Инициативность и самостоятельность.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 1. Как правило, принимаю без посторонней помощи. 2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком. 3. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений. 4. При подготовке к занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником. 5. Отсутствие руководителя на ответственном мероприятии (его совет, поддержка и т.п.) значительно снижает мои результаты. 6. Больше всего мне нравиться пробовать свои силы в творческой деятельности. 7. На работе, занятиях стараюсь придумывать упражнения, задания, задачи. 8. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мной. 9. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых. 10. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому. 11. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу. 12. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными. 13. К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать её не только полезной но и интересной. 14. При изучении нового учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется ля сдачи зачёта или экзамена. 15. Обычно не задумываюсь над содержанием занятий, точно выполняю то, что предлагается. 16. Стремлюсь бать организатором новых дел в коллективе. 17. Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему. 18. Процесс творчества не привлекает меня. 19. Результаты моей работы во время экзаменационной проверке не зависят от того, присутствует ли на них мой руководитель. 20. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне не интересно.
Самообладание и выдержка. 1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо. 2. В споре мне обычно удаётся сохранить спокойствие и объективность. 3. Не могу нормально работать, заниматься, если меня что-то тревожит. 4. В течение всей экзаменационной проверке чётко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение. 5. Совершенно не переношу боли. 6. Мне удаётся сохранить ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях. 7. Неприятности в институте и дома не снижают качество моей работы. 8. Долгое ожидание очень мучительно для меня. 9. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой. 10. Во время проверки, отчёта иногда не могу ответить даже на то, что знаю. 11. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека. 12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть. 13. На проверке, зачёте всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю. 14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же. 15. В процессе экзамена, зачёта, контрольной с трудом владею собой. 16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен. 17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения. 18. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение. 19. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо. 20. Специально учусь владеть собой.
Инструкция: Прочтите внимательно каждое высказывание и оцените насколько Вам это свойственно. Против номера утверждения поставьте один вариантов ответа –
Ответив на вопросы первого опросника, переходите к следующему и так до конца пятого опросника. После этого обработайте ответы (расставьте баллы) с помощью ключа, который одинаков для всех опросников.
Выраженность свойств Генерализованность свойств Варианты ответов 1 2 3 4 5 Варианты ответов 1 2 3 4 5 № вопросов № вопросов 1 -2 -1 0 +1 +2 2 -2 -1 0 +1 +2 6 -2 -1 0 +1 +2 3 +2 +1 0 -1 -2 8 +2 +1 0 -1 -2 4 -2 -1 0 +1 +2 9 +2 +1 0 -1 -2 5 +2 +1 0 -1 -2 11 +2 +1 0 -1 -2 7 -2 -1 0 +1 +2 12 +2 +1 0 -1 -2 10 +2 +1 0 -1 -2 16 -2 -1 0 +1 +2 13 -2 -1 0 +1 +2 17 -2 -1 0 +1 +2 14 +2 +1 0 -1 -2 18 +2 +1 0 -1 -2 15 +2 +1 0 -1 -2 20 -2 -1 0 +1 +2 19 -2 -1 0 +1 +2
В ключе выделены две группы суждений: диагностика выраженности и диагностика генерализованности волевых качеств. Напротив номера вопроса указано число баллов, которое присуждается за каждый вариант ответа. Они ставятся рядом с вариантом ответа или заносятся в протокол, затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов по суждениям выраженности и генерализованности каждого волевого качества. Для того, чтобы избавиться от возможных минусовых результатов, к суммарному результату прибавляется по 20 баллов и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть протокола. Протокол
Полученные оценки всех волевых качеств представляются графически в двух вариантах по круговой психограмме и по двум осям (горизонтальная ось – генерализованность, а вертикальная ось- выраженность каждого волевого качества) координатной плоскости с центром пересечения в 20 баллов. Окружность чертится радиусом в 4 сантиметра, центр является нулевой точкой. Для отметки каждого свойства проводится пять радиусов, которые делятся на четыре равные части (центр это 0 баллов, затем 10 баллов, 20 баллов, 30 и 40 баллов – соответственно) Все выраженности качеств затем соединяются одной линией, а генерализованности другой линией. Уровни развитости волевых качеств по параметрам выраженности и генерализованности следующие:
0—19 баллов – низкий уровень; 20—30 баллов – средний уровень; 31—40 баллов – высокий уровень. В координатной плоскости выраженность свойства, изменяется в континиуме от низкой до высокой (от 0 до 40 баллов по вертикали), генерализованность в континиуме от узкой до широкой (от 0 до 40 баллов по горизонтали). Каждое свойство здесь обозначается точкой. При соединении точек получается многоугольник. При этом анализируется: а) расположение многоугольника в координатных осях, указывающее на преобладающее направление в развитии волевых качеств; б) расстояния (в единицах шкалы) между крайними верхней и нижней, правой и левой точками многоугольника, свидетельствующие об относительной синхронности или гетеросинхронности в развитии волевых качеств с учетом обоих параметров. Желательно при анализе делать сравнение показателей своих со среднегрупповыми показателями.
4.13. Коммуникативные и организаторские склонности [14]
На этапах первичной профконсультации, для оценки потенциальных возможностей личности и её способностей, тщательно анализируются данные анкеты оптанта. Особенно анализируются, те разделы, которые касаются успешности обучения, опыта и успехов во вне учебной и внешкольной деятельности клиента. Также используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным. Коммуникативность, как черта характера, развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек-человек», а также других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности, в деятельности и общении, в планировании деятельности.
Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».
Обработка результатов. 1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором (см. приложение 20.3) и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. 2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам
Кк = Кх: 20 Ко = Ох: 20
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл. 2).
Таблица 2. Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры: 1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей. 2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией. Плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициатив в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в серьезной дальнейшей и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей. 4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям 5. Испытуемые, получившие высшую оценку – 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны. Предпочитают в каждом деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности. .
Вопросник КОС
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения? 3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей? 4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми? 6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой? 7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми? 8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете? 9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту? 10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию? 12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? 13. Легко ли Вам удается установить контакты с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? 15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе? 16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств? 17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? 18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя? 19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному? 20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке? 21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей 22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело? 23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх? 26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей? 27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей? 28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию? 30. Принимаете ли Вы участи в общественной работе в школе? 31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 32. Верно ли, что Вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами? 33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию? 34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37. Верно ли, что у Вас много друзей? 38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? 40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов Фамилия, имя, отчество______________________________________________________ Дата________________________ Возраст_______________________________________
Дешифратор
Заключение Рассмотренные нами структуры личности это искусственное деление целого на части с целью обеспечения понимания. На самом деле они представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную структурную систему. В ней нет отдельного места биологическому или социальному детерминированию. Структуры личности каждого из нас похожи составляющими компонентами, но различие заключается в степени развития и проявления тех или иных качеств, свойств, способностей. Личность - это психическое образование, это продукт нашего сознания и в большей мере воздействие на другого человека будет более эффективным, если психолог или менеджер будет работать с сознанием человека, а не с личностью. Составитель подчеркивает, что данное учебно-методическое пособие не отражает всей полноты взглядов, подходов к изучению личности и ее структур, в ней отражены некоторые аспекты прикладного характера применительно к деятельности практического психолога. Для читателей, которые интересуются психологией личности на стр. 26 (выше) приводится список рекомендуемой литературы. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1989. 3. Додонов Б.И. Проблема соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности // Проблемы психологии личности. – М., 1982. 4. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ,1980. 5. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. 6. Ладанов И.Д. Психология. - М., 1982. 7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища шк., 1989.
10. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом // Психологический журнал. – 1985. - № 5. 11. Петровский А.В. Общая психология. - М., 1976. 12. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986. 13. Практические занятия по психологии. - М.: ФиС., 1989. 14. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ.,1990. 15. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты.- Мытищи, 1996. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946. 17. Сыровецкий Ю.С. Теория личности и ее прикладное значение.- Новосибирск,1986. 18. Столин В.В. и др. Общая психодиагностика. - М., Изд-во МГУ., 1990. 19. Чечулин А.А. Психологическая теория личности.- Новосибирск,1979. 20. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. – 1992.- №1. 21. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.
Учебное издание Вотчин Илья Степанович Психология личности
Учебное пособие Редактор……………… Компьютерная вёрстка……………….
Лицензия ЛР № 020059 от 24.03.97 Подписано к печати……………..Формат бумаги………………. Печать RISO. Уч.-изд.л……….Усл.печ.л………………Тираж………. Заказ № Педуниверситет, 630126, Новосибирск, 126, Вилюйская, 28
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|