Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 11. Классическая и неклассическая философия: две эпохи в развитии европейской философии.




Классическая философия – от Античности до немецкой философии.

Основные черты классической философии:

1) идея разума как объективного основного начала, определяющего порядок природы и устройство человеческого мышления

2) постулирует мир как целостное единство, которое можно описать с помощью универсальных схем

3) характерна четкая дифференциация разделов знания

4) характерен логоцентризм (последовательность, логика изложения, доказательность)

5) идеал гармонии

6) характерно представление о человеке, как деятельном субъекте, опирающемся на свой интеллект, свои возможности

7) ориентируется на естественнонаучные знания

8) человек рассматривается в гармонии с космосом, с мирозданием в целом

9) вера в способность разума контролировать все доступные сферы бытия

10) государственная жизнь, общество и культура мыслились как воплощение сознательной деятельности индивидов

11) представление о разуме философа как привилегированной точке отсчета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе

Главной задачей философской рефлексии являлось освобождение внутреннего опыта человека от давления страстей и личного произвола. В познании необходимо достигнуть объективности, обнаружить необходимое и общезначимое, контролируемое разумом логико-дискурсивное содержание. Только оно может считаться истинным знанием.

Присущ:

- объективизм, независимое от человека существование мира как данности;

- субстанциализм, единство законов универсума обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, материя, разум);

-созерцательность, философия мыслилась как высший род умозрения;

- видимость беспредпосылочности философского знания, философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Сама философия мыслилась как наука наук.

 

Неклассическая философия (конец XIX-XX вв.)

Основные черты неклассической философии:

1) иррационализм

2) отказ от универсальных схем описания мира

3) мир представляется как негармоничный, противоречивый, враждебный человеку

4) нельзя четко разделить философское знание, оно всегда диффузно, единый конгломерат

5) плюрализм, множественность мнений

6) человек не столько как действующее существо, сколько как страдающее

7) нельзя четко разделить объективные и субъективные моменты

8) характерно рассмотрение мира как разорванного на отдельные цивилизации

9) при рассмотрении развития общества нарастают пессимистические тенденции

Этапы:

1) критическое переосмысление задач и предмета фило­софской рефлексии. Это м арксизм, который претендовал на преодоление гегелевской философии на прин­ципах постклассического мышления, и критику философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и позднее Ф. Ницше..

2) свя­зан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамках позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль) радикально отвергались принципы метафизического и спекулятивного философствования, столь харак­терные для классических систем и концепций, с другой - обнаружи­лись ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг. XIX в. под лозунгом "Назад к Кан­ту" оформляется неокантианство. Две основны­ми школы - марбургская (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургская (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт). Несколько ранее под лозунгом "Назад к Гегелю" начало форми­роваться уже неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд - в Англии; Р. Кронер - в Герма­нии; Б. Кроче, Дж. Джентиле - в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Иппо­лит - во Франции и др.

Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии конца XIX - начала XX вв. В частности, это относится к неотомизму (от лат. написания имени Фомы Аквинского -Thomas). Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Ж. Жиль-сон и др. в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необ­ходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиям XX в.

Характеризуется интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философ­ского мышления. Это утверждение достаточно адекватно отражает специфику таких философских школ и направлений как философия жизни (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеме, Д. Дьюи), психоанализ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) и др.

3) середина XX столетия. достигает свое­образной фазы конституирования и обоснования некой концептуально-тематической целостности, в рамках которой представлены несколько, относительно автономных стратегий неклассического философствова­ния. делят на 3 направления развития:

1)социально-критическое. Представлено марксизмом, неомарксизмом, постмарксизмом. Рассматриваются проблемы общества, как оно устроено, как его можно изменить

2) аналитическое. Представлено позитивизмом, неопозитивизмом, постпозитивизмом. Основная проблема – проблема науки, языка науки, истины в науке и т.д.

3) экзистенциально-феноменологическое. Представлено экзистенциализмом, феноменологией, герменевтикой. Основная проблема – проблема человеческого существования, что есть человек, смысл жизни и т.д.

Принципиальная установка на постклассические стандарты философ­ствования отличает и такие направления в философском развитии XX столетия, как философская герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер), струк­турализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко и др.), неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.).

В последние десятилетия XX в. в культуре современных западных обществ оформляются и заявляют о себе новые тенденции и течения. Они инициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. При этом акцент переносится на такие сферы и области и сферы фило­софского знания, как социокультурный статус "философии модерна" и "постмодерна"; философия и общество: границы и возможности ком­муникативной компетенции; философское обоснование постнеклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии и другие.

Эти акценты в проблематике философского дискурса задают новое пространство идей и смыслов, которые призваны сформировать при­оритеты философии в культуре XXI в.,способствуя все более осязаемому вычленению четвертого этапа в развитии современной постклассической философии.

 


Вопрос 12. Становление и содержательные особенности философии марксизма. Судьба марксизма в 20 веке.

Философские предпосылки философии марксизма:

- французский материализм второй половины XVIII в.;

- немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов;

-антропологический материализм Фейербаха.

-Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.

Основные черты марксизма: -единство партийности и научности;-революционность;

-гуманистичность.

Главное назначение философии -быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества.

Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания.Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка.

Своеобразие марксистской философии: единство её основных методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики.

Недостатки марксизма:

-Недооценка проблемы человека как индивида;

-Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики;

-Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии;

-Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.

Осн. идеи марксизма и их значение:

1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;

2) М.открыто признал свою связь с интересами определенного класса пролетариата;

3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности;

4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;

5) это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...