Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регистры аналитического учета




Предмет и метод бух. учета. Особенности организации бух. Учета в банках

Б/у представляет собой систему непрерывного и сплошного документального отражения инфо о состоянии и движении имущества предприятия методом двойной записи средств и их источников в ден.выражении в соотв.с закон-ом РБ. Б/у призван обеспечить правильное использование имеющихся ср-в и сохранность собственности.

Б/у в банках явл-ся составной частью общей системы учета. Это связь проявляется в том, что отражение в банк.учете операций, совершаемых по счетам клиентов, производится на основании ден.расчетных документов, предоставляемых клиентами. В свою очередь предприятия и учреждения использ.документально-предоставляемую банками (выписки по лиц.счету, копии плат.инстр.и т.д.) для совершения бух.проводок в собственном учете.

Предметом б/у в банках явл.объекты, составляющие уставную деятельность банка, т.е.собств. и привлеч.ср-ва, а также ценности и док-ты, находящиеся в банке на временном хранении.

Метод б/у – это сов-ть способов и приемов, с помощью кот. фин. и хоз.деят-ть банка отражаетмя в учете.

Метод б/у слагается из ряда элементов, главными из кот.явл-ся док-ция, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс, отчетность.

Ведение б/у в банках осущ-ся согл.учетной политике банка, сформированной в соотв.с законодат. РБ.

Особенности б/у в банках:

- используемый план счетов

- оперативность учета, проявляющаяся в отражении банковских операций в день их совершения

- составление баланса на ежедн.основе

- активы находятся в собственности (хоз.ведении, опер.управлении) банка учитываются обособленно от находящихся на б/у банка активов иных юр.лиц и имущ-ва ФЛ

- особая доказательная сила данных б/у, которая обусловлена действующим порядком документарного оформления совершаеиых операций и порядком документарного оформления совершаемых операций и порядком документооборота.

 

Принципы ведения бух. учета и составлении фин. отчетности

Организация б/у и отчётности в банке строится на общих подходах, основными из которых являются: ведение б/у с момента создания банка до его реорганизации или ликвидации; гос-ое регулирование б/у и отчётности; строгое документальное оформление и отражение в б/у каждой операции методом двойной записи на балансовых счетах (Дебет и Кредит), методом односторонней записи на внебалансовых счетах (Приход и Расход);учёт активов, обязательств и операций в бел.руб.; систематизация и группировка полученной инфо для составления отчётности; обеспечение сопоставимости данных аналитического учёта с данными синтетического учёта с целью формирования полной и оперативной инфо, своевременного предупреждения негативных явлений, контроля за показат-ми деят-ти банка и её конечными результатами; инвентаризация активов и обязательств банка с целью обеспечения достоверности данных б/у; публикация отчётности (банки обязаны публик-ть ежедневную отч-ть, годовую отч-ть, подтверждённую внешними аудиторами);независимая проверка и подтверждение фин-ой отч-ти аудиторскими организациями.

При организации б/у и формировании отчётности банк использует первичные учётные документы; регистры б/у, книги-регистрации открытых и закрытых лицевых счетов; формы отч-ти, составленные на бумажном носителе инфо или в электр-м виде.

При составлении их в электронном виде банку необходимо обеспечить: защиту инфо; сохранение архива по данной инфо в течение срока, установленногозаконодательством для её хранения; возможность получения заверенных копий;подтверждение их подлинности путём использования электронно-цифровой подписи ил других средств, подтверждающих достоверность и целостность содержащейся в них инфо. Банк определяет систему организации б/у и отч-ти в зависимости от структуры, объёма и видов проводимых операций, развития информационных технологий и др. факторов в локальных нормативно-правовых актах с учётом требований законодательства и нормативно-правовых актов НБ.

Организация б/у и отч-ти в банках включает:организация операционного дня;ведение регистров б/у;орг-ия работы по ведению лиц. счетов; формирование и хранение документов; организация внутреннего контроля;составление отчётности;фор-ие УП.

План счетов(ПС) бух. учета в банках

ПС б/у в банках предст-ет собой документ- содержащий номенклатуру счетов, используемых в б/у банков для отражения совершаемых операций, описание этих счетов и принципы их работы.

В РБ банки для ведения б/у используют единый ПС, утвержд.НБ в виде нормат.док-та – инстр.№283.

Основная задача плана счетов состоит в том, чтобы дать возможность вести подробный и полный учет всех банковских операций, а также своевременно представлять детальную, правдоподобную и содержательную информацию руководству банков, существующим или потенциальным акционерам, деловым партнерам, органам государственного регулирования, другим пользователям.

В основе действующего плана счетов лежат следующие международные принципы бухгалтерского учета и отчетности:

- непрерывности деятельности;

- осмотрительности;

- постоянства правил бухгалтерского учета;

- начисления;

- приоритета экономического содержания над юридической формой;

- достоверности;

- раздельного отражения активов и пассивов;

- единицы измерения;

- преемственности входящего баланса;

- существенности информации;

- сопоставимости.

Счета в Плане счетов являются многовалютными – бухгалтерский учет операций в иностранных и национальной валюте ведется на одних и тех же счетах. Связь между операциями в иностранной и национальной валюте обеспечивается посредством применения технических счетов валютных позиций и рублевого эквивалента валютных позиций.

Структура плана счетов построена с учетом степени убывания ликвидности активов и востребованности пассивов, характера операций, типов контрагентов банка.

План счетов состоит из следующих 10-и классов:

Класс 1- Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции.

Класс 2 – Кредиты и иные активные операции с клиентами.

Класс 3 – Счета по операциям клиентов.

Класс 4 – Ценные бумаги.

Класс 5 – Долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды юридических лиц. Основные средства и прочее имущество.

Класс 6 - Прочие активы и прочие пассивы.

Класс 7 – Собственный капитал банка.

Класс 8 – Доходы банка.

Класс 9 – Расходы банка.

Класс 99 – Внебалансовые счета.

Балансовые счета (класс1-9) предназначены для отражения в учете совершенных банком операций со средствами собственного и привлеченного характера. Балансовые счета подразделяются на группы счетов 1-го порядка (классы), 2-го порядка, 3-го порядка и 4-го порядка. Балансовые счета корреспондируют между собой и ведутся методом двойной записи – по дебету одного счета и по кредиту другого. Указание номера дебетуемого и кредитуемого счетов и денежной суммы в расчетных документах называется бухгалтерской проводкой.

На внебалансовых счетах (класс 99) отражаются операции банка, не сопровождающиеся фактическим движением денежных средств и не влияющие на его баланс. Внебалансовые счета подразделяются на группы счетов 2-го порядка (класс), 3-го порядка, 4-го порядка, 5-го порядка. Отражение операций по внебалансовым счетам ведется по схеме Приход или Расход.

В плане счетов выделены такие типы контрагентов банка, как банки (Национальный банк, центральные банки иностранных государств, банки-резиденты, банки-нерезиденты, международные финансовые организации), клиенты (небанковские финансовые организации, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, некоммерческие организации, органы государственного управления).

 

 

Регистры аналитического учета

Анал. учет предполагает подробное, детализированное отражение операций банка. Осн регистром анал. учета по балансовым и внебалансовым счетам явл лиц счет. Форма лиц счета разрабатывается и утверждается банком самост-но в локальных нормат. правовых актах с учетом требований актов закон-ва. Записи в лиц. счете осущ-ются на основании первичных учетных док-в, оформленных надлежащим образом.

Обязат. реквизитами лиц. счета являются:

номер лиц. счета;

дата совершения посл. операции;

дата совершения текущей операции;

номер док-та, на основании кот-го осуществлена запись в лиц счете;

номер счета-корреспондента (кроме лицевых счетов по внебалансовым счетам);

код банка-корреспондента (кроме лицевых счетов по внебалансовым счетам);

код валюты;

код платежа в бюджет (по операциям с республиканским или местным бюджетами);

сумма операции;

итоги оборотов по дебету и кредиту (по приходу и расходу по внебалансовым счетам);

сумма входящего остатка;

сумма исходящего остатка.

Лиц счет в ин/валюте должен содержать инф-ю об ин/валюте и эквиваленте в бел. рублях по следующим реквизитам лиц счета: сумма операции, итоги оборотов по дебету и кредиту (по приходу и расходу по внебалансовым счетам), сумма входящего остатка, сумма исходящего остатка.

В подтверждение выполненных за день операций клиенту выдается или направляется выписка из лиц счета, кот-ая должна содержать обязат реквизиты, перечисленные выше. Порядок и периодичность выдачи клиенту выписки из лиц счета и приложений к ней, форма их предоставления (на бумажном носителе информации или в электронном виде), наличие дополн реквизитов в лиц счете и в выписке из лиц счета, порядок удостоверения банком подлинности выписки из лиц счета, порядок выдачи дубликата выписки из лиц счета при ее утере клиентом устанавливаются в соответствующем договоре между банком и клиентом. Приложениями к выписке из лиц счета служат док-ты, на основании кот-х совершены записи в лиц счете клиента, и другие док-ты.

При необходимости банк имеет право предусмотреть ведение сборных лицевых счетов с отражением на лицевом счете, открытом на балансе, общей суммы средств по счетам учета некоторых операций. К таким операциям относятся операции с физическими лицами, основными средствами, нематериальными активами, товарно-материальными ценностями, дебиторская и кредиторская задолженность по хозяйственной деятельности, средства в расчетах по операциям с банками, средства в расчетах по операциям с клиентами.

В наст время к нумерации лиц счетов предъявляются след требования. Номер лиц счета имеет13 разрядов, назначение которых можно представить след образом:

АААА ВВВВВВВВ К, где

АААА - балансовый счет 4-го порядка,

ВВВВВВВВ – номер индивид счета. Поря номера счета определяется банком самостоятельно;

К – контрольный ключ, который предназначен для проверки правильности номера лиц счета при обработке расч и кассовых документов. Рассчитывается исходя из кода банка (филиала, отделения) и номера лицевого счета по алгоритму, утвержденному Национальным банком

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...