Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение взаимоотношений организации с другими организациями и предприятиями, бюджетными и внебюджетными фондами, банками, фондовым рынком, страховыми организациями и методов управления ими




 

Предприятие для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций вправе открывать расчетные, валютные, ссудные и другие счета. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает банк для расчетно-кассового обслуживания, отношения строятся на договорной основе. Предприятие может обслуживаться по всем видам банковских операций в одном или нескольких банках как по месту своего нахождения, так и расположенных в других местах.

Для расчетного обслуживания между кредитной организацией и клиентом заключается договор банковского счета, который является самостоятельным гражданско-правовым документом. Согласно ГК РФ (ст.845) по указанному договору банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Клиент, в свою очередь, обязуется распоряжаться денежными средствами на счете с соблюдением установленных договором правил. Банк может использовать имеющиеся средства, гарантируя их наличие при предъявлении требований к счету в соответствии с правом клиента распоряжаться этими средствами.

Договор банковского счета является консенсуальным, поскольку счет открывается независимо от того, вносит ли владелец средства в момент его открытия или нет, и двусторонний, потому что участники имеют как права, так и обязанности. Кроме того, этот договор является, как правило, возмездным. Размер процентов, выплачиваемых банками владельцам счетов, опреде­ляется соглашением сторон, а при отсутствии в договоре соответствующего условия - в размере, обычно уплачиваемом кредитной организацией по вкладам до востребования (ст.838 ГК РФ). Отношения по банковскому счету носят бессрочный характер. Банк не имеет права определять и контролировать направление использования денежных средств клиентом и ограничивать иные (не предусмотренные законодательными актами или договором) права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Для предприятия основным является расчетный счет. Он предназначен для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета доходов и расходов от внереализационных операций и иных поступлений, проведения расчетов с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим обязательным выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также платежей по решениям судов, арбитражей и других органов, имеющих право взыскивать средства со счетов юридических лиц в бесспорном порядке. Хозяйствующий субъект может иметь неограниченное количество расчетных счетов.

Для открытия расчетного счета субъект представляет в банк следующие документы: заявление на открытие счета; документ о государственной регистрации, предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти; оригинал или нотариально заверенную копию устава; нотариально заверенную карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоря­жаться средствами на счете, и оттиском печати. Право первой подписи на платежных документах принадлежит руководителю, а также должностным лицам, им уполномоченным, а второй - главному бухгалтеру и уполномоченным им лицам.

Для открытия расчетного счета необходимо также предъявить документ, подтверждающий постановку клиента на учет в налого­вом органе (банки, в свою очередь, в пятидневный срок сообщают об открытии счета в этот орган). Также предоставляются документы, удостоверяющие регистрацию хозяйствующего субъекта в Пенсионном фонде, в Фонде социального страхования и других предусмотренных законодательством фондах.

После проверки полноты и правильности представленных документов руководитель кредитной организации разрешает открыть счет, которому присваивается соответствующий номер. С этого момента договор банковского счета считается заключенным. Заявление организации рассматривается как предложение заключить договор, а распоряжение руководителя банка - как согласие на его заключение.

Порядок открытия расчетных счетов практически одинаков. Имеющиеся отдельные отличия носят незначительный характер и вытекают из организационного и правового статуса хозяйствующих субъектов: непредставление устава для открытия расчетного счета, при открытии расчетного счета акционерному обществу в срок, не превышающий 30 дней со дня его образования, на него должно быть внесено не менее 50 % уставного капитала; арендаторы должны предоставлять копию договора арендного подряда, а при внутрихозяйственной аренде - копию решения арендодателя о предоставлении арендному коллективу права заключать хозяйственные договора от имени арендодателя и т.д.

Банк не вправе (ст.846 ГК РФ) отказывать в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. При необоснованном уклонении кредитной организации от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ей требования, предусмотренные п.4 ст.445 ГК РФ. Такой порядок дает возможность товаропроизводителям выбрать банк, исходя из своих коммерческих интересов, т.е. тот, в котором более гибкая кредитная политика, быстрее и четче выполняются операции, полнее информационное обеспечение и выше культура обслуживания.

Пароме расчетного счета по желанию субъекта ему могут быть открыты депозитный, ссудный и иные счета. Порядок их открытия аналогичен приведенному выше, с той лишь разницей, что для оформления указанных счетов в банке, где уже имеется расчетный счет, из всех документов требуется только заявление на открытие.

Движение денег по счету отражается в выписке банка, которую вместе с, оправдательными документами на поступление и списание средств банк выдает клиенту. В ней перечисляются операции в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета в банках: дебет банковского счета соответствует кредиту счета хозяйствующего субъекта, кредит банковского счета - дебету счета товаропроизводителя. Содержание банковских операций обозначается условными цифрами.

Каналами поступления денежных средств на счет являются выручка от реализации продукции, заемные средства (краткосроч­ные и долгосрочные ссуды), бюджетные ассигнования. Расходование средств происходит по следующим направлениям: приобретение товарно-материальных ценностей и оплата услуг, выдача заработной платы, отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды, на капитальные вложения, операционные расходы.

При недостатке денежных средств для удовлетворения всех предъявленных требований в соответствии со ст.855 ГК РФ предусмотрена следующая очередность платежей:

в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ;

в четвертую очередь - по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в. третьей очереди;

в пятую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарного поступления документов.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: платежные поручения; платежные требования-поручения; чеки; аккредитивы.

Основная часть готовой продукции реализуется внешним потребителям - юридическим и физическим лицам. Реализация продукции характеризует успешность процесса производства и окончание каждого очередного кругооборота средств, авансированных для осуществления обычного для данного предприятия вида деятельности. В соответствии с юридическими нормами продукция, работы и услуги считаются реализованными после перехода права собственности на них к покупателю. Право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.223 ГК РФ).

Моментом реализации могут считаться даты: отгрузки продукции выполнения работ или предоставления услуг, т.е. предъявления счетов к оплате; зачисления выручки на счета предприятия или в кассу, а при обменных (бартерных) операциях - получения товара в обмен на отгружаемую продукцию; иной момент по договору, фиксирующий переход права собственности к покупателю.

За реализованную продукцию поставщику (подрядчику), причитается определенная сумма денег или иное, имущество, эквивалентное стоимости проданных товаров, т.е. выручка от реализации. Методика определения суммы выручки за определенный период деятельности организации основывается на принятом в учетной политике моменте реализации.

Из денежной выручки возмещают материальные затраты на производство продукции, оплату труда, налоговые платежи, погашают ссуды и проценты по ним, расходуют средства на содержание непроизводственной сферы, обеспечивают финансирование капитальных вложений и т.п. Выручка от обычных видов деятельности, получаемая в денежной форме, структурно состоит из следующих четырех компонентов:

средств, представленных косвенными налогами, взимаемыми с потребителей продукции - налогом на добавленную стоимость, акцизами, налогом с продаж и т.п.;

средств, возмещающих стоимость оборотного капитала, авансированного в процесс производства, сбыта и управления предприятием. Данная стоимость включает такие затраты, как заработная плата, налоговые платежи, входящие в издержки производства и обращения, стоимость сырья, материалов и т.п.;

средств, отражающих перенесенную стоимость основного капитала (амортизация основных производственных активов);

средств, характеризующих извлеченную выгоду от производства и продажи продукции, - прибыль от обычных видов деятельности, предназначенную для уплаты налогов, развития предприятия и т.п.

Таким образом, выручка от реализации продукции (работ, услуг) формируется в процессе производства, но свою специфическую форму она приобретает в процессе реализации.

Цена на продукцию, работы и услуги предприятия, как правило, свободно устанавливается на рынке под воздействием спроса и предложения. При этом минимальная цена определяется валовыми издержками на ее производство и реализацию, а иногда и спросом на продукцию (при насыщенности рынка этим товаром). Максимальный уровень цены зависит от фактического спроса на товар и сложившихся цен конкурентов.

В цену реализации включается налог с продаж и акцизы на отдельные виды товаров. Не включаются в цену товаров налог на добавленную стоимость (НДС), налог на реализацию топливно-смазочных материалов, таможенные пошлины.

Характер цен на продукцию и методика их расчета во многом зависят от каналов реализации.


5. Изучение состояния и методов финансового планирования на предприятии, в т. ч. и внутрифирменного

 

Предприятие использует разные подходы к составлению плановых расчетов за трат на производство и сбыт продукции. В РФ при планировании затрат, как правило, ориентируются на возможности выпуска продукции, исходя из имеющихся производственных мощностей и ресурсов предприятия, т.е. практически не учитывается емкость рынка. В этом случае количество реализуемой продукции определяют путем суммирования остатков товарной продукции на начало года с объемом выпуска в планируемом году и вычета продукции, используемой во внутрихозяйственном обороте и переходящей в качестве остатков на будущий год.

Для планирования производственных затрат при традиционном подходе организации, как правило, используют калькуляционный метод.

Цель составления плана затрат на производство при использовании любого метода - исчисление себестоимости производимой, а в последующем - полной себестоимости реализуемой продукции. Очередность плановых расчетов, связанных с определением полной себестоимости реализуемой продукции, при калькуляционном методе следующая:

. Составляют план (смету) производственных расходов растениеводства, животноводства, промышленных и вспомогательных производств. Для этого используют соответствующие таблицы внутрифирменного бизнес-плана. По каждому виду продукции и отрасли производства затраты подсчитывают путем суммирования экономических элементов затрат. Для расчета издержек по каждому элементу применяют нормы, тарифы (оплаты труда, отчислений на социальные нужды) и т.п. На основе этих затрат и объемов выпуска продукции исчисляют производственную себестоимость единицы продукции (работ, услуг).

. Составляют план (смету) затрат незавершенного производства по отраслям на конец планируемого года. Его сопоставление с фактическими затратами незавершенного производства на начало года позволяет определить их прирост или снижение за год.

. Составляют смету расходов будущих периодов, позволяющую рассчитывать их рост или снижение за планируемый год.

. Определяют производственную себестоимость общего выпуска продукции в планируемом году. В этой оценке (по производственной себестоимости) продукцию используют во внутрихозяйственном обороте. Используют также сводный и сметный методы.

. Рассчитывают общую величину производственных затрат приходящуюся на реализуемую продукцию. Необходимость от дельного расчета обусловлена тем, что в планируемом году мо гут продаваться товарные остатки, перешедшие с прошлых лет, а часть товарного выпуска планируемого периода остается нереализованной.

. Исчисляют расходы по реализации продукции. Используют метод прямого счета (сложение плановой заработной платы лиц, выполняющих указанную работу, отчислений на социальные нужды, амортизации, представительских расходов и т.д.) или упрощенный метод - по опыту прошлого года (путем умножения фактических расходов по реализации в отчетном году на коэффициент роста или снижения объема продаж в планируемом году по сравнению с отчетным).

. Определяют полную себестоимость реализуемой продукции (общей суммой и в расчете на единицу продукции) путем суммирования производственной себестоимости реализуемой продукции и расходов на ее продажу. Умножив себестоимость единицы на количество реализуемой продукции за определенный период времени (по каналу реализации), можно определить полную себе стоимость реализуемой продукции за месяц, квартал, год, а также по каналам реализации.

Себестоимость реализуемой продукции, как правило, не зависит от направлений сбыта. Но при постоянном выпуске и реализации продукции она различна по периодам года. Поэтому для расчета прибыли за месяц (квартал) необходимо ежемесячно исчислять производственную и полную себестоимость постоянно производимой и реализуемой продукции. Для этого можно использовать разные приемы: индексацию отдельных элементов затрат (материалов, оплаты труда и т.д.) на разные темпы их удорожания или индексацию производственной себестоимости единицы продукции на средний темп инфляции за соответствующий период.

В настоящее время широко используют рыночный подход к планированию затрат на производство и реализацию продукции. Он основан на исчислении затрат, приходящихся на возможный объем продаж. В этом случае прогнозирование объемов выпуска продукции и затрат осуществляют на основе спроса на товар: прежде всего принимают в расчет емкость рынка, а затем изменение производственной мощности с учетом возможности.

Объектами планирования в этом случае становятся: переменные издержки на единицу и весь объем производимой продукции, т.е. используется расчет "урезанной" себестоимости, и фиксированные (постоянные) издержки на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Следующий вариант прогнозирования затрат на производство и реализацию основан на использовании метода операционного бюджетирования. Бюджет продаж позволяет определить количество производимой продукции, а также размер производственных запасов и товаров, переходящих на следующий год, а бюджет производства (объема выпуска) - общую сумму переменных и фиксированных затрат на производство, а затем и полную (коммерческую) себестоимость продукции. Операционное бюджетирование финансовых результатов состоит из одиннадцати самостоятельных бюджетов. Семь из них отражают планирование затрат на производство и реализацию продукции.

Среди рыночных методов популярен также метод планирования затрат, называемый "процент от продаж". При этом предполагают, что хозяйствующий субъект постоянно работает на полную мощность и все ресурсы сбалансированы. Этот метод широко используют при отсутствии достаточных данных для применения других приемов. Все виды переменных издержек планируют по проценту от объема продаж планируемого года. Размер процента по каждому виду переменных издержек рассчитывают по опыту прошлых лет как отношение переменных затрат прошлого года к стоимости реализованной продукции за отчетный год. Фиксированные издержки определяют по опыту прошлых лет с учетом изменения базовых показателей в планируемом году.

Для составления прогноза данным методом используют соответствующие регистры бухгалтерского учета и формы финансовой (бухгалтерской) отчетности за истекший год: фактические данные о сумме выручки за прошлый год в целом по хозяйству имеются в форме годовой отчетности "Отчет о прибылях и убытках", а в разрезе каждого вида продукции - в регистрах аналитического учета по счету "Продажи"; переменные издержки по элементам затрат - в производственных отчетах по растениеводству, а фиксированные затраты - в этих же отчетах по общепроизводственным и общехозяйственным расходам, расчетах налоговых платежей. Плановую выручку от реализации продукции определяют на основе прогнозного расчета "Реализация продукции, работ, услуг".

Данный метод прогнозирования и планирования затрат на производство и сбыт продукции (работ, услуг) прост и удобен, хотя и не настолько точен, как операционное бюджетирование.


Заключение

 

Изучив финансовые ресурсы предприятия, я сделала вывод, что, являясь материальными носителями финансовых отношений, финансовые ресурсы оказывают существенное влияние на все стадии воспроизводственного процесса, приспосабливая, тем самым, пропорции производства к общественным потребностям. Значимость финансовых ресурсов обусловлена еще и тем, что преобладающая их часть создается предприятиями сферы материального производства, а затем перераспределяется в другие звенья национальной экономики.

В этой связи, становится очевидной роль государства, которое в современных экономических условиях, помимо общеизвестных, классических функций (обороны, управления и т.д.), должно обеспечить и условия наиболее эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов предприятий с целью стимулирования экономического роста, являющегося необходимым условием стабильного, независимого и экономически состоятельного общества.

Для увеличения финансовых ресурсов предприятия я предлагаю использовать:

·   налоговый инвестиционный кредит

·   бюджетное финансирование

·   паевые взносы или долевое финансирование проекта

·   использование средств, предназначенных на выплату заработной платы работникам

·   коммерческий кредит

·   кредиторская задолженность

·   займы от других предприятий

·   долевое участие


Список литературы

 

1. Ковалев В.В. "Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности." - М.: Финансы и статистика, 1996. - 432с.

2. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. "Финансы предприятий"/ Учебное пособие. - М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002 г.

.   Левчаев П.А. "Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода." - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2002. - 104с.

.   Левчаев П.А. "Финансы предприятий национальной экономики" - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2006.

.   Лишанский М.Л. "Финансы с/х предприятий": Допущено Мин. с/х РФ в качестве учебного пособия для студентов ВУЗов/ под ред. М.Л. Лишанского, 2008 г.

.   Савицкая Г.В. "Анализ хозяйственной деятельности предприятия": Учеб. Пособие - Мн.: Новое знание, 2006. - 704 с.

.   Финансы предприятий: Учебник / Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006 г. - 413с.

.   Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. "Финансы предприятий." - М., ИНФРА-М, 2008 г. - 343с.


Приложения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...