кант выделяет 2 понятия:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире.

Таким образом, вещь сама по себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь остаётся "вещью- в - себе" (непознанной и нераскрытой вещью). Категорический императив Канта - человек должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других людей.

Различие мира явлений и мира вещей Кант связывал с понятиями трансцендентального и трансцендентного. Первый термин означает, что явление имеет признаки априорности, второй – указывает на нахождение чего-либо за границами опыта. Свою этику Кант строил с учетом результатов критики теоретического разума. Данной проблеме посвящен основной труд философа «Критика практического разума». Главным законом своей этики немецкий философ провозгласил формальное внутреннее повеление – категорический императив. Категорический императив Канта предполагает наличие свободы воли, воли как свободной причины наших поступков. Государство, по мнению Канта, должно обеспечить такое положение, когда свободное проявление произвола одного совместимо со свободой каждого.

Т.о., критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Философия же в целом признана отвечать на фундаментальные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?»

В самом субъекте Кант различает 2 уровня:

-эмпирический (опытный);

-трансцендентальный (нах -ся по ту сторону опыта).

Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека, но и открывать законы разума и познавательной деятельности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...