Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации к организации режима дня




Хорошо известно, что даже у практически здоровых детей наблюдаются значительные индивидуальные колебания в их физическом и психическом развитии, которые выравни­ваются педагогическими условиями воспитания, среди них важной является правильная организация режима жизне­деятельности ребенка.

Изучение организации режима в детских домах-интер­натах для детей с нарушениями развития показывает, что в них мало уделяется внимания санитарно-гигиеническому воспитанию, использованию оздоравливающих естествен­ных факторов природы (солнце, воздух, вода), физическим упражнениям, гигиеническим процедурам, включающим уход за зубами, ногами, телом, а также закаливающим ме­роприятиям. Причины нарушений режима связаны с ря­дом ограничительных нормативов, в частности таких, как большая наполняемость детей в группах, недостаточное количество ставок обслуживающего персонала в расчете на одну группу, а также в дефиците материально-техниче­ского оснащения детских домов-интернатов, которые, как. правило, не оборудованы пандусами, лифтами, коляска­ми, другими техническими средствами, что не позволяет организовывать ежедневные прогулки детей даже в теплое время года.

Сегодня уже можно говорить о некоторых позитивных из­менениях в части нормативных требований, но гораздо слож­нее преобразовать представления персонала о необходимости введения в режим регулярной (ежедневной) щадящей утрен­ней гимнастики (по рекомендациям врача, методиста ЛФК),

прогулок на свежем воздухе. Так, гимнастика является необ­ходимым видом двигательной активности, она способствует воспитанию произвольных движений верхних и нижних ко­нечностей, развитию амплитуды движений в суставах рук и ног при ползании, стоянии, повороте, ходьбе и др. Специально разработанный комплекс упражнений для утренней гимна­стики с учетом индивидуальных физических показаний де­тей, будет способствовать развитию доступных двигательных реакций (формул), которые при систематическом повторе­нии закрепляются как сложный положительный стереотип, улучшающий функции нервно-мышечного аппарата.

Использование элементов утренней гимнастики необ­ходимо рассматривать как часть системы коррекционнои работы, где гимнастические упражнения можно сочетать с другими видами двигательной активности, во времы про­гулок, музыкально-ритмических занятий, ЛФК.

Очень важно осуществлять комплекс оздоровительных мероприятий: влажные обтирания после ночного сна, об­ливание стоп, гигиенические и воздушные ванны под кон­тролем медицинских работников.

С позиции решения задач социальной абилитации, фор­мирования приемлемых форм индивидуального поведения в обществе людей, огромное значение приобретает воспита­ние санитарно-гигиенических навыков, которые с возрас­том преобразуются в самообслуживание, как социальное умение. Даже кратковременное посещение детского дома и близкое общение с детьми демонстрируют худшие приме­ры социального приюта, которые возникают из-за наруше­ний санитарного и гигиенического режима: неряшливость и неопрятность детей в одежде, в прическе, неприятный запах изо рта, отсутствие у них предметов индивидуаль­ного пользования: платков, нагрудничков, зубных щеток, расчесок и др.

Специалисты хорошо знают, что многие дети из-за глу­боких, системных нарушений нервной системы, ограниче­ний моторики и движения, общей ослабленности здоровья, подвержены частым инфекционным и простудным заболе­ваниям, они быстро утомляются, часто потеют, не умеют вовремя сообщить о физиологических потребностях. Гигиени­ческое воспитание — это особый раздел социокультурного развития ребенка, который должен органично включаться в общий режим жизни детского коллектива. Необходимо своевременно начать уход за полостью рта и зубами ребен­ка. Кариозные зубы, как и другие источники хронического воспаления, могут стать причиной ревматизма, бронхиаль­ной астмы, болезни почек, хронических гастритов, спазм кишечника и др. Нечищеные зубы приводят к гнилостному брожению пищи, и как следствие — неприятному дыханию и запаху изо рта. Из-за развития кариеса после 3-х лет дети перестают жевать твердую пищу, отказываются от нее, а жевание твердой пищи — необходимое условие для погаше­ния сосательного рефлекса, для развития навыков жевания, проглатывания, укрепления и правильного развития зубов и челюстей. Детей 3-х лет необходимо учить полоскать рот, чистым пальцем с зубной пастой чистить зубы (далее — зуб­ной щеткой), проводить массаж десен. Гигиенические про­цедуры занимают много времени в режиме дня из-за того, что не все дети могут обслужить себя. Дети без ограничений передвижения должны приучаться к навыкам гигиениче­ского ухода за собой, начиная с младшего возраста. Гигие­ническая культура присутствует во всех разделах воспита­ния, она приучает детей к последовательным действиям при умывании, одевании и др., поэтому гигиена и самообслужи­вание это не только элементы режима дня, но и система вос­питательных, обучающих занятий.

Специфика физического статуса детей требует особенно тщательного контроля за питанием, чистотой всех поме­щений, профилактикой здоровья сотрудников и воспитан­ников, что находится в сфере деятельности медработников учреждения.

 

Примерный режим дня

Время Содержание коррекцион ных мероприятий Ответственные
7.00—8.20 Музыкальный будильник, утренняя гимнастика, ги­гиенические процедуры, самообслуживание. Няни-санитары, помощник воспита­теля, воспитатель
8.20—8.30 Утренний круг привет­ствия, план дня воспитатель
8.30—9.00 Завтрак (для старших — с элементами самообслу­живания) Воспитатель, помощ­ник воспитателя
9.00—9.30 Групповое занятие по пла­ну воспитателя Воспитатель, помощ­ник воспитателя
9.35—10.00 Коррекционное занятие с подгруппой 1 Учитель-дефектолог
10.10—10.35 Коррекционное занятие с подгруппой 2 Учитель-дефектолог
10.40—11.20 Индивидуальные коррек-ционные занятия По плану учителя-дефектолога, специ­ального психолога, логопеда
10.40—12.00 Прогулки, игры на возду­хе, наблюдения за окружа­ющей средой Воспитатель, помощ­ник воспитателя
12.00—13.00 Гигиенические процедуры после прогулки. Психо­логическая пауза: отдых, самостоятельные (органи­зованные) спокойные игры и занятия Няни-санитары, вос­питатель, помощник воспитателя
13.00—14.00 Обед, подготовка к тихому часу Няни-санитары, вос­питатель, помощник воспитателя
14.00—16.00 Дневной отдых Няни-санитары, вос­питатель, помощник воспитателя
16.00—16.30 Гигиенические процедуры, полдник Няни-санитары, вос­питатель, помощник воспитателя
16.40—18.00 Вечерняя прогулка. Инди­видуальные коррекцион-ные занятия Воспитатель, специалисты
18.20—19.00 Коррекционные групповые и подгрупповые занятия Воспитатель, специалисты
19.00—20.00 Ужин, вечерние гигиени­ческие процедуры, круг «спокойной ночи» (для де­тей младшего возраста) Няни-санитары, помощник воспита­теля
19.00—20.30 Ужин, самостоятельные (организованные) досуго-вые занятия детей стар­шего возраста. Итоги дня, гигиенические процедуры, круг «спокойной ночи». Няни-санитары, помощник воспита­теля.

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Прием пищи

— Обучение пользованию ложкой, вилкой (с учетом ин­дивидуальных возможностей).

— Дифференциация пищи (узнавание, называние), поря­док и последовательность приема пищи.

— Пользование чашкой для питья (двумя руками или одной).

— Пользование соломинкой для питья (при ограничении движений рук, пальцев).

— Опрятность приема пищи, пользование салфеткой.

— Умение выражать благодарность после приема пищи
(знаком, движением, речью).

Гигиенические умения

— Последовательность утренних и вечерних гигиениче­ских процедур: туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.

— Пользование туалетными принадлежностями: бумага, жидкое (твердое) мыло, паста, салфетка, губка, поло­тенце, расческа (щетка), зеркало.

— Правила хранения туалетных принадлежностей.

— Умение обозначить необходимость помощи (жестом,
словом, знаком) в физиологических потребностях.

— Пользование носовым платком (салфеткой).

— Выражение благодарности за оказываемые виды по­
мощи.

Одежда и внешний вид

— Распознавание одежды по их функциональному ис­
пользованию на примерах схемы тела.

— Порядок, последовательность одевания.

— Порядок, последовательность раздевания.

— Знание места хранения разных видов одежды.

— Навыки обращения с пуговицами, шнурками и др.

— Выбор одежды по погоде, по сезону.

— Оказание помощи сверстнику в одевании (раздевании).

— Умение контролировать опрятность своего внешнего
вида с помощью зеркала, инструкций педагога.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...