Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных структурных частей магистерской диссертации




Магистерская диссертация должна содержать следующие структурные части:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основную часть, разбитую на главы;

· заключение;

· перечень условных обозначений, символов и терминов (при необходимости);

· список использованных источников;

· приложения (при необходимости).

 

Дополнительно на саму процедуру защиты представляются:

· дополнительные документы: отзыв руководителя магистерской диссертации и рецензия на нее;

· электронные материалы, которые содержат электронную папку с файлами текста диссертации и раздаточного материала, презентацию;

· раздаточный материал, оформленный в виде папки с файлами, в количестве не менее 4 экземпляров.

Титульный лист содержит полное наименование учебного заведения; факультета и кафедры, на которой выполняется работа, фамилию, имя и отчество автора; название работы; шифр и направление специальности; ученую степень, звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя и (или) консультанта, город и год оформления работы (Приложение Д). На титульном листе диссертации должны присутствовать подписи научного руководителя и заведующего кафедрой о допуске работы к защите.

Содержание, приведенное в начале работы, дает возможность увидеть структуру исследования. Оно включает в себя заголовки структурных частей диссертации (наименования всех глав и параграфов) с указанием номера страницы, на которой размещается начало материала соответствующей части магистерской диссертации. Заголовки структурных элементов, глав и параграфов в содержании должны повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке - не допускается. Образец оформления приводится в Приложении Е.

Автореферат - это краткая характеристика всей диссертации, основные сведения о ее структуре и содержании. Включает в себя указание на общее число страниц магистерской диссертации, число рисунков и таблиц, краткое описание 3-х глав и выводов.

Введение. Во введении в сжатом и концентрированном виде должны быть отражены актуальность работы, объект и предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, научная и практическая ценность, а также методологический аппарат, которым пользовался автор при написании диссертации. Объём введения ограничивается 3-5 страницами.

Структура Введения представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Структурные компоненты Введения магистерской диссертации

Элемент Комментарий к формулировке
Выбор проблемы и обоснование темы Необходимо сформулировать проблему - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Именно она становится темой исследования.
Актуальность Актуальность темы отражает её важность, своевременность выполнения, необходимость исследования проблемы и перспективность достигнутых решений. При обоснована актуальности необходимо убедительно показать, что в современном состоянии изучаемого вопроса имеются неразрешенные или не полностью решенные аспекты какой-либо проблемы. Например, исследуются подходы к пониманию сущности темперамента в общей психологии. В результате проведенного литературного анализа можно выделить следующее противоречие:противоречие между существующими различными подходами к пониманию сущности темперамента в отечественных и зарубежных психологических школах, с одной стороны, и отсутствием единых критериев его анализа, – с другой. Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения: Социальная актуальность - положение дел по отношению к проблеме исследования. ("В существующих условиях... проблема не получила должного рассмотрения...."). Теоретическая актуальность - абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. ("Существует... проблема, в то же время, в психологических исследованиях эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как... "). Практическая актуальность - положение дел в практическом преломлении темы исследования - "анализ практики показывает, что молодые специалисты-психологи не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с...").
Цель работы Решение сформулированной проблемы и составляет цель исследования. Она должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Лаконично - сжатая формулировка результата решения проблемы есть цель исследования. Например: цель исследования составляет решение данной проблемы; или цель исследования - разработка (создание, апробация, формирование) у кого-либо чего-либо.
Объект исследования Объект - то, что противостоит познающему субъекту, в познавательной деятельности. Объектом исследования или областью, в пределах которой существует исследуемая проблема, является система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности и т.д.
Предмет исследования Формулировка предмета исследования направлена на выделение из объекта исследования более узкой и конкретной области исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.
Гипотеза Гипотеза - научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, автор строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели. Например: Гипотезой исследования стало предположение о том, что... повысится (улучшится, разовьется) за счет применении (внедрения)....
Задачи исследования Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Обычно в магистерских работах формулируется от 4 до 6 задач. Задачи должны раскрывать выдвинутые в параграфах компоненты исследования. ♦ Теоретическая задача (вариант формулировки по выбору): - описать (выявить) теоретические основы...; - провести научный анализ состояния теории и практики...; - систематизировать научные исследования (подходы)… ♦ Экспериментальная задача: - выявить и охарактеризовать сущностные характеристики... (условия)...; - определить уровень развития...; - определить степень сформированного....; - экспериментально изучить взаимосвязь … и …; - выявить особенности...; - разработать и апробировать комплекс мероприятий...; - разработать рекомендации...; - экспериментально проверить эффективность предложенной...; - наметить возможные пути....
Методы исследования Методами исследования в психологии могут быть следующие методы: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, опрос, обследование, мониторинг, тестирование, беседа, эксперимент, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и т.п.
Научная новизна Применительно к магистерской диссертации новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть: - систематизация подходов к определению отдельных понятий; - использование новых методологических подходов к данной теме; - обогащение работы данными смежных наук; - самостоятельно проведенный эксперимент, если был применен нестандартный подход или новый алгоритм или методика; - совершенствование (модификация) существующих моделей или методов решения научно-исследовательских задач, относящихся к объекту и/или предмету исследования; - применение уже известных моделей и методов к новой предметной области, позволяющее получить новые знания об исследуемом объекте; - усовершенствование известного элемента, относящегося к предмету исследования; - получение определенных данных в новых условиях и др.
Практическая значимость Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Практическая значимость магистерской работы означает ее нужность и обычно отвечает на вопрос, для чего эта работа делалась? По своей сути практическая значимость – это рекомендации по использованию результатов исследования в работе психолога, учебной, педагогической, просветительской деятельности. Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: "Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в... для...".

Основная часть работы

Основной текст работы обычно включает в себя две-три главы (в зависимости от темы исследования). Главы дробятся на параграфы. Содержание глав и параграфов должно отвечать задачам, сформулированным во введении, и последовательно раскрывать тему работы. Между главами должна быть логическая взаимосвязь, материал внутри глав должен излагаться в четкой логической последовательности. Каждая глава заканчивается краткими выводами. Названия глав и параграфов не должно повторять название диссертации.

Основной текст диссертации может содержать анализ научной литературы по теме исследования, подробное описание использованных методов, результаты обработки собранной практической информации, основные результаты выполнения магистерской работы.

Объем основной части (от титульного листа до приложений) выпускной квалификационной работы для магистров – 80-100 страниц.

 

Обычно первая или первая и вторая главы магистерской диссертации является теоретическими.

Там приводятсяизучение истории вопроса, обзор и анализ его современного состояния, который осуществляется непосредственно при работе с научной литературой (монографиями, учебниками, статьями в периодических изданиях, тезисами докладов, библиографическими, информационными, реферативными изданиями и т.д.), осуществляется сопоставление различных точек зрения на концептуальное развитие проблемы, на методологию ее изучения. Приводится обоснование или разработка собственных алгоритмов решения поставленных в магистерской диссертации задач, обоснование достоверности и репрезентативности используемой информации.

Как правило, при работе с литературой ориентирами являются грамотно сформулированные гипотеза и цель исследования. При этом сбор теоретической информации ведется ретроспективно - от современных источников к более старым. Кроме того, изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ. В дальнейшем необходимо продолжить поиск теоретических источников в направлении от общего к частному, т.е. от базисных положений к более конкретным.

Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Задача диссертанта - найти самостоятельную позицию, которая опиралась бы на все лучшее, что можно почерпнуть из авторитетных источников.

Теоретическая основа исследования обязательно включает изучение и использование научных трудов отечественных и зарубежных авторов в области психологии, связанной с магистерским исследованием. При этом исследования в области решения задач прикладного характера не исключают целесообразности изучения работ общеметодологического характера, обращения к трудам по социологии, философии, политике.

Логическим завершением работы с научной информацией является констатация состояния проблемы, степени изученности и разработки на сегодняшний момент. Следовательно, нужно четко и ясно охарактеризовать состояние проблемы: в виде нерешенного вопроса или ситуации, уточнения теоретической или практической цели.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно - либо внутри авторского текста в переработанном виде, либо косвенно в виде пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных суждений.

 

В экспериментальной главе, которая обычно содержит 2 – 3 параграфа, представлено описание процедуры сбора, изучения экспериментальных данных и описание результатов их анализа.

Сбор фактического материала - один из наиболее ответственных этапов подготовки магистерской диссертации. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, магистранту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы.

В части, посвященной описанию экспериментального исследования, необходимо указать суть эксперимента, оценить точность и достоверность полученных данных, сопоставить их с теоретическими данными.

Примерная структура экспериментальной главы такова:

- подбор методического материала;

- подбор и описание выборки, на которой будет проводиться экспериментальное исследование;

- очередность и сроки проведения эксперимента;

- условия и процедура проведения эксперимента.

Рассмотрим их более детально.

1) Подбор методического материала (конкретные психологические методики с данными об их валидности, надежности и объективности)

Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. В рамках магистерской работы чаще всего проводят психодиагностическое обследование с использованием 5-7 методик. Количество методик, входящих в комплекс, зависит от цели и задач работы. На этапе планирования комплекс методик необходимо согласовать с научным руководителем.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. При этом следует помнить, что для всестороннего изучения какого-либо психического явления необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно:

· в качественных и количественных характеристиках;

· в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития;

· в сочетании данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных, получаемых методами анализа продуктов деятельности, аппаратурной регистрации.

Рекомендуется отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, представлены показатели валидности и надежности, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели. Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, могут быть подтверждены данными, полученными по другим методикам.

Перечисление методик в тексте выпускной работы должно сопровождаться кратким описанием цели их применения, т.е. для получения каких именно характеристик, показателей и свойств они использовались в исследовании.

2) Подбор и описание выборки, на которой будет проводиться экспериментальное исследование

Приводится полное описание выборки испытуемых, участвующих в эксперименте: пол, возраст, класс (группа), школа (др. учреждение), другие характеристики (условия обучения и воспитания, наличие экспериментальных программ и специального режима и др.); а также обоснование репрезентативности выборки.

3) Очередность и сроки, условия и процедура проведения эксперимента

Если планируется проведение констатирующих и формирующих экспериментов, то необходимо дать полное описание всех этапов, а также характеристики контрольной и экспериментальной групп.

4) Описание применяемых методов математико-статистической обработки данных, полученных в экспериментальном исследовании

Для определения способов математико-статистической обработки необходимо оценить тип решаемой задачи и характер распределения эмпирических данных.

Описание результатов исследования необходимо иллюстрировать графиками, таблицами, диаграммами. Полные копии протоколов эксперимента представляются научному руководителю на этапе сдачи чернового варианта работы, а исходные данные должны быть представлены в работе в виде сводных таблиц. Если таблицы громоздкие, они выносятся в приложение. В приложении можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д. Расчетные таблицы, как правило, в тексте второй главы не приводятся, а помещаются в приложении. В тексте используются обобщенные данные из расчетных таблиц: они служат аргументами при интерпретации результатов экспериментального исследования и формулировании выводов.

Заключение. В заключении приводятся наиболее важные выводы по работе в целом. Выводы должны строго соответствовать цели и последовательно отражать решение поставленных в работе задач, а также отражать научную и практическую ценность тех результатов, к которым пришел автор. В заключении могут обсуждаться возможности и перспективы дальнейшего развития данного научного направления.

 

Перечень условных обозначений, символов и терминов вводится в диссертацию в случае, если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, символы и обозначения. Перечень их может быть представлен в виде отдельного списка, например, в виде столбца, в котором слева (по последовательности появления в тексте диссертации) приводят обозначение, сокращение или термин, справа – его детальную расшифровку. В стандартных ситуациях допускается расшифровку специальных терминов, сокращений, символов и обозначений приводить в тексте диссертации при первом упоминании.

Список использованных источников. При написании диссертации автор обязан давать ссылки на автора и источник, из которого он заимствует материалы, цитирует отдельные положения или использует результаты. К использованным литературным источникам могут быть отнесены монографии и учебная литература, периодическая литература (статьи из журналов и газет), законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники, электронные сборники, размещенные в сети Интернет и т. д. Список использованных источников включает в себя не менее 40 наименований. Литературные источники должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в случае, если количество авторов более трех - по названию книги, остальные материалы - в хронологическом порядке. Сначала должны быть указаны источники на русском языке, затем - на иностранном.

Приложения вводятся в диссертацию при необходимости, если они соответствуют содержанию работы и служат дополнением к раскрытию отдельных положений, таблиц, графиков в исследовании. В этот раздел могут включаться исходные данные, вспомогательные расчеты, промежуточные результаты обработки статистических данных, материалов экспертных оценок, копии документов, которые подтверждают объективность использованной информации, научное и (или) практическое применение результатов исследований или рекомендации по их использованию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...