Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рисование «Ягоды в траве» «пальчиковой» техникой




 

Цель: закрепить понятия о красном и зеленом цвете, развивать тактильные ощущения, координацию движений пальцев.

Оборудование: краски, листы бумаги. Ход занятия: перед началом занятия детям показы­вают изображения клубники (земляники) среди зелени тра­вы, далее педагог «рисует пальцами» на чистом листе бумаги ягоды: (красные «точечки»), как отпечаток пальца, а зеленая трава — движения пальцами в зеленой краске по бумаге.

После показа и анализа цветов, движений, осуществля­ется выбор необходимых для рисования красок: ягоды — красные, трава — зеленая.

Дополнительно проводится пальчиковая гимнастика или упражнения, развивающие подвижность кистей и пальцев рук, определяются «пальчики-художники».

Рисование может быть в индивидуальной форме или кол­лективной: несколько детей рисуют траву, а другие — яго­ды. Процесс рисования комментируется педагогом и детьми (одна красная ягодка, много красных ягод, трава зеленая, высокая, ягоды круглые, маленькие).

Выполненные работы обсуждаются, вывешиваются на стенде. В ходе работы закрепляется понимание того, кто выполнил рисунок («Ты нарисовал. Ты нарисовал ягодку, травку. Кто еще рисовал? Мы рисовали вместе.)

В качестве критериев оценки сенсорных представ­лений выступают:

- понимание доступной инструкции, содержащей указа­ние на признаки предметов (большой — маленький, хо­лодный — горячий и др.);

- возможность осуществлять выбор предмета на примере образца такого же цвета или другого цвета;

- адекватные реакции на шумовые, звуковые раздражите­ли (указывает, находит источник звука);

- проявляет интерес к играм-занятиям, принимает в них посильное участие;

- умеет переносить в свои действия элементы обучения, по­каза, упражнений.

 

Примерное содержание развития сенсорных процессов

(ощущений, восприятий предметного мира,

их физических свойств)

Тактильные ощущения и координация движений

• Развитие положительных эмоций на прикосновения,
поглаживания, ласковые щекотания, пальчиковые
игры и др.

• Развитие тактильной чувствительности в играх по фи­зическому воспитанию с ползанием, передвижением босыми ногами по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной, др. поверхности (дорожке).

• Обучение удерживанию, захватыванию ложки, зуб­
ной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша, др.
предметов.

• Исследовательские игры с предметами из разных форм
и текстуры, использование «полосы препятствий», где
«прячется» какая-то игрушка: мягкая, твердая, круг­
лая и т. д.

• Организация исследовательских игр по типу «Волшебный мешочек», «Сундучок» (поиск, складывание, перекладывание, передача другому мелких предметов,
игрушек).

• Игровые обучающие действия на материале твердых и
мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных,
разбирающихся по частям предметов и игрушек.

• Организация игр с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами, плавание с поддержкой, в жилете, «охота» на шарики и др.

• Действия и игры по лепке из пластилина, муки, глины, снега.

• Рисование картин пальчиками, ладошками, босыми
ножками.

• Шнуровки, застегивания, расстегивания пуговиц,
«молний».

Развитие понимания свойств исследуемых предметов
и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий — твердый, пушистый — гладкий, горячий — хо­лодный, мокрый — сухой, маленький — большой; возьми, положи, сложи, брось, достань, дай, передай, шлепай, поставь, кати, катай и др.

Вкусовые ощущения и восприятия

• Формирование и развитие положительной реакции на
пищу.

• Обучение самостоятельным приемам пищи и соответствующие речевые стимуляции со стороны взрослого.

• Называние пищи, порядок действий: ешь суп ложкой,
суп вкусный, возьми чашку двумя руками, пей кисель,
он сладкий; возьми пирожок в одну руку, чашку — в
другую руку и т. д.

• Дифференциация ощущений на основе слова: горя­чее — холодное, сладкое — кислое, соленое, твердое,
жидкое.

• Распознавание названий готовой пищи и продуктов
питания: каша, чай, компот, кисель, картошка, котле­
та, хлеб, пирожок, сыр, яблоко, салат и др.

• Закрепление представлений о вкусе, продуктах питания в тематических занятиях и играх: «В магазин за
продуктами», «Приготовим кукле завтрак», «Соберем корзину с фруктами», «Как называется?», «Самое
сладкое, самое кислое» и т. д.

• Пиктограммы, рисунки с продуктами питания, их
дифференциация, выбор «любимого фрукта, напитка,
еды» («Что ты любишь?»).

Зрительные восприятия

• В коррекционной педагогике, благодаря многочислен­ным научным исследованиям, установлено, что многооб­разные нарушения зрения у детей неразрывно связаны с па­тологией деятельности головного мозга. При обследовании глубоко умственно отсталых детей отмечается нарушения зрения, включая тотальную слепоту, остаточное зрение, слабовидение, катаракта, косоглазие, амблиопия и др

 

Тяжесть и характер дефекта зрения нарушают качество, точность, широту познания предметного мира. Зрение че­ловека доставляет около 90% информации об окружающем его мире. При отсутствии явных нарушений зрения следу­ет указать на то, что характерные для глубокой умствен­ной отсталости нарушения движений, речи препятствуют точности, последовательности, объему зрительно воспри­нимаемых образов, зрительных представлений, процессов памяти, являющихся «фундаментом» для дальнейшего формирования наглядно-действенного и образного мышле­ния. В этой связи комплексная коррекционная работа по развитию зрительных восприятий, как и других сенсор­ных процессов (см. выше), чрезвычайно важна для психи­ческого развития, для формирования системы социальных умений.

Педагогическая работа по развитию зрительных воспри­ятий проводится в определенной системе. Организация исследовательской деятельности детей в окружающем их предметом мире, определение объ­екта по форме, цвету, вкусу, запаху, прикосновению, действию, слову (Что такое? Для чего?).

• Формирование и систематическое закрепление на­
именований образов среды (идентификация на основе
показа и речи).

• Опознавание, выделение, сравнение общих и отличи­
тельных признаков знакомых предметов среди других
(яблоко: круглое, продолговатое, большое, маленькое,
красное, зеленое, желтое, вкусное, ароматное, растет
на дереве, фрукт; похож на
...; отличается от (чего?
чем?).

• Распознавание и узнавание подвижных объектов (об­
разы движения) на фоне неподвижных.

• Формирование пространственных понятий (далеко
близко, дальшеближе, высоконизко, выше
ниже, справаслева, глубокомелко и др.).

• Восприятие объема, величины, количественных при­
знаков предметов: большоймаленький, много
мало, большеменьше и др.).

 

Занятия по развитию зрительных восприятий, как и другие разделы воспитания, проводятся в форме специаль­ного обучения, они содержательно строятся на предмет­ной деятельности и игре. Овладение, умственно отсталыми детьми предметными действиями в значительной степени основывается на совместном действии ребенка и взрослого, элементы обучающего содействия со стороны педагога яв­ляются ведущими. Главной трудностью обучения и воспи­тания умственно отсталого ребенка являются нарушения произвольной деятельности, поэтому основными методами обучения является поэлементный путь формирования лю­бого действия, многократность его повторения в меняю­щихся условиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...