Основные виды и жанры народного художественного творчества
ности, тем способнее были сохранить для народа назидательное содержание его религиозной поэзии». В старообрядческой среде духовный стих переживает свое второе рождение. С одной стороны, он как бы возвращается к своему источнику - становится более книжным в поэтике и в языковых выражениях, а с другой — он делается более народным по бытованию. Духовные стихи старообрядцев были поэтическим воплощением их истории и учения. Основная функция стиха у старообрядцев — связь христианской книги с миром народных представлений, толкование сложных текстов понятным языком. Иными словами, духовный стих в разных своих проявлениях был и остается поэтическим выражением народной герменевтики (греч. hermeneno - искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста). Об этом говорит классическое исследование В.П.Адриановой-Перетц, где тщательно проанализированы многие десятки текстов стиха об Алексее, человеке Бо-жием и установлены черты сходства и отличия текстов двух редакций «Жития Алексея человека Божия», явившегося для этого стиха источником. О «толковательной» роли духовного стиха говорится и в монографии Ф.Батюшкова, где приводится сопоставление текстов «Слова о суете жизни и покоянии» Ефрема Сирина и распространенного в старообрядческой среде «Стиха о человеческой жизни»: «Человек живет, как трава растет». Духовные стихи складывались, с одной стороны, как ответвление церковных песнопений, а с другой, — постоянно испытывали воздействие различных «языческих «песенных жанров русского фольклора. Почти повсеместное бытование духовных стихов на территории расселения русских, окончательно не затухшее до сего времени, их взаимодействие с народным и церковным искусством позволяют констатировать, что духовные стихи образуют весьма существенную, обусловленную историческим развитием России, часть целостной народной культуры. Область духовных стихов располагалась в том ее секторе, где находился один из полюсов про-
1 Буслаев ФИ. Русские духовные стихи // Сб. Огд. рус.яз. и словесности Имп. академии наук, 1887.-Т42.-№2. С.448.
Народная художественная культура тиворечивого народного мировоззрения, а именно, религиозно-христианский, вернее, христианско-языческий. Русский фольклор без духовных стихов не может быть признан целостным явлением. Духовные стихи не представляют в нем изолированного круга произведений. В устном бытовании они взаимодействовали с былинами, обрядовыми и историческими песнями, подвергаясь их влиянию и сами оказывая значительное воздействие на них. История русского фольклора без духовных стихов так же неполна, неполноценна, как история русской культуры без истории православной церкви. Живут в «своем» времени герои всех жанров устного народного творчества: волшебных сказок - в очень отдаленном прошлом, былин — в Киевской Руси, баллад и бытовых сказок - в относительно недавнем прошлом, лирических песен и частушек - в настоящем... Время действия в отдельных духовных стихах тоже может быть вполне определенным и ограниченным, в целом оно начинается с «сотворения мира» и продолжается после кончины существующего мироздания. И дело не только в размещении изображаемых событий во всей их протяженности, но и в связи с их постоянно действующими персонажами. Часто это персонажи древнеславян-ской мифологии (например, Мать-Сыра Земля): Растужилась, расплакалась Матушка-Сыра Земля Перед Господом Богом: «Тяжел мне, тяжел, Господи, вольный свет! Тяжелей, много грешников, боле беззаконников!»
Речет же сам Господь сырой земле: «Потерпи же ты, Матушка — Сыра Земля! Потерпи же ты несколько времечка, сыра земля! Не придут ли рабы грешные к самому Богу С чистым покаянием? Ежели придут, прибавлю я Им свету вольного, царство небесное; Ежели не придут ко мне, к Богу, Убавлю я им свету вольного, Прибавлю я им муки вечныя, Поморю я их гладом голодным!» Основные виды и жанры народного художественного творчества Литература Аникин В.П. Русская народная сказка: пособие для учителей М. 1977. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. МЛ 957. Аничкин В.П. Русский богатырский эпос: Пособие для учителя -МЛ 964. Астахова A.M. Былины: Итоги и проблемы изучения -МЛ 1966. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т.М-Л.,1936. Афанасьев АН. Народные русские легенды. Казань. 1914. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3-х т. М.Л957. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. М., 1961. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.1 -2 — СПб., 1861. Былины. М.,1969. Варенцов В. Сборник русских духовных стихов. СПБ., 1880. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М.,1975. Виноградов ГС. Русский детский фольклор. Кн 1 Иркутск 1930. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI — XIX веков. М.,1991. Гусев BE. Эстетика фольклора. Л., 1967. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. М.,1984. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4, М., 1955. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М.,1994-. Жанровая специфика фольклора. М.,1984. Зуева ТВ., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учеб. для высших учебных заведений. М., 2000. Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск,1995. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.,1983.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|