Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация образовательной (учебной) среды с учетом индивидуальных возможностей воспитанников




 

Представленные выше разделы воспитания являются об­щими для всех групп детей (от 5 до 18 лет), они направлены на развитие психической деятельности с учетом индивидуаль­ных возможностей при условии раннего включения ребен­ка в специально организованный коррекционный процесс. Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуни­кативная, трудовая и др.) является источником знаний об окружающем мире. Разнообразная практическая деятель­ность со временем преобразуется в индивидуальный соци­ально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого — овладение на­выками хозяйственно-бытового самообслуживания, умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для третьего — способность к элементарному обучению чте­нию, письму, счету, и др., самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.

Такой значительный разброс возможностей индивидуаль­ного развития чрезвычайно затрудняет выработку единых по содержанию программ воспитания и обучения, ориенти­рованных на общие показатели, как это принято при сохран­ном психическом и физическом развитии детей в границах одного и того же возраста. В условиях детских домов-интер­натов при воспитании глубоко умственно отсталых детей необходимо содержательно структурировать коррекционную работу применительно к четырем группам, каждая из которых различается степенью тяжести психофизического развития и разбросом возрастных показателей.

 

Первая группа«Милосердие»* включает детей и под­ростков с тяжелыми и множественными нарушениями ин­дивидуального развития. По сути, в отделение «Милосер­дие» помещаются больные дети, неспособные к осознанным самостоятельным видам деятельности, поэтому очень важ­но, чтобы лечебные мероприятия, санитарный уход сочета­лись с приемами материнского воспитания: эмоциональный контакт, развитие двигательных умений, коррекция мы­шечного тонуса, тактильной чувствительности, обогащение слуховых и зрительных ощущений, навыков общения до­ступными средствами: музыкальные и мягкие игрушки, пе­ние, цвет, свет, движения, прикосновения, поглаживания, ритмические действия в сочетании с словами, например: лю-ленъки-люленьки к нам летели гуленьки, летели-летели к нам на ручки сели...; люли-люли-баиньки, в огороде заиньки, зайки травку едят, Танюше спать велят... и др.

Работа с больными детьми требует специальной програм­мы обучения сестер-нянь с основами специальной психоло­гии и педагогики, кинезиотерапии, игротерапии и других доступных современных технологий.

Вторая группа, как и первая, охватывает детей разного возраста (от 5 до 13 лет), но возможности этой группы с точ­ки зрения перспективности их психического развития зна­чительно благоприятнее, поэтому эту группу воспитанников можно подразделять на основе близких возрастных показа­телей: 5—7 лет (младшая), 8—10 лет (средняя), 11—13 лет (подростковая). Вместе с тем, следует помнить о том, что внутри каждой группы будут наблюдаться значительные отличия в психической деятельности, не совпадающие с воз­растными показателями. Необходимость такого критерия комплектования групп детей связана с организацией педа­гогической работы, жизнедеятельностью детей в интернате, их поэтапному переходу на следующие возрастные ступени. За основу коррекционной работы в названных подгруппах берутся направления, которые описаны в представленных

* Программа социально-педагогического сопровождения детей-инва­лидов из отделения «Милосердие» разрабатывается совместно с медика­ми с учетом индивидуальных показаний больных.

 

выше разделах. Напомним, что работа в этих группах орга­низуется воспитателями совместно с учителем-дефектологом, специальным психологом, логопедом.

Занятия организуются как коллективно (вся группа), так и подгруппами (2—3 человека), а также индивидуально. В течение дня можно проводить два коллективных занятия (первая и вторая половина дня), два подгрупповых занятия, где часть детей остается с няней, а другая занимается с воспи­тателем (дефектологом), а также индивидуальные занятия с детьми по программе дефектолога, специального психолога.

Содержательной основой любого занятия является пред­метно-практическая деятельность с какой-то конкретной темой, например, «Живая природа». Данная тема, в зави­симости от возраста детей и предлагаемых педагогом форм деятельности может реализовываться комплексом занятий применительно к разным разделам воспитания. Например, в разделе «Развитие представлений об окружающей среде» воспитатель планирует знакомство детей с образами домаш­них животных «Кошка», «Собака», «Корова» и др., посте­пенно расширяя эту тему сведениями и образами о детены­шах животных, полученные представления закрепляются пластическими и двигательными упражнениями: «Котик ходит тихо-тихо», «Котик играет с мячиком», «Котик лежит на бревнышке, жмурится, греется на солнышке» и т. д. В разделах «Коммуникация и общение» эта же тема предста­ет как развитие слуховых восприятий, обучение звукоподра­жанию, развитию речи: «мур-мур», «мяу-мяу», «кис-кис», «кормление кошки, собаки», подвижные речевые игры. Та­ким образом, одна и та же тема в содержании занятий име­ет разную направленность, т. е. они находят отражение на прогулках, в оборудованной игре, в речи, в рисовании, кон­струировании, поделках. Принцип параллельного планиро­вания одной и той же темы в разных разделах воспитания обеспечивает комплексность, повторяемость, длительность, гибкость программы воспитания, а главное — возможность индивидуального участия ребенка в посильной для него де­ятельности. Желательно, чтобы содержание воспитания и планируемые виды деятельности детей соединялись в ка­кой-то один проект. Поясним это на примере.

Тема «Живая природа» включает в себя многообразие сведений о мире животных, птиц, рыб, растений и мн. др. Названная тема может включать в себя 5—6 и более вариан­тов на несколько лет обучения, например, «Животные» как вариант темы «Новый год», где дети появляются в масках, костюмах уже известных им животных, двигаются в хорово­де, поют, танцуют. Это означает, что, начиная с осени и до праздника Нового года, в группах проводятся комплексные занятия, обобщенным итогом которых явился «Новый год». Сюжетная линия темы может продолжаться в последующих темах «Весна», «Цветы лета», «Что нам осень подарила». Разнообразные виды деятельности, о которых мы упоминали выше, являются повседневными средствами решения кон­кретных педагогических задач, итоги такой работы можно частично или совокупно представлять в проектно-ориентированных темах с учетом доступности их освоения детьми.

Следующая возрастная группа включает: старших под­ростков, юношей и девушек от 14 до 18 (20) лет. Эта группа также характеризуются разноуровневыми возможностями, но в отличие от детей младшего и среднего возраста у боль­шинства старших подростков уже имеются устойчивые на­выки самообслуживания, хозяйственно-бытовых умений, более разнообразен опыт социального общения, а часть вос­питанников — способны к элементарному освоению учебных знаний. Способность к обучению чтению, письму, счету — не является показателем «взросления», такие предпосылки мо­гут выявиться и в более младшем возрасте (по нашим данным между 7 и 9 годами), поэтому организованное предметное об­учение может включаться в программу коррекции, начиная с 7—8 лет, на основе индивидуальных показаний психолого-педагогического изучения всех детей (см. раздел 1).

Наряду с продолжением элементов учебной деятельно­сти для воспитания старших подростков приоритетными становятся задачи социокультурного воспитания, к ним относятся:

• Развитие практических умений самостоятельной жиз­недеятельности: самообслуживание, бытовой и хозяйс­твенный труд, элементы домоводства и др.

• Формирование социальных представлений и отноше­ний с учетом межполовых и семейных связей.

• Половое, физическое, здоровьесберегающее воспитание.

• Обучение организации досуга, формирование правил социального поведения в местах общественного и культурного назначения (транспорт, магазин, почта, цирк,
театр и др.).

• Ручной труд, трудовое (допрофессиональное) обучение и воспитание.

Особую роль в коррекционной работе с детьми-инвали­дами играет личность педагога-воспитателя. Обучение и воспитание умственно отсталых детей требует глубоких нравственных качеств: терпения, доброжелательности, ма­теринской сердечности, настойчивости. Педагогический процесс не может быть результативным без инициативы, творческого мышления, культуры педагогического труда. На практике нередко встречаются педагоги у которых ре­зультаты их деятельности незначительные, так как они не выходят за пределы формальных программ обучения, не пытаются вносить в них дополнения и изменения с учетом возможностей детей. Создается впечатление, что удобнее думать о том, чего «дети не могут», нежели попытаться из­менить воспитание таким образом, чтобы дети «сумели», «научились». Здесь важно понимание того, что никакая стандартная программа не может охватить всего многооб­разия индивидуальных проявлений ребенка. Программа определяет лишь направления педагогической деятель­ности, ориентирует воспитателя на возможные средства, содержание работы, но их выбор или изменение, следует рассматривать как творческую инициативу в конкретных педагогических обстоятельствах, способствующих поступа­тельному развитию детей с особыми нуждами. Необходимо измененить привычные дидактические схемы и шаблоны, так как в педагогике здравого смысла не может быть еди­ных рецептов, в противном случае теряется основной смысл коррекционной педагогики — гуманного, личностно-ориентированного подхода к ребенку с проблемами в развитии.

 

РАЗДЕЛ 3. ГИГИЕНА

И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

КАК КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...